Доминирующей тенденции своего времени или общепринятой
Философской или этич. традиции. Одними из первых
"последовательных" маргиналов культурной жизни Европы
Считаются киники, к-рые, начиная с Антисфена, сознательно
Противопоставляли себя философской и этич. традициям своей
Эпохи с ее мыслительными и поведенч. стереотипами.
В определенном смысле постструктурализм и постмо-
Дернизм могут быть охарактеризованы как проявление феноме-
на маргинализма — специфич. фактора именно "модернистско-
современного" модуса мышления, скорее даже мироощущения,
Творч. интеллигенции X X в. Характерная для нее позиция
Нравственного протеста и неприятия окружающего мира, пози
МАРГИНАЛЬНОСТЬ
ция "всеобщей контестации" "духовного изгойничества" и
Стала отличительной чертой именно модернист, художника, в
Свою очередь получив специфич. трактовку в постмодернизме.
Начиная с постструктурализма, маргинальное^ превратилась в
Уже осознанную теоретич. рефлексию, приобретя статус
"центральной идеи" — выразительницы духа своего времени.
Причем следует иметь в виду, что маргинализм как сознатель-
ная установка на "периферийность" по отношению к обществу в
Целом и его социальным и этич. ценностям, т. е. и по отноше-
Нию к его морали, всегда порождала пристальный интерес к
"пограничной нравственности"
Феномен де Сада был заново осмыслен в постструктурали-
стской мысли, получив своеобразное "теоретическое оправда-
ние". Проблема не исчерпывается имморализмом; ее суть в том,
что Томас Манн в "Волшебной горе" устами Сеттембрини
Определил как placet experiri — жажду эксперимента, искус
Любопытства и познания, часто любой ценой и в любой ранее
Считавшейся запретной, табуированной области.
Артистически-богемный маргинализм всегда привлекал
Внимание теоретиков иск-ва, но особую актуальность он приоб-
Рел для философов, эстетиков и литературоведов структурали-
Стской и постструктуралистской ориентации. Здесь
"инаковость" "другость" и "чуждость" художников миру
Обыденному с его эстетич. стандартами и социальными и этич.
Нормами стала приобретать экзистенциальный характер, пре-
вратившись практически в почти обязательный императив:
"истинный художник" по самому своему положению неизбежно
Оказывается в роли бунтаря-маргинала, поскольку всегда
"оспаривает" общепринятые представления и мыслительные
Стереотипы своего времени.
Этот постулат получал разл. аргументацию в разных кон-
Цептуальных объяснительных системах, из них наиболее влия-
Тельная была обусловлена панъязыковым характером пост-
Структуралистских мировоззренч. представлений. Еще струк-
Туралисты развивали гипотезу амер. лингвистов Э. Сепира и
Б. Уорфа о влиянии языка на формирование моделей сознания,
И в их трудах поэтич. язык (как и худож. язык вообще) стано-
Вился основным законодателем лингвистич. творчества на всех
Уровнях, начиная с фонетич. организации языкового материала
И кончая как моделирующей, так и конституирующей способно-
Стью организовывать познавательный универсум — то, что с
легкой руки Фуко получило потом название "эпистемы". Пост-
МАРГИНАЛЬНОСТЬ 215
Структуралисты довели эту гипотезу до ее логич. завершения,
Поставив знак равенства между языком и сознанием, т. е.
Отождествив средства передачи сообщения (форму сообщения)
с содержанием сообщения. Впоследствии в постмодернизме
Отождествление сознания человека с письменным текстом как
Якобы единственно возможным средством его фиксации более
Или менее достоверным образом превратилось в общее место. В
конечном счете буквально все стало рассматриваться как текст:
литература, культура, общество, история и, наконец, сам чело-
Век; отсюда возникла теория интертекстуальности.
Специфика постструктуралистского понимания языкового
Сознания заключается в том, что ему придается характер обез-
Личивающей силы на том основании, что оно задано индивиду в
Уже готовых языковых формах, предопределяющих его качест-
Венный характер. Поскольку в таком понимании сознание вне
Зависимости от волевых попыток индивида является рабом