Вопрос 1. философия и наука.
Является ли философия наукой? На этот вопрос существуют различные мнения. Например, Аристотель рассматривал философию как науку о природе и сущности вещей, причем считал ее самой точной наукой, так как, по его мнению, «наиболее строги те науки, которые больше всего занимаются первыми началами». Сам Аристотель, как и его учитель Платон, впервые противопоставили свою философию в качестве науки софистике - как ненаучному, полному непроверенных предпосылок мнению. Статус строгой и точной науки стремились придать философии также Спиноза, Фихте, Маркс, Гуссерль и др. А Г. Гегель видел в философии сверхнауку - «науку наук». Научность философии он подчеркивал и в названиях своих работ: «Энциклопедия философских наук», «Наука логики» и др.
Вместе с тем существуют и противоположные точки зрения, проводящие резкую грань между философией и наукой, противопоставляющие их друг другу. Характерными из них являются иррационализм и позитивизм. Иррационализм видит в науке не плодотворную миссию познания мира, а причину декаданса, упадка и разложения человеческого духа, а подлинным источником освоения мира считает миф, откуда вышла сама философия, и с которой ее связывают кровные узы. С позиций иррационализма, философия не может быть наукой еще и потому, что она сугубо субъективна, выражает только личный взгляд на вещи, присущий тому или иному философу: сколько философов, столько может быть и философских мнений и систем.
Отрицательное отношение к философии как к форме научного знания занимает экзистенциализм - философия существования. Представители этой школы полагают, что отождествление философии и науки недостойно философии: оно снижает возможности философских знаний, понижает их статус, поскольку размышления человека о себе самом, о своих стремлениях, трудностях, возможностях, переживаниях, страдании, отчаянии, свободе и т.п. не может быть предметом науки; философия начинается там, где кончается наука.
С другой точки зрения - позитивистской, философию постигла участь короля Лира, раздавшего свое наследство дочерям, после чего его как нищего выбросили на улицу. Науки, которые «отпочковались» от философии унесли с собой ее основное богатство - научное содержание. Оставшиеся с философией метафизические размышления о материи, первоосновах, принципах, сущностях и т.п. не имеют научного смысла, поскольку не могут быть верифицированы, проверены в опыте. Единственно чем может заниматься философия в науке - это анализом языковых средств выражения знаний: с анализа языка должна начинаться и заканчиваться философия.
Для того чтобы понять реальное взаимоотношение философии и науки следует, прежде всего, выяснить, что мы понимаем под наукой, и соотнести это понимание с философией. Статус науки имеет та дисциплина, которая познает законы изучаемых явлений: физических, химических, биологических, психических, социальных и т.д. и на основе их создает теории, подтверждаемые практикой. Существуют ли в философии доказанные законы, объясняющие суть бытия и его познания? Безусловно, такие законы есть. Это, например, законы диалектики, объясняющие общие причины, механизм и направленность развития, законы теории познания, закономерности, раскрывающие взаимосвязь биологического и социального в человеке и т.д. Следовательно, о философии с полным основанием можно говорить как о науке, исследующей наиболее общие проблемы человеческого бытия.
Вместе с тем, философия не может быть сведена к науке. В ней есть значительная область не верифицируемых взаимно противоположных гипотетических знаний, как правило, из той сферы человеческого бытия, куда еще не может проникнуть наука, но философский поиск там уже начат. Этим удивительным свойством философии и объясняется то, что она проложила и прокладывает путь конкретным наукам. Именно из ее знаний возникла значительная часть известных нам наук. Многие авангардные, опережающие науку философские идеи становятся потом предметом естественных наук, областью выдающихся человеческих открытий.
Так, например, представления об атоме и атомистическая картина мира возникли в философии еще до нашей эры, однако, понадобилось более 2 тыс. лет, для того чтобы появилась физика элементарных частиц, изучающая на теоретическом и экспериментальном уровне природу атома. Идея относительности, несамостоятельности пространства и времени также обсуждалась сначала в философии (Лейбниц, Гегель), потом в математике (Лобачевский, Пуанкаре), затем в физике, где Эйнштейн создал знаменитую теорию относительности. Подобного рода примеров можно привести немало. В конце XX – начале XIX вв. возникает ряд новых наук и исследовательских направлений, у истоков которых стояла философия: математическая логика и математическая лингвистика, экология и биосферная концепция культуры, глобальное моделирование и др.
Таким образом, философия - это и наука, поскольку содержит в себе законы развития природы, общества, человека, и – больше, шире, чем наука, так как в ней есть знания, предвосхищающие данный уровень развития науки - знания, объяснить которые наука еще не готова. Такого рода авангардные, опережающие философские знания возникают в силу того, что философия обобщает духовный опыт, накопленный всем человечеством, во всех областях его деятельности (наука только часть этого опыта), стремится к познанию первооснов и смысла бытия, и использует в этом познании и рациональные, и иррациональные формы постижения сущего. Как писал И. Кант: «Общее знание ... всегда идет впереди локального знания, если первое систематизировано и направлено философией».
Выход философии за границы науки является важнейшей ее привилегией перед сциентической (сугубо научной) формой знания, по крайней мере, по двум причинам.
Во-первых, не все может объяснить наука. Какое из самых продвинутых научных знаний может нам раскрыть смысл человеческого бытия, указать границу между добром и злом, объяснить природу человеческого понимания мира. Только религия, философия и искусство - каждые по-своему - могут постигать суть подобных проблем.
Во-вторых, эпоха, породившая техногенную цивилизацию и культовое отношение к науке, показала, что научная форма мышления не является панацеей от всех зол. Философия преодолевает одностороннюю установку на науку и вместо технократического принципа мышления выдвигает другие – гуманистические и социокультурные принципы.
Вопрос 2. Философия, религия и искусство.
Для характеристики философии важно не только установить ее взаимоотношение с наукой, но и с религией и искусством. Выясним, что общего между философией, религией и искусством, и в чем их отличие?
Философия, религия и искусство - три важнейших формы общественного мировоззрения (Г. Гегель рассматривал их как высшие формы познания Абсолютной идеи), которым присущи и общие и своеобразные черты. К общему можно отнести, прежде всего, то, что и в философии, и в религии, и в искусстве проблема смысла жизни, ее высших целей и ценностей является центральной, вокруг которой группируются все другие проблемы. В поисках истины и экзистенциального смысла бытия философия, религия и искусство, в отличие от конкретных наук, стремятся проникнуть с помощью разума, веры, интуиции и откровения в трансцендентный мир, находящийся за границами человеческого опыта и повседневного, обыденного представления о жизни. В определенные исторические отрезки времени общность между рассматриваемыми мировоззренческими формами сознания достигает такой полноты, что происходит как бы частичное слияние философии и религии, философии и искусства.
Слияние философии и религии отчетливо проявляется в использовании античной философии (прежде всего Платона и Аристотеля) для доказательства религиозных догматов в средневековой патристике и схоластике, в философской системе Гегеля, религиозном экзистенциализме, христианском персонализме, в учении Вл. Соловьева о Софии, неотомизме и т.д. Однако следует отметить, что такого рода слияния философии и религии возможно только на теоретическом уровне религиозного сознания, где осуществляется принцип единства веры и разума.
Соединение философии с искусством, ее художественно-эстетическая ориентация присутствуют в философии Кьеркегора, Шопенгауэра, Ницше, Шеллинга, Камю, Сартра, а также у постмодернистов Фуко, Дерриды, Лиотара и др. «Философ, - писал Шопенгауэр, - никогда не должен забывать, что философия есть искусство, а не наука». Сторонники отождествления философии и искусства считали, что не абстрактными понятиями, а художественными средствами можно выразить глубинный смысл философского восприятия человеческого бытия. Именно чувственно-эстетическое познание обращается к индивидуальному, а не к общему, к насущным вопросам жизни человека, его переживаниям, страданиям, судьбе. Как говорил Ф. Ницше: «...мы должны непрестанно рожать наши мысли из нашей боли и по-матерински придавать им все, что у нас есть: кровь, сердце, огонь, веселость, страсть, муку, совесть, судьбу ... ». С другой стороны, и в самом искусстве постоянно присутствует интерес к философским идеям. Достаточно напомнить, что Достоевский свой роман «Преступление и наказание» посвятил художественному отражению ницшеанской идеи о том, что бог умер и теперь все дозволено.
Таким образом, существует много общего у философии и религии, философии и искусства. Однако это общее, разумеется, нельзя абсолютизировать и сливать в единое целое три качественно своеобразных формы общественного сознания. Они существенно отличаются друг от друга в первую очередь тем, каким образом отражаются в них проблемы бытия. Одна и та же идея – например, идея справедливости - по-разному выражается в философии, искусстве и религии. Философия познает и отражает бытие в общих понятиях, идея справедливости в ней представлена как этическая категория, выражающая универсальное значение, наиболее общее понимание ее сущности. В искусстве же мир природы и человека воплощается в конкретно-чувственных образах (поэтических, музыкальных, художественных и т.д.), поэтому справедливость здесь выступает в виде эмоциональных переживаний и конкретных поступков человека. В основе религии лежит вера в высшие, абсолютные, божественные ценности, к которым относится и справедливость - как установленная богом мера межчеловеческих отношений. Как отмечал Г. Гегель, если истину в науке и искусстве может постичь не каждый, то в религии как вера она дана для всех.
Для философии, также как для религии и искусства характерно многообразие взглядов на смысл человеческого бытия, сущность и устройство мира.
Вопрос 3. Многообразие философских направлений и школ.
Многообразие философских школ и направлений, характерное для всех исторических времен, в том числе и для нашего, породило два крайних взгляда в оценке этого явления: скептицизм и догматизм. Скептики рассматривают многообразие философских систем как очевидное доказательство тщетности, несостоятельности философии в поисках истины и видят в истории философии историю человеческих заблуждений. Догматики, напротив, полагают, что познать истину можно, но сделать это способна только одна единственная, их собственная философия (философская система).
На самом же деле существование многообразных философских теорий, по-разному объясняющих природу и сущность явлений, отнюдь, не является симптомом кризиса в философии, тупиковой ситуацией, свидетельством бесплодности философской мысли в познании тайн бытия. Напротив, разнообразие философских концепций служит доказательством богатства идей и плодотворности философских исследований. Опыт духовного развития человечества (особенно в XX столетии) свидетельствует о том, что плюрализм научных воззрений является необходимым условием успешного развития теории. Здесь можно привести следующие аргументы: однообразие обедняет науку. Любая философская доктрина, объявившая себя истиной в последней инстанции, всезнающей, способной объяснить «все и вся», на самом деле таковой не оказывается, и рано или поздно обречена на догматизм. И в принципе можно сказать, что многообразие лежит в основе развития не только философии, но и природы, социальных систем, духовной культуры. Это многообразие мы наблюдаем и в истории Жизни на Земле, и в смене общественных форм, и в истории религии и искусства.
Наиболее глубоко оценил смысл и истину многообразия философских школ и направлений Г. Гегель: на диалектическом осмыслении этого многообразия он построил свою философскую систему. Великий немецкий философ увидел в многообразии философских концепций их единство. Существовала и существует одна философия, - подчеркивал Гегель, - но она обнаруживает себя не сразу, а раскрывается исторически в процессе перехода от односторонних, абстрактных определений и взглядов к более полному и конкретному содержанию философского знания о мире. Новая, более совершенная философская теория не отвергает полностью предшествующую, а преодолевает ее ограниченность, развивая ее рациональные стороны на следующем витке познания. На этом принципе, в частности, построены гегелевские «Лекции по истории философии».
Принцип многообразия (плюрализма) и толерантности (терпимости к разным точкам зрения) убедительно демонстрирует развитие современной философской мысли. В XX веке значительные философские идеи разрабатываются не в одной какой-либо доминирующей теории, а в многочисленных и разнообразных по своей проблематике и методам исследования философских направлениях и школах. Поэтому новейшей философии удалось открыть и разработать новые области исследования, такие, например, как философия жизни, философия культуры, психоаналитическая философия, философский мистицизм и иррационализм, философия науки и техники, философская герменевтика, философия диалога, экофилософия, философия глобальных проблем, философские проблемы информационной цивилизации и др. По-новому осмысливаются такие традиционные области философского знания как онтология и феноменология, эпистемология и методология, аксиология и философская антропология.
Вопросы для самопроверки:
1. В чем отличия философии и науки?
2. В чем сходства и отличия философии, религии и искусства?
3. Почему имеет место многообразие философских направлений и школ?
4. Какие новые области исследования открываются и разрабатываются в новейшей философии?
Литература по теме:
1. Анокова Н.В. История религий - Учебное пособие. – М., Маркет ДС, 2007.
2. Звездкина Э.Ф., Егоров В.Ф. Теория философии. – М., 2004.
3. Матюхин А.В. Основы философии: учеб. пособие. - Московская финансово-промышленная академия, 2009.
4. Никифоров А. Философия науки: история и методология. - М., 1998.
5. Философия науки: Словарь основных терминов. – М, 2004.
Практические задания:
Задание 1.
На примере конкретной науки, выявите ее сходство и отличие с философией.
Задание 2.
Французский философ Р. Декарт замечал: «Философия ... распространяется на все доступное для человеческого познания».
Согласны ли Вы с таким пониманием философии? Что Вы можете добавить к сказанному для более полной характеристики философского знания?
Задание 3.
Русский философ В. Соловьев писал: «Все философские направления, где бы они не искали сущей истины, как бы ее не определяли, одинаково признают, что она должна представлять характер всеобщности и неизменности, отличающий ее от преходящей и раздробленной действительности явлений».
Попытайтесь объяснить: почему философские знания носят всеобщий характер? Каким образом достигается подобная «всеобщность»?
Задание 4.
Постарайтесь мысленно представить полемику представителей скептицизма и догматизма по проблеме поиска истины. Какие аргументы могли бы быть приведены с той и с другой стороны? Что рационального Вы могли бы вынести из этого спора?