КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — англ.
COLLECTIVE UNCONSCIOUSNESS — термин введен К. Юнгом,
стремившимся противопоставить его "индиви-
дуальному бессознательному" 3. Фрейда, определяемому в
качестве психологии, резервуара для вытесненных из сознания
в раннем детстве эротич. устремлений. К. Юнг сделал наиболее
психологич. сильным не индивидуальное, наполненное вытес-
ненным эротич. материалом, а "коллективное" бессознательное.
Под К. Б. Юнг понимает врожденную (а не сформировавшую-
ся в детстве, как у 3. Фрейда) психологич. структуру, к-рая
является аккумулятором неосознанно передающегося из поко-
ления в поколение человеческого опыта. Т. о. одна из важней-
ших категорий глубинной психологии — "бессознательное"
переставала определяться в качестве вместилища только нега-
тивных по своим общественным и культурным проявлениям
потенций, вытеснение которых обусловлено "принципом реаль-
ности" и необходимо для нормального функционирования
общества. Вытесненные в "бессознательное" эгоистич., соци-
ально деструктивные желания не утрачивают своей психологич.
силы и продолжают быть тайными, неосознанными мотивами
поступков не только ребенка, но и взрослого человека на про-
тяжении всей его жизни, драматизм к-рой определяется двумя
антагонистами — принципом реальности и принципом удоволь-
ствия. Юнг подверг резкой критике концепцию
"бессознательного" Фрейда, обоснованно указав на
"пансексуализацию" им всей психич. жизни индивида.
Фрейд преодолевал негативизм потенций человека посред-
ством понятия "сублимация" Низшие эротич. в своей основе
формы психологич. энергии сублимируются в высшие культур-
ные ценности, в частности, в произв. иск-ва. Сексуально-
психологич. энергия — "либидо" первична по отношению к
ним. К. Юнг отказался от подобного понимания генезиса
содержания духовной жизни. "Религиозный и философский
потенциал, т. е. так называемые метафизические нужды чело-
века, должны получить позитивную оценку в руках аналитика"
(119а, с. 224).
Учение К. Юнга о К. Б. — одна из первых попыток поста-
вить заслон проникновению фрейдистского пансексуализма и
биологизма в эстетику, литературоведение, философию и др.
гуманитарные науки. Характерно, что соперник Фрейда нигде
не упоминает о каких бы то ни было биологич. шифрах или
каналах передачи бессознательного человеческого опыта.
Имеются указания на способность К. Б. быть средством связи
с божественным, космическим. Аналогия К. Б. отыскивается в
немецкой литературной и философской традиции. У йенских
романтиков, в частности, у Новалиса, герои обладают способ-
ностью априорного постижения явлений жизни, они не изучают
эти явления, а "узнают" их как нечто уже виденное и пережитое
в прошлом. Таким даром "узнавания" обладает Генрих фон
Офтердинген, герой основного произв. Новалиса. О жизни
духа как самодовлеющей и высшей силе, развивающейся по
особым законам, писали Шеллинг, Гегель, Дильтей. Концеп-
ция К. Б. вписывается в эту традицию. Юнг противопоставил
традиционному позитивизму к биологизму Фрейда метафизич.
и идеалистич. в своей основе понимание психологич. механизма.
К. Юнг и А. Адлер, др. соперник 3. Фрейда, были первы-
ми, кто сделал попытку создания т. н. "культурного психоана-
лиза" с акцентом на автономных ценностях гуманитарных наук,
"наук о духе" Ранняя фрейдистская теория "бессознательного"
побуждала гуманитариев объяснять многообразие литературы,
иск-ва, философии однообразным "эдиповым комплексом"
Концепция К. Б. преодолевала этот узкий детерминизм, пре-
тендуя на объяснение лишь механизма передачи человеческого
опыта (включая художественный), и не ограничивала его со-
держание и структуру одной, пусть и варьирующейся темой.
Учение К. Юнга способствовало тому, что в более поздних
работах 3. Фрейд расширил рамки своей теории
"бессознательного" и включил в него не только негативные, но
и позитивные потенции.
Термин К. Б. широко применяется в совр. зарубежном и
отечественном литературоведении.
А. С. Козлов
КРИТИКА СОЗНАНИЯ — англ. CONSCIOUSNESS
CRITICISM, фр. — CRITIQUE DE CONSCIENCE — впервые