Тема 8. Символический обмен.
(по работе Ж. Бодрийяра «Символический обмен и смерть»)
Феномен смерти в философии постмодерна. Смерть как фантазм, создающий социальную иерархию и производство в современной культуре. Эпоха Возрождения и ее значение в развитии европейской культуры. Понятие симулякра. Порядок симулякров. Подделка, производство, симуляция. Труд и производство в эпоху общества потребления и массовой культуры. Понятие гиперреальности.
Семинарские занятия.
Самостоятельная работа.
Вопросы к тексту:
1. Почему в названии своей работы Ж. Бодрийяр использует слово «смерть»?
2. В чем состоит переломный характер эпохи Возрождения в отношении европейского человека к реальности?
3. Что такое симулякр?
4. Как соотносятся знак и симулякр?
5. Что делает возможным существование «подделки» как симулякра первого порядка.
6. В чем заключается сущность «серийности»? Какую «игру знаков» порождает серийность?
7. Что такое «код»? В чем состоит значение кода для европейской культуры и философии?
8. Какой из трех порядков симулякров ближе к сущности человека?
Рекомендуемая литература для подготовки к семинару:
Основная:
1. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2006. ч 2. Порядок симулякров, с. 113- 132.
Дополнительная:
1. Декомб Винсент Современная французская философия. М, 20001
2. Мосс М. Очерк о даре// Общество. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М., 1996
Тема 9. Переоценка ценностей в истории европейской метафизики
(по работе М. Хайдеггера «Европейский нигилизм»)
Понятие нигилизма. Происхождение нигилизма и три формы нигилизма.
Тезис Протагора. Господство субъекта в эпоху Нового времени. Cogito Декарта как Cogito me cogitare. Декартово cogito sum. Новоевропейская метафизика, картина мира и стремление к власти.
Семинарские занятия.
Самостоятельная работа.
Вопросы к тексту:
1. Что такое нигилизм?
2. Каковы, согласно Ф.Ницше, три условия возникновения нигилизма?
3. Какую интерпретацию дает М.Хайдеггер тезису Протагора? В чем отличие греческого мировосприятия от новоевропейского субъективизма?
4. Что значит «присутствие» и «сущее как непотаенное»?
5. Что означает слово субъект, каково его этимологическое значение?
6. Какое значение понятие свободы получает в эпоху Нового времени?
7. В чем состоит значение тезиса Декарта как основы новоевропейской метафизики. В чем сложность верного понимания данного тезиса, согласно Хайдеггеру?
8. Какую взаимосвязь между Декартом и Ницше намечает Хайдеггер?
9. Раскройте смысл понятия «пред-ставления».
10. Какое значение на развитие метафизики оказывает тезис Декарта? Какие последствия имеют эти изменения для вопросов о истине и бытии?
Рекомендуемая литература для подготовки к семинару:
Основная:
1. Хайдеггер М. Европейский нигилизм.// Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993, с. 79 – 82, 114 -131.
Дополнительная:
1. Марков Б. В. Человек, государство и Бог в философии Ницше. СПб. 2005, с. 330 – 345, 368 -381.
Тема 10.Философия как прояснение языковых затруднений
(по работе Л. Витгенштейна «О достоверности»).
Роль Витгенштейна в развитии философии лингвистического анализа. Достоверность, язык и реальность. Значение как употребление языка. Понятия «языковых игр», «семейных сходств», «видения языка», «следования правилу».
Философия как терапевтическая работа с языком.
Семинарские занятия.
Самостоятельная работа.
Вопросы к тексту (фрагменты 1- 65):
1. Существует ли различие между знанием и достоверностью?
2. В чем Л. Витгенштейн видит парадоксальность высказывания «Я знаю»?
3. Назовите условия необходимые для доказательства невозможности ошибки.
4. Что такое «языковая игра»?
5. Почему Л. Витгенштейн говорит о соответствии между понятиями «значение» и «правило»?
a. (фрагменты 410 – 479)
6. Почему значение возможно только в рамках знания как системы?
7. Может ли «предполагание» рассматриваться как основа мышления?
8. Что значит «знать»?
Рекомендуемая литература для подготовки к семинару:
Основная:
1. Витгенштейн Л. О достоверности.//Витгенштейн Л. Философские работы. Часть 1. , М., 1994. с.323 -331, 367 – 376.
Дополнительная:
1. Козлова М.С. Философские искания Л. Витгенштейна. Вступительная статья к// Витгенштейн Л. Философские работы. Часть 1. М., 1994.
2. Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель. М., 1993.
Тема 11. Деконструкция или герменевтика исторического опыта?