Предвзятость, нетерпимость и фанатизм
Предвзятость — это беспричинная неприязнь к чему-либо или кому-либо. Предвзятость ожесточает разум. Ум не в силах рассматривать явления в истинном свете. Человек не способен мириться с объективной разницей во мнениях. Это нетерпимость. Религиозная нетерпимость и предвзятость — огромные помехи на пути Богоосознания. Некоторые ортодоксальные пандиты полагают, что Богоосознания могут достичь лишь те, кто знает санскрит. Англоязычных санньясинов они считают варварами. Непроходимая тупость фанатичных пандитов просто поразительна! Это неисправимые, мелочные, несправедливые сектанты! Тот, кто предвзято относится к Библии или Корану, не в силах постичь вечные истины этих писаний. Его разум грубеет и черствеет. Осознания можно достичь, изучая и претворяя в жизнь принципы других священных писаний — Корана, Библии, Авесты и буддийских текстов на пали.
Ученики должны искоренять любую предвзятость, только тогда им удастся находить истину во всем. Истина не является исключительным достоянием пандитов из Варанаси. Рама, Кришна, Иисус принадлежат всем.
Сектанты и фанатики ограничивают себя узкими рамками. Великодушие им чуждо. Из-за предубежденности они не замечают в других ничего хорошего. Правильными они считают только свои взгляды и доктрины, а ко всем остальным относятся с презрением. Они полагают, что их сампрадайя (учение) выше других, их ачарья (основоположник учения) — единственный, кто достиг Богоосознания. Они всегда спорят с другими. Нет ничего плохого в том, что человек восхваляет своего гуру и верен его учению, но при этом ему следует с тем же почтением относиться к учениям других пророков и святых. Только тогда у него возникнет ощущение всеобщей любви и братства. Рано или поздно оно приведет к осознанию Бога, Атмана, во всем сущем. Предвзятость, нетерпимость, фанатизм и сектантство следует полностью искоренить. Предубежденность и нетерпимость — формы ненависти.
Раджас
Раджас и тамас стараются помешать медитации. Разум, пребывавший в покое благодаря преобладанию саттвы во время медитации, возбуждается и содрогается от вторжения раджаса. Растет число санкальп (плодов воображения). Усиливается беспокойство. Проявляется жажда действий, возникают различные замыслы и планы.
Отдохните и снова займитесь джапой. Молитесь и медитируйте. При необходимости совершите небольшую прогулку.
Санкальпы
Освободитесь от низменных мыслей, бесполезных санкальп (плодов воображения). Неустанно обращайте мысли на Атмана. Неустанно! Это очень важно. Только тогда зародится духовное знание. На небосводе чидакаши (пространства сознания) взойдет джняна-сурья, Солнце Знания.
Тамас, инертность
Лишь ничтожное меньшинство людей способно непрерывно медитировать. Таким был Шри Шанкара. Многие садху, ступающие по нивритти-марге (пути безмыслия), становятся совершенно тамасичными. Они путают тамас с саттвой. Это грубая ошибка. Если человек умеет правильно распоряжаться своим временем, он сможет духовно развиваться даже в обыденной жизни (карма-йога). Домохозяин должен время от времени обращаться за советами к санньясинам и махатмам. Ему следует выработать устойчивый режим практики и строго придерживаться его в повседневной жизни. Раджас можно превратить в саттву. Мощный раджас нередко обращается в сторону саттвы. В отличие от него, тамас невозможно непосредственно преобразовать в саттву. Для этого его сначала нужно превратить в раджас. Молодые садху, ступающие по нивритти-марге, не всегда придерживаются строгого распорядка. Они не прислушиваются к советам старших, не подчиняются гуру. Они с самого начала стремятся к полной независимости. Они ведут беззаботную жизнь. Никто за ними не присматривает. Они идут своим путем. Им не известно, как управлять энергией и составлять распорядок дня.
Бесцельно скитаются они с места на место, и уже через полгода становятся тамасичными. Просидев каких-нибудь полчаса в асане, они полагают, что уже достигли Осознания. Если идущий по нивритти-марге ученик обнаруживает, что перестал развиваться, не добивается успехов в медитации и погружается в тамас, ему немедленно следует выбрать форму служения и несколько лет усердно трудиться. Эту деятельность нужно совмещать с медитацией. Такой подход мудр, осмотрителен и благоразумен. После этого ученик может снова уйти в уединение. В садхане следует руководствоваться здравым смыслом. Выйти из тамасического состояния очень трудно. Садхака должен быть очень осторожен. Когда одолевает тамас, нужно немедленно заняться какой-нибудь энергичной деятельностью: сделать пробежку на свежем воздухе, принести воды из колодца и так далее. Тамас непременно нужно отогнать тем или иным разумным способом.
Три преграды
Когда ученик уходит в уединение и безмолвие, ему предстоит отважно встретить три преграды: подавленность, бесплодные мечты (манораджья) и ненависть к домохозяевам. В уединении ученики нередко становятся мизантропами. Им следует сохранять жизнерадостность, постоянно следить за своими мыслями и излучать чистую любовь ко всему живому. Если некая форма занятий не обеспечивает полной поддержки брахмачарьи, следует прибегнуть к сочетанию разных приемов садханы, таких, как молитва, медитации, пранаяма, сатсанга, саттвическое питание, уединение, вичара (размышление о Брахмане), ширшасана и сарвангасана (позы йоги), уддияна-бандха и наули (упражнения хатха-йоги), ашвини-мудра, йога-мудра и так далее. Только так можно добиться успеха.
Триша и васана
Триша (тяга к предметам) — враг покоя. Тот, кто стремится к ощущаемым предметам, не может быть счастлив. Покой приходит лишь после того, как гибнет эта тяга. Только тогда можно медитировать и найти убежище в Истинном Я.
Васаны тоже очень сильны. Из-за них чувства и разум беспокойны, порывисты. Ученику вновь и вновь приходится вступать с ними в бой и одерживать победу. Именно поэтому в «Катха-упанишаде» духовный путь называют «лезвием бритвы». Однако человек непоколебимой решимости и железной воли не испытывает трудностей даже на таком узком пути. С каждым шагом растет его внутренняя сила.
Чтобы осознать Господа, требуются неустанные усилия, постоянная целеустремленность. Препятствиями на пути становятся васаны, желания, триши и давние санскары. Из-за них ученику снова и снова приходится вступать во внутреннюю борьбу.
Викшепа
Викшепа — это колебание, рассеяние ума. Это застарелая привычка разума отвлекаться. На это жалуются все садхаки. Их разум не в состоянии долго задерживаться на чем-то одном. Он скачет, как обезьяна, и не может угомониться. Это вызвано влиянием раджаса. Являясь ко мне за советом, Шри Джайядайял Гоэнка постоянно задавал два вопроса: «Свамиджи, как научиться управлять сном? Как избавиться от викшепы? Посоветуй мне простой и действенный способ». И я отвечал ему: «Не ешь много на ночь. Выполняй ширшасану и пранаяму». Сон можно покорить. Тратака, упасана и пранаяма избавляют от викшепы. Если совместить оба способа, бороться со сном и викшепой станет еще легче.
По словам Патанджали Махариши, главными препятствиями, вызывающими рассеянность мыслей, являются болезни, умственная бездеятельность, сомнения, равнодушие, леность, тяга к чувственным удовольствиям, оцепенение, ложные представления, неумение концентрироваться и утрата достигнутого из-за непостоянства. Для достижения однонаправленности мышления он советует заниматься пранаямой, так как она уничтожает причину викшепы — раджас.
Устранив колебания разума, ученик достигает однонаправленности мыслей, экаграты. Многие совершенно не представляют, что такое экаграта. Макс Мюллер пишет: «Нам [европейцам] экаграта недоступна, так как газеты, телеграммы, почтовая корреспонденция заставляют наши мысли метаться во всех направлениях». Экаграта — неотъемлемое условие нидидхьясаны и всех религиозных и философских изысканий.
В «Гите» Господь Кришна предписывает для устранения викшепы такую садхану. «Покинув происходящие от воображения все вожделения, все без остатка, со всех сторон укротив манасом толпу чувств, тихо-тихо да успокоится он стойко обузданным разумом [буддхи]; установив сердце в Атмане, ни о чем да не помышляет. Куда бы ни ускользал шаткий, нестойкий манас, обуздав, его надо приводить к воле Атмана отовсюду» (6:24—26).
Действенным средством уничтожения викшепы является тратака. Выполняйте ее в течение получаса, глядя на изображение Бога Кришны или черную точку на стене. Начинайте с двух минут и постепенно увеличивайте продолжительность немигающего взгляда. Закрывайте глаза, когда выступают слезы. Не прилагайте излишних усилий, смотрите расслабленно. Некоторые ученики способны на двух-трехчасо-вую тратаку.
Слабый ученик может поддаться лени, даже если добился успехов в концентрации. С другой стороны, сильный ученик, не овладевший концентрацией, поддается воздействию викшепы, рассеянности ума. Таким образом, концентрация и энергия должны быть уравновешены.
Вишайя-шакти
Вишайя-шакти — это сила желания, привязанности к чувственным удовольствиям. Это самое большое препятствие. Разум не хочет полностью отказываться от чувственных удовольствий. Вайрагья и медитация на какое-то время подавляют желания. Но затем в разуме неожиданно мелькают мысли о чувственных удовольствиях, вызванные привычкой и воспоминаниями. Возникает беспокойство. В «Гите» говорится: «Ибо, о Каунтея, бурные чувства насильственно увлекают сердце даже подвизающегося и мудрого человека. [...] Ибо у того, кто направляет сердце [согласно] блуждающим чувствам, оно уносит сознанье, как ветер — корабль по водам» (2:60, 67). И ранее: «Предметы исчезают для отрешившегося воплощенного, не вкус [к ним], но и вкус исчезает для узревшего Высшее» (2:59).
В уголках разума всегда кроются желания. Прибирая комнату, в ее уголках находят давно скопившуюся пыль. Точно так же под влиянием йогических занятий давние скрытые желания с удвоенной силой поднимаются на поверхность ума. Садхака должен быть очень осторожен. Ему следует все время бдительно следить за своим умом. Он должен уничтожать желания в зародыше, развивая вайрагью и вивеку, повышая продолжительность джапы и медитации. Ему надлежит соблюдать акханда-мауну, усиленно заниматься медитацией и пранаямой. В течение сорока дней он должен питаться только молоком и фруктами, а в дни экадаши — поститься. Ему следует полностью изолировать себя от общества, не покидать своей комнаты и глубоко погрузиться в садхану. Скрытые васаны тоже относятся к категории вишайя-шакти. В нее входят разнообразные проявления земного тщеславия. Честолюбие вызывает большое беспокойство разума. У человека должно быть только одно честолюбивое желание — благотворное стремление достичь Самоосознания.