Чикагская школа (неоаристотелианцы)
— англ. Chicago school (neoaristotelians)— группа критиков,
объединившихся в Чикагском ун-те в середине 30-х годов X X в.,
когда лит. критика в США приобрела значительность, к-рой она
никогда прежде не имела. "Новая критика" к этому времени уже
сформировалась. Ч. Ш. и мешала и помогала ей закрепить свои
позиции. Название "неоаристотелианцы" было дано представите-
лям этой школы Кеннетом Берке, к-рый знал об активном изуче-
нии этими критиками "Поэтики" и др. произв. Аристотеля. Чи-
кагские критики были озадачены таким термином, потому что они
в сущности не принимали учения Аристотеля, но согласились, что
это определение не хуже других, им предписываемых: "холизм"
"миметизм" и т. п. К тому же оно фиксировало в известной мере
направление их деятельности. Группу составили шесть человек: Р.
С. Крейн (руководитель), В. Р. Кист, Н. Маклин, Р. МакКеон,
Э. Олсон, Б. Вайнберг.
Индуктивная в основе своей критика Ч. Ш. первоначально не
давала никакой теории. Просто изучалась структура отдельного
произв. и данные исследования не использовались для анализа
очередного произв. иск-ва. Эти отдельные эксперименты не
вошли в два программных сб. ст. неоаристотелианцев "Критики и
критика. Древность и современность" (1952), и "Критики и
критика. Очерки о методе" (1957) вышедшие под ред.
Р. С. Крейна (1).
Разногласия неаристотелианцев с "новой критикой" сущест-
венны в частностях, но не носят принципиального хар-ра. Основ-
ным принципом теории Ч. Ш. является утверждение, что иск-во
— это подражание природе и конечная цель иск-ва — удовольст-
вие. В этом плане новые аристотелианцы как будто действительно
следуют за Аристотелем. Но в сам принцип подражания природе
они вносят особый и прежде всего антидемократич. смысл. Ут-
верждается, что выбор предмета подражания в иск-вс зависит
исключительно от социальной принадлежности художника:
"благородный имитирует благородное, низколобый — низменное"
(2, с. 15). Получаемое от восприятия произв. иск-ва наслаждение
связывается чикагскими критиками тольк формой произв.,
достигнутой в процессе подражания, и оценивается ради не
(там же). Для Аристотеля причина удовольствия, доставляе.
ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА
иск-вом, — прежде всего в том, что приобретать знания весьма
приятно, "потому что смотря, люди могут учиться и рассуж-
дать" (3, гл. 4, 1448 в., с. 49).
Аристотель акцентирует момент познания в восприятии иск-ва,
он придает большое значение не только форме изображаемого, но
и сущности его содержания: "так как поэт должен при помощи
подражания вызывать удовольствие, вытекающее из сострадания
и страха, то ясно, что это должно заключаться в самих событиях"
(4, (1гл. 14,1443 В, С.83),
"Новые критики" совершенно так же как неоаристотелианцы
деформируют иск-во в утверждении приоритета существующей
ради самой себя формы. Они тоже подчеркивают чистый момент
наслаждения при восприятии такой "органической формы" И тем
не менее вопрос о форме иск-ва представляет предмет полемики
между этими школами. Чикагские критики берут за руководство
одно из практических положений поэтики Аристотеля и, по-
своему преломив его, противопоставляют выросшей на др. влия-
ниях "новой критйке" Они считают, что проводимое "новой
критикой" противопоставление "поэзии" и "прозы", иск-ва и науки
(см. поэзия как знание) не может быть проведено в терминах
языка. Язык иск-ва и науки одинаков, так же как одинаков язык
разл. родов лит-ры: эпоса, лирики, драмы. "Поэзия не есть слово,
она словесна" Чикагские неаристотелианцы упрекают "новых
критиков" в неспособности дифференцировать виды и жанры в
иск-ве. По убеждению представителей Ч. LU., различие между
отдельными жанрами словесного иск-ва лежит не в языке, а в
особенностях построения сюжета. Язык же — один из элементов
сюжетной структуры, он имеет подчиненное значение. В опреде-
лении сюжета чикагские критики следуют за Аристотелем. В
прозаич. произв. сюжет конституируется из трех элементов:
предмета — объекта, к-рый имитируется, лингвистич. медиума —
языка как средства имитации и способа, или техники имитации. В
соответствии с синтезом этих элементов должен проходить анализ
каждого жанра иск-ва. В качестве примера неоаристотелианцы
рассматривают трагедию и практически буквально следуют здесь
за античным критиком. Р МакКеон пишет, что надо анализиро-
вать трагедию "как целое, включающее в себя шесть частей:
сюжет, характер, мысль, побуждаемую объектом (подражания —
Е. Ц.), дикцию и мелодию, диктуемые средствами изображения,
сценическую обстановку" (5, с. 262). У Аристотеля читаем:
"необходимо, чтобы в каждой трагедии было шесть частей...
Части эти суть: фабула, характер, разумность, сценическая обета-
ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА 155
новка, словесное выражение и музыкальная композиция" (6, гл. 6,
1450а, с. 58). Неоаристотелианцы подчеркивают преимуществен-
ное значение сюжета по сравнению с остальными пятью частями и
представляют сюжет как всеобъединяющий момент ("the
organizing principle").
И хотя в этом утверждении намечена какая-то диада: сюжет
может быть отнесен к содержанию, все остальное — к форме, в
конечном счете сущность неоаристотелианского сюжета мало
отличается от "органической формы" "новых критиков" Для
неокритиков "органическая форма" — это заданная структура
произв., к к-рой художник стремится в борьбе с лингвистич.
медиумом; для неоаристотелианцев сюжет — первичный элемент,
к-рый существует до и сверх слов.
Художник использует язык лишь как средство для украшения
того, что уже инстинктивно оформлено. Сохранена та же априор-
ная заданность структуры.
Отличие же двух соперничающих теорий состоит, по убежде-
нию Р. Крейна, в том, что представителями его школы поэзия
рассматривается как имитация, а "новыми критиками" — как
"выражение" (7, с. 15). Именно рассмотрение иск-ва как
"выражения", с точки зрения Ч. Ш., не дает возможности "новым
критикам" установить четкое жанровое различие между отдель-
ными видами иск-ва. Однако данное различие между двумя
школами сглаживается общим подходом к пониманию творческого
процесса как такового. Обе школы выделяют три основные ступе-
ни в создании произв. иск-ва. На первой действует мистическая
интуитивная активность художника, на второй он дает ей практи-
ческое существование в языке, на третьей — добивается имма-
нентной согласованности всех лингвистич. элементов в органич.
структуре произв. (8, с. 15). Момент подражания природе появ-
ляется в теории Ч. Ш. лишь для того, чтобы акцентировать ее
антидемократич. хар-р. Если неоаристотелианцы различают пред-
мет имитации благородного художника и плебея, то "новым кри-
тикам" были в высшей степени безразличны личность и социаль-
ное положение творца.
Именно безличный хар-р теории "новой критики" привлек к
ней значительно большее по сравнению с Ч. Ш. число поклонни-
ков, ибо он импонировал разочаровавшейся в каких-либо автори-
тетах молодежи начала X X в.