Постмодернистского романа, в нечто, заставляющее восприни-
Мать себя как целое. Мамгрен предположил, что таким центром
Является образ автора в романе, или А. М. Именно она служит
Камертоном, к-рый настраивает и организует реакцию импли-
Цитного читателя, обеспечивая тем самым необходимую
Литературную коммуникативную ситуацию, гарантирующую
произв. от "коммуникативного провала". По мнению критика,
АВТОРСКАЯ МАСКА 183
Писатели-постмодернисты расширяют худож. пространство
произв. за счет "мета-текста" под к-рым понимаются все
Коннотации, добавляемые читателем к денотативному значению
слов в тексте, т. е. "простому текстуальному смыслу" Эти
Коннотации, рождаемые в мозгу читателя, формируются куль-
Турными конвенциями своего времени — традиционно сложив-
Шимися представлениями о роли и значении литературных
условностей и о том, какими они должны быть (например,
Сюжет, персонаж, жанровые разновидности романа и т. д.).
Они и направляют процесс понимания читателем текста и таким
образом способствуют появлению "читательского метатекста"
В литературе постмодернизма автор посягает на эту чита-
тельскую прерогативу, вводя "метатекстуальный комментарий"
В рассказ; тем самым он активно навязывает читателю свою
интерпретацию. Ее отличает иронич. характер; автор "явно
Забавляется своей авторской маской и ставит под вопрос самые
Понятия вымысла, авторства, текстуальности и ответственности
читателя" (134, с. 164). "Автор" как действующее лицо по-
Стмодернистского романа выступает в специфич. роли своеоб-
разного "трикстера" высмеивающего не только и не столько
Условности классич., а гораздо чаще массовой литературы с ее
Шаблонами: он прежде всего издевается над ожиданиями чита-
теля, над его "наивностью" над стереотипами его литератур-
Ного и практически-жизненного мышления, ибо главная цель
его насмешек — рациональность бытия. "Вера в некий рацио-
Нальный порядок реальности недоступна писателям-
Модернистам, фактически само понятие подобного порядка для
Них нелепо. В этих условиях столь же нелепо требовать от
литературы, чтобы она обнаруживала "глубинную структуру"
Действительности. Возможно, для литературы даже смешно
Вообще пытаться воспроизводить действительность, особенно
Если учесть изменчивость современной реальности. Металите-
Ратурная техника в постмодернистской литературе основана на
иной эпистемологии, не убежденной в познаваемости мира"
(там же, с. 165).
Другая причина появления А. М. состоит в том, что при
Остром дефиците человеческого начала в плоских, лишенных
Живой плоти и психологич. глубины персонажах пост-
Модернистских романов часто одна лишь А. М. может стать
Реальным героем повествования, способным привлечь к себе
Внимание читателя.
В композиционном плане, к-рый в принципе есть выражение
Авторского замысла, попытка добиться успешной коммуника-
Ции — достичь, пусть даже на уровне иронии, взаимопонимания
если не с массовым, то по крайней мере с "культурным читате-
лем" — уже служит свидетельством опасения
"коммуникативного провала" Иными словами, автор, рискнув-
Ший появиться в том или ином виде на страницах своего про-
Изв., тем самым сразу выдает свое беспокойство по поводу
того, что он может столкнуться с "несостоявшимся читателем"
Автор, следовательно, заранее подозревает, что посредством
Объективации своего замысла всей структурой произв. (общей
Моралью рассказываемой истории, рассуждениями и действия-
Ми персонажей, символикой повествования и т. д.) ему не
Удастся вовлечь читателя в коммуникативный процесс, и он
Вынужден взять слово от своего имени, чтобы вступить с чита-
Телем в непосредственное речевое общение и лично растолко-
Вать ему свой замысел. Т. о., проблема А. М. тесно связана с
Обострившейся необходимостью наладить коммуникативную
Связь считателем.
А. М. как важный структурообразующий принцип повест-
Вовательной манеры постмодернизма в условиях постоянной
угрозы "коммуникативного провала", вызванной фрагментарно-
Стью дискурса и нарочитой хаотичностью композиции постмо-
Дернистского романа, оказалась практически главным средст-
Вом поддержания коммуникации и смогла стать смысловым