Вопрос 2. «Материальное» и «идеальное» в философии.

С проблемой осмысления мировоззренческих основ философии тесно связан вопрос о соотношении двух предельно широких понятий: материи и сознания. Представители ряда философских направлений даже склонны называть этот вопрос – основным в философии. Сформулируем ряд проблем, рассмотрение которых поможет нам глубже понять смысл этого вопроса.

Во-первых, потому что это вопрос о первооснове бытия, о том, что является субстанцией мира - материя или сознание.Первым философом, кто четко обозначил этот вопрос, был Платон. Рассматривая возникновение философских знаний, он писал, что «материалисты смотрят на землю и воздух, огонь и воду, как на первоначала всех вещей, и, именно, это-то они и называют природой. Душу же они выводят позднее из этих первоначал. Идеалисты же утверждают, что первоначало и есть душа, а не огонь и не воздух, ибо душа первична».

Во-вторых, от решения вопроса о соотношении материи и сознания во многом зависит позиция философа по всем другим исследуемым проблемам. Будет ли это вопрос о происхождении мира, человека, его сознания, общества, культуры, религии, морали и т.д. - в любом случае, отвечая на него, философ (осознанно или неосознанно) будет занимать материалистическую или идеалистическую позицию.

В-третьих, рассматриваемый философский вопрос является надежным путеводителем среди множества сложных противоречивых философских учений, позволяя классифицировать философские системы, школы и направления.

Смысл этого философского вопроса заключается в решении предельно глобального и глубокого противоречия, лежащего в основе понимания сущности мира и человека - противоречия между материальным и идеальным. Он имеет две стороны - онтологическую и гносеологическую. Первая сторона (онтологическая); в ней раскрывается основа (субстанция) бытия путем постановки и решения вопроса о том, что первично - материя или сознание. Данный вопрос возник тогда когда философы от наивных рассуждений о природе вещей перешли к осмыслению сознания, его места и роли в человеческом бытии. Первыми это сделали софисты и Сократ. Вторая сторона данного вопроса (гносеологическая) акцентирует внимание на проблеме познаваемости мира, на том, может ли наше сознание адекватно отражать бытие. Из позитивного решения данной проблемы возникает гносеология (теория познания) - учение о путях, методах и формах познания окружающего нас мира.

В зависимости от решения онтологической стороны вопроса возникают два четко выделяемых направления в истории развития философской мысли - материализм и идеализм. Материалистические философские школы признают первичность материи, природы, а сознание рассматривают как свойство высокоорганизованной материи.

Первичность материи означает то, что она никем не сотворена и существует вечно, а сознание порождается самой природой на определенном этапе ее саморазвития. История материализма начинается с возникновения философии: первые древнегреческие философы искали основы мироздания в материальных началах - воде, воздухе, огне, атоме. Дальнейшее развитие философии определило появление других разновидностей материализма: метафизического, антропологического, вульгарного, диалектического и т.д.

Идеалисты, напротив, считают первичным сознание, которое порождает материальный мир. Первые идеалистические школы также возникли в Древности, но сам термин «идеализм» получил распространение только в 17 в., после опубликования немецким философом Г. Лейбницем трактата о «гипотезах Эпикура и Платона, крупнейших материалистов и крупнейших идеалистов». Существуют две разновидности идеализма: объективный и субъективный. Объективный идеализм исходит из того, что мир сотворен высшей духовной, сверхъестественной силой - Богом, мировым разумом, абсолютной идеей, миром идей и т.п. В истории философии объективно-идеалистические учения первоначально возникают на Востоке (Веданта, Конфуцианство), но классическую форму это направление идеализма приобретает в философии Платона. Субъективный идеализм полагает, что мир существует только в нашем сознании: мир - это мое представление о нем (Шопенгауэр), вещь - это комплекс моих ощущений (Беркли). В этом смысле субъект создает свой мир, и является как бы его основой, субстанцией: другого мира для него нет. Субъективный идеализм появился значительно позднее объективного на основе эмпирической философии английского ученого Дж. Локка, который пришел к выводу о том, что в опыте мы имеем дело не с предметом, а с чувственными впечатлениями. Основываясь на этом выводе, соотечественник Локка епископ Дж. Беркли сформулировал основную идею субъективного идеализма - материальный мир, есть не что иное, как наше представление, существующее в нашем сознании. Особенно интенсивно субъективный идеализм развивался в 19 и 20 веках в философии Ницше, экзистенциализме, неопозитивизме и других школах.

Можно сделать вывод, что материализм и идеализм стремятся свести все многообразие мира к одному началу - материи или сознанию и из этого начала объяснить суть бытия. Такой подход к объяснению мира в философии получил название монизма (от греч. Monos - один, единственный).

В истории философии встречаются и другие (менее распространенные) варианты решения этого вопроса. Один из них - дуализм (от лат. Duo - два), обосновывающий существование в мире двух независимых друг от друга противоположных начал (субстанций), лежащих в основе бытия. Первые идеи дуализма возникают еще в Древнем Востоке в форме религиозно-нравственного учения, с точки зрения которого смысл бытия заключен в борьбе двух противоположных, равных по силе начал: материи и духа, добра и зла, света и тьмы. Это, например, учение пророка Заратустры, который в основе мира видит борьбу двух вечных и божественных начал: Ормузда и Аримана, олицетворяющих добро и зло.

В философии дуализм означает признание независимости друг от друга материи и сознания. Эти субстанции существуют, как бы в параллельных мирах и ни одна из них не является причиной для другой. Наиболее полно и четко эта точка зрения выражена французским философом Р. Декартом, доказывавшим существование двух абсолютно противоположных, равноправных, несводимых друг к другу субстанций - материальной и духовной.

Другое нетрадиционное решение данного вопроса философии представлено в гилозоизме (от греч. Hyle и zoe - вещество и жизнь) - учении об универсальной одушевленности материи (вся материя обладает сознанием). В художественной форме эта идея воплощена в фантастической повести польского писателя и философа С. Лема, изобразившего мыслящую планету «Солярис». Сторонниками этого учения были Дж. Бруно, некоторые французские философы эпохи Просвещения. Новое прочтение гилозоизма встречается в современной философии, в частности, в трудах по антропологии Пьера Тейяра де Шардена, где обосновывается наличие у Земли оболочки духовности - Ноосферы или сферы разума.

Вопрос 3. Познаваем ли мир.

Во второй – гносеологической - стороне философского вопроса о соотношении материального и идеального сформулирована проблема познаваемости мира: может ли сознание адекватно отражать окружающий мир, доступна ли для человеческого разума истина и сущность вещей? В процессе осмысления этих вопросов в истории философии возникают несколько гносеологических концепций.

· Познавательный (гносеологический) оптимизм. В этом случае, философы (а их большинство) доказывают возможность познания реального мира. При этом они ссылаются на практику, подтверждающую истинность многих теоретических положений.

· Скептицизм (от. греч. Skepsis - сомнение) – учение, появившееся в античной философии (Пиррон, Секст Эмпирик), которое не допускает, в принципе, возможность никакого достоверного знания.До нас дошли, так называемые, «скептические тропы», содержащие оригинальную аргументацию против способности человека к познанию истины. В основе позиции скептиков лежит принцип «изостении» - равнозначности всех суждений: «любое суждение равно сильно другому, поэтому нет верного знания, и следует вообще воздерживаться от каких-либо утверждений». Из этой позиции скептики выводят нравственный закон жизни философа, мудреца - атараксию (от греч. Ataraxia - невозмутимость): так как суждения инициируют определенный поступок, то отказ от них является непременным условием достижения покоя и безмятежности.

Скептическое отношение к познанию мира сохранилось и в некоторых современных философских школах. Например, постмодернизм, исходя из убеждения о множественности и субъективности истин, выдвигает принцип полного отказа от познания мира. Само познание, с точки зрения этого учения, бесполезно, поскольку «события всегда опережают теорию».

· Агностицизм (от греч. Agnostos - непознаваемый) - философская концепция, отрицающая возможность истинного познания мира. Между агностицизмом и скептицизмом есть существенное различие. Агностики, отрицая способность человека познать сущность вещей, тем не менее, не отрицают возможность познания мира явлений и теоретических знаний о нем, они не придерживаются и принципа воздержания от суждений. Термин «агностицизм» ввел в науку в 1869 г. английский естествоиспытатель Т. Гексли,хотя сама концепция возникла гораздо раньше - во времена софистов. Классическую форму агностицизм приобрел в философии Юма и Канта.

Итак, мы рассмотрели две стороны ключевого вопроса философии - о первичности материи или сознания и познаваемости мира. В связи с этим возникает новая существенная проблема, которая может быть сформулирована следующим образом: раскрывают ли полностью содержание данного вопроса две рассмотренные выше его стороны?

Нет, философский вопрос о соотношении материи и сознания, кроме фундаментальных проблем о первооснове мира и его познаваемости, имеет и другой существенный аспект - взаимоотношение материи и сознания на различных уровнях организации жизни: природной, биологической, социальной, духовной. В частности, это соотношение материальной и духовной культуры, общественного бытия и общественного сознания, биологического и духовного в человеке и т.д. И в данном случае соотношение материи и сознания, материального и идеального не ограничивается вопросом об их первичности и вторичности: здесь может быть другого рода их координация, например, взаимодействие, или взаимообусловленность. Следует отметить, что в познавательном процессе активной, творческой стороной выступает сознание, оно «препарирует» реальность, анализирует ее, экспериментирует и т.д. Но это, отнюдь, не означает, что сознание первично по отношению к изучаемому объекту, что оно порождает его: здесь совершенно другое взаимоотношение материального и идеального.

В любом философском исследовании, связанном с человеческим бытием - в том или ином виде - присутствует проблема соотношения материи и сознания. И эта проблема характеризует философский уровень изучения явлений; именно при ее решении возникают те исходные, ключевые знания, с помощью которых с философской позиции осознается исследуемый материал. В определенном смысле, можно сказать, что философия - это учение о взаимодействии материального и идеального на всех уровнях человеческого бытия. Другое дело, нельзя придавать этому вопросу жестко идеологический или партийный характер, как это было в недавнем прошлом. Так, в Философской энциклопедии 1967 г. вопрос о соотношении материи и сознания объявлялся «методологическим основанием для проведения принципа партийности в философии». Философия не выполнять роль идеологической доктрины (атеизма, теизма, коммунизма, либерализма и т.д.). Ее цель не в том, чтобы внедрить в сознание человека догматическое мировоззрение, а в том, чтобы искать различные ответы на фундаментальные вопросы человеческого бытия, которые могут помочь человеку познать мир и приобрести определенную систему духовных и нравственных ценностей.

Вопросы для самопроверки:

1. Какую проблему поднимает К. Ясперс в своем высказывании: «Коперник знал, что Земля вращается вокруг Солнца, а Бруно был в этом убежден. Первый отказался от своих знаний, второй - нет, и принял мученическую смерть»?

2. В чем смысл мировоззренческой функции философии?

3. По каким основаниям можно классифицировать многообразие мировоззренческих взглядов?

4. Какие исторические факты свидетельствуют о значительном влиянии философии на мировоззрение общества и человека?

5. Назовите основателя субъективного идеализма в философии.

6. Что понимается под философским термином «атараксия»?

7. В каких философских концепциях агностицизм приобрел классическую форму?

Литература по теме:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., Проспект, 2006.

2. Вольф Р.П. О философии. – М., 1996.

3. Матюхин А.В. Основы философии: учеб. пособие. - Московская финансово-промышленная академия, 2009.

4. Философия. - Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М, 2005.

Практические задания:

Задание 1.

Немецкий философ М. Хайдеггер замечал: «Философия ни наука, ни мировоззренческая проповедь». Справедливо ли это суждение? Выразите свое отношение к взаимосвязи философии и мировоззрения.

Задание 2.

Греческий философ Аристотель писал: «Большинство первых философов считали началом всего одни лишь материальные начала, а именно то из чего состоят все вещи... Фалес - основатель такого рода философии - утверждал, что начало вода (поэтому он заявлял, что земля находится на воде)». О какой философской школе ведет речь Аристотель? Выразите свое понимание проблемы о соотношении материи и сознания.

Задание 3.

Немецкий философ А. Шопенгауэр замечал: «Истинно философское воззрение на мир... то, которое учит нас познавать его внутреннюю сущность ... ». О какой функции философии идет речь в этом высказывании? Выскажите свои представления об основных функциях философии.

Задание 4.

Современный английский философ А. Уайтхэд пишет: «Когда цивилизация достигает своей кульминации, общество, избавленное от общефилософского понимания жизни, обречено на упадок... Те исторические эпохи, развитие которых было связано с распространением философского мировоззрения, никогда не исчезнут из памяти человечества». Существуют ли основания для такой мысли философа? Выскажите свою точку зрения на роль философии в современном мире.

Задание 5.

Установите соответствия.

Соотнесите понятия и определения.

Задание 6.

Проанализируйте часть выделенного учебного текста и самостоятельно внесите буквы под цифры, которые соответствуют определенным понятиям.

Идеалисты, напротив, считают первичным _______________(1), которое порождает ______________(2) мир. Первые идеалистические школы также возникли в Древности, но сам термин «идеализм» получил распространение только в 17 в., после опубликования немецким философом Г. Лейбницем трактата о «гипотезах Эпикура и Платона, крупнейших материалистов и крупнейших идеалистов». Существуют две разновидности идеализма: объективный и субъективный. Объективный идеализм исходит из того, что мир сотворен высшей духовной, сверхъестественной силой - Богом, мировым разумом, абсолютной идеей, миром идей и т.п. В истории философии объективно-идеалистические учения первоначально возникают на Востоке (Веданта, _________________(3)), но классическую форму это направление идеализма приобретает в философии Платона. Субъективный идеализм полагает, что мир существует только в нашем сознании: мир - это мое _____________(4) о нем (Шопенгауэр), вещь - это комплекс моих ощущений (Беркли). В этом смысле _____________(5) создает свой мир, и является как бы его основой, субстанцией: другого мира для него нет. Субъективный _____________(6) появился значительно позднее объективного на основе эмпирической философии английского ученого Дж. Локка, который пришел к выводу о том, что в опыте мы имеем дело не с предметом, а с чувственными впечатлениями. Основываясь на этом выводе, соотечественник Локка епископ Дж. Беркли сформулировал основную идею субъективного идеализма - материальный _____________(7), есть не что иное, как наше представление, существующее в нашем сознании. Особенно интенсивно субъективный идеализм развивался в 19 и 20 веках в философии Ницше, экзистенциализме, неопозитивизме и других школах.

А) представление

Д) конфуцианство

Б) идеализм

Е) материальный

В) сознание

Ж) субъект

Г) мир

Наши рекомендации