Политическая сфера как подсистема общества связана с регулятивной деятельностью людей, обеспечивающей согласованность и целостность социума.
Эта сфера охватывает взаимоотношения между классами, нациями, другими социальными группами и общностями, центральным моментом которых является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти, т.е. отношение к государственной власти. Поскольку эти отношения строятся через определенные учреждения и организации, система учреждений (институтов), регулирующих отношения между социальными общностями с целью сохранения общественной структуры в интересах правящего класса и общества в целом, составляет политическую сферу (политическую систему). К ней относятся государство и его органы, политические партии, общественные организации и движения, политические организации.
В современной литературе существует более широкое понимание этой сферы, в которую включают политические отношения, политические институты и организации, политические действия и политическое сознание.
Исторически первым и важнейшим политическим институтом, ядром политической системы является государство.
Его возникновение обусловлено двумя основными причинами:
1) внутриобщественными противоречиями, связанными с разделением общества на противоположные классы;
2) общественными потребностями в выполнении общих дел, поддержании порядка, управлении.
Иначе говоря, государство имеет двойственную природу, что нашло свое проявление в двух рассмотренных ранее подходах (формационном и цивилизационном), и было бы неверно сводить сущность государства исключительно к насилию и подавлению эксплуатируемых, что особенно проявилось в марксизме.
Государств как формационный и цивилизационный институт имеет признаки и функции.
Основные признаки государства:
· наличие особого слоя людей, занятых управлением, т. е. аппарата чиновников, сбор налогов, издание законов;
· публичная власть, т.е. органы политического принуждения (армия, полиция, суд, тюрьмы, разведка и т. д.);
· территориальное деление общества на отдельные ячейки государственного управления, при помощи которых государственная власть охватывает своим влиянием все население страны.
Государство выполняет целый ряд функций, которые представляют направления его деятельности и в которых прослеживается переплетение формационных и цивилизационных функций. Основными функциями государства являются: внутренняя (хозяйственно-экономическая, культурно-воспитательная, организационная, и др.) и внешняя (защита интересов данного государства на международной арене, обеспечение обороны страны либо военная и политическая экспансия в отношении других государств и т.д.).
Кроме государства важное место в политической сфере общества принадлежит партиям. Их социальной основой являются классы. Партии отражают в своей деятельности положение класса в обществе, его коренные интересы, всю систему его отношений с другими классами, организациями.
Государство как ядро политического бытия общества различается «типом» и формой.
Тип государства раскрывает его формационный смысл и определяется тем, какому классу (или классам) оно служит. Поэтому можно выделить три основных типа эксплуататорского государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное. Вопрос о социалистическом государстве как типе государства в современном обществознании остается дискуссионным. Один и тот же тип государства может существовать в различных формах.
Форма государства – это способ организации, а также приемы и методы осуществления власти. Форма государства выражается:
· формой правления (указывает, кому принадлежит верховная власть в стране); существуют две разновидности формы правления: монархия и республика;
· формой государственного устройства: подразделяется на унитарные, федерацию, конфедерацию;
· политическим режимом, т.е. системой методов осуществления государственной власти, реальным состоянием демократических прав и свобод, отношением органов государственной власти к правовым основам их деятельности.
С точки зрения политического режима государства могут представлять:
1) демократию;
2) диктатуру;
3) тоталитарный режим;
4) авторитарный режим.
Анализ показывает неоднозначность понятия «форма» государства. Этот вывод имеет не только научную ценность, так как вопрос о форме государства – один из важнейших вопросов реальной политики. Вместе с тем категории «тип» и «форма» государства позволяют правильно сориентироваться при оценке того или иного государства, нацеливают на выявление его сущности и тенденций развития, обусловленных формационными и цивилизационными изменениями.
Существенным моментом эволюции государства, обусловленной сменой цивилизационных этапов общества, является становление правового государства, в котором утвердилось верховенство закона и которое является предпосылкой развития гражданского общества, являющегося сферой реализации особенных, частных интересов отдельных индивидов.
Духовная сфера общества. Духовная сфера как подсистема общества связана с производством, обменом и потреблением духовных, т.е. идейных ценностей – взглядов, теорий, концепций, принципов, образов, что отражено в понятии «общественное сознание». Эта сфера включает духовные потребности, духовную деятельность и созданные на этой основе духовные ценности, а также духовные отношения.
Важнейшим элементом духовного бытия общества является общественное сознание, которое формируется как отражение социальной действительности.
Но при этом общественное сознание имеет и внутреннюю логику развития, собственные законы функционирования, что говорит об отсутствии жесткой зависимости общественного сознания от общественного бытия.
Для общественного сознания характерны специфические особенности развития, проявляющиеся, прежде всего, в преемственности, в использовании достижений человеческой мысли предшествующих эпох. Оно может, как отставать от общественного бытия, так и опережать его развитие.
Различные формы общественного сознания – политические, правовые, религиозные и др. – оказывают влияние друг на друга. При этом одна из форм нередко выступает в качестве определяющей (религия в эпоху Средневековья).
Наконец, общественное сознание оказывает активное влияние на общественную жизнь. Идеи, теоретические концепции, политические доктрины могут играть как прогрессивную, так и реакционную роль в развитии общества, ускорять его развитие, или, наоборот, вести к деградации и разрушению. При этом сознание влияет на развитие общества не само по себе, а через деятельность людей. Поэтому это влияние тем больше и заметнее, чем больше те или иные идеи, концепции, теории отвечают интересам людей и общества в целом.
Общественное сознание обладает сложной структурой.
В исследовании общественного сознания доминируют два подхода: гносеологический /выяснение того, что и как отражает общественное сознание/, выделяющий обыденны и уровень /стихийное отражение явлений повседневной жизни/ и теоретический /более глубокое отражение сущностных связей и отношений в виде системы идей, понятий. законов/, и социологический подход - выяснение роли общественного сознания в жизни людей/его функции/, выделяющий общественную психологию и идеологию.
Общественная психология - несистематизированная, стихийно сложившаяся совокупность духовных образований /представлений, чувств, привычек и т.д./, отражает повседневные условия жизни людей и выполняет, главным образом, коммуникативную функцию. Идеология - это система взглядов, идей, выражающая коренные интересы различных, главным образом, больших социальных общностей, которая разрабатывается специалистами, идеологами и может быть прогрессивной, консервативной и реакционной.
Элементами структуры общественного сознания являются и его формы: политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, философское, научное сознание, отличающиеся друг от друга по объекту и способу отражения, по общественным потребностям и социальной роли, выполняемой в обществе.
Начиная рассмотрение форм общественного сознания с науки, необходимо иметь в виду, что в современном мире наука - не только одна из форм общественного сознания, но и сложное многоплановое социальное явление, в основе которого лежит знание сущности и причин явлений, а также законов, действующих в объективной действительности и познании. Наука развивается на основе исторически определенных потребностей общества и используется в интересах человека и человечества. Науке присущи системность, целостность и логическая обоснованность выводов, а социальные функции ее сводятся к познавательной, объяснительной, прогностической, мировоззренческой и функции социальной памяти.
Содержание политического сознания заключается в отражении /через систему программ, уставов и деклараций различных партий и общественных организаций/ экономических от ношен и истого или иного общества и их реализацию через отношение к власти, в центре которого стоит вопрос о государстве. Поэтому идеологическая функция политики, с одной стороны, служит узакониванию государственной власти, а с другой - оправданию различных актов социального возмущения.
Являясь одним из моментов духовно-практической деятельности, политика теснейшим образом связана с правовой сферой общества, включающей правовое сознание и правовую деятельность как совокупность правовых взглядов, теорий, чувств; знание и реализацию правовых норм и их оценку, определяемую интересами и потребностями различных социальных слоев, в силу чего право является нормативной сферой жизнедеятельности общества,
Другой регламентирующей сферой является одна из древнейших форм общественного сознания - мораль, понимаемая как совокупность норм, правил и принципов поведения, исторически выработанных обществом и реализующихся в практике поведения. Регулирование отношений между людьми мораль, в отличие от нрава, осуществляет благодаря общественному мнению. Содержание нравственных норм и категорий исторически изменчиво, но основные принципы и понятия морали заключают в себе и общечеловеческое, вечное начало /уважение к старшим, забота о детях и т.д./. Главные функции морали - регулятивная, оценочно-императивная и познавательная, но ей присущи также воспитательная, прогностическая и коммуникативная функции.
Особое место в обществе занимают эстетические отношения и эстетическая деятельность, наиболее концентрированным выражением, которой является искусство - особая форма отражения и выражения жизни /природной и социальной действительности, внутреннего мира человека/ в форме художественных образов, представляющих собой единство объективного и субъективного /реальный мир в восприятии художника/; единичного и общего /неповторимость каждого образа и элемент собирательности, типичного в нем/; рационального и эмоционального /определенная информация через призму чувственных переживаний/. Однако, создание произведения искусства - это лишь одна сторона эстетической деятельности, другая же, не менее важная сторона «бытия» произведения - это процесс его эстетического восприятия, чем и определяется главная функция искусства - эстетическая, наряду с которой оно выполняет и такие функции, как познавательная, воспитательная, идеологическая, коммуникативная.
Огромную мировоззренческую роль в обществе исторически играла религия, основывающаяся на вере в сверхъестественное, господствующее над человеком и не подвластное ему. Как общественное явление религия имеет социальные /объективные факты общественной жизни/, гносеологические /стремление человека к познанию и объяснению окружающего мира/ и психологические /отрицательные эмоции и переживания человека, неудовлетворенность реальной жизнью/ корни и включает религиозное сознание, представленное религиозной психологией и религиозной идеологией, и религиозную деятельность, объединяющую религиозные действия и религиозные институты. Главными функциями религии наряду с мировоззренческой, являются миротворческая, иллюзорно-компенсаторная, идеологическая, воспитательная и коммуникативная.
Вопросы для самопроверки:
1. Раскройте особенности социальных систем.
2. Покажите различия таких общностей как «классы», «нации», «страты».
3. Раскройте особенности взаимодействия общественной психологии и идеологии как сфер общественного сознания.
4. Охарактеризуйте различия понятий «тип» и «форма» государства, их роль в исследовании политического бытия общества.
Литература по теме:
1. Алексеев П. Социальная философия. Учебное пособие. - М., 2004. Гл. III, пар.1-4.
2. Борисова Е.М., Джохадзе Н.И., Ивлев В.Ю., Смирнов Ю.Б. Философия. Ответственный редактор Борисова Е.М. / Московская финансово-промышленная академия. - М., 2004, тема 4.
3. Гражданское общество, правовое государство и право («Круглый стол») // «Вопросы философии». - 2002, №1.
4. Ильин В. Философия. Краткий курс. - Спб., 2004.
5. Киселев Г. Современный мир и «новое» религиозное сознание // «Вопросы философии», 2000, №6.
6. Панарин А. Философия политики. - М., 1995.
7. Руткевич М. Общество как система. - М., 2001.
8. Сорокин Л. Социальная стратификация и социальная мобильность. «Человек, цивилизация, общество». - М., 1992.
9. Социальная философия. Хрестоматия. - М., 1994, ч.I разд.1, пар.2, разд.3.
Практические задания:
Задание 1.
Установите соответствие между формами общественного сознания и их главными функциями:
1) Искусство.
2) Религия.
1) эстетическая;
2) мировоззренческая;
3) регулятивная;
4) методологическая;
5) нормативная;
6) познавательная;
7) прогностическая.
Задание 2.
Установите соответствие между уровнями и видами общественного сознания:
1) Обыденное.
2) Теоретическое.
1) Эмпирические знания, народное творчество, общественная психология.
2) Идеология, наука, профессиональное искусство.
3) Идеология, общественная психология, наука.
4) Эмпирические знания, идеология, профессиональное искусство.
5) Идеология, наука, общественная психология.
Задание 3.
Проанализируйте часть текста, посвященного русскому социальному философу Л.А. Тихомирову (1852-1923). Внесите соответствующую определенному понятию букву под каждую цифру в таблице.
Крупнейшим русским консервативным философом был Лев Александрович Тихомиров. В своих работах «Монархическая государственность», «Начала и концы» и др. он настаивал на том, что «подсказанный историей» тип самодержавной _______________(1) – лучшая форма правления для России. В частности, он писал: «Всякий русский должен признать установленную в России власть и, думая об улучшениях, должен думать о том, как их сделать с самодержавием и при самодержавии». В православно-самодержавном государственном ______________(2) Л.А. Тихомиров видел гаранта сохранения Россией своего исторического пути развития и преодоления крайностей - ______________(3) и революционных потрясений. Он был убежден, что и социализм, и либеральная _________________(4) западного толка одинаково неорганичны и разрушительны для страны. Л.А. Тихомиров так настаивал на том, что русская национальная философия и наука должны быть самостоятельными, непосредственно изучать и понимать свою _____________(5), относиться продуманно и взвешенно к любым заимствованным _____________(6), не быть подверженной слепому влиянию философских доктрин, исходящих из совершенно иных комбинаций культурных и социальных _______________(7).
А) страна
Д) демократия
Б) идеи
Е) условия
В) монархия
Ж) застой
Г) устройство