МИФЕМА, МИФОЛОГЕМА — англ.
термин мифологии, критики, обозначающий заимствование у
мифа мотива, темы или ее части и воспроизведение в более
поздних фольклорных и литературных произв. Термин получил
широкое распространение в X X в. в связи с активизацией
интереса к мифу. М. обозначает сознательное заимствование
автором мифологич. мотивов, тогда как постулируемая
К. Юнгом бессознательная их репродукция как правило обо-
значается понятием архетип. М. понимается и как мифологич.
"пережиток" в совр. литературно-худож. практике, и как ее
важнейший структурообразующий принцип. Последователи
К. Юнга склонны также видеть в М. носитель особо важного
общечеловеческого значения. Такое понимание ведет к культу
мифа, к признанию его доминирующей роли в произв., что
контрастирует с более скромной, характерной для XVIII и XIX
вв. оценкой древнего мифа только как "материнского лона"
литературы (Ф. Шеллинг).
А. С. Козлов
МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КРИТИКА — англ. MYTH CRITICISM
— влиятельное направление в англо-американском литературо-
ведении X X в., именуемое также "ритуальной" (ritual) и
"архетипной" (archetype) критикой. "Ритуальная" ветвь мифо-
Логич. критики берет начало в исследованиях Дж. Фрейзера,
"архетипная" порождена концепциями К. Юнга. В США, где
Генезис мифологич. критики во мн. предопределен работами
швейцарского психолога, ее иногда именуют "юнгианской"
Родиной "ритуальной", фрейзеровской ветви мифологич. кри-
тики является Англия. Хронологически "ритуальная" критика,
Работы представителей к-рой появились в начале X X в., пред-
шествует "архетипной" юнгианской, заявившей о себе в конце
Х годов. Совр. мифологич. критика представляет собой
Оригинальную литературоведческую методологию, основанную
Преимущественно на новейших учениях о мифе; определенное
Подобие ей можно найти в XIX в. в деятельности известной
Мифологич. школы в литературоведении, а рудименты этой
Методологии проступают даже в античности.
В основу мифокритич. методологии положена идея о мифе как
Решающем для понимания всей худож. продукции человечества,
Древней и современной, факторе. Все литературно-худож. произ-
Ведения или прямо называются мифами, или чаще в них отыскива-
Ется столько структурных и содержательных элементов мифа
(мифологем, мифем), что последние становятся определяющими
Для понимания и оценки данного произв. Миф таким образом
Рассматривается не только как естественный, исторически обу-
Словленный источник худож. творчества,, давший ему изначальный
Толчок, но и как трансисторич. генератор литературы, держащий
Ее в определенных мифоцентрич. рамках. В концепции Н. Фрая,
например, изложенной в кн. "Анатомия критики" (85), история
Мировой литературы понимается как циркулирование по замкну-
Тому кругу. Литература сначала отделяется от мифа, развивая
Собственные, исторически обусловленные модусы, но в конечном
Итоге снова возвращается к мифу (имеется в виду творчество
совр. писателей-модернистов).
МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КРИТИКА 226
Мода на миф, своеобразный мифоцентрич. тоталитаризм,
Пришла на рубеже XVIII—XIX вв., сменив презрительное и
Высокомерное отношение к мифологии со стороны рационали-
Стов-просветителей. Вольтер, в частности, говорил о нелепых
"гигантских образах" эпоса и мифа, к-рые могут привлечь
внимание дикаря, но оттолкнуть "души просвещенные и чувст-
вительные" Мысль о несуразности мифа, о нелепости его
использования (наряду с другими, "варварскими" формами
Народной фантазии) в век Просвещения разделял и Гете,
Тяготевший в поздний период творчества к классич. соразмер-
Ности и ясности. Ситуация коренным образом меняется с выхо-
Дом на литературную арену предромантиков, а затем романти-
Ков. В отличие от классицистов представители этих течений
Рассматривали стихийное народное творчество, включая и
Мифологию, как проявление высшей художественности, отме-
Ченной свежестью и непосредственностью восприятия. Миф
Понимался уже не как нелепый вымысел, плод незрелого ума, а
Как проявление высшей мудрости, как выражение способности
Древнего человека к целостному, синтетическому, не замутнен-