Среди теоретиков постмодернизма, самым влиятельным среди
к-рых является американец И. Хассан (97, 98, 99, 100);
именно под его влиянием М. занял место "неоспоримого догма-
та" постмодернистской теории последних лет. Голл. критик
Т Д ан на основе концепции М. пытается разграничить худож.
течения модернизма и постмодернизма: "постмодернизм
творчески "деконструирует" опору модернизма на унифици-
Рующий потенциал рудиментарных метаповествований. Поэто-
МЕТАРАССКАЗ 219
Му на уровне формы постмодернизм вместо однолинейного
Функционализма модернизма прибегает к дискретности и эк-
лектичности" (70, с. 219).
Под "однолинейным функционализмом модернизма" критик
Понимает стремление модернистов создать самодостаточный,
Автономный мир произв. иск-ва, искусственная и сознательная
Упорядоченность к-рого должна была противостоять миру
Реальности, воспринимаемому как царство хаоса и краха тради-
ционных ценностей: "модернизм в значительной степени обос-
Новывался авторитетом метаповествований с целью обрести
Утешение перед лицом того, как ему казалось, разверзшегося
Хаоса нигилизма, который был порожден политическими,
социальными и экономическими обстоятельствами" (70, с.
213).
В качестве "симптоматического примера" подобного подхо-
Да, т. е. поисков унифицирующего метаповествования Д ан
называет "Бесплодную землю" (1922) Т. С. Элиота, характе-
ризуя ее как "диагноз хаоса после первой мировой войны" и в
то же время как стремление к обретению "альтернативы этому
хаосу" к-рую находит в обращении к авторитету религии и
Истории. Именно они кладутся автором в основу его
"мифологического метода" с помощью к-рого он пытается
Обрести ощущение единства и целостности. В своих поздних
Произв. и теоретич. эссе Элиот, по Д ану, обращался к более
Секуляризованным и политич. формам авторитета, стремясь
Найти утраченную цельность восприятия мира и времени
("нерасщепленную чувствительность") в единстве содержания,
Стиля и структуры произв. иск-ва. Идея искусства как защиты
От жизни была канонизирована в теории англо-американской
"новой критики" рассматривавшей иск-во как гарант
"человечности" и "гуманистических ценностей"
Ту же мифологему метаповествования Д ан находит в по-
Пытках Э. Паунда опереться на традиции мировой классич.
Литературы (не только западной, но и восточной), У Фолкнера
— на мифологизированную интерпретацию истории американ-
Ского Юга, Э. Хемингуэя — на природные мифы и кодексы
Чести и мужества, а также в общем для мн. модернистов стрем-
лении опереться на "поток сознания" как один из организую-
Щих принципов произведений иск-ва, — стремлении, предпо-
Лагающем веру в возможность целостного характера персонажа
В литературе.
МЕТАРАССКАЗ
В противоположность модернистам постмодернисты отвергают
"все метаповествования, все системы объяснения мира" т. е. "все
Системы, которые человек традиционно применял для осмысления
своего положения в мире" (70, с. 229). Для "фрагментарного
опыта" реальностью обладают только прерывистость и эклектизм,
А любое разумное обоснование историч., мифологич. и психологич.
плана заведомо ложно и искусственно, произвольно и просто
лживо. Как пишет амер. писатель Д. Бартелм в рассказе "Смотри
на луну", "фрагменты — это единственная форма, которой я
доверяю" (36, с. 160).
Если постмодернисты и прибегают к метаповествованиям, то
Только в форме пародии, чтобы доказать их бессилие и бес-
смысленность. Р. Браутиган в "Ловле форели в Америке"
(1970) пародирует хемингуэйевский миф о благотворности
возврата человека к девственной природе, а Т Макгвейн в "92°
в тени" (1967) — хемингуэйевский кодекс чести и мужества.
Точно так же Т Пинчон в романе "V" (1963), хотя и косвен-
Но, пародирует веру Фолкнера (имеется в виду прежде всего
роман "Авессалом, Авессалом!") в возможность восстановле-
Ния истинного смысла истории.
При восприятии постмодернистского текста проблема смыс-
Ла переходит с уровня коллективного и объективного мира,
Функционирующего по правилам метаповествований истории,
Мифа, религии, художественной и литературной традиции,
Психологии или какого-либо другого метаповествования, внеш-