Каково соотношение понятий «движение» и «развитие»?

а) движение и развитие – это одно и тоже;

б) понятие «развитие» шире понятия «движения»;

в) развитие – один из аспектов движения;

г) возможно либо движение, либо развитие.

4. Изначальной, коренной идеей, определившей развитие диалектики, является:

а) идея первенства духовного над материальным;

б) идея познаваемости мира;

в) идея противоречивости бытия, познания, человеческой жизни;

г) идея выявления первоначал бытия.

5. Диалектическими противоположностями являются:

а) объекты, во всем противоположные друг другу;

б) стороны объекта, взаимодополняющие и взаимоотрицающие друг друга;

в) стороны объекта, находящиеся друг против друга;

г) стороны объекта, не имеющие друг с другом ничего общего.

6. С точки зрения закона отрицания отрицания развитие осуществляется:

а) равномерно и прямолинейно;

б) по кругу;

в) по спирали;

г) по эллипсу.

7. Философское понятие «скачок» означает:

а) колебания между противоположными состояниями;

б) непрерывность количественных изменений объекта;

в) переход части элементов старого качества в новое;

г) переход объекта из старого качества в новое.

8. Согласно закону «отрицания отрицания» в развитии наблюдается закономерная последовательность этапов:

а) тезис – антитезис – тезис;

б) тезис – антитезис – синтез;

в) антитезис – тезис – синтез;

г) возможность – случайность – необходимость.

9. Диалектическое «отрицание» означает:

а) несогласие с каким-либо утверждением;

б) отказ от какого-либо действия;

в) замену старого качества новым с частичным разрушением старого;

г) полное разрушение старого качества объекта.

Какая из философских позиций характеризует диалектический подход к познанию?

а) разум противоречив и поэтому не способен постичь сущность вещей (И. Кант);

б) противоречивая сущность вещей недоступна рациональному мышлению. Она постижима путем религиозного откровения (В. Шеллинг);

в) разум способен постичь все именно потому, что он противоречив (Г. Гегель).

Тема 5. Теория познания. Философия науки

Вопросы для обсуждения:

· основные концепции классической теории познания. Неклассическая постановка проблемы познания. Проблема субъекта и объекта. Понятие истины;

· формы и методы научного познания. Понятие научной теории. Парадигмы и научные революции.

Теоретический материал

Теория познания (или гносеология) занимает одно из центральных мест в философском осмыслении мира. Познание – процесс нахождения истины. Познание содержит в себе оценку, опирающуюся на предшествующий опыт и узнавание. В процессе познания субъект и объект вступают во взаимодействие, оказывая друг на друга влияние. То обстоятельство, что мы не можем постичь объект во всей его полноте и определенности в силу сложности и противоречивости познания, его относительности и ограниченности человеческого разума, порождает агностицизм. Агностицизм – учение о непознаваемости истинного бытия и невозможности нахождения самой истины.

Истина в широком смысле слова – правильное адекватное, тождественное отражение предметов и явлений действительности, воспроизведение их такими, каковы они сами по себе. Существует множество трактовок истины, но в целом истина рассматривается как внутренне обоснованное, взаимосвязанное и выводимое знание, содержание которого объективно. Имеется несколько способов проверки (т.е. критериев) истины – практический, логический, эстетический, прагматический и т. д. Ни один из них, однако, не является всеохватывающим. Истина может выступать в форме полного всестороннего, неизменного, исчерпывающего знания (абсолютная истина) и в форме постоянно уточняющихся и меняющихся представлений (относительная истина). Абсолютная истина существует как некий идеал, на который следует равняться.

Обыденное познание осуществляется человеком в процессе его повседневной жизни в ходе взаимодействия с природой, социальным окружением, при решении бытовых проблем и т.п. Основу обыденного познания составляет «здравый смысл», а также практические знания, умения и навыки, позволяющие человеку ориентироваться в жизни и решать свои повседневные проблемы.

Художественное познание представляет собой отображение и освоение мира средствами искусства: художественной литературы, изобразительного искусства (живописи, графики), скульптуры, музыки, театра, устного народного творчества и др.

Научное познание отличается такими качествами как рациональность, доказательность, проверяемость, системность, подтверждаемость на практике.Основными функциями научного познания являются описание, объяснение и предвидение явлений действительности, разработка методов их практического освоения.К основным формам научного познанияотносятся:проблема, гипотеза, факт, закон, научная теория, научная картина мира.

Научная теория – это система обобщенного, достоверного знания, описывающая и объясняющая определенную предметную область. Главными качествами, характеризующими научную теорию, являются: системность концептуальность достоверность, методологичность, предсказательный потенциал.

Схема 1

Методы научного познания
       
Конкретно-научные Общенаучные Философский (всеобщий)
Применяются в сфере отдельных конкретных наук. (Методы: хроматографии, катализа, дифференцирования и др.). Отражают общие зако­номерности познавательной деятельности. Применимы во всех науках. (Анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, сравнение и т.д.). Предлагает способы взаимосвязи, координации и раз­вития, которые обеспечивают целостность знания. (Диалектика – учение о фундаментальных качествах бытия, методах познания и деятельности).
           

Парадигма в философии науки –означает совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признаваемых на данном этапе развития науки, а также универсальный метод принятия эволюционных решений, гносеологическая модель эволюционной деятельности.

Задания для индивидуальной (групповой) работы

Используя теоретический материал, ответьте на вопросы (оценивается до 3-х баллов):

1. П. Фейерабенд считает, что наука в наши дни занимает чересчур важное положение и, пользуясь им, подавляет другие типы познания: мифологию, религию, и т.д. Сциентизм, напротив, утверждает, что наука - главная движущая сила общественного прогресса и от ее успехов зависит уровень развития морали, культуры, искусства. Какая точка зрения, по - вашему, более верна? Обоснуйте свои выводы.

2. Можно ли утверждать, что художественное познание также полно и всесторонне осваивает действительность, как и наука? Приведите примеры, доказывающие вашу мысль. Верно ли, что интуитивное художественное прозрение может предвосхитить научные открытия? Что наука и искусство –суть два различных способа видения мира?

3. Если учесть, что любое знание устаревает, содержит определенные искажения, ошибки, заблуждения, то как можно верить в достижение абсолютной истины?

4. Как вы понимаете мысль Бэкона о том, что «истина – дочь времени, а не авторитета?» Значит ли это, что любая истина изменяется со временем? Существуют ли, на ваш взгляд, вечные истины?

5. Поясните суждение Платона, который говорил, что «красота – это сияние истины». Как связаны между собой два этих понятия?

6. Можно ли отвергнуть научную теорию, если хотя бы один факт противоречит ей? Как вы думаете, сколько фактов, не вписывающихся в теорию, необходимо, чтобы ее опровергнуть? Что такое парадигма?

7. Является ли наука виновницей упадка нравственности и кризиса современного мира? Если да, то какие ее недостатки приводят к таким результатам?

8. Что вы можете противопоставить принципу фальсификации, предложенному в качестве критерия аутентичности научной теории К. Поппером? (Согласно ей, научными являются гипотезы, допускающие принципиальную опровержимость).

9. Совпадают ли критерии научности и истинности? Если да, то по каким пунктам; если нет, то покажите расхождение между ними.

10. Верно ли, что ученый должен нести ответственность за свои открытия? Что такое научная этика? Как можно сформулировать ее основные положения? Совпадают ли понятия «наука» и «ценности»? Верно ли утверждение о том, что наука в первую очередь нацелена на утилитарную выгоду, а ценности представляют собой духовные ориентиры, важные для всех (М. Вебер)? Правомерна ли подобная позиция?

Задание для индивидуальной работы

Возьмите в читальном зале один из современных философских журналов последних 5 лет и сделайте следующее задание:

1) выписать из любой понравившейся статьи: тему статьи и аннотацию к ней;

2) определить, к какому разделу философии относится данная тема, а также каких еще наук (социологии, психологии, истории, политологии и т.д.) она касается и почему;

3) высказать свою точку зрения на то, где данная тема может быть применена на практике, для каких групп людей она нужна или не нужна с вашей точки зрения;

4) определить, насколько актуальна или нет данная тема для нашего города (края) и почему.

Список периодических изданий в библиотеке БФ ПНИПУ

По философии

Наименование издания Место нахождения
Вопросы философии: научно-теоретический журнал ВАК 1 корпус
Социально-гуманитарные знания: журнал ВАК 1 корпус
Философия и общество: журнал 1 корпус

Оценивается до 2 баллов.

Наши рекомендации