Из запрограммированного в нем бессознательного более или

менее замаскированных, "осовремененных" неизменных сущно-

стей — архетипов или "первоначальных образов" Архетипом

Гамлета был Орест. И Шекспир извлек этот образ из бессоз-

Нательного, а не осознанно нарисовал копию, имея перед глаза-

Ми модель. Гамлет — это современный Орест; глубинные,

Архетипные сущности этих героев идентичны.

Упомянутые работы Г Мэррея и М. Бодкин свидетельство-

Вали о начале нового, глубинно-психологич., юнгианского

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КРИТИКА 232

Течения в англ. мифокритике, хотя ее фрейзеровское начало и

Не было полностью отвергнуто. Об этом свидетельствуют

Работы достаточно ортодоксальных последователей

Дж. Фрейзера: Ф. Рэглана ("Герой") и Р. Грейвса, последний

из к-рых в кн. "Белая богиня" (90), используя лунарную тео-

Рию мифа, во многом (как и в своих стихах) опирался и на

ритуалистические концепции, разработанные в "Золотой вет-

ви".

Особое место среди англ. мифокритиков занимает К. Стилл,

получивший известность после публикации кн. "Вечная тема"

(165). В определенной степени продолжая эволюционистские

Традиции фрейзеровской школы, в частности, определяя ритуал

И миф как нечто единое, что служит основой совр. творчества,

Он вместе с тем преодолевает отчетливо выраженный позити-

Визм первых кембриджских мифокритиков. К. Стилл интересу-

Ется высшими духовными проявлениями человека, причем на

Всех стадиях его развития. Он, как и Э. Лэнг, считает, что идея

святости была присуща людям всегда и что поэтому "вечной

темой" худож. творчества всех эпох является повествование о

Духовном падении и последующем моральном возрождении (а

Не просто о телесном умирании и воскресении, как считали

ортодоксальные последователи Дж. Фрейзера). Очевидна

библейская ориентация К. Стилла при определении - "вечной

темы" или мономифа, лежащего в основе всей совр. литерату-

Ры. И эта ориентация позволяет говорить о К. Стилле как об

Одном из основоположников религиозного течения в совр.

Мифокритике, предшественнике работающих в США

Дж. Кэмпбелла и М. Элиаде — крупнейших представителей

Этого течения.

Зародившись в Англии, совр. мифологич. критика получила

Наибольшее распространение в Соединенных Штатах Америки.

В др. странах, в частности, во Франции и Германии, мифокри-

Тич. методология использовалась лишь спорадически, в работах

Отдельных авторов. Она не стала там заметным течением в

Литературоведении. При этом речь идет именно о мифологич.

Критике, а не об учениях о мифе, появившихся в странах конти-

Нентальной Европы даже в большем объеме, чем в Англии и

США. Но эти учения далеко не всегда использовались и могли

Быть использованы мифокритикой. С франц. же структурализ-

Мом, с его, казалось бы, близким мифокритикам стремлением

Отыскать общие и неизменные основы литературы, возникла

Вражда, ибо структуралисты или не признавали особой ценно-

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КРИТИКА 233

Сти древнего мифа и его архетипов (К. Леви-Стросс), или

Вообще относились к нему презрительно (Р. Барт).

В США мифологич. критика, начиная с 40-х годов, стала

Одним из ведущих направлений в литературоведении. Первые

Работы амер. мифокритиков появились здесь в конце 10-х

Годов. Они были вызваны к жизни начавшими распространять-

Ся в США идеями К. Юнга. Типично юнгианским исследова-

нием была ст. Э. Тейлора "Шелли как мифотворец" (169).

Характерно, что появилась она в "Журнале психопатологии"

Одном из первых, начавшем печатать литературоведческие

Работы фрейдистского и юнгианского направления. Интерес

Именно к К. Юнгу, а не к Дж. Фрейзеру объясняется общим

Увлечением глубинной психологией в США.

Проникновение фрейзеровской методологии в литературо-

Ведение США начинается лишь с конца 30-х годов, но в после-

Дующие десятилетия эта методология успешно соперничала с

Юнгианскими подходами, причем никакой борьбы между ними

Не было — они весьма удачно дополняли одна другую. Учение

К. Юнга о бессознательных каналах передачи худож. опыта

Давало возможность последователям Дж. Фрейзера преодолеть

Очевидную слабость их методологии. Отпадала необходимость

В трудных поисках средств и путей передачи древних традиций.

Первым крупным амер. мифокритиком является У Трой,

Работы к-рого стали появляться в печати с конца 30-х годов.

Наши рекомендации