Сократите потребление упряжи

Придя навестить больного товарища, Насреддин попал как раз в такой момент, когда к тому пришел врач. Он пробыл в доме не более минуты и скорость, с которой он поставил диагноз, ошеломила Муллу.

Сначала доктор взглянул на язык пациента, затем немножко помолчал. Затем он сказал:

-- Вы поели зеленых яблок. Перестаньте их есть, и через пару дней вы поправитесь.

Забыв обо всем на свете, Мулла последовал за врачом.

-- Скажите мне, доктор, -- задыхался он, -- пожалуйста, скажите, как вы делаете это?

-- Это совсем просто, когда вы научитесь распознавать различные ситуации, -- сказал доктор. -- Видите ли, как только я узнал, что у человека болит живот, я стал искать причину. Когда я вошел в комнату больного, я увидел кучу огрызков от зеленых яблок лежащих у него под кроватью. Остальное было очевидным.

Насреддин поблагодарил его за урок.

В следующий раз, когда он навещал одного из своих друзей, дверь ему открыла его жена.

-- Мулла, -- сказала она, -- нам нужен не философ, а доктор. У моего мужа болит живот.

-- Не думайте, что философ не может быть врачом, мадам, -- сказал Насреддин,

протискиваясь в дверь.

Больной стонал, лежа на кровати. Насреддин подошел к нему, заглянул под кровать, и позвал его жену.

-- Ничего серьезного, -- сказал он ей. -- Через пару деньков он будет здоров. Но вы обязательно должны проследить, чтобы он отказался от привычки есть седла и упряжь.

СНАБЖЕНИЕ И ПОТРЕБЛЕНИЕ

Его императорское величество Шахиншах неожиданно прибыл в чайхану, где оставил дежурить Насреддина.

Император потребовал омлет.

-- После этого мы продолжим охоту, -- сказал он Мулле. -- Поэтому скажи сколько я тебе должен.

-- Для вас и ваших пяти спутников, сэр, омлет будет стоить тысячу золотых монет.

Император поднял брови.

-- Яйца здесь, должно быть, очень дорогие. Неужели они здесь так редки?

-- Здесь не яйца редки, Ваше Величество, а визиты королей.

ЦЕННОСТЬ ПРОШЛОГО

Король послал Насреддина исследовать различные учения восточных мистических учителей. Все они излагали ему истории о чудесах и изречения основателей учений и великих учителей, которые давным-давно умерли, рассказывали об их школах. Когда он вернулся домой, он представил отчет, который содержал одно единственное слово: "Морковь".

Его вызвали для объяснений. Насреддин сказал королю:

-- Лучшая часть погребена; мало кто знает, -- за исключением фермеров, что под зеленым, под землей находился оранжевое, и что если вы не работаете для него, оно испортится; к этому причастно большое количество ослов.

АПЛОМБ

Насреддин и его друг зашли в столовую и в целях экономии решили разделить одну порцию баклажанов. Они ожесточенно спорили, стоит ли их тушить или жарить. Усталый и голодный, Насреддин уступил, и они заказали тушеные баклажаны. Пока они ждали, его спутник неожиданно совсем ослаб и, казалось, ему было совсем плохо. Насреддин вскочил.

-- Ты идешь за доктором? -- спросил кто-то за соседнем столом.

-- Вот дурак! Конечно же нет! -- заорал Насреддин. -- Я иду посмотреть, может, еще не поздно изменить заказ.

СОРТА ДНЯ

Какой-то человек остановил Насреддина и спросил у него, какой сегодня день недели?

-- Не могу вам сказать, -- ответил Мулла. -- Я нездешний и не знаю, какие тут у вас дни недели.

ОДИН В ПУСТЫНЕ

Насреддин брел по дороге через пустыню и встретил трех свирепых арабов.

Те спросили.

-- Имеются три возможности того, как появляются минареты, -- говорили они. -- Мы услышали об этом и хотим узнать, какая из них правильная.

Насреддин чувствовал себя неуверенно.

-- Сообщите мне ваши теории, а я рассужу вас, -- сказал он.

-- Они упали с неба, -- сказал первый.

-- Их сначала выстроили в колодце, а затем подняли, -- сказал второй.

-- Они выросли подобно кактусам, -- сказал третий.

И каждый вытащил нож чтобы подтвердить свою версию.

Насреддин сказал:

-- Вы все ошибаетесь. В старые времена их построили великаны, у которых предел досягаемости был длиннее нашего.

ДЕВУШКА В ОТЧАЯНИИ

Одним летним вечером Насреддин прогуливался мимо огороженного сада и решил заглянуть через забор и посмотреть, какие там скрываются прелести. Он влез на забор и увидел прекрасную девушку в объятиях отвратительного чудовища, какого-то бесформенного призрака, как ему показалось .Не медля ни минуты, рыцарственный Насреддин спрыгнул в сад, осыпал чудовище ударами и проклятиями, обратил его в бегство. Когда он вернулся назад к даме, чтобы услышать от нее благодарность, то она дала ему в глаз. Двое слуг схватили Муллу, перебросили его обратно на улицу и избили. Лежа там в полубессознательном состоянии, он слышал, как она истерически рыдала, призывая своего любовника, которого напугал Насреддин.

-- Надо учитывать вкусы, -- сказал Насреддин. После этого он стал нарочно хромать и носить на глазу повязку, но ни одна девушка не позвала его в свой сад во время его прогулок.

НЕСПРАВЕДЛИВО

Насреддин впервые попал в город Кониа. Сразу же он был поражен большим количеством кондитерских. У него разыгрался аппетит, он зашел в одну из них и принялся уплетать пирожок.

Глядя на его лохмотья и будучи уверен, что ему нечем заплатить, хозяин бросился к нему и схватил его за шиворот.

-- Что это за город? -- спросил его Мулла, где человека хватают сразу, как только он начинает есть?

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ РАНЬШЕ...

В темной аллее проворный воришка пытался отнять у Насреддина кошелек. Мулла оказался проворнее, и между ними завязалась ожесточенная борьба. В конце концов Насреддину удалось повалить его.

В это время мимо проходила какая-то милосердная женщина:

-- Ну, ты, бык! Дай этому малютке встать и предоставь ему шанс.

-- Госпожа, -- с трудом проговорил Насреддин, -- вы не принимаете во внимание то обстоятельство, которое мне пришлось пережить, пока я не свалил его.

ВСЕ, ЧТО ВАМ ТРЕБУЕТСЯ

-- Я велю тебя повесить, -- сказал Насреддину жестокий и невежественный король, прослышав о его способностях,-- если ты не докажешь, что ты мистик.

-- Я вижу странные вещи, -- сразу сказал Насреддин, -- золотую птицу на небе и демонов под землей.

-- Как ты можешь видеть через твердые предметы? Как ты можешь видеть так далеко в небе?

-- Страх -- вот все, что вам требуется.

ПОЧЕМУ МЫ ЖДЕМ?

Три тысячи прославленных эпикурейцев были приглашены на праздник в халифский дворец в Багдаде. По какой-то ошибке среди них оказался и Насреддин. Этот праздник устраивался ежегодно, и каждый год главное блюдо праздника превосходило своей пышностью прошлогоднее, потому что репутация великого халифа должна была поддерживаться и укрепляться. Но Насреддин пришел только для того, чтобы поесть. После долгого ожидания, предварительных церемоний, пения и плясок, внесли, наконец, невероятное количество серебренных подносов с кушаньями. На каждом подносе, предназначавшемся для пятерых гостей, лежал целый зажаренный павлин, украшенный искусственными, но съедобными, крыльями и клювом, а оперенье сверкало как драгоценное от сахарных украшений.

Гурманы за столом Насреддина задохнулись от восторга, наслаждаясь видом этого непревзойденного произведения творческого искусства. Казалось, никто не помышлял приступать к еде. Мулла умирал от голода. Вдруг он вскочил и заорал:

-- Ну, что ж, я допускаю, что он выглядит странно. Но, по всей вероятности, это еда. Давайте съедим его, пока он не съел нас!

НАВОДНЕНИЕ

-- Король был ко мне добр, -- рассказывал один человек Насреддину. -- Я посеял пшеницу, а тут начались дожди. Он услышал о моих несчастьях и компенсировал убытки, причиненные наводнением.

Мулла подумал минуту.

-- Скажи мне, -- спросил он, -- как может человек вызвать наводнение?

ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЯ

Король был в плохом настроении. Когда он выходил из дворца, отправляясь на охоту, он увидел Насреддина.

-- Увидеть Муллу по дороге на охоту сулит неудачу, -- закричал он стражникам. -- Не позволяйте ему глазеть на меня -- уберите его с дороги да отхлестайте!

Так они и сделали.

Случилось так, что охота была удачной. Король послал за Насреддином.

--Прости Мулла. Я думал, увидеть тебя -- плохое предзнаменование. Оказалось --

нет.

-- Вы думали, что я -- плохое предзнаменование! -- сказал Насреддин. --

Вы посмотрели на меня -- и ваша охотничья сумка полна. Я посмотрел на вас, и меня отхлестали. Кто же для кого плохое предзнаменование?

РЕПЫ ТЯЖЕЛЕЕ

Решил однажды Мулла отнести королю прекрасные репы, которые он вырастил. По дороге он встретил своего друга, который посоветовал ему преподнести королю что-нибудь более утонченное, например, фиги или оливки. Он купил фиги, и король, который был в хорошем настроении, принял их и наградил его.

На следующей неделе он купил несколько больших апельсинов и принес их во дворец. Но король был в плохом настроении и швырнул их в Насреддина, так что тот ушел весь в синяках. Придя в себя, Мулла познал истину.

-- Теперь я понимаю, -- сказал он, -- люди приносят более мелкие вещи охотнее,

чем тяжелые, потому что, когда их бросают в вас, это не так больно. А если бы я

принес те репы, меня бы убило.

КАК ВЫСКАЗАЛСЯ НАСРЕДДИН

Насреддин сказал:

-- Однажды принцу, при дворе которого я находился, привели великолепную лошадь. Никто не мог сесть на нее, потому что это был слишком ретивый конь. Вдруг, в пылу гордости и рыцарской отваги, я вскричал: --" Никто из вас не осмелится проехать на этом превосходном коне! Ни один человек! Никто из вас не сможет удержаться верхом на нем!" И я выскочил вперед.

Кто-то спросил:

-- А что случилось дальше?

-- Я также не смог удержаться на нем, -- ответил Мулла.

В СРЕДЕ ЖИЗНИ

Насреддин был проповедником в мечети во время завоевания западной Азии татарами. Он не был сторонником Тамерлана. Тамерлан слышал, что Мулла против него, и, переодевшись дервишем, пробрался в мечеть.

-- Да поразит господь татар, -- так закончил Насреддин свою проповедь.

-- Господь не примет твоей молитвы, -- сказал дервиш, выступая вперед.

-- Почему не примет? -- спросил Насреддин.

-- Потому что ты будешь наказан за то, что сделал, и за то, что не сделал. Есть такая вещь, как причина и следствие. Как можно наказать человека за то, что он делает что-то, что само по себе уже является наказанием?

Насреддин начал чувствовать себя не в своей тарелке, ибо с дервишами шутки

плохи.

-- Кто ты, и как твое имя? -- спросил он с легкой угрозой.

-- Я -- дервиш, и мое имя Тимур.

К этому времени среди молящихся поднялись люди с луками и стрелами в руках. Это были переодетые татары.

Насреддин одним взглядом оценил происходящее.

-- А случайно не кончается ли твое имя на слово "Хромой"?

-- Кончается, -- сказал дервиш.

Насреддин повернулся к молящимся, которые окаменели от ужаса.

-- Братья, мы совершили молитву за здравие. Теперь мы начинаем молиться за упокой наших душ. Это так позабавило Хромого Тимура, что он отвел войска и попросил Насреддина присоединиться к его двору.

ПРОСНУЛСЯ ИЛИ СПИТ?

Однажды Насреддин заметил, что недалеко от его дома выстроили превосходную дорогу -- Шах-Рах, или "Королевская дорога". "Это то что я должен попробовать", -- подумал он.

Он долго шел по дороге, пока на него не напал сон. Когда он проснулся, то обнаружил, что не хватает тюрбана: кто-то украл его.

На следующий день он снова отправился в путь, надеясь напасть на какой-нибудь след вора. Он прошел несколько миль по жаре и снова решил поспать. Он проснулся от цокота подков и бряцания оружия. Приближалась группа всадников: это были свирепые солдаты королевской стражи, ведущие узника. Сгорая от любопытства, он остановил их и спросил, в чем дело.

-- Мы ведем этого человека на казнь, -- сказал капитан. -- Ему отрубят голову за то, что его поместили сюда, чтобы он сторожил дорогу, а мы нашли его спящим.

-- Этого для меня достаточно, -- сказал Насреддин. -- Вы можете продолжать свой путь. Кто бы не засыпал на этой дороге, он теряет либо шляпу, либо голову. Кто знает, какой может оказаться третья потеря? Вот откуда пошла персидская пословица: " Всякий, кто засыпает на дороге, теряет либо шляпу, либо голову".

Вскоре Насреддин почувствовал, что его трясет за плечо жена.

-- Проснись, -- сказала она.

-- Отстань, -- простонал Мулла. -- То, что ты называешь "проснуться", я называю "спать".

КРАТКИМ ПУТЕМ

Возвращаясь в одно прекрасное утро домой, Насреддин подумал, что это не плохая идея сократить путь и пройти напрямик, через лес.

-- Почему, -- спрашивал он себя, -- я должен тащиться по пыльной дороге, когда я могу общаться с Природой, слушать птиц и любоваться цветами? Да и денек нынче выдался, всем дням день; день для счастливых начинаний! Говоря так, он углубился в зеленые кущи. Однако не успел он отойди подальше, как свалился в яму и лежал там, размышляя.

-- Вообще-то, это не такой уж счастливый день, -- созерцательно говорил он, -- в действительности, он хорош настолько, что я решил сократить путь и выбрал эту дорогу. Если подобные вещи могут случится в таком прекрасном окружении, как здесь, то чего бы не могло случиться на той отвратительной дороге?

ПЕРЕМЕНИ ТЕМУ

Как-то раз в изнуряющий жаркий полдень Насреддин увидел человека, идущего по пыльной дороге, который нес большую гроздь соблазнительно выглядевшего винограда. Небольшое количество лести стоило такого винограда.

-- О, великий шейх, дай мне немного винограда, -- сказал Насреддин.

-- Я не шейх, ответил дервиш, ибо он был одним из тех странствующих созерцателей, которые избегают крайних форм выражения в речи.

"Он человек еще большей значимости, и я выказал неуважение к нему", -- подумал Мулла. Вслух он сказал:

-- Валахадрат-а! (высочество) -- дай мне только одну виноградинку!

-- Я не высочество! -- огрызнулся дервиш.

-- Ну, ладно, не говори мне, кто ты такой, а то мы ненароком выясним, что этот виноград -- тоже не виноград! Давай переменим тему.

ВЕРЕВКА И НЕБО

Один суфий-мистик остановил Насреддина на улице. Для того, чтобы испытать, чувствителен ли Мулла к внутреннему знанию, он сделал знак, указывая на небо. Суфий хотел сказать:

-- Есть только одна истина, которая покрывает все.

Спутник Насреддина, обычный человек, подумал: "Этот суфий сумасшедший. Интересно, какие меры предосторожности предпримет Насреддин?

Насреддин заглянул в свой дорожный мешок и вытащил оттуда связку веревок. И передал ее своему спутнику.

"Превосходно, -- подумал тот, -- мы свяжем его, если он начнет буйствовать". Суфий же подумал, что Насреддин имел в виду следующее: "Обычное человечество пытается найти истину при помощи таких неподходящих методов, что это все равно, что пытаться взобраться на небо с помощью веревки".

КТО Я?

После длительного путешествия Насреддин очутился посреди ошеломляющей толчеи Багдада. Это был самый большой город, который он когда-либо видел, и народ, толпившийся на улицах, приводил его в замешательство."Интересно, как в подобном месте люди ухитряются не потеряться и узнают, кто они такие?" -- задумчиво размышлял он. Он бросился в караван-сарай. На соседней кровати сидел какой-то бездельник. Насреддин подумал, что ему следует отдохнуть, но тут перед ним встала проблема: как он снова найдет себя, когда проснется. Он поделился своей трудностью с соседом.

-- Просто, -- ответил ему путник. -- Вот надутый пузырь. Привяжи его к ноге и спи себе. Когда проснешься, поищи человека с шаром, это и будешь ты.

-- Превосходная идея, -- сказа Насреддин.

Через пару часов Мулла проснулся. Он поискал шар и увидел, что он привязан к ноге того бездельника. "Да, это я" -- подумал он. Затем, в неописуемом ужасе он принялся тузить того человека.

-- Проснись! Что-то случилось! Я так и знал, что твоя идея не годится!

Человек проснулся и спросил, о чем он беспокоится. Насреддин указал на шар.

-- Судя по шару, я могу сказать, что ты -- я. Но если ты -- это я, то кто же тогда, ради всего святого, я?

Я БЫ ПОКАЗАЛ ВАМ

-- Некоторые люди, -- сказал как-то Мулла самому себе, -- в действительности мертвы, хотя они кажутся живыми. Другие же -- живы, хотя кажется, что они умерли. Как мы можем узнать, живой это человек или мертвый?

Последнее предложение он произнес так громко, что жена услышала его.

Она сказала ему:

-- Глупый ты человек! Если руки и ноги у человека совсем холодные, можешь быть уверен, что он мертв.

Вскоре после этого пришлось Насреддину рубить в лесу дрова, и он почувствовал, что его конечности совсем окоченели, так как был жуткий холод.

-- Кажется, ко мне пришла смерть, -- сказал он. -- Мертвые не рубят дрова; они почтенно лежат, ибо им не нужно делать никаких физических движений.

И он улегся под деревом.

Стая волков, осатаневшая от голода за время суровой зимы, думая, что человек мертв, напала на осла Муллы и съела его.

-- Такова жизнь! -- размышлял Мулла. -- Одно обусловлено другим. Если бы я был жив, вы бы не позволили себе такие вольности с моим ослом.

ОДНО ТОЛЬКО ЗДЕСЬ НЕВЕРНО

Прогуливаясь однажды со своим учеником, Мулла Насреддин впервые в своей жизни увидал прекрасный пейзаж с озером.

--Какая красота! -- воскликнул он. -- Но если бы только, если бы только...

--Что если бы, Учитель?

--Если бы только они не напустили в него воды!

УТИНЫЙ СУП

Родственник Насреддина пришел к нему из деревни навестить его и принес ему утку.

Насреддин был очень благодарен, сварил утку и съел ее вместе с гостем.

Вскоре появился еще один гость. Как он сказал, он был другом "того человека, который дал тебе утку". Насреддин также накормил его.

Так случалось несколько раз. Дом Насреддина стал похож на ресторан для гостей, живущих за городом. Каждый из них приходился в той или иной степени другом первоначальному жертвователю утки. Наконец терпение Насреддина иссякло. Однажды в дверь постучали, и на пороге появился незнакомец.

--Я друг друга друга того человека, который принес тебе из деревни утку,-- сказал он.

--Входи, -- сказал Насреддин.

Они сели за стол, и Насреддин попросил жену принести суп. Когда гость попробовал его, оказалось, что это ничто иное, как просто теплая вода.

--Что это за суп? -- спросил он у Муллы.

--Это суп супа супа из той утки, -- ответил Насреддин.

Наши рекомендации