Вопрос 2. Философия 18-20 вв. (немецкая классическая философия, русская религиозная философия, Западная философия).
Сложным и противоречивым явлением в духовной жизни Европы была немецкая философия конца XVIII - начала XIX века, родоначальником которой считается И. Кант. В философской эволюции Канта различают два периода: «докритический», в который им выдвигалась космогоническая теория возникновения Солнечной системы из первоначального облака частиц, и «критический», когда были написаны его главные философские труды: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».
Под «критикой чистого разума» Кант понимал выяснение возможностей и границ человеческого познания, а под «практическим» -нравственные основы поступков людей. Признавая существование действительных вещей вне субъекта, Кант, тем не менее, утверждал, что реальность состоит из двух миров - феноменов, «вещей для нас» /вещей, как они нам являются, т.е. мир как объект человеческого познания/ и ноуменов, «вещей в себе» /вещей, как они есть на самом деле, недоступных чувственному познанию/. Проявившийся здесь дуализм Канта определил основные принципы его гносеологии: склонность к агностицизму /учение о принципиальной непознаваемости сущности объективного мира/ и априоризм /внеопытный источник подлинно научного знания/.
Исходным принципом этики Канта является принцип автономии морали, ее независимости от внешних побуждений и мотивов: подлинно моральный поступок совершается исключительно во имя долга, согласно требованиям нравственного закона - категорического императива /требования поступать так, чтобы норма поведения могла стать всеобщим законом, а уважение к другим субъектам не позволяло бы использовать их в качестве средства достижения своих целей/.
Продолжателем и критиком взглядов Канта был Гегель - создатель всеобъемлющей объективно-идеалистической философской системы и диалектического метода познания. Основой всего сущего Гегель считал абсолютную идею, безличный мировой разум, на процессе самопознания которого и строятся все три части его философской системы: логика, исследующая законы и категории мышления как законы бытия; философия природы - инобытие абсолютной идеи, отчуждающей себя в природу и производящей природу из себя, и философия духа, объединяющая учение о субъективном духе, включающее антропологию, феноменологию и психологию; учение об объективном духе - право, мораль и нравственность /как учение о развитии общественного сознания/ и учение об абсолютном духе - искусство, религия, философия.
Диалектика Гегеля нашла проявление в его представлении о развитии любого явления, вплоть до абсолютной идеи, в форме триады - тезис, антитезис /его отрицание/, синтез /отрицание отрицания/ и единства количественной и качественной определенностей, выраженного в понятии меры, нарушение которой в результате борьбы противоположных начал приводит к перерыву постепенности /количественных изменений/ и появлению нового качества в форме скачка. В учении о гражданском обществе и государстве Гегель приходил к выводу об исторической необходимости всемирного развития, в основе которого лежит процесс познания мировым духом самого себя, т.е. поступательное развитие абсолютной идеи.
Философия Гегеля получила логическое продолжение и своеобразное отрицание во взглядах представителей материализма Л. Фейербаха и К. Маркса.
Л. Фейербах был первым философом, который выступил с критикой гегелевской идеалистической философии, а также христианской религии и ее догматов, противопоставив идеализму Гегеля антропологический материализм, основой является человек, а не абсолютная идея.
Однако в понимании общества Л. Фейербах остался идеалистом, не отрицал необходимость религии вообще, а заменял ее религией любви к человеку, рассматривал человека как абстрактное, природное существо, вместе с критикой идеалистической системы Гегеля отбросил и гегелевскую диалектику.
Философия марксизма как наследница немецкой классической философии - одно из направлений, вызывающее в настоящее время неоднозначную оценку. Для определения места и объективного анализа этого направления в истории философии важно учитывать различные его варианты (классический марксизм, ленинский вариант, сталинский вариант, социал-демократическая версия, неомарксизм), не отождествляя это учение с его различными версиями, прежде всего, со сталинским вариантом догматизированного и идеологизированного марксизма.
Рассматривая классический марксизм как развивающуюся теорию, необходимо выделить в нем и критически оценить идеи, выражающие ценности техногенной цивилизации и ее индустриальной стадии, а также открытия и идеи, выходящие за пределы техногенной культуры, имеющие непреходящее значение и важные для осмысления ее кризисного состояния и новых тенденций развития мировой цивилизации.
Особенности марксистской философии в ее классическом варианте, отличающие от предшествующих учений: открытие материалистического понимания общественной жизни, детальная и оригинальная критика капитализма, исследование природы отчуждения человека, разработка диалектико-материалистического метода и др.
Эти выводы являются обобщением условий прединдустриальной и индустриальной стадий развития капитализма, в том числе и выражением ограниченной исторической практики породившей их эпохи.
В настоящее время осознается потребность творческого прочтения марксизма и критического пересмотра некоторых его положений с учетом данных новейшей истории.
В XIX веке в философии появляется особое направление, повлиявшее на становление многих современных наук – позитивизм. Это направление заявило о необходимости принципиально новых методов исследования с целью получения объективного научного знания об обществе и человеке. Крупнейшими представителями позитивизма были француз О. Конт и англичанин Г. Спенсер. В работе «Курс позитивной философии» Контом предлагалось исследовать явления в обществе эмпирически и аналитически - по аналогии с науками естественными. По его мнению, это позволит уйти от умозрительных философских абстракций и поможет положительно решать многие острые проблемы жизни общества. Конт полагал, что в позитивной философии должны применяться все основные общенаучные методы - наблюдение, эксперимент, сравнительный анализ и др. Своим позитивистским подходом О. Конт заявил о себе как родоначальнике новой науки об обществе - социологии.
Г. Спенсер, находясь под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина, стремился установить общие законы эволюции для природы и общества. По его мнению, с биологическим организмом общество роднит факт роста, увеличение объема (например, превращение небольших государств в империи), постепенное усложнение общественных структур (разделение общественного труда, появление новых социальных институтов и т.д.). В свою очередь, усложнение структуры сопровождается аналогичным усложнением, развитием функций. В этой связи, Спенсер проводил любопытные функциональные аналогии между биологическим организмом и обществом.Он уподоблял, например, земледелие и промышленность - питанию, торговлю - кровообращению, армию - кожному покрову, транспорт - сосудистой системе и т.д.
В дальнейшем позитивизм пережил ряд этапов своего развития, где можно выделить главную тенденцию: от отрицания познавательной ценности философии ранним позитивизмом XIX века - к постпозитивизму XX века. Постпозитивизм занимался исследованием структуры научного знания, методов истинности научных теорий, критериями их сравнения, изучением процессов динамики науки. Кроме того, постпозитивизмом признавалась значимость многих философских положений и неустранимость их из науки. В целом позитивизм во всех своих формах плодотворно исследовал научную деятельность, ее основные принципы и методы.