Из запрограммированного в нем бессознательного более или
менее замаскированных, "осовремененных" неизменных сущно-
стей — архетипов или "первоначальных образов" Архетипом
Гамлета был Орест. И Шекспир извлек этот образ из бессоз-
Нательного, а не осознанно нарисовал копию, имея перед глаза-
Ми модель. Гамлет — это современный Орест; глубинные,
Архетипные сущности этих героев идентичны.
Упомянутые работы Г Мэррея и М. Бодкин свидетельство-
Вали о начале нового, глубинно-психологич., юнгианского
МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КРИТИКА 232
Течения в англ. мифокритике, хотя ее фрейзеровское начало и
Не было полностью отвергнуто. Об этом свидетельствуют
Работы достаточно ортодоксальных последователей
Дж. Фрейзера: Ф. Рэглана ("Герой") и Р. Грейвса, последний
из к-рых в кн. "Белая богиня" (90), используя лунарную тео-
Рию мифа, во многом (как и в своих стихах) опирался и на
ритуалистические концепции, разработанные в "Золотой вет-
ви".
Особое место среди англ. мифокритиков занимает К. Стилл,
получивший известность после публикации кн. "Вечная тема"
(165). В определенной степени продолжая эволюционистские
Традиции фрейзеровской школы, в частности, определяя ритуал
И миф как нечто единое, что служит основой совр. творчества,
Он вместе с тем преодолевает отчетливо выраженный позити-
Визм первых кембриджских мифокритиков. К. Стилл интересу-
Ется высшими духовными проявлениями человека, причем на
Всех стадиях его развития. Он, как и Э. Лэнг, считает, что идея
святости была присуща людям всегда и что поэтому "вечной
темой" худож. творчества всех эпох является повествование о
Духовном падении и последующем моральном возрождении (а
Не просто о телесном умирании и воскресении, как считали
ортодоксальные последователи Дж. Фрейзера). Очевидна
библейская ориентация К. Стилла при определении - "вечной
темы" или мономифа, лежащего в основе всей совр. литерату-
Ры. И эта ориентация позволяет говорить о К. Стилле как об
Одном из основоположников религиозного течения в совр.
Мифокритике, предшественнике работающих в США
Дж. Кэмпбелла и М. Элиаде — крупнейших представителей
Этого течения.
Зародившись в Англии, совр. мифологич. критика получила
Наибольшее распространение в Соединенных Штатах Америки.
В др. странах, в частности, во Франции и Германии, мифокри-
Тич. методология использовалась лишь спорадически, в работах
Отдельных авторов. Она не стала там заметным течением в
Литературоведении. При этом речь идет именно о мифологич.
Критике, а не об учениях о мифе, появившихся в странах конти-
Нентальной Европы даже в большем объеме, чем в Англии и
США. Но эти учения далеко не всегда использовались и могли
Быть использованы мифокритикой. С франц. же структурализ-
Мом, с его, казалось бы, близким мифокритикам стремлением
Отыскать общие и неизменные основы литературы, возникла
Вражда, ибо структуралисты или не признавали особой ценно-
МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КРИТИКА 233
Сти древнего мифа и его архетипов (К. Леви-Стросс), или
Вообще относились к нему презрительно (Р. Барт).
В США мифологич. критика, начиная с 40-х годов, стала
Одним из ведущих направлений в литературоведении. Первые
Работы амер. мифокритиков появились здесь в конце 10-х
Годов. Они были вызваны к жизни начавшими распространять-
Ся в США идеями К. Юнга. Типично юнгианским исследова-
нием была ст. Э. Тейлора "Шелли как мифотворец" (169).
Характерно, что появилась она в "Журнале психопатологии"
Одном из первых, начавшем печатать литературоведческие
Работы фрейдистского и юнгианского направления. Интерес
Именно к К. Юнгу, а не к Дж. Фрейзеру объясняется общим
Увлечением глубинной психологией в США.
Проникновение фрейзеровской методологии в литературо-
Ведение США начинается лишь с конца 30-х годов, но в после-
Дующие десятилетия эта методология успешно соперничала с
Юнгианскими подходами, причем никакой борьбы между ними
Не было — они весьма удачно дополняли одна другую. Учение
К. Юнга о бессознательных каналах передачи худож. опыта
Давало возможность последователям Дж. Фрейзера преодолеть
Очевидную слабость их методологии. Отпадала необходимость
В трудных поисках средств и путей передачи древних традиций.
Первым крупным амер. мифокритиком является У Трой,
Работы к-рого стали появляться в печати с конца 30-х годов.