Акториальный, аукториальный, нейтральный
НАРРАТИВНЫЕ ТИПЫ 15
АКТУАЛИЗАЦИЯ 18
АУКТОР .19
БЕССИТУАТИВНОСТЬ 20
ВИРТУАЛЬНЫЙ СМЫСЛ _22
ВЫСТРАИВАНИЕ (КОНСТИТУИРОВАНИЕ) СМЫСЛА 23
ГЕТЕРОДИЕГЕТИЧЕСКОЕ И ГОМОДИЕГЕТИЧЕСКОЕ
ПОВЕСТВОВАНИЕ _25
ГОРИЗОНТ ОЖИДАНИЯ 27
ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ 30
ДЕКОНСТРУКЦИЯ 34
ДЕЦЕНТРАЦИЯ 39
ДИСКУРС _ 40
ДИСКУРСИВНЫЕ ПРАКТИКИ 41
ЕРЕСЬ ПАРАФРАЗЫ 42
ЗАБЛУ/ *ДЕ11ИЕ. ЕРЯЕ СЬ 4424
ИМПЛИЦИТНЫЙ \BTOP 46
ИМГ1ЛИЦИТ11ЫЙ ЧИТАТЕЛЬ 48
КОММУ11ИКАТИВНАЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ 49
КОММУНИКАТИВНАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ 51
КОНКРЕТИЗАЦИЯ 51
КОНТЕКСТ 53
ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД 54
НАРРАТАТОР 55
НАРРАТИВНАЯ ТИПОЛОГИЯ 58
НАРРАТОЛОГИЯ 68
НАРРАТОР 72
"НОВАЯ КРИТИКА" 74
ОБЪЕКТИВНЫЙ КОРРЕЛЯТ 85
ОРГАНИЧЕСКАЯ ФОРМА 87
ПЕРСОНАЖ 90
ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ИНСТАНЦИИ 91
ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ УРОВНИ 94
ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ 97
ПОСТСТРУКТУРАЛИСТСКО-ДЕКОНСТРУКТИВИСТСКО-
ПОСТМОДЕРНИСТСКИЙ КОМПЛЕКС 105
ПОЭЗИЯ КАК ЗНАНИЕ 109
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ФОРМА НО
РАЗЛИЧЕНИЕ Н3
РАСПАД ЦЕЛЬНОСТИ МИРОВОСПРИЯТИЯ 116
РЕЦЕПТИВНАЯ ЭСТЕТИКА 118
СЛЕД —1 28
СОПРЯЖЕНИЕ 129
СТРАТЕГИЯ ТЕКСТА 130
СТРУКТУРА 132
СТРУКТУРА — ФАКТУРА 133
СТРУКТУРАЛИЗМ 134
ТЕКСТУАЛЬНАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ 140
ТЕОРИЯ ИМПЕРСОНАЛЬНОЙ ПОЭЗИИ 140
ТОЧКА ЗРЕНИЯ 143
ТЩАТЕЛЬНОЕ ПРОЧТЕНИЕ 146
ФОКАЛИЗАЦИЯ 147
ФЬЮДЖИТИВИСТЫ _150
ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА ("НЕОАРИСТОТЕЛИАНЦЫ") 153
ШИЗОФРЕНИЧЕСКИЙ ДИСКУРС 156
ЭКСПЛИЦИТНЫЙ АВТОР. ФИКТИВНЫЙ АВТОР 156
ЭКСПЛИЦИТНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ 157
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДИСТАНЦИЯ 157
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ОПЫТ 158
БИБЛИОГРАФИЯ К ПЕРВОЙ ЧАСТИ 163
ЧАСТЬ II
АВТОРСКАЯ МАСКА 182
АРХЕТИП 184
ГЕРМЕНЕВТИКА 185
ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ .192
ДВОЙНОЙ КОД 193
DEFT 196
ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ 196
ЗНАЧЕНИЕ — СМЫСЛ . 200
ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ 202
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (ТОЛКОВАНИЕ) 203
ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ 204
КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ 210
КРИТИКА СОЗНАНИЯ 211
МАРГИНАЛЬНОСТЬ 213
МЕТАРАССКАЗ 217
МИФ 221
МИФЕМА, МИФОЛОГЕМА 224
МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КРИТИКА 225
МИФОПОЭЗИЯ _ 236
МОНОМИФ. 236
НОНСЕЛЕКЦИЯ 238
ПАСТИШ 242
ПОНИМАНИЕ 244
ПОСТМОДЕРНИЗМ 245
ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ
РЕФЛЕКСИЯ
РЕЦЕПТИВНАЯ КРИТИКА
РИЗОМА
СУБЪЕКТИВНАЯ КРИТИКА
СУБЪЕКТИВНАЯ ПАРАДИГМА
ТЕЛЕСНОСТЬ
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
"ЧЕРНАЯ ЭСТЕТИКА"
ШКОЛА КРИТИКОВ БУФФАЛО
ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКАЯ НЕУВЕРЕННОСТЬ
ВВЕДЕНИЕ
Энциклопедический справочник основных терминов и понятий
современного литературоведения Запада — первая в нашей
стране попытка такого рода, дающая системное и прикладное
представление о весьма сложной панораме литературно -
критических школ в Западной Европе и США. Владение терми-
нологией и ее корректное употребление являются необходимым
условием работы каждого специалиста. Поэтому основная задача
издания состоит в том, чтобы познакомить и ввести в обиход
отечественной науки о литературе понятийный и терминологиче-
ский аппарат наиболее влиятельных в X X в. направлений литера-
туроведения.
При отборе материала принимались во внимание следующие
моменты: 1) сущностное значение термина для представления
литературно-критической школы или движения; 2) история фор-
мирования термина или понятия; 3) степень нормативности терми-
на; 4) уточнение семантики уже существующего понятия или
создание нового термина; 5) значение термина в обучении профес-
сиональному языку.
Состояние науки в значительной мере характеризуется струк-
турой общепринятых терминов. Развитие терминологии не дань
наукообразности, но требование науки как таковой, обеспечиваю-
щее взаимопонимание между учеными. Следует отметить, однако,
что точность литературоведения и его терминологии принципиаль-
но отлична от точности естественных наук и их языков. Литерату-
роведение имеет дело не с анализом вариантов некоторой пара-
дигмы высказываний, а с оригинальным, особенным текстом, что
само по себе исключает возможность абсолютной унификации
терминологии.
Первая часть настоящего издания представляет общий свод
терминологии "новой критики" структурализма, рецептивной
эстетики, нарратологии, деконструктивизма. Термины даны в
алфавитном порядке. Использована единая система библиографи-
ческих отсылок и обычные для справочных изданий сокращения.
Е. А. Цурганова
Название статьи в тексте заменяется первой буквой, а отсылочные
слова, о которых в справочнике имеется специальная статья,
выделены (при первом их появлении в тексте той или иной статьи)
курсивом.
Вынужденно выборочное представление терминов не исключа-
ет подготовки в дальнейшем более насыщенных, объемных конку-
рирующих словарей литературоведческих терминов, отражающих
точки зрения различных направлений и школ, а также их интерфе-
ренцию и расширение за счет пограничных областей знания и
интеграции наук.
Статус литературной критики в X X в. очень высок, поток ин-
формации в области литературоведения неизмеримо растет. Про-
фессиональная деятельность литературоведов — от подготовки
научных трудов до чтения лекций в университетах — неотъемле-
мая часть общей культурной ситуации в развитых странах. Без
непротиворечивого представления об основных концепциях науки
о литературе невозможно проследить динамику развития ее школ
и ответить на ключевые вопросы исследования литературоведе-
ния: 1) как происходит процесс институционализации в академиче-
ской науке принципиально новых взглядов и концепций, т. е.
процесс организации конкретного вида деятельности и закрепле-
ния связанных с ней норм в рамках определенных институтов и
учреждений; 2) почему с течением времени возникает почти
неизбежная их рутинизация, утрата новизны и включение в тра-
дицию; 3) отделимо ли с точки зрения чистоты методологии
литературоведения идеологическое мышление от профессиональ-
ного литературно-критического знания.
Литературная критика на Западе представляет собой свобод-
ный рынок идей и методов, принципиально не поддающийся
монополизации и управлению. Систематизировать в самом общем
виде разнообразие и оригинальность ее идей помогает прослежи-
вающееся на протяжении всей истории западной цивилизации
колебание науки между математической и биологической моделя-
ми.
Литературоведческая наука показывает, что литературно-
критические школы и направления различаются по своей привер-
женности к одному из двух типов построения теоретических
концепций — сциентистскому или антропологическому. К перво-
му направлению тяготеет структурализм, в известной мере "новая
критика" некоторые социологические школы, ориентирующиеся
на неопозитивистские доктрины; ко второму относятся герменев-
Введение 5
тическая, экзистенциалистская, феноменологическая, мифологиче-
ская критики, рецептивная эстетика.
Течения и школы, ограниченные рамками первого направле-
ния, роднит прежде всего их стремление построить методологию
научного исследования, придать своим концепциям форму точной
науки и исключить из сферы рассмотрения мировоззренческие,
социальные и идеологические проблемы.
Сторонники второго направления, напротив, исходят из фикса-
ции моральных, психологических состояний творящей и восприни-
мающей личности. Они считают, что произведение искусства не
может быть постигнуто эмпирическим путем, но может быть лишь
пережито, прочувствовано, интуитивно познано.
Традиционно представление об универсальном методе в облас-
ти гуманитарных наук связывалось с герменевтикой. Именно
герменевтика, как метод истолкования исторических фактов на
основе филологических данных, считалась универсальным прин-
ципом интерпретации литературных памятников. Функция герме-
невтической интерпретации состоит в том, чтобы научить, как
следует понимать произведение искусства согласно его абсолют-
ной художественной ценности. Инструментом интерпретации
считается сознание воспринимающей произведение личности, т. е.
интерпретация рассматривается как производная от восприятия
литературного произведения. В традиционной герменевтике
обосновывался вывод о том, что произведение искусства нельзя
понять само по себе, как единичный продукт творческой деятель-
ности. Произведение искусства является материальной объекти-
вацией традиции культурного опыта, поэтому его интерпретация
имеет смысл лишь тогда, когда она намечает выход в непрерыв-
ность культурной традиции. Герменевтическое "понимание"
направлено на реконструирование смысла, расшифровку историче-
ского текста с целью осознания непрерывности духовного и куль-
турного опыта человечества, на приобщение нового поколения и
новой эпохи к прошлому, к традиции. В современной герменевтике
литературоведы видят путь преодоления инструментализма,
преобладающего в теоретических исследованиях, воспитания
вкуса, адекватного отношения к произведению. Герменевтика
рассматривается как теория постижения ценности. "Ценность" и
понимание" составляют как бы две крайние точки, между кото-
рыми простирается поле интерпретаций. Универсализм, историче-
ски разрабатывающийся в герменевтике, ведет к выходу за преде-
лы определяемости материалом в пространство духовной тради-
ции.
Е. А. Цурганова
В плане теории попытку конкретизации герменевтических
принципов представляет рецептивная эстетика, которая дополняет
эти принципы социально-историческими представлениями. Если в
самой герменевтике специально не акцентрируется конкретно-
историческая ситуация восприятия произведения и его интерпре-
тации, то рецептивно-эстетические исследования литературы
стремятся восстановить именно социальный контекст восприятия
произведений.
Герменевтика связана с рецептивной эстетикой в исходном ос-
новополагающем принципе — признании того, что в любом
"понимании" участвуют прежние восприятия произведения. Пред-
ставители рецептивной эстетики внесли в рассмотрение социоло-
гический аспект ситуации интерпретации, ввели в поле исследова-
ния литературы ее читателя.
В рецептивной эстетике произведение искусства рассматрива-
ется не само по себе, а во взаимодействии с рецициентом. Произ-
ведение приобретает свой смысл только в акте потребления. До
этого оно существует как знаковая система, потенциальный
смысл, нуждающийся в реализации. Рецептивно-эстетические
исследования опровергли основной тезис формалистического
литературоведения о тождественности художественной ценности
произведения его объективированной форме. Подлинная ценность
литературного произведения конституируется лишь в акте его
восприятия.
Рецептивно-герменевтические исследования западногерман-
ских ученых ощутимо потеснили концепции французских структу-
ралистов, которые с середины 70-х годов находились в центре
литературоведческих споров, в свою очередь сменив в этой роли
американскую "новую критику"
Лежащие в русле герменевтики феноменологические школы в
литературоведении (критика сознания, школа реакции читателя и
др.) полагают объединение в акте чтения сознания субъекта с
движением текста, объектом. Объект рассматривается как актив-
ность самого сознания. Воссоздание объекта сознанием — интен-
циональность — ключевая концепция феноменологии. Выявляе-
мые в процессе интерпретации элементы содержания произведе-
ния имеют интенциональный характер, конституированы сознани-
ем.
Структурализм ставит перед собой задачу найти взаимозави-
симости между теорией субъекта и теорией наук. Структурализм
одновременно и признает субъективность, и развенчивает ее, "он
размечает поле своего исследования посредством предваритель-
Введение 7
ного исключения каких-либо отношений, связывающих речь с
субъектом" (Ж.-А. Миллер). "Структуралистское действие" по
Р. Барту, состоит из двух операций: расчленения и упорядочения.
Посредством первой операции структурализм отыскивает посто-
янные, устойчивые признаки, определяющие целостность предме-
та, но лишенные смысла сами по себе. Упорядочение же их,
взаимоположение и отношения элементов внутри художественной
структуры, соотнесенность со всеми другими элементами произ-
ведения сообщают им значение и смысл. Значение возникает при
сочетании элементов и признаков, определяясь отношениями
сходства и различия. "Операция расчленения дает модель в пер-
вичном состоянии распыления, но собрание элементов структуры
отнюдь не анархично, каждый из них, вместе со своим виртуаль-
ным резервом, составляет разумный организм" (Р. Барт).
Построенная структурализмом модель не передает реальности
в ее первоначальном виде. Структурализм по-новому раскрывает
категорию объекта — не реальное и не рациональное, а функцио-
нальное, — приобщаясь тем самым к целому комплексу наук,
который развивается вокруг исследований об информации. Сфера
"структуралистского действия" шире рамок той или другой науки,
она охватывает и художественную продукцию.
Если в 70-е годы в западном литературоведении еще была
сильна поляризация литературно-критических школ в их привер-
женности сциентистскому или антропологическому типу построе-
ния теоретических концепций, проявившаяся прежде всего в
противостоянии структурализма и герменевтики, то в 80-е годы в
странах Западной Европы и США преобладает тенденция вы-
равнивания литературно-критических процессов. Эта тенденция
выразилась в появлении на литературно-критической арене и
мощном наступлении деконструктивизма, который по степени
своей экспансии, центральному положению в литературной теории
и силе воздействия сравним лишь с "новой критикой", главенство-
В настоящем издании впервые анализируется школа деконструктивизма. В
отношении других школ см. следующие издания ИНИОН А Н СССР: Пано-