Вопрос 2. Личность как субъект социального развития. Роль исторических личностей.

Характеристика народа как субъекта истории не означает отрицания или умаления значения деятельности конкретных личностей. Роль народа, классов, наций и других социальных общностей в качестве субъектов истории реализуется в личностях, их действиях, конкретных поступках. Более того, от осознания каждым из них целей исторического процесса, объективных условий, участия в выработке и реализации решений зависит и степень воздействия масс на общественное развитие, его темпы и глубину преобразований.

Для определения роли личности в истории и понимания ее сущности необходимо отделить это понятие от близких к нему по значению понятий «человек», «индивид», «индивидуальность».

Понятие человек – родовое понятие, выражающее общие черты, присущие человеческому роду. Поэтому человек – существо биосоциальное, т.е. включает как общесоциальные черты, так и биологические. Индивид – отдельный, единичный человек.

Личность фиксирует, главным образом, социальный аспект жизнедеятельности человека. Человек рождается и формируется как личность в контексте определенной духовной и материальной культуры. Нельзя понять сущность человека, если рассматривать отдельного индивида вне его социальных связей.

С этих позиций личность представляет динамичную, относительно устойчивую целостную систему интеллектуальных, социокультурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Для характеристики уникальности, неповторимости, присущей личности, употребляется понятие «индивидуальность». Поэтому личность представляет единство общего (социально-типичного), особенного (классового, национального) и отдельного (индивидуального, неповторимого, присущего только данной личности). Это конкретизируется в сущностной характеристике личности. Личность – это общественно развитый человек, который обладает самосознанием, волей, определенными чертами мировоззрения. Кроме того, личность характеризует свобода выбора (возможность поступать по собственной воле, а не по принуждению извне) и свободный выбор (т. е. действия отвечают потребностям развития личности и общества). Наконец, для личности характерно осознание ответственности как перед собой за свои поступки, так и перед другими людьми.

Становление личности происходит на протяжении всей жизни человека. Социализация личности – это процесс вхождения в социальную среду и приспособления к ней, освоения социальных ролей, определения своих интересов, потребностей и реализация жизненных целей.

В процессе социализации, становления личности взаимодействуют объективные факторы социальной среды, а также субъективные компоненты – сознание личности, регулирующие ее поведение в соответствии с мировоззрением, ценностными ориентациями, жизненным опытом.

Подчеркивая влияние каждой личности на ход исторических событий, важно в то же время иметь в виду, что отдельные личности в силу своих способностей и качеств могут оказывать существенное воздействие на социальные процессы.

Чтобы определить характер, меру этого влияния, нужно различать понятия «историческая» личность и «выдающаяся» личность. Общим для них является большая степень влияния на ход истории. Но не всякую историческую личность можно назвать выдающейся. Таковой она является в том случае, если ее деятельность связана с прогрессивными преобразованиями общества.

Исторические личности могут, как ускорять ход общественного процесса (если деятельность личности прогрессивна), так и замедлять его (если ее деятельность противоречит прогрессивной тенденции), либо оказывать противоречивое влияние. Но эти личности не могут коренным образом изменить ход истории, так как не в их власти отменить действие объективных законов.

Влияние исторической личности на общественные процессы – результат двух слагаемых: социальных условий, с одной стороны, индивидуальных способностей, незаурядных качеств конкретной личности, с другой. При этом решающее значение принадлежит социальным условиям.

Появление исторической личности определено объективными обстоятельствами, социальными условиями, которые дают ей возможность проявить свои способности. Однако это не отрицает влияния случайностей на исторические события. Случайным может оказаться то, какой конкретно человек будет выдвинут на главную роль в осуществлении назревших социальных проблем, его индивидуальные качества.

Новые подходы в оценке роли случайности в социальном процессе раскрывает синергетика, изучающая общие закономерности самоорганизации открытых систем. Отказываясь от понимания случайности как второстепенного, не имеющего принципиального значения фактора, синергетика раскрывает ее конструктивную роль, когда в условиях неустойчивого состояния общества (кризис, политическая дезорганизация) случайные воздействия, отдельные личности могут не только влиять, но и определять альтернативный характер и способ социального движения. Сложноорганизованным системам невозможно навязать пути их развития, но можно способствовать проявлению их собственных тенденций и здесь приобретает особое значение поведение личности, ее способность понимания ситуации и влияния на ход событий, осознания огромного груза ответственности перед обществом.

Вопросы для самопроверки:

1. Покажите, в чем смысл разграничения понятий «движущие силы» и «субъекты» исторического процесса.

2. Охарактеризуйте роль народа в социальной динамике. Ваша точка зрения по этой проблеме.

3. Покажите, чем различаются понятия «личность» и «индивидуальность».

4. Подумайте, могут ли исторические личности коренным образом изменить ход истории (например, повернуть ее вспять)?

Литература по теме:

1. Борисова Е.М., Джохадзе Н.И., Ивлев В.Ю., Смирнов Ю.Б. Философия. Ответственный редактор Борисова Е.М. / Московская финансово-промышленная академия. М., 2004, тема 5.

2. Дугин А.Г. Философия политики. - М., 2004.

3. Ильин В. Философия. Краткий курс. - Спб., 2004.

4. Князева Е., Курдюмов С. Синергетика как новое мировидение // «Вопросы философии», 1992, №12.

5. Крапивенский С. «Социальная философия». - М., 2004, гл. 11, 13.

6. Мир философии. - М., 1991. Ч.II. Разд.5, пар.1, Разд.6, пар.2,3.

7. Основы современной философии. Учебник. - Спб., 2004, гл.9.

8. Социальная философия. Учебник. Под ред. И. Гобозова. - М., 2003, лекция 12.

9. Социальная философия. Хрестоматия. - М., 1994.

Практические задания:

Задание 1.

Что мы определяем как «уникальность, неповторимость конкретного человека, обусловленная своеобразием сочетания биологического, психологического, социального»?

Что мы определяем как «более или менее ограниченная группа лиц или скопление людей по любому поводу, для которых характерны такие черты как возбудимость, непредсказуемость и неустойчивость действий, иррациональность поведения»?

Что мы определяем как «специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение или совершать поступки в соответствии со своими целями, идеалами и оценками, соотнося их с интересами и целями общества»?

Литература

Основная литература:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., Проспект, 2006.

2. Борисова В., Джохадзе Н. Социальная философия. - Учебное пособие. - М., 2000.

3. Борисова Е.М., Джохадзе Н.И., Ивлев В.Ю., Смирнов Ю.Б. Философия. Ответственный редактор Борисова Е.М. / Московская финансово-промышленная академия. М., 2004.

4. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М., 2003.

5. Матюхин А.В. Основы философии: учеб. пособие. – М., Московская финансово-промышленная академия, 2009.

Дополнительная литература:

1. Алексеев П.В. История философии: – Учебник. – М., Проспект, 2005.

2. Анокова Н.В. История религий - Учебное пособие. – М., Маркет ДС, 2007.

3. Бердяев Н.А. Философия неравенства. - М., 1993.

4. Васильев Б.В. Идея общественного прогресса в философии русского неолиберализма // Социально-гуманитарные знания. - 2005. - № 2.

5. Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990.

6. Владимиров В.В. Смысл русской жизни. – М., 2006.

7. Вольф Р.П. О философии. – М., 1996.

8. Галактионов Л.А., Никандров П.Ф. Русская философия XI-XIX веков. - Л., 1990.

9. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов на Дону, 2004.

10. Дугин А.Г. Философия политики. - М., 2004.

11. Дугин А.Г. Философия традиционализма. - М., 2002.

12. Замалеев А. Курс истории русской философии. - М, 1996.

13. Западная философия XX века. - М., 1994.

14. Звездкина Э.Ф., Егоров В.Ф. Теория философии. – М., 2004.

15. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2-х тт. - Л., 1991.

16. Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. - М., 2000.

17. История философии. Россия – Запад – Восток. Кн. 1-4. - М., 1995.

18. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. - М,. 1989.

19. Кара-Мурза С.Г. Потерянный разум. - М., 2005.

20. Крапивенский С. Общий курс философии. - Волгоград, 2004.

21. Кропоткин П.А. Этика. Избранные труды. - М., 1990.

22. Леонтьев К.Н. Избранные письма. - СПб., 1993.

23. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. - М., 1991.

24. Малявин С.Н. История русской социально-философской мысли. – М., 2003.

25. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. - М., 1989.

26. Матюхин А.В. Общественная мысль России XIX – начала XX века // Социально-гуманитарные знания. - 2009. – № 2,3.

27. Мир философии: В 2-х томах. - М., 1991.

28. Никифоров А. Философия науки: история и методология. - М., 1998.

29. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. - М., 1991.

30. Новикова Л.И, Сиземская И.Н. Русская философия истории. - М., 1999.

31. О России и русской философской культуре. Философы послеоктябрьского зарубежья. - М., 1990.

32. Образ будущего в русской социально-экономической мысли конца XIX - начала XX века. - М., 1994.

33. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. - М., 2002.

34. Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. - М., 1998.

35. Радугин А. Философия. Курс лекций. - М., 2004.

36. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1-3. – СПб., 1997.

37. Русская философия. Словарь / Под общ. ред. М.А. Маслина. - М., 1995.

38. Современная западная философия. Словарь. - М., 1998.

39. Соколов С.В. Социальная философия - Учебное пособие для вузов. – М, 2003.

40. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. - М., 1992.

41. Толстой Л.Н. Путь жизни. - М., 1993.

42. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1994.

43. Уткина Н.Ф. Позитивизм, антропологический материализм и наука в России. - М., 1975.

44. Философия истории. Антология. - М., 1995.

45. Философия науки: Словарь основных терминов. – М, 2004.

46. Философия. - Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М, 2005.

47. Франк С.Л. Духовные основы общества. – М., 2007.

48. Чичерин Б.Н. Философия права. - СПб., 1998.

Глоссарий

Абстракция - отвлечение от ряда свойств в изучаемом явлении и актуализация внимания на рассматриваемом признаке. Данный термин введен римским философом Боэцием в процессе перевода сочинений Аристотеля с греческого на латинский язык.

Абсолют - духовная первооснова и одновременно высшая, верховная ценность.

Августин Аврелий (Блаженный, 354-430) - христианский богослов и философ. Его мировоззрение подчиняется принципу «Без веры нет знания, нет истины». Августин противопоставлял «Земному граду» (т. е. греховному светскому государству) «град Божий» (всемирное господство Церкви).

Агностицизм - невозможность познания сущности явлений и закономерностей их развития. Данный термин введен английским естествоиспытателем Гексли в 1869 году.

Алгоритм - совокупность последовательных действий, направленных на решение определенной задачи.

Альтернатива - одно из двух, как правило, противоположных решений; один из многих вариантов.

Анахронизм - пережиток старины, устарелый взгляд или обычай.

Антиномия - логическое противоречие между утверждениями, каждое из которых имеет свое основание. Смысл этого термина встречается впервые у древнегреческих философов, которые учили об апориях - трудностях и безысходности познания вещей.

Антропоцентризм - воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной, и конечная цель всех совершающихся в мире событий.

Апологетика - восхваление чего-либо вместо объективного суждения, взвешенной оценки.

Архетип - глубинная порождающая структура, предельное основание.

Аристотель, Стагирит (384-322 до н. э.) – великий философ Древней Греции, основатель собственно научной философии. Сочинения Аристотеля охватывали все области знаний того времени. Он рассматривал природу в виде последовательных переходов от «материи» (пассивное начало) к «форме» (активное начало) и наоборот.

Аскеза - воздержанность, отказ от жизненных, особенно материальных, благ.

Атеизм - система взглядов, отрицающих веру в сверхъестественное, веру в Бога.

Бердяев Николай Александрович (1874-1948) - русский религиозный философ, писавший о приоритете свободы над бытием; об откровении бытия через (богоподобного) человека, о разумном ходе истории.

Биологизм - мировоззрение, согласно которому первопричины материальной действительности и духовного бытия нужно искать в органической жизни. Биологизм выводит нормы человеческого познания и поведения из биологических потребностей и законов.

Благо - добро как благополучие.

Бруно Джордано (1548-1600) - итальянский философ, отождествлявший Бога с природой, утверждая тем самым бесконечность самой природы (теория бесчисленности населенных миров). Бруно допускал существование Мировой души, которая находится во всех 6ез исключения вещах, являясь их движущим началом.

Бытие - философская категория, обозначающая все, что существует. Различают бытие природы, общества, человека, его духовного мира. Быть - значит существовать - материально и идеально. Первые рассуждения о сущности бытия и значении этого понятия присутствуют в древнеиндийском философском гимне о творении «Ригведе», где при осмыслении возникновения мира использовались понятия «асат» (небытие) и «сат» (бытие). В древнегреческой философии понятие «бытие» введено Парменидом.

Бэкон Фрэнсис (1561-1626) - английский философ, считавший важнейшими задачами науки покорение природы и целесообразное преобразование культуры на основе познания природы. Единственно надежным источником познания, согласно Бэкону, является опыт.

Верификация - подтверждение истинности какого-либо высказывания логическим или опытным путем. В философии появление этого термина связано с позитивизмом, применившим метод верификации для определения научной состоятельности тех или иных теорий.

«Веды» - философское учение Древней Индии, изложенное во II тыс. до н. э. в древних ритуальных книгах, и воссозданное во II веке до н. э. в «Законах Ману».

Вольтер (1694-1778) - французский писатель и философ эпохи Просвещения, говоривший об отождествлении Бога и природы. В основе его философии истории лежит идея прогрессивного развития общества, независимо от воли абстрактного «божества». Высоко оценивал роль культуры в человеческом обществе.

Волюнтаризм - одно из направлений философии, которое рассматривает волю в качестве основного принципа Мироздания. Яркими представителями волюнтаризма являются А. Шопенгауэр и Ф. Ницше.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) - немецкий философ. Создал систематическую теорию диалектики, где центральное понятие - развитие - есть характеристика деятельности Абсолюта (Мирового духа). Реальный мир, по Гегелю, - это проявление идеи, понятия, духа.

Генезис - происхождение, возникновение.

Геоцентризм - мировоззрение, согласно которому Земля есть центр Вселенной (например, средневековое христианское мировоззрение).

Гераклит Эфесский (ок. 544-483 до н. э.) - древнегреческий философ. Учил, что мир не создан никем из богов и никем из людей, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем. Этот «первоогонь» является чистым разумом, логосом, из которого произошло все существующее.

Герменевтика - традиция и способы истолкования текстов.

Глобальный - имеющий дело с миром как целым.

Гилозоизм - философское учение, выдвигающее главным принципом всеобщую одушевлённость материи.

Гносеология - учение о познании (о путях, методах и формах познания окружающего нас мира). Данный термин введен немецким философом Баумгартеном (1714 -1762), однако интерес к проблемам познания возник с древними истоками развития философии. Наряду с этим термином, употребляется равнозначный по смыслу термин «эпистемология» (от греч. epistemеe- знание, наука).

Гностицизм - философское течение, признающее непознаваемое духовное начало (Мировую душу, Софию), противостоящее материи - «источнику зла».

Гуманизм - философская концепция, возникшая в эпоху Возрождения, провозгласившая человека высшей ценностью; совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека.

Даосизм - религиозно-философская школа, возникшая в Китае в VI - V вв. до н.э. Ее основоположником считается Лао-Цзы. Основной целью последователей «дао» («путь») является достижение единства с природой и, в конечном итоге, обретение бессмертия.

Деизм - религиозно-философское учение, которое возникло в эпоху Просвещения. Оно утверждает, что хотя Бог и существует в мире как его первопричина, однако после сотворения мира движение Мироздания совершается без Его участия.

Декаданс - кризисные, упадочные явления в обществе и культуре (чаще говорят об упадке искусства в конце 19 - начале 20 вв.).

Декарт Рене (1596-1650) - французский философ и математик. Основатель современного рационализма. В основе его философии - дуализм души и тела, отождествление материи и пространства.

Демокрит (ок. 460 - ок. 371 до н. э.) - древнегреческий философ, основатель атомизма. Утверждал, что все происходящее представляет собой движение атомов, благодаря которому оно и возникает.

Детерминизм - учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений.

Диалектика - теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Дидро Дени (1713-1784) - французский писатель и философ. Наметил материалистическую теорию психических функций, в соответствии с которой и люди, и животные - инструменты, наделенные способностью ощущать, и обладающие памятью.

Диссидент – инакомыслящий человек, не разделяющий господствующую идеологию.

Дискурс - логически и методически последовательное рассуждение.

Дихотомия - последовательное деление целого на две части с последующим выбором одной из них.

Догматизм – метод мышления, опирающийся на догмы - непреложные истины, не подлежащие критике, без учета конкретных условий.

Дуализм - философское учение, считающее в противовес монизму, материальную и духовную субстанции равноправными началами.

Закон - устойчивая, существенная, необходимая, повторяющаяся связь вещей, явлений, процессов. В древнегреческой философии впервые идея закона (Логоса) встречается у Гераклита.

Западничество - направление русской социально-философской мысли, объединяющее приверженцев европейского пути развития России. Западники отстаивали необходимость активного использования в России выработанных западной историей политических, экономических и культурных формы жизни. Являлись оппонентами славянофилов.

Идеализм - философское направление, исходящее из первичности сознания (духовного) и вторичности материального. Выделяются две формы идеализма: объективный (основа действительности - некое сверхиндивидуальное сознание) и субъективный (знания о мире сводятся к содержанию индивидуального сознания).

Идеология - логически стройный и внутренне законченный комплекс философских, социальных, политических и экономических идей, ориентированный на построение определенного типа общества.

Идея - философский термин, с помощью которого обозначают, смысл, значение, сущность предметов и явлений. Первое учение об идеях создано древнегреческим философом Платоном.

Инвариантный - независимый от преобразований, остающийся неизменным.

Индифферентность - равнодушие, безучастность.

Интерпретация - истолкование, раскрытие смысла, содержания чего-нибудь.

Интуиция - непосредственное усмотрение истины без предварительного анализа и доказательства.

Иррационализм - философское учение, утверждающее, что интуиция, чувство, инстинкт являются основным видом познания, т.к. познавательные возможности разума ограничены. Действительность считается хаотичной, лишенной закономерности, подчиняющейся игре случая.

Историзм - принцип познания вещей и явлений в их развитии в связи с конкретными историческими условиями. Признается необратимый и преемственный характер изменения вещей.

Кант Иммануил (1724-1804) - немецкий философ, родоначальник классического идеализма. Утверждал, что природа вещей, как они существуют сами по себе («вещь в себе»), принципиально недоступна человеческому познанию; оно возможно только относительно «явлений», т.е. способов, посредством которых вещи обнаруживаются в нашем опыте.

Картезианство - философия последователей Декарта. Исходным пунктом предполагается самодостоверность сознания («мыслю - следовательно существую»), а также дуализм тела и души. При доказательствах использовался рационалистический математический метод.

Категория - предельно общее понятие, отражающее существенные стороны действительности.

Классический - идущий из прошлого (первоначально – из античности), традиционно-образцовый.

Контекст - законченное в содержательном отношении многообразие, определяющее значение входящих в него элементов.

Конфуций (552-479 до н.э.) - китайский философ, основатель конфуцианства, представляющего собой философию морали. В основе его учения пять добродетелей: мудрость, гуманность, верность, почитание старших и мужество.

Концепция - основная мысль, представленная системно.

Корректность - правильность, точность.

Космополитизм – теория «человека - гражданина мира», преодолевающего национальные и цивилизационные особенности своего социума.

Критерий - мерило оценки.

Критицизм - изначально название философии Канта, который считал основной ее целью критику познавательной способности человека. Также это понятие обозначает учения, ограничивающие человеческое познание и признающие его источником только опыт.

Кьеркегор Серен (1813-1855) - датский философ, предшественник экзистенциализма. По его мнению, подлинная философия должна носить глубоко личный, мистический характер, поэтому он отвергает научный способ философствования. Важнейшей категорией учения Кьеркегора является категория «парадокса». Отвергал любую попытку соединения мира божественного и мира человеческого.

Лао-Цзы (кит. - «старый учитель») (604 до н. э. - ?) - почетное имя китайского философа Ли Эра, основателя даосизма. Учил, что человек должен следовать естественности вещей, отказаться от «мудрствования». Основой учения Лао-Цзы было сверхземное «дао», первопричина всего бытия.

Логос - слово, закон, нечто, лежащее в основании.

Локк Джон (1632-1704) - английский философ, разработавший теорию эмпирического познания. Утверждал, что все человеческое познание проистекает из опыта, отвергал существование врожденных идей. Развил учение о первичных и вторичных качествах и теорию образования общих идей (абстракций). Локк считал, что о возможности божественного откровения может судить только человеческий разум, а не церковная догма.

Маргинальность - положение вне структуры или системы, обочина общественной жизни.

Марксизм - философское, экономическое и политическое учение, созданное немецкими учеными К. Марксом и Ф. Энгельсом. Марксизм рассматривает общество как организм, в структуре которого производительные силы определяют производственные отношения и формы собственности, обусловливающие все сферы общественной жизни. Движущей силой истории считается борьба господствующих и угнетенных классов, высшим проявлением которой является социальная революция.

Материализм - философское направление, утверждающее первичность материального и вторичность сознания, духовного начала. Считая сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира, доказывая тем самым познаваемость природы.

Ментальный - умственный, мысленный, психический, душевный.

Метафизика ( с греч. - «то, что идет после физики») – термин, введенный издателем сочинений Аристотеля Андроником Родосским. Так он назвал группу аристотелевских трактатов, в которых рассматривается «бытие само по себе», «первая философия» (по терминологии Аристотеля). Первоначально под метафизикой понималось все философское знание о мире в целом, его первопричинах и первоосновах. В то же время еще от Платона идет традиция рассматривать метафизику как самостоятельный метод познания. В XIX веке под метафизикой стали понимать метод познания неких вечных и неизменных сущностей. Она была противопоставлена диалектике - методу познания мира в его бесконечном движении и развитии.

Методология - учение о методах познания.

Меценатство – покровительство какому-либо делу, науке, культуре, оказание материальной и иной помощи.

Мировоззрение - система взглядов на мир и место человека в нем.

Мистицизм - религиозно-идеалистический взгляд на вещи, основу которого составляет вера в сверхъестественные силы. Мистики считают высшей формой познания мистическую интуицию, «духовный опыт», в котором исчезает разделение на субъект и объект и открывается реальность Бога - духовной первоосновы мира.

Монархия – форма правления государством, при которой у власти находится один человек – монарх.

Монизм - философское учение, которое принимает за основу всего существующего одно начало (материя, дух и т. д.).

Монтень Мишель (1533-1592) - французский философ, утверждавший, что человек имеет право на сомнение. Отвергал религиозное учение о бессмертии души, понимая сознание как специфическое свойство материи.

Народники – представители российской радикальной социальной философии (А. Герцен, П. Лавров П. Ткачев и др.). Считали, что Россия придет к социализму через революцию и крестьянскую общину, минуя стадию капитализма.

Натурализм - философско-мировоззренческое направление, которое рассматривает природу как универсальный принцип объяснения всего сущего, причем в понятие «природа» включаются так же дух и духовные творения.

Натурфилософия - совокупность философских попыток толковать и объяснять природу (либо непосредственно, из личного опыта познания человеком природы, либо с помощью основных знаний из области естественных наук).

Национальное самосознание – осознание представителями народа своего духовно-политического единства.

Неогегельянство - неоднородное философское течение, возникшее во второй половине XIX в. Для неогегельянцев характерны отказ от диалектики или перенесение ее только в область сознания, иррационалистическое толкование Гегеля в духе философии жизни. Представители: Брэдли, Ильин и др.

Неокантианство - идеалистическое направление, возникшее во второй половине XIX в. в Германии. Неокантианство воспроизводит и развивает идеалистические и метафизические элементы философии Канта.

Неоплатонизм - форма греческой философии, разновидности которой существовали в период с середины III в. - до середины VI в. Возник в результате попыток соединения учения Платона, Аристотеля, а так же стоического, пифагорейского и других учений (за исключением эпикуреизма) с восточной и христианской мистикой и религией.

Нигилизм – отрицание общепринятых ценностей.

Нирвана - блаженное состояние отрешенности от жизни.

Ницше Фридрих (1844-1900) — немецкий философ. Универсальной движущей силой развития считал «борьбу за существование», перерастающую в «волю к власти». Стремился обосновать основные качества «сверхчеловека», призванного уничтожить все лживое и враждебное жизни. Боролся против христианства и буржуазной морали.

Номинализм - направление в средневековой философии, считавшее общие понятия лишь именами единичных предметов. Номиналисты утверждали, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами.

Обскурантизм - враждебное отношение к просвещению и науке.

Онтология - учение о бытии, об основных началах всего существующего. Одна из наиболее древних частей философского знания, развиваемая с самых истоков развития философии.

Оппортунизм - соглашательство, приспособленчество.

Пантеизм — философское учение, согласно которому Бог представляет собой безличное начало, не находящееся за пределами природы, а тождественное ей.

Парадигма - образец, или схема, задающая способ видения того или иного предмета; идеальная теория, определяющая способ объяснения изучаемых явлений.

Паритет – равенство, равноправие сторон в чем-либо.

Пацифизм – осуждение любых войн, требование соблюдения мира.

Перманентный - постоянный, непрерывно продолжающийся.

Персонализм - философское течение, появившееся в конце XIX в. Высшей духовной ценностью и первичной реальностью признает «личность», которая понимается как духовный первоэлемент бытия.

Пифагорейцы (Пифагор, Диоген Лаэртский, Алкмеон и др.) – древнегреческая философская школа, заложившая основы развития математики и геометрии. Используя теорию чисел и принципы арифметики, пифагорейцы применяли математический подход к объяснению природы, общества, политики, религии.

Платон (427-347 до н. э.) - великий древнегреческий философ, основатель объективного идеализма. Для объяснения бытия развивал теорию о существовании бестелесных форм вещей, т. е. «идей», которые он отождествлял с бытием. В центре космологии Платона учение о «Мировой душе». Единственное верное познание - это воспоминания бессмертной души человека о мире «идей». О чувственных вещах и явлениях возможно только вероятное «мнение».

Платонизм:

1) Разработка учения Платона философами, прямо или косвенно являвшимися его учениками.

2) Включение платоновской философии, особенно теории идей, в другие философские системы.

Плюрализм - философская точка зрения, согласно которой действительность состоит из множества самостоятельных сущностей, несводимых к единому началу. Термин употребляется часто также как «многообразие мнений и точек зрения».

Позитивизм - философское направление, считающее единственным источником истинного действительного знания конкретные науки, и отрицающее познавательную ценность философского исследования (О. Конт, Г. Спенсер и др.).

Понятие - способ обобщения предметов и явлений, направленный на выявление их общих признаков.

Постмодернизм - мировоззренческо-методологическая установка, резко рвущая с традицией (Разумом, Истиной, Целым).

Постулат - положение, принимаемое без доказательства.

Прагматизм - философское течение, определяющее значение истины ее практической полезностью.

Предикат - логическое сказуемое; то, что в суждении высказывается о предмете суждения, т. е. о субъекте.

Престиж - авторитет, влияние, уважение, которым пользуется кто-либо.

Прецедент - случай, имевший ранее место и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода.

Проблема - вопрос, на который можно ответить, только прибавив что-то новое к уже имеющемуся, наличному знанию.

Психологизм - воззрение, согласно которому индивидуальная и коллективная психика являются основой философии.

Раскол – разделение русской православной церкви на сторонников и противников (старообрядцев) церковной реформы патриарха Никона.

Рационализм - философское направление, считающее, что научное (т.е. объективное, всеобщее) знание достижимо только посредством разума, который одновременно является и источником знания, и критерием его истинности. Родоначальники современного рационализма: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.

Рациональное - разумно (аналитически, логически) обоснованное, целесообразное.

Редукция - сведение сложного к простому.

Релятивизм - учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания. Релятивизм утверждает, что в любых знаниях нет абсолютно точного отражения объективного мира.

Республика – форма правления государством, при которой власть принадлежит выборному народом органу.

Ретроспектива - обращение к прошлому.

Рефлексия - самоанализ, мысль о мысли, самоотчетное рассуждение.

Розанов Василий Васильевич (1856-1919) - русский религиозный философ и писатель. Критиковал христианство ради «живой» религии. Считал, что духовное возрождение России должно совершиться на почве правильно понимаемого нового христианства, в основе которого лежит понятие семьи.

Руссо Жан Жак (1712-1778) - французский писатель и философ. Наряду с существованием Бога, признавал, и существование бессмертной души. Руссо рассматривал материю, и дух как два вечно существующих начала. В теории познания придерживался сенсуализма, хотя и признавал врожденность нравственных идей.

Секта – религиозное течение (община), отделившееся от господствующей церкви и противостоящее ей.

Сенсуализм - философское направление, выводящее познание из чувственных ощущений, изображающее все явления духовной жизни как более или менее связанные комплексы ощущений.

Сепаратизм – стремление к отделению, обособлению.

Силлогизм - умозаключение, состоящее из двух суждений (посылок), из которых следует третье суждение (вывод).

Синергия - сотрудничество, содружества, эффект согласованных, солидарных действий.

Скептицизм - философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности.

Славянофильство - направление русской социально-философской мысли, отстаивающее идеи национальной самобытности, культурно-политических традиций и особого исторического пути развития России, принципиально отличного от западного. Являлись оппонентами западников.

Сократ (469-399 до н. э.) - древнегреческий философ, считавший, что строение мира и физическая природа вещей непознаваемы, познать мы можем только самих себя. Высшая задача знания не теоретическая, а практическая - искусство жить. Является основателем философской диалектики.

Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) - русский философ. Центральной в его учении является идея «всеединого сущего», которая рассматривается как сфера абсолютного, божественного, а реальный мир - как ее самоопределение и воплощение (посредником между ними выступает Мировая душа). Соловьев выводит единство теологии, философии и науки - «свободную теософию».

Софийное - мудрое, относящееся к мудрости.

Социальный статус - положение человека в системе общественных отношений, определяющее его права и обязанности.

Спецификация - детализация, перечисление специфических особенностей чего-либо.

Спиноза Бенедикт (1632-1677) – голландский философ, считавший целью знания - завоевание господства над природой и совершенствование человека. Он учил, что существует только природа, являющаяся причиной самой себя, не нуждающаяся для своего бытия ни в чем другом. Всю психическую жизнь сводил к разуму и к страстям.

Спонтанный - самопроизвольный, вызванный внутренними причинами.

Стратификация - разделение общества на отдельные слои или группы.

Стоицизм - философское учение, возникшее в конце IV в. до н.э. Главные представители - Зенон и Хрисипп. Основные постулаты: жить надо сообразно природе; счастье в свободе от страстей, в спокойствии духа; чувства воспринимают действительность как нечто единичное; нау

Наши рекомендации