Четвертая четверка (группа мудрости)
13. Он наставляет себя: «Сосредоточиваясь на непостоянстве, я вдыхаю. Сосредоточиваясь на непостоянстве, я выдыхаю».
14. Он наставляет себя: «Сосредоточиваясь на угасании, я вдыхаю. Сосредоточиваясь на угасании, я выдыхаю».
15. Он наставляет себя: «Сосредоточиваясь на прекращении, я вдыхаю. Сосредоточиваясь на прекращении, я выдыхаю».
16. Он наставляет себя: «Сосредоточиваясь на отречении, я вдыхаю. Сосредоточиваясь на отречении, я выдыхаю».
Четыре основы осознанности[22]
1. Далее при каждой возможности, делая долгий вдох, медитирующий замечает, что делает долгий вдох; делая долгий выдох, замечает,что делает долгий выдох; делая короткий вдох, замечает, что делает короткий вдох; делая короткий выдох, замечает, что делает короткий выдох; наставляет себя вдыхать и выдыхать, ощущая все тело; наставляет себя вдыхать и выдыхать, успокаивая все тело, — при этом медитирующий сосредоточен на теле, каково оно есть само по себе, — ревностный, бдительный и осознанный, — гася в себе жадность и недовольство по отношению к миру. Я говорю вам, монахи, что это — вдох и выдох — по рангу своему есть тело среди тел, вот почему медитирующий в этом случае сосредоточен на теле, каково оно есть само по себе, — ревностный, бдительный и осознанный, — отвергая жадность и недовольство по отношению к миру.
2. При каждой возможности медитирующий наставляет себя вдыхать и выдыхать, ощущая экстаз; вдыхать и выдыхать, ощущая наслаждение; вдыхать и выдыхать, ощущая душевные процессы; вдыхать и выдыхать, успокаивая душевные процессы. При этом медитирующий сосредоточен на чувствах, каковы они есть сами по себе, — ревностный, бдительный и осознанный, — гася в себе жадность и недовольство по отношению к миру. Я говорю вам, монахи, что это — вдох и выдох — по рангу своему есть чувство среди чувств, вот почему медитирующий в этом случае сосредоточен на чувствах, каковы они есть сами по себе, — ревностный, бдительный и осознанный, — отвергая жадность и недовольство по отношению к миру.
3. При каждой возможности медитирующий наставляет себя вдыхать и выдыхать, ощущая ум; вдыхать и выдыхать, радуя ум; вдыхать и выдыхать, успокаивая ум; вдыхать и выдыхать, освобождая ум. При этом медитирующий сосредоточен на уме, каков он есть сам по себе, — ревностный, бдительный и осознанный, — гася в себе жадность и недовольство по отношению к миру. Я не говорю, что осознанность вдоха и выдоха есть в том, у кого осознанность рассеяна и нет бдительности, вот почему медитирующий в этом случае сосредоточен на уме, каков он есть сам по себе, — ревностный, бдительный и осознанный, — отвергая жадность и недовольство по отношению к миру.
4. При каждой возможности медитирующий наставляет себя вдыхать и выдыхать, сосредоточившись на непостоянстве; вдыхать и выдыхать, сосредоточившись на угасании; вдыхать и выдыхать, сосредоточившись на прекращении; вдыхать и выдыхать, сосредоточившись на отречении. При этом медитирующий сосредоточен на душевных качествах, каковы они есть сами по себе, — ревностный, бдительный и осознанный, — гася в себе жадность и недовольство по отношению к миру. И еще он видит ясно и отчетливо, что отвергающий жадность и недовольство, становится невозмутим; вот почему медитирующий в этом случае сосредоточен на душевных качествах, каковы они есть сами по себе, — ревностный, бдительный и осознанный, — отвергая жадность и недовольство по отношению к миру.
— Вот каким образом можно развить и практиковать осознание вдоха и выдоха, чтобы оно довело до совершенства четыре основы осознанности.
Семь условий пробуждения[23]
— Как четыре основы осознанности, если развивать и практиковать их, доводят до совершенства семь факторов пробуждения?
1. При каждой возможности медитирующий сосредоточен на теле, каково оно есть само по себе, — ревностный, бдительный и осознанный, — отвергая жадность и недовольство по отношению к миру, и при этом его осознание устойчиво и неослабно. Когда его осознание устойчиво и неослабно, осознание становится условием пробуждения[24]. Медитирующий развивает его, и оно достигает наивысшей ступени своего развития.
2. Сохраняя такую осознанность, он исследует, анализирует и приходит к отчетливому пониманию. Когда он исследует, анализирует и приходит к отчетливому пониманию, исследование[25]становится условием пробуждения. Медитирующий развивает его, и оно достигает наивысшей ступени своего развития.
3. В том, кто исследует, анализирует и приходит к отчетливому пониманию, возникает непоколебимое усилие[26]. Когда непоколебимое усилие возникает в том, кто исследует, анализирует и приходит к отчетливому пониманию, оно становится условием пробуждения. Медитирующий развивает его, и оно достигает наивысшей ступени своего развития.
4. В ком развилось непоколебимое усилие, тот испытывает внетелесный экстаз. Когда тот, в ком развилось непоколебимое усилие, пребывает в экстазе[27], тогда экстаз становится условием пробуждения. Медитирующий развивает его, и он достигает наивысшей ступени своего развития.
5. У пребывающего в экстазе тело успокаивается и ум успокаивается. Когда тело и ум пребывающего в экстазе медитирующего успокаиваются, безмятежность[28]становится условием пробуждения. Медитирующий развивает ее, и она достигает наивысшей ступени своего развития.
6. У безмятежного, — чье тело спокойно, — ум обретает сосредоточенность. Когда ум безмятежного, — чье тело спокойно, — обретает сосредоточенность[29], она становится условием пробуждения. Медитирующий развивает ее, и она достигает наивысшей ступени своего развития.
7. Он видит, что его ум сосредоточен и невозмутим. Когда он видит, что его ум сосредоточен и невозмутим, невозмутимость[30]становится условием пробуждения. Медитирующий развивает ее, и она достигает наивысшей ступени своего развития.
[Это же касается остальных трех сфер — чувств, ума и душевных качеств.]
— Так четыре основы осознанности, если развить и практиковать их, доводят до совершенства семь условий пробуждения.