Основные подходы к проблеме сознания.

Если на многие вопросы современная философия может дать абсолютно достоверный или близкий к истине ответ (например, вопросы природы, общества, человека, истории, бытия, познания), то проблема сознания (механизма возникновения, внутренней сущности, влияния на материю) до сих пор остается большой загадкой. Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан. В настоящее философия с достоверностью может утверждать лишь то, что: сознание существует; оно имеет особую, идеальную природу - данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание, тем не менее, производно от материи.

Существуют следующие подходы к проблеме сознания в философии - физикализм, солипсизм, объективный идеализм, умеренный (классический) материализм. В целом в философии единого подхода к сознанию как самостоятельный субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Данная точка зрения основана на множестве естественно - научных достижений, и, в частности, на следующих фактах: головной мозг человека действительно является сложнейшим «механизмом» природы, высшим уровнем организации материи; сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг - биологический орган. Человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) - материальный объект; медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ).

Единственная проблема, на которую наталкиваются логические доводы физикалистов, - это идеальность сознания: образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик - массы, запаха, размеров, формы. Сознание может «господствовать» над образами - увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать»; никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом - нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека). Тем не менее, физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространен. Его ответвления являются: теория тождества - отождествляет духовные процессы с другими телесными процессами - кровообращением, дыханием, мозговыми процессами); теория элиминации - пытается доказать то, что само понятие «духовное» - устаревшее и ненаучное, предрассудок; теории вульгарных материалистов например, утверждение о том, что «мозг выделяет мысль, как печень - желчь».

Солипсизм - другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида - единственная достоверная реальность, а материальный мир - его порождение.

Объективный идеализм - признает наличие, как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания».

Умеренный материализм - считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) - точка, зрения, наиболее распространенная в российской философии.

Происхождение сознания.

Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа: сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение; сознание присуще всем живым организмам; сознание - свойство исключительно человеческое.

Согласно космической (божественной) точке зрения сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей - живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант - из разума Бога), едино неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.

Основная идея «биологической» точки зрения: сознание - порождение живой природы и присуще всем живым организмам. Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл. Инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные; животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт; многие действия, совершаемые животными (особенно высшим - кошачьими, собачьими, приматами и др.) сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания. Животным присущи: своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т.д.

Согласно «человеческой» точке зрения сознание - продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами. Данная точка зрения была особенно распространена с середины XIX века до середины ХХ века. Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта, животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой «социальной» организации с разделением ролей. Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степени присуще живой природе в целом (в частности, высшим животным), а самый высокий уровень сознания имеет человек.

Свойства человеческого сознания.

Субъективность - сознание всегда имеет носителя. Носителем выступает сложная высокоорганизованная система. Она выступает как субъект, выделяет себя из окружающей среды.

Предметность - сознание не может быть «пустым», не наполненным содержанием.

Идеальность - это особая, нематериальная сущность сознания. Идеальное сознание по своей природе: противоположно материальному миру; независимо от материи; в некоторых случаях первично по отношению к материи; неуловимо, непознаваемо с помощью материальных средств. Возникающие в голове образы сами не являются материей. Они лишены массы, запаха, размеров. Сознание может «вмещать» в себя все - песчинку, маленький камень, автомобиль, небоскреб, океанский лайнер, планету. Сознание, его образы - самостоятельная реальность, по сути, противоположная материи. Сознание независимо от материи. В сознании, возможно, то, что невозможно в реальном мире (человек может представить все). Сознание во многих случаях предшествует материи - точнее, матери, создаваемой, преобразуемой человеком. Например, при изготовлении любого предмета в сознании всегда имеется замысел, «образ» данного предмета. Причем сознание человека способно создавать и воплощать в жизнь не только простые, но и сложные замыслы (образы) - строить дворцы по проекту, собирать телевизоры, создавать самолеты, огромные океанские лайнеры, конструировать, собирать, запускать в космос ракеты и т.д. Сознание нельзя обнаружить с помощью материальных средств. До сих пор не удавалось «увидеть», обнаружить само идеальное сознание, образы в мозгу другого человека. Видна только анатомия, но не сознание. Отличие идеального и материального: по способу существования (субъективная реальность и объективная реальность); идеальные образы материальных объектов не обладают признаками материальных объектов; в мире идеальных образов не действуют законы, по которым существуют материальные объекты.

Интенциональность - направленность на предмет. Сознание не может быть беспредметным. Что-то всегда является предметом сознания. Интенциональность сознания подразумевает наличие: предмета сознания (что «видит» сознание); формы (как оно воспринимает предмет). Основные формы сознания: восприятие; осмысление; оценка; память; фантазия; жизненный опыт. Предметом сознания, в свою очередь, являются: окружающий мир, его предметы, явления; особый, самостоятельный духовный мир, как связанный с высшим миром, так и не связанный.

Идеаторность сознания - способность творить и воспроизводить идеи - внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения. Способность вырабатывать абстрактные идеи - коренное отличие сознания человека от сознания животных. Результатом данной способности явилась выработка системы кодирования передачи и распространения содержания сознания - языка. Благодаря идеаторности стали возможными эволюция человечества и развитие, углубление самого сознания.

Теория познания.

Сознание есть осознанное бытие, выражение отношения человека к своему бытию. Познание - обусловленный, прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Знание - объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Теория познания(гносеология) - раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его возможности и границы, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, истины и заблуждения, условия достоверности знания, формы и уровни познания, его социокультурные факторы и ряд других проблем. Познание - процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности, человек. Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения с помощью материальных носителей информации - книг, рисунков, объектов материальной культуры. В процессе жизни человек выполняет два вида действий: познает окружающий мир непосредственно; и познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений.

В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания: гностицизм; агностицизм. Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания. Агностики (часто - идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой: сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума); сам окружающий мир непознаваем в принципе - человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений - «вещей в себе».

Современная гносеология в основном стоит на позициях гностицизма и базируется на принципах: диалектики, историзма, практики, познаваемости, объективности, активности творческого отображения действительности; конкретности истины. Познающим субъектом является человек - существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством и общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры. Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества. Объектом познания является окружающий мир, а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта. Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной. Неадекватное отражение познающим субъектом окружающей действительности, не соответствующее действительности называется заблуждением.

Познание, творчество, практика.

В обществе все процессы носят, как правило, целенаправленный, осознанный характер. Познание, мышление - это всегда искание и открытие нового,поиски ранее не изведанных подходов и решений, активное достижение истины, активная (а не созерцательная, пассивная) деятельность субъекта в любой ее форме. Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новое, никогда ранее не бывшее -материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из определенного материала созидать новую действительность (в любой ее форме), удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Виды творчества определяются характером конкретной созидательной деятельности: творчество изобретателя, организатора, научное, художественное творчество и т.п. Важная особенность творческого познания - умение создавать и успешно разрешать проблемные ситуации.Творческое познание невозможно без самостоятельности мышления, его критичности и самокритичности, гибкости мышления, умения делать выводы из допущенных ошибок, мыслить быстро (но не скоропалительно), отделять существенное от несущественного и самостоятельно приходить ко все новым и новым выводам и обобщениям. В творческом процессе сознательное и бессознательное, рациональное и иррациональное, дискурсивное (логическое, понятийное) и интуитивное дополняют друг друга. Важную роль в этом процессе играет интуиция (внезапное озарение) - способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств. Основной формой познания и критерием истины познания является практика. Практика - конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека. В процессе практики человек создает новую реальность - мир материальной и духовной культуры, новые условия своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде («вторая природа»). Практика и познание - две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса, но решающую роль здесь играет практическая деятельность. Важнейшие формы практики: 1) материальное производство (труд), преобразование природы; 2) социальное действие - преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных отношений определенными «массовыми силами» (революции, реформы, войны, преобразование тех или иных социальных структур и т.п.); 3) научный эксперимент - активная деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира. Функции практики - то, что она является: критерием истины; основой познания; целью познания; результатом познания.

Вера и знание.

Рациональная вераоснована на предполагаемой вероятности того или иного события и готовности в это поверить. Иррациональная вера - абсолютная убежденность в существовании иного мира по сравнению с нашим обычным, мира потустороннего, не подчиняющегося физическим законам. Этот мир не является параллельным нашему повседневному миру и опыту, а он находится внутри нас («царство Божие - внутри нас») и не менее реален, чем мир обычных вещей и явлений. Он открывается человеку тем или иным способом, с ним можно общаться, он дается человеку в словах и действиях «святых», «учителей», «пророков» и т.д. Именно этот высший мир, данный ему в акте религиозной веры, является той высшей ценностью, которой он отдается полностью. Знание всегда не полно.Законы физического мира мы познаем настолько, насколько далеко и глубоко проникают в микро- и макрокосмос наши приборы и логика мысли ученого. Что же касается богопознания, то христианская теология говорит нам о том, что человеку открывается только «теофания», т.е. «слава Божья», а не сама сущность Творца мира и человека. Отсюда понятно, что мир религиозных ценностей в сущности своей есть то, что открыто человеку в качестве исходных посылок для следования воле Божьей и исполнения замысла Творца. Поэтому задавать вопросы Богу по поводу природы этих ценностей или следствий их применительно к человечеству и познанию им мира, по меньшей мере, бессмысленно. Более того, это греховно, поскольку первоначальное обращение к Богу и его заповедям должно в христианской традиции начинаться с покаяния, т. е. полного пересмотра своей жизненной позиции и отказа от своей воли и гордыни. Человек должен всю жизнь «идти» к Богу, исполнять его волю, совершенствоваться сам в духе той или иной конкретной системы религиозных ценностей. Их источник по-разному понимается в западной и восточной традициях, но их следствия для жизни человека во многом близки, что позволяет утверждать: «Перегородки, разделяющие верующих на земле, не доходят до Неба». Как свидетельствует современная культура, антропология, первые признаки раздвоения мира в сознании человека на реальный и потусторонний, загробный появились около 40 тыс. лет назад. В эту эпоху уже фиксируется обряд захоронения и главным в нем является приготовление тела покойного к будущей жизни (оружие, украшения, пища, предметы обихода). Далее формируются достаточно разветвленные системы ценностей в национальных и мировых религиях, возникают синкретические и нетрадиционные культы, делаются попытки создания единой мировой религии. В последние десятилетия набирает силу экуменическая тенденция, сутью которой является попытка сближения разных христианских конфессий и других мировых и национальных религий для решения глобальных общечеловеческих проблем.

Понимание и объяснение.

Понимание- основная категория философской герменевтики, или теории и практики истолкования текстов. Понимание относится к процедурам функционирования научного знания. Оно не тождественно познанию, объяснению, хотя они и связаны между собой. Пониманиесвязывается с осмыслением («сутью дела»), т.е. осмыслением того, что имеет для человека какой-либо смысл. Понимание как реальное овладение в смыслах, практическое овладение этими смыслами сопровождает всякую конструктивную познавательную деятельность. Понимание выступает в двух ракурсах: как приобщение к смыслам человеческой деятельности и как образование смыслов. Понимание связано с погружением в мир смыслов другого человека, постижением и истолкованием его мыслей и переживаний. Этот процесс происходит в условиях общения, коммуникации и диалога. Понимание неотделимо от самопонимания и происходит в стихии языка. Процедуру понимания не следует квалифицировать как чисто иррациональный акт, нельзя смешивать с «озарением», интуицией, хотя все это есть в акте понимания. Объяснение - важнейшая функция научного познания, цель которой - выявление сущности изучаемого предмета, подведение его под закон с выявлением причин и условий, источников его развития и механизмов их действия. Объяснение способствует уточнению и развитию знаний, которые использовались в качестве основания объяснения. В современной методологии широкой известностью пользуется дедуктивно-монологическая модель научного объяснения,в которой объясняемое явление подводится под определенный закон. В качестве законов рассматриваются не только первичные, но и функциональные, структурные и другие виды регулярных и необходимых отношений. В области социально-гуманитарных наук используется так называемое рациональное объяснение, когда при объяснении поступка некоторой исторической личности анализируются мотивы, которыми она руководствовалась, стремясь показать, что в свете этих мотивов поступок был рациональным. Существует телеологическое объяснение,которое указывает не на рациональность отсутствия, а на цель, которую преследует индивид, осуществляющий действие.

Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.

Рационалистическая модель познания рассматривает объект познания как нечто независимое и чуждое сознанию исследователя, а мыслительная деятельность познающего субъекта выступает как способ оперирования с объектами, когда важен сам процесс познания, поиск объективной истины. Иррационалистическая модель познания рассматривает познание как всеохватывающее движение, которое объединяет познающего человека-субъекта со всем окружающим миром. Познающий субъект выступает не как чистое сознание, а как человек, который живет и действует, который опирается на опыт, пронизывающий всю жизнь личности. В качестве главного познавательного средства выступает не столько мышление, сколько эмоционально-чувственные и эмоционально-волевые факторы любви и веры.

Проблема истины.

С точки зрения философии, истина есть адекватно верное отражение предмета, или, что - то же самое: адекватное совпадение форм сознания с предметом, адекватное воспроизведение в формах сознания форм объективной действительности. Истина есть единство объективного и субъективного: она объективна в источнике по своему внешнему материальному содержанию, но субъективна по своему внутреннему идеальному содержанию в идеальной форме.Истина - соответствие мысли, знаний человека о мире самому миру, объективной действительности. Чтобы отличить истину от заблуждения, необходимо выяснить, насколько, наше знание соответствует действительности. Объективность истины заключается в том, что содержание знания совпадает с объективной действительностью и в этом смысле не зависит от сознания субъекта. Но в то же время истина субъективна по форме выражения, зависит от особенностей тех людей, которые формируют данную теорию знаний.В познании необходимо исходить из тождества и различия обыденных и научных истин. Их тождество состоит в том, что они объективны, составляют моменты единого процесса познания, взаимно превращаются друг в друга. Их различие заключается в том, что обыденная истина появляется без науки, теоретического мышления, на основе повседневного житейского опыта, на основе обыденного сознания. Она является важным фактором в психической саморегуляции и повседневной деятельности индивида. Научная истина невозможна без обыденной, она содержит ее в себе в снятом виде. Научная истина имеет глубокое влияние на практическую деятельность человека и сама возможна как результат длительного теоретического исследования. Абсолютная истина, т. е. полное и исчерпывающее знание о мире в целом, недостигаема, поскольку мир бесконечен и неисчерпаем. Относительная истина - такое знание, которое при всем своем объективном содержании не обладает завершенностью и является неполным, и в дальнейшем подвергается уточнению, развитию. Истина конкретна. Она всегда обусловлена достигнутым уровнем практики и познания и связана с определенными условиями, в которых находится объект.

Критерии истины, т.е. как отличить истину от заблуждения или лжи. Критерий истины – способ, с помощью которого определяется истинность информации. Так как истинность знания означает его соответствие предмету то и для установления истинности нужно сопоставить знание с предметом. При решении этой задачи возникает ряд трудностей. Если предмет познания материальный объект, то, как трактовать «соотношение» между ним и знанием? Знание это образы, суждения – не наглядные предметы. Следовательно, многие философы (Кант, Пирсон) делали вывод, что мы не в состоянии иметь, какое- либо знание о природе вещей самих по себе, и что нет ни каких критериев для установления истины. Но такие критерии существуют и они двоякого рода – логический и практический. Логический критерий. Если объект наблюдается двумя различными, независимыми друг от друга способами, то закономерная зависимость результатов наблюдения друг друга может быть рационально понята только при допущении существования объекта, независимого от этих наблюдений. И полученные разными путями знания о достаточно сложном объекте согласуются, то случайное совпадение почти не возможно. Следовательно, в качестве критерия истины можно признать согласованность знаний.Понимая под согласованностью логическую непротиворечивость,этот критерий назван логическим. Требование логической непротиворечивости – необходимый, но не достаточный критерий. Зато противоречивость знания - достаточный критерий ложности. Практический критерий. Практика – способ взаимодействия человека с окружающей средой. Историческая общечеловеческая практика признана философским материализмом в качестве критерия истины.

Деятельность, мышление, логика и язык.

Деятельность - специфически человеческая форма активности. Ее важнейшая особенность определяется - преобразованием окружающего мира. В процессе деятельности человек, или ее субъект, противостоит некоторому фрагменту объективного мира, или ее объекту, как материалу, из которого получается необходимый человеку продукт. Виды деятельности многообразны. Прежде всего, следует выделить практическую и духовную деятельность. Практическая деятельность (практика) - это действительное преобразование наличного материального бытия. Духовная деятельность связана с преобразованием этого бытия лишь в сознании человека. Духовную деятельность можно понять только на основе анализа практической деятельности, рассматривая ее, с одной стороны, как регулятор и программу практической деятельности, с другой стороны, как результат развития последней. И практическая, и духовная деятельность носит общественно-исторический характер и основывается на совокупном опыте человечества. Один из «вечных» философских вопросов – что движет человеком в его практической и духовной деятельности? Ответ на этот вопрос требует привлечения таких философских понятий, как цель, средство, результат, мотив, ценность, норма, идеал и др.

Язык - специфически человеческий способ бытия сознания. Он служит для фиксирования, воспроизведения, передачи и приема мыслей. Ни один объект не может быть понят, осознан, не будучи выраженным словами. Именно через язык наши мысли становятся доступными для других людей. Когда человек размышляет о чем-либо, он сам для себя свои мысли выражает с помощью слов, так называемой, внутренней речи. Сознание, таким образом, существует в материальной оболочке языка. В процессе осознания мысль отливается в логические формы, облекается в словесную оболочку. Хотя мысли обычно возникают до их языкового выражения, свою четкость они обретают именно благодаря языку. Даже в случае внутренней речи, когда человеку не нужны все слова для выражения мысли, он вынужден, тем не менее, использовать некоторые из них. Происходит модуляция мышц гортани. Язык - не только способ выражения мысли. Кроме репрезентативной, когнитивной (познавательной) и регулятивной функций, он выполняет еще и коммуникативную - служит средством передачи социальной информации в пространстве. Происходит также трансляция знаний во времени - от поколения к поколению. При этом знания объективируются в книгах, фильмах, опредмечиваются в орудиях труда, в средствах духовной и материальной культуры (социальная память общества). Язык представляет собой своеобразную и чрезвычайно сложную знаковую систему. Язык мог возникнуть только в обществе. Язык как средство общения играет важнейшую роль в общественно-трудовой деятельности людей. Вне общества сознание сформироваться не может. Мышление- продукт общества, результат социальной, материально-производственной, познавательной деятельности общественного человека, всех предшествующих поколений людей. Речь, мышление, недоступны человеку, выросшему вне социальной среды, вне общества людей. Таким образом, общая характеристика мышления включает следующие принципиальные моменты: мышление - продукт общественно-исторического развития человечества; мышление - функциональное свойство мозга, идеальное отражение действительности, регулятор деятельности человека; мышление сложный информационно-регулятивный процесс.

Научное и вненаучное знание.

К числу основных структурных компонентов научного знания относятся проблема, гипотеза и теория, выступающие как узловые моменты построения и развития знания. Проблема - форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема – не застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента - ее постановку и решение. Верная постановка проблемы - необходимая предпосылка ее успешного решения. Научная проблема выражается в наличии противоречивой ситуации, которая требует соответствующего разрешения. Определяющее влияние на способ постановки и решения проблемы имеет характер мышления эпохи и уровень знания о тех объектах, которых касается возникшая проблема. Научные проблемы следует отличать от ненаучных, например, «проблема» создания вечного двигателя. Гипотеза- форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. В современной методологии термин «гипотеза» употребляется в двух основных значениях: форма знания, характеризующаяся проблематичностью и недостоверностью; метод развития научного знания. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни становятся истинной теорией, другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, третьи отбрасываются, превращаются в заблуждение. Выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой даже в том случае, если эти результаты были отрицательными. Решающей проверкой истинности гипотезы является, в конечном счете, практика, но определенную роль в доказательстве или опровержении играет и логический (теоретический) критерий истины. Проверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд достоверных истин, становится научной теорией. Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Любая теория - это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций. В современной методологии науки выделяют следующие основные элементы теории: 1)исходные фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы; 2)идеализированный объект - абстрактная модель существенных свойств изучаемых предметов; 3)логика теории - формальная, нацеленная на прояснение структуры готового знания и диалектика, направленная на исследование взаимосвязи и развития категорий, законов, принципов; 4)совокупность законов и утверждений, выведенных из основных положений данной теории в соответствии с определенными принципами; 5)философские установки, ценностные. Ключевой элемент теории - закон. Основные функции теории: 1)синтетическая - объединяет, отдельные достоверные знания в целостную систему; 2)объяснительная- объясняет явления своей предметной области; 3)методологическая - является средством достижения нового знания во всех его формах; 4)предсказательная - делаются выводы о существовании не известных ранее фактов, объектов или свойств, связей между явлениями; 5)практическая - конечное предназначение любой теории - быть воплощенной в практику, быть «руководством к действию» по изменению реальной действительности. Поэтому вполне справедливо утверждение о том, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория. Основные особенности теории: 1)теория - это совокупность, целостная органическая развивающаяся система; 2)не всякая совокупность положений об изучаемом предмете является теорией, а только та, которая не просто описывает факты, но и объясняет их; 3)для теории обязательным является обоснование, доказательство входящих в нее положений; 4)теоретическое знание должно стремиться к объяснению как можно более широкого круга явлений, к непрерывному углублению знаний о них; 5)характер теории зависит от степени обоснованности ее определяющего начала, отражающего фундаментальную закономерность данного предмета. Вненаучное знание - формы знания и познания, которые не укладываются в вышеперечисленные критерии научности. О некоторых из них уже ранее шла речь - обыденное, философское, религиозное, художественно-образное и мифологическое познание. Также, к вненаучным формам познания относят магию, алхимию, астрологию, парапсихологию, мистику. А это значит, что теория познания не может ограничиваться анализом только научного знания, а должна исследовать и все другие его многообразные формы, выходящие за пределы науки и критериев научного знания. В современной теоретико-методологической литературе определяют следующие формы вненаучного знания: 1)ненаучное, разрозненное, несистематизированное знание, которое не описывается законами и находится в противоречии с существующей научной картиной мира; 2)донаучное, выступающее прототипом научного знания; 3)паранаучное как не совместимое с имеющимся гносеологическим стандартом; 4)лженаучное - сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки; 5)квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения, как правило, расцветает в условиях строго иерархичной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим; 6)антинаучное как утопичное и сознательно искажающее представления о действительности.

Критерии научности.

Основная задача научного познания - обнаружение объективных законов действительности: природных, социальных законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций, в форме идеализированных объектов. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания - объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания и внерациональных средств. Отсюда характерная черта научного познания - объективность. Однако надо иметь в виду, что активность субъекта - важнейшее условие и предпосылка научного познания. Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть «руководством к действию» по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать», и не только в настоящем, но и в будущем. Научное познание есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развива­ющуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке - естественном или, что более характерно, - искусственном (математическая символика, химические формулы). В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование». Для науки в большей мере, чем для других форм познания, характерно использование для исследования таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная формальная логика, диалекти­ка, системный, кибернетический, синергетический и другие общенаучные приемы и методы. Для научного познан

Наши рекомендации