Проявились в США, чем в Англии, где приверженцы теорий
Дж. Фрейзера не слишком часто позволяли себе выходить за
Рамки позитивистских представлений и методов анализа. Опи-
Раясь на теоретич. работы Р. Чейза, Н. Фрая, а также на
Исследования мифа М. Элиаде, Б. Малиновского и др., амери-
Канская мифологич Г критика в 40—60-е годы стала одним из
Ведущих литературоведческих направлений в своей стране. Ее
Использовали исследователи драмы (Ц. Барбер, Г. Вотс,
Г. Вейзингер, Ф. Фергюсон, Т. Портер) и романа (Р. Кук,
Ю. Франклин, Ф. Янг, Л. Фидлер, Дж. Луфборо). В мень-
Шей степени применялась мифокритич. методология для анали-
За поэтич. произв.
Мифологические критики в разл. странах, в том числе и у
нас (см., например, сб. "Литература и мифология"; 20), много
Сделали в исследовании генезиса и типологич. аспектов литера-
Туры. Работы мифокритиков многое прояснили в природе
общечеловеч. "вечных" символов, образов, тем, конфликтов, в
выявлении худож. инвариантов в литературах разл. эпох. Ми-
Фологич. метод в литературоведении оправдан и плодотворен,
Однако его применение должно быть ограничено определенны-
Ми рамками, выход за пределы к-рых ведет к откровенному
Околонаучному фантазированию, превращая литературоведение
Из науки о литературе в один из ее художественных или полу-
Художественных жанров.
А. С. Козлов
МИФОПОЭЗИЯ
МИФОПОЭЗИЯ — англ. MYTHOPOETRY — термин мифо-
Логической критики. Употребляется для обозначения всех
Жанров худож. творчества, тематически или структурно связан-
Ных с тем или др. древним мифом. В фундаментальном иссле-
довании амер. ученого Г Слокховера "Мифопоэзия" (164)
Этим термином обозначается большое кол-во худож. произв.
Разл. эпох и жанров, в к-рых выявляется одна и та же, весьма
Жесткая мифологич. структура или каркас. Определенное
Неудобство в употреблении термина обусловлено его ориента-
Цией прежде всего на поэзию. Поиски более приемлемого
Термина продолжаются. Российский философ Ю. Н. Давыдов
предлагает обозначать совр. "искусственную мифологию"
Термином мифологема. Для обозначения всех совр. видов
Худож. творчества успешно используются понятия
"мифоцентрическая литература" или "мифоцентрическое про-
изведение"
А. С. КОЗЛОВ
МОНОМИФ — англ. MONOMYTH — термин мифологической
критики. Употребляется для обозначения "первичного" мифа,
К-рый, по мнению мн. исследователей, лежит в основе всех
Последующих мифологич. повествований и всего худож. творче-
Ства в целом. М. понимается как первичная структура, мифо-
логич. инвариант, якобы неизменно присутствующий и под-
Дающийся выявлению во всех худож. произв. Это архетип всей
Литературы, ее универсальный мотив.
Первые попытки свести многообразие худож. творчества к
Одному единственному источнику были предприняты еще
Я. Гриммом в раб. "Немецкая мифология" "При более при-
Стальном рассмотрении, — писал, в частности, Я. Гримм, —
Почти все отдельные божества выступают как порождения и
расчленения одного единственного" Однако Я. Гримм и его
Последователи из так называемой мифологич. школы в фольк-
Лористике и литературоведении занимались в основном рекон-
Струкцией национальных мифологий на основе изучения их
"пережитков" и "осколков" в худож. (преимущественно фольк-
Лорном) материале более поздних эпох. Особое внимание
Уделялось при этом лингвистич. анализу, семантике слова,
лучше всего сохранявшего (по мнению М. Мюллера, например)
первоначальное мифологич. содержание. М. Мюллер на основе
Яз. анализа пришел к заключению, что все древние мифы в
МОНОМИФ 237
итоге сводятся к одному — мифу о солнце ("солярная" теория
мифа).
Выделение М., или мифологич. "монотемы", в качестве осно-
Вополагающей характерно и для др. мифообъясняющих школ
XIX—XX вв. Представители лунарной теории видели во всех
Мифах лишь одну тему — обожествление луны. Дж. Фрейзер и
Его последователи, представляющие одну из ветвей антропологич.
Школы в учении о мифах, сводили тематику их почти исключи-
тельно к сезонному ритуализму, к формуле "умирание — возрож-
дение" Эту "монотему" литературоведы фрейзеровской ориента-
Ции стали выявлять и в самых совр. произв.
Литературоведы определяют в качестве М. разл. мифоло-
Гич. темы. Одни из них связывают М. с образной системой,