Тема 10. Современная зарубежная философия.
1. Общая характеристика современной зарубежной философии.
2. Рационалистическое направление: неопозитивизм, структурализм, герменевтика.
3. Антропологическая проблематика в современной философии: философия жизни, фрейдизм, экзистенциализм.
4. Антропологическая ориентация современной религиозной философии.
Если Вы одиннадцатый в журнале, то Вы выполняете 1 тему и т.д.
Оценивается до 3 баллов.
1 балл – если реферат оформлен по нормам, но не представлен на занятии.
2 балла – реферат оформлен по нормам, но при выступлении студент затруднялся в ответах на вопросы;
или ответил на вопросы, однако в оформлении существуют неточности.
3 балла - реферат оформлен по нормам, представлен на занятии, студент ориентируется в теме и отвечает на вопросы.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ОБЛОЖКУ К РАБОТЕ!!!
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«ПЕРМСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Березниковский филиал
Кафедра общенаучных дисциплин
Контрольная работа по дисциплине «Философия»
Отношение «мир-человек» как проблема философии
Выполнил: Иванов Иван Иванович
студент группы ТМО-17оз
Проверила: Симанова Нина Александровна
доцент кафедры ОНД, канд. филос. н.
Березники, 2017
Семинарское занятие № 2
Выполните задания к семинарскому занятию. Занятие будет проходить в форме деловой игры. Можно будет заработать от 1 до 3 баллов. Выполненное домашнее задание также оценивается индивидуально до 3 баллов.
1) Запишите в словарик и заполните таблицу (1 балл):
Онтология, бытие, небытие, субстанция, субстрат, сущее, сущность, существование, феноменальное бытие, ничто, нечто, реальность, действительность, детерминизм, картина мира, фундаментальное бытие, реальное бытие, феномен, монизм, дуализм, плюрализм, опредмечивание, распредмечивание, Парменид, социальное пространство, социальное время, органическая диалектика, мера, скачок, эволюция, противоречие, конфликт, гармония, становление, прогресс, регресс.
Философия | Тип онтологии | Основные характеристики | Представители |
1. Античности | |||
2. Средневековья | |||
3. Возрождения | |||
4. Марксизма | |||
5. Экзистенциализма |
2) Ответьте на вопросы (до 2 баллов):
1. «Все течет, и ничто не пребывает», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды…». Кто автор этих суждений и в чем их философский смысл?
2. Объясните принцип картезианского сомнения: «Я мыслю, следовательно, существую», — раскройте философскую позицию автора данного суждения.
3. «Без глаза не было бы цветов, без уха не было бы звуков». Как называется эта философская позиция. Назовите ее основных представителей.
4. Какому древнему философу принадлежит высказывание: «бытие есть, а небытия нет»? Объясните его смысл. Какими качествами обладает такое бытие?
5. «Язык — дом бытия». Кто из современных западных философов высказал эту мысль? Поясните связь между словом, мыслью и бытием.
6. Что является противоположностью категории бытия в философии? Приведите примеры из истории философии.
7. Каков смысл выражения: «сущность предшествует существованию»?
Каков экзистенциальный смысл тезиса — существование человека предшествует его сущности?
8. «Быть или казаться» – альтернативность личного существования. В чем принципиальная разница?
9. Известно выражение, что рука, отделенная от тела, лишь по названию рука. В свете каких категорий диалектики становится ясным это выражение?
10. Чем отличается материалистическое понимание бытия как принципа существования мира от идеалистического понимания бытия как чистой абстракции?
11. Прочтите высказывание Г.В. Плеханова:
"Всякое движение есть диалектический процесс, живое противоречие, а так как нет ни одного явления природы, при объяснении которого нам не приходилось бы в последнем счете апеллировать к движению, то надо согласиться с Гегелем, который говорил, что диалектика есть душа всякого научного познания"[1].
В чем преимущества диалектики как метода познания?
12. Известный древнегреческий афоризм призывает:
«Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневливым. Упрямство обижает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку».
а) Проиллюстрируйте афоризм несколькими примерами из вашей жизни.
б) О каком законе диалектики, к соблюдению которого призывает афоризм, здесь идет речь?
в) Сформулируйте этот закон и назовите его основные категории.
Семинарское занятие №3
Форма проведения: подготовка презентаций и выступлений. Обсуждение и анализ проблем науки и философии.
Необходимо выбрать одну из тем, подготовить по ней выступление в виде презентации, а также минизадания для закрепления темы (по тому, что вы будете рассказывать составить минитест или 5-7 вопросов и после выступления провести на всей группе).
Внимание! Необходимо разбиться на подгруппы из 2-3 человек!
У каждой подгруппы должна быть своя тема!
Темы не должны повторяться!
Староста группы составляет список подгрупп!