Наиболее полно эту проблему осветила англ. критик К. Брук-
Роуз (50). Основываясь на литературном опыте постмодер-
Низма, онаж приходит к крайне пессимистич. выводам о возмож-
Ности дальнейшего существования литературного героя, как и
Вообще персонажа, и связывает это с отсутствием полнокров-
ного характера в "новейшем романе"
Подытоживая совр. состояние вопроса, Брук-Роуз приво-
дит пять основных причин "краха традиционного характера";
Эпистемологич. кризис (см. эпистемологическая неуверен-
Ность)г 2) упадок бурж. общества и вместе с ним жанра рома-
На, к-рый это общество породило; 3) выход на авансцену
вторичной оральности" — нового "искусственного фольклора"
Как результата воздействия масс-медиа; 4) рост авторитета
популярных" жанров с их эстетич. примитивизмом;
Невозможность средствами реализма передать опыт X X в.
Со всем его ужасом и безумием.
ЗНАЧЕНИЕ — СМЫСЛ
Общий итог рассуждений критика весьма пессимистичен:
"Вне всякого сомнения, мы находимся в переходном состоянии,
Подобно безработным, ожидающим заново переструктуриро-
Ванное технологич. общество, где им найдется место. Реали-
Стич. романы продолжают создаваться, но все меньше и меньше
Людей их покупают или верят в них, за исключением бестселле-
Ров с их четко выверенной приправой чувствительности и
Насилия, сентиментальности и секса, обыденного и фантастиче-
Ского. Серьезные писатели разделили участь поэтов как эли-
Тарных изгоев и замкнулись в различных формах саморефлек-
Сии и самоиронии — от беллетризированной эрудиции Борхеса
До космокомиксов Кальвино, от мучительных меннипеевских
Сатир Барта до дезориентирующих символических поисков
Неизвестно чего Пинчона — все они используют технику
Реалистич. романа, чтобы доказать, что она уже не может
Больше применяться для прежних целей. Растворение характе-
Ра — это сознательная жертва постмодернизма, по мере того
как он обращается к технике научной фантастики" (50, с. 194).
И. П. Ильин
ЗНАЧЕНИЕ — СМЫСЛ — англ. SIGNIFICANCE — MEANING
— понятие, лежащее в основе всех литературно-критич. школ
Западного литературоведения и проясняющее, каким образом
Критики разных ориентаций постигают объект своего исследо-
Вания. Представители структурализма и семиотики
(Дж. Каллер, У Эко, Ж. Деррида) видят источник смысло-
Вого значения произв. в общности культуры писателя и читате-
Ля. Дж. Каллер переносит 3. произв. из историч. литератур-
Ного контекста в пространство традиций, опираясь на концеп-
Цию интертекстуальности. Ж. Деррида понимает 3. текста
как навязывание этого значения читателем, "вкладывание" его в
Текст, якобы этого смысла не имеющий. Произвольность
Интерпретации текста со стороны воспринимающего субъекта
Связана с тем, что слово и обозначаемое им понятие никогда не
Могут быть одним и тем же, поскольку то, что обозначается,
никогда не присутствует, не "наличествует" в знаке. Отрицание
Традиционных семиотич. концепций литературного 3. — часть
Программы деконструктивизма Дерриды. Ее цель — декон-
струировать всю "западную логоцентрическую традицию"
Стремящуюся найти порядок и смысл в окружающем мире.
ЗНАЧЕНИЕ — СМЫСЛ
Феноменологические школы в литературоведении
(рецептивная критика, критика сознания, школа критиков
Буффало) полагают объединение в акте чтения сознания субъ-
Екта с движением текста, объектом. Объект рассматривается
Как активность самого сознания, продуцирующего 3.
Н. Холланд, Д. Блейх, С. Фиш воплотили осн. принцип фено-
Менологич. литературоведения, утверждая, что 3. худож.
Произв. обретает завершенность лишь в случае доведения его
До уровня восприятия субъектом. Существ, роль в этом процес-
Се отводится подсознанию воспринимающего читателя. 3.
Бессознательно оформляет и детерминирует сам читатель в
Соответствии со своим субъективным индивидуальным опытом
И врожденными особенностями личности.
Для экзистенциалистской критики литературное 3. возни-
кает из перенесения акцента с "трансцендентной субъективно-
сти" на "человеческое существование" (Ж.-П. Сартр,
М. Дюфренн). Для герменевтич. практики феноменолого-
Экзистенциального подхода к литературе (В. Изер) характерно
Восприятие произв. как замкнутого в себе и совр. выражения
Человеком своего мира.