Мифология явилась основой для возникновения более развитых форм миропонимания – религии и философии.

Религия (от лат. religio – благочестие, святость) – миропонимание, основанное на вере в существование сверхъестественного Абсолюта (Бога), который признается верховным, священным началом мира, жизни и нравственности. Основными атрибутами развитых религий являются вероучение (религиозная доктрина, в которой раскрываются присущие данной религии представления о Боге, мире и человеке), церковь (религиозная организация, учреждения, священослужители, ведущие работу с верующими) и культ (система религиозных ритуалов, обрядов, таинств). В современном мире существует множество религиозных направлений. К основным мировым религиям относятся христианство, ислам, буддизм. Наряду с ними существует множество национальных религиозных направлений: индуизм, синтоизм, иудаизм и др. Главенствующую роль в религиозном сознании занимает формирование особой религиозной духовности, ядром, которой являются этические ценности, идеалы образа жизни и образа мысли, представления о путях богопознания и спасения. Например, в центре христианской духовности находятся идеи любви к Богу и человека к человеку, справедливости, милосердия, сострадания, терпимости, совести, долга, заповеди праведной жизни и др. Религиозное сознание, формируясь исторически, впитало в себя многие мифы. Для него в той или иной степени характерны все отмеченные выше черты мифологии. Вместе с тем, религиозному сознанию присущ ряд характерных отличительных качеств:

· жесткость и нерефлексивность религиозной догматики. Религиозные вероучения рассматриваются как данные свыше священные смыслы, связывающие человека с Богом. Поэтому тексты (книги), содержащие вероучение (Библия, Коран, Тора и др.), считаются священными, содержащими абсолютную истину, не подлежащую сомнению и пересмотру. Критическое отношение к ним или даже сомнение рассматриваются приверженцами религии как кощунство, недопустимая ересь;

· главенствующая роль веры и превосходство ее над разумом в религиозном сознании. Вся система средств религиозного воздействия на человека направлена на развитие у него глубокой веры в истины Священного Писания. Доводы разума, логика, факты действительности играют в лучшем случае подчиненное значение. Апофеозом идеи превосходства веры над разумом в религиозном сознании является известная формула одного из апологетов (защитников) христианства в эпоху его возникновения Квинта Тертуллиана: «верую, потому что абсурдно».

Философия, как особая форма мировоззрения и духовной культуры, зародилась лишь с возникновением рабовладельческого общества. Ее первоначальные формы появились в VII – VI веках до н.э. в Древней Греции, Индии, Китае.

Слово «философ» впервые ввел в обращение древнегреческий мыслитель Пифагор, называвший так людей, стремящихся к высокой мудрости, правильному образу жизни, познанию «единого во всем». Возникновение философии связано с глубинным поворотом в духовной истории человечества, происходившим в период между VIII и II веками до н.э. Немецкий философ К. Ясперс назвал этот уникальный период во всемирной истории «осевым временем». В это время происходит много необычайного. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии. В Индии возникли Упанишады, жил Будда. В Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом. В Палестине выступали пророки: Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя. В Греции это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, Аристотеля. Все, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе независимо друг от друга. В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня остающихся наиболее влиятельными. Именно в это время человек осознает свое бытие в целом, начинает ощущать себя как личность перед лицом беспредельного мира. Во всех направлениях совершался переход от замкнутости к универсальности, заставивший многих пересмотреть прежние, бессознательно утвердившиеся воззрения и обычаи. Перемены, осуществившиеся в эпоху «осевого времени», имели огромное значение для последующего духовного развития человечества. Произошел резкий поворот в истории, означавший появление человека такого типа, какой сохранился по настоящее время.[1]

Философия, возникшая как закономерный ответ на новые потребности духовного развития общества в эпоху «осевого времени», отличается от мифологии и религии следующими качествами:

· рациональным характером объяснения действительности (базированием на универсальных научных понятиях, опорой на данные науки, логичностью и доказательностью);

· рефлексивностью, т.е. постоянным самоанализом, возвращением к своим исходным предпосылкам, «вечным» проблемам, критическим переосмыслением их на каждом новом этапе. Философия является рефлексивным «зеркалом» не только для себя самой, но и для науки, культуры, общества в целом. Она выступает как их самоотражение, самосознание;

· свободомыслием и критичностью, направленными против предрассудков, сковывающего догматизма, слепой веры в «абсолютные» авторитеты. Критический дух философии, выраженный в древнем изречении: «подвергай все сомнению», является одним из ее стержневых идеалов.

Исходя из обозначенных проблем философии, можно составить представление об основных функциях философии:

· онтологическая функция – формирование у личности целостного представления о мире, о мироздании и его строении;

· гносеологическая функция – в системе философии личность найдет знания о чувственном и логическом, интуитивном и эвристическом освоении мира, о способах познания, о критериях истинного и ложного знания;

· аксиологическая функция – ценностная ориентация человека в мире с историческим противостоянием культуры и антикультуры, ценностей и антиценностей, добра и зла, прекрасного и безобразного;

· социальная функция – формирование гражданского сознания, гражданской культуры личности, ее способности разбираться в сложных социальных процессах (политических, экономических, правовых, нравственных, экологических и т. д.) для адекватного включения в систему общества со всеми его организациями, отношениями и функциями;

· антропологическая функция – воспитание у человека чувства собственного достоинства, представления о своих возможностях и способах их реализации, необходимости саморазвития и установления гармоничных отношений в системе межличностных контактов;

· методологическая функция – это методы познания, методы теоретической и практической деятельности.

Предмет философии связан с постижением мира как закономерного, упорядоченного, ценного целого в системе категорий и идей, с одной стороны, и с выяснением предоставимости этих категорий и идей в текучем многообразии самой действительности, – с другой. Именно с выделением всеобщего категориального знания, способности «видеть разумно» идеи, ценности и смыслы в самой действительности философия обрела свой предмет и статус самостоятельной науки.

Структура философского знания. Говоря о структуре философии, следует заметить, что философское знание иерархично, сложно по своему составу. О структуре философии до сих пор ведутся споры. Наиболее распространенной точкой зрения является ее трактовка как состоящей из трех тесно друг с другом связанных частей (уровней): онтологии (учение о бытии), гносеологии (учение о познании) и аксиологии (всеобщая теория ценностей).

Кроме того, выделяют еще праксиологический уровень, связанный с анализом практической деятельности человека по освоению реального бытия, предметного мира; антропологию – учение о природе человека, его происхождении, законах его существования и развития; социальную философию – учение о законах, теориях и смыслах общественной жизни, т. е. всестороннее учение об обществе.

Согласно другим подходам в структуре философии выделяют такие разделы как: философия языка, философия культуры, философия творчества, философия научного разума, философия религии, философия науки, философия права, политическая философия и др.

Наши рекомендации