Качества, необходимые для медитации

Прежде чем насытить разум мыслями о Брахмане, следует впитать божественные мысли. Сначала поглощение, затем насыщение. После этого сразу без промедления, приходит осознание. Запомните эту трехчленную формулу: «Поглощение, насыщение, осознание».

Волю следует укрепить, очистить, сделать непреодолимой путем усиленной атма-чинтаны, искоренения васан, управления органами чувств и обогащения внутренней жизни. Пользуйтесь каждым мгновением выходного или праздничного дня, чтобы ускорить свое духовное развитие.

Если целый месяц питаешься раса-гулой, леденцами, в голове возникает привязанность к сладкому. Если живешь среди санньясинов, читаешь книги о йоге и веданте, возникает сходная душевная тяга к Божественному Сознанию. Но одной душевной привязанности слишком мало. Нужны пылающая вайрагья, пламенная мумукша, способность к духовной садхане, упорная и постоянная нидидхьясана (медитация). Только тогда возможно Самопознание.

Для Богоосознания мало одной только добродетельной жизни. Совершенно необходима постоянная медитация. Добродетельный образ жизни лишь готовит разум, превращая его в подходящий инструмент для концентрации и медитации. Именно концентрация и медитация ведут к Самоосознанию.

В «Гите» часто встречаются слова: «Манманах, матпарах» — «Думающий обо Мне, преданный Мне». Они означают, что нужно уделять Господу все свои мысли, весь свой разум. Только тогда возможно Самоосознание. Если хотя бы луч разума вырвется наружу, Божественного Сознания не достичь.

Мутную воду очищают особыми химическими фильтрами. Точно так же разум, замутненный васанами и ложными санкальпами, нужно очистить с помощью брахма-чинтаны (размышлений об Абсолюте). Только тогда возможно подлинное просветление.

Не нужно нетерпеливо ждать немедленных результатов медитации. Одна молодая госпожа, страдавшая бесплодием, 108 раз обошла дерево ашваттха1и тут же коснулась живота в надежде нащупать ребенка. Это просто глупо. Ей нужно подождать несколько месяцев. При регулярной медитации разум рано или поздно созреет и вы непременно достигнете атма-сакшаткары, непосредственного восприятия Атмана. Тише едешь —дальше будешь.

1 Ficus Religiosa Linn, вид индийской смоковницы, который считается священным деревом. Его называют также деревом бодхи, так как по легенде под одним из таких деревьев Будда достиг просветления.

Вполне понятно, что когда изучающий йогу грихастха, домохозяин1, добивается успехов в медитации, он прекращает всякую мирскую деятельность Для опытных учеников труд становится помехой Именно поэтому Господь Кришна говорит в «Гите»: «Для стремящегося к йоге мудреца [муни] действие именуется средством; для достигшего йоги [йога-руддха] спокойствие [шама] именуется средством» (6:3). После этого труд и медитация становятся несовместимыми, как кислота и щелочь, огонь и вода, свет и тьма.

Ежедневно нужно укреплять вайрагью, медитацию и такие саттвические черты, как терпение, настойчивость, милосердие, любовь, всепрощение, чистоту и т. д. Вайрагья и благие черты характера способствуют медитации, а медитация, в свою очередь, развивает эти качества.

Пусть возникает единая всепроникающая брахма-бхавана, ощущение Брахмана. Отрицайте бренное тело, относитесь к нему как к внешней видимости. Старайтесь всегда сохранять это чувство.

Зачем закрывать глаза во время медитации? Откройте их и продолжайте медитировать. Уравновешенность ума должна сохраняться даже среди городской суеты. Только тогда можно говорить о совершенстве. Новички, чья концентрация еще слаба, могут прикрывать глаза, чтобы мысли не отвлекались, но позже следует медитировать с открытыми глазами, научиться делать это при ходьбе. Энергично размышляйте о нереальности мира, о том, что его нет, что существует только Атман. Умение медитировать на Атмане с открытыми глазами — признак силы характера. Такого человека трудно отвлечь. Медитировать можно только в том случае, если разум поднялся выше любых тревог.

1 В данном случае «домохозяин» обозначает вторую ступень жизни человека, семейную жизнь. По традиции, жизнь индуиста делилась на четыре части (ашрамы): брахмачарин (ученик), грихастха (домохозяин), ванапрастха (отшельник) и санньясин (странствующий аскет).

Медитация и концентрация требуют разнообразной подготовки разума. Только так грубый разум становится утонченным (сукшма).

Благодаря джапе и медитации такие вритти, как гнев, ревность или ненависть принимают иные, утонченные формы. Они редеют, после чего их следует окончательно уничтожить в самадхи. Только тогда можно считать себя находящимся в безопасности. Дремлющие вритти будут ждать удобного случая, чтобы принять самые мрачные формы. Будьте бдительны и осторожны.

Регулярная медитация помогает сопротивляться темным, противоборствующим силам, увлекающим вниз. Избавляйтесь от бесцельных блужданий разума посредством ясного и упорядоченного мышления. Не слушайте лживый шепот низшего ума. Обратите внутренний взор к божественному центру. Не бойтесь трудных преград, встречающихся на пути. Будьте отважны. Смело шагайте по пути, пока не сможете отдохнуть в собственном средоточии вечного блаженства.

В восемь утра в большом городе царит шум и суета. Через час их уже меньше, спустя другой — еще меньше, а к одиннадцати шум заметно стихает. К часу дня всюду воцаряется спокойствие. Сходным образом, в начале занятий йогой разум переполнен бес-

численными вритти. Он возбужден, мечется из стороны в сторону, но со временем волны мыслей постепенно успокаиваются. Рано или поздно все видоизменения становятся управляемыми. Йог наслаждается совершенным покоем.

Проходя по рынку крупного города, не различаешь мелких звуков, но когда сидишь в тихой комнате и медитируешь вместе с друзьями, замечаешь самые слабые поскрипывания. Сходным образом, во время работы или другого занятия трудно заметить дурные мысли, но они легко выявляются, когда садишься медитировать. Не пугайтесь, если во время медитации в голове мелькают дурные мысли. Займитесь упорной джапой, продолжайте медитацию, и эти мысли исчезнут.

Медитируя, не обращайте внимания на возникающие в голове мысли, вызванные органами чувств. Тщательно избегайте сравнения одних мыслей с ассоциациями и воспоминаниями. Сосредоточьте всю энергию разума только на мысли о Боге, Атмане, не сравнивая ее ни с чем другим.

Тот, кто занимается йогой, не должен владеть большими богатствами, так как оно увлечет его к земным искушениям. Ему нужны скромные средства, позволяющие удовлетворять потребности тела. Денежная независимость освобождает ум от тревог и позволяет проводить непрерывающуюся садхану.

Продолжительность медитации

Для начала можно медитировать полчаса утром (с четырех до половины пятого) и полчаса вечером (с восьми до половины девятого). Лучше всего медитировать в утренние часы, когда разум освежен крепким сном. Кроме того, в это время в организме и воздухе преобладает саттва. В «Йога-Васиштхе» говорится: «О, Рама, сначала отдавай четверть ума медитации, четверть ума отдыху, четверть ума обучению и еще четверть — служению гуру. Затем отводи три восьмых ума медитации, одну восьмую отдыху, три восьмых обучению и еще одну восьмую — служению гуру». Под отдыхом здесь понимаются такие занятия, как умывание, гигиена и т. д. Это отнюдь не игры в гольф или регби. Такой отдых означает расслабление, разгрузку ума после концентрации и медитации, иначе он переутомится и откажется работать. В завершение половина ума отдается медитации, а вторая половина — обучению. Постепенно увеличивайте продолжительность медитаций. Через два месяца оно может составить один час (с четырех до пяти утра и с восьми до девяти вечера). Спустя год занимайтесь по полтора часа утром и вечером, на третий год — по два часа, а на четвертый — по три. Такой режим подойдет большинству учеников. Старательный садхака с большим запасом жизненных сил и утонченным умом уже в первый год садханы способен медитировать по шесть часов в день. Помимо медитаций, изучайте благие книги — упанишады, «Йога-Васиштху», «Гиту», «Вивекачудамани» и «Авадхута-Гиту». Они возвышают душу. Шесть часов медитации и шесть часов обучения принесут очень много пользы, а со временем подтолкнут к непрерывной нидидхьясане, длящейся двадцать четыре часа в сутки.

Вспомогательные средства

Мула-бандха. Принимая асану перед джапой, сократите анальный сфинктер. В хатха-йоге это упражнение называется мула-бандха. Оно способствует концентрации и не позволяет апана-вайю (нисходящему потоку энергии) опускаться вниз.

Кумбхака.Задержите дыхание, пока это не вызывает неудобств. Такая задержка называется кумбхакой. Она существенно успокаивает разум, способствует концентрации и приносит мощное духовное блаженство.

Йогическое питание.Придерживайтесь митахары (умеренной, саттвической пищи). Когда желудок перегружен рисом, овощами и мучным, наступает сонливость, что мешает садхане. Обжора и сластолюбец, тупица и лентяй не могут заниматься медитацией. Молочная диета делает тело легким. Она позволяет часами оставаться в одной асане, не испытывая неудобств. Почувствовав упадок сил, можно день-два съедать немного рисовой или ячменной каши с молоком. Однако тому, кто посвятил себя служению, выступает с лекциями или занимается другой духовной деятельностью, нужна плотная, питательная пища.

Храните молчание. Познайте себя. Познайте То. Растворите мысли в Том. Истина чиста и проста.

Асаны

В первое время в течение получаса выполняйте падмасану, сиддхасану, свастикасану или сукхасану. Постепенно доведите продолжительность выполнения асаны до трех часов. Через год появятся асана-сиддхи. Асаной называется любая легкая и удобная поза.

Падмасана.Это поза лотоса. Подтяните правую стопу на левое бедро, а левую — на правое бедро. Опустите ладони на бедра рядом с коленными суставами. Удерживайте голову, шею и туловище на одной прямой. Закройте глаза и сосредоточьтесь на трикути, участке лба между бровями. Это поза лотоса, она очень хороша для медитации. Эта асана полезна для домохозяина.

Сиддхасана.Это совершенная поза. Она великолепно подходит для медитации. Сядьте так, чтобы одна пятка прижалась к анальному отверстию, гуде, завершению прямой кишки, откуда выделяются отходы пищеварения. Пятку другой ноги прижмите к основанию полового органа. Руки опустите на колени. Закройте глаза, сосредоточьтесь на трикути или кончике носа. Голову, шею и туловище держите на одной прямой. Ладони, как и в падмасане, покоятся возле коленных суставов. Эта асана очень полезна для брахмачаринов и санньясинов.

Свастикасана.Свастикасана выполняется сидя, без напряжения, с выпрямленным телом. Подтяните правую стопу к бедру, а левую разместите между правым бедром и икроножной мышцей. Обе стопы окажутся между бедром и голенями. Это свастикасана.

Сукхасана.Это любая простая и удобная поза для джапы и медитации. Очень важно держать голову и туловище прямо. Я опишу особую разновидность сукхасаны, которая хорошо подходит пожилым людям.

Возьмите кусок ткани длиной в два с половиной метра и сверните его по всей длине. Подтяните колени к груди. Удерживая один конец получившегося каната у левого колена, пропустите другой за спиной через левый бок, чтобы правое колено подтянулось к левому. Завяжите концы веревки узлом. Поместите ладони между коленями. Поскольку при этом ноги, руки и позвоночник имеют опору, в такой асане можно сидеть очень долго.

Польза асан.Асаны избавляют от множества недугов, например геморроя, расстройства пищеварения и запоров. Кроме того, они помогают избавиться от излишков раджаса. Благодаря асанам тело по-настоящему отдыхает. Освоив асану и добившись устойчивости позы, легко переходить к пранаяме. Асаны —это третья ступень восьмизвенной раджа-йоги Патанджали.

Первое звено — самоограничение, то есть ахимса (ненасилие), сатьяма (правдивость), брахмачарья (ограничение чувственных удовольствий) и т. д. Затем выполняются религиозные традиции и обряды — шауча (чистоплотность), сантоша (удовлетворенность), тапас (самоограничение), свадхьяя (самопостижение) и т. д. Третьей ступенью являются асаны. Когда асана становится устойчивой, тела не ощущаешь. При настоящем совершенстве в асанах человека уже не затрагивают пары противоположных качеств (например, жара и холод). Асаны не следует выполнять сразу после еды. Перед занятиями лучше ограничиться чашечкой молока, чая или кофе.

Асаны делают тело устойчивым, бандхи и мудры — крепким, а пранаяма — легким. Нади-шуддхи приносит уравновешенность разума. Добившись этих качеств, следует сосредоточить мысли на Брахмане. Только тогда медитация будет устойчивой и принесет счастье. Для медитации, концентрации и джапы полезны падмасана и сиддхасана. Ширшасана, сарвангасана, матсьясана, пашчимоттанасана оказывают общеоздоровительное воздействие и способствуют брахмачарье.

Регулярность медитации

Любая духовная практика — джапа, асаны, конкретная медитация на сагуна-мурти1или пранаяма — требует систематических и регулярных, ежедневных занятий. Награда будет очень велика: Бессмертие (амритатва), Вечная Жизнь. Все желания рассеются, наступит нитья-трипти, вечное удовлетворение.

1 Картина с изображением божества.

Медитируйте, медитируйте. Концентрируйтесь, мои дорогие друзья. Ни на день не уступайте лени. Лень — злейший враг садхаки. Жизнь коротка, время быстротечно, а препятствий на духовном пути много. Одно за другим превозмогайте их стараниями и молитвами. Искренние усилия непременно привлекут поддержку — внутреннюю и внешнюю. Помощь придет с астрального плана, от рассеянных по всему миру дживанмукт и таких бессмертных душ (амарта-пуруш), как Шри Вьяса1, Васиштха2, Капила Муни3, Даттатрейя и Агастья Муни4.

Мы едим четыре раза в сутки: утром, в полдень, после обеда и вечером. Сходным образом, чтобы быстро достичь осознания, нужно медитировать четырежды в день. Поэтому медитация должна быть регулярной и систематической.

Даже в малых количествах конопля, опиум и спиртное вызывают опьянение, тянущееся несколько часов. Опьянение Богом, которое приносит регулярная медитация, тоже длится несколько часов, даже если медитировать всего полчаса в день. Поэтому занимайтесь регулярно.

Когда медитируешь, развиваешь божественные, саттвические добродетели, в разуме прокладывается духовная дорога. Если медитация не регулярна, если бесстрастие тает, приходят легкомыслие и небрежность, этот духовный путь будет смыт недостойными мыслями и дурными васанами. Занимайтесь медитацией регулярно, это самое главное.

Занятия медитацией, джапа, киртан, пранаяма или размышления подавляют земные мысли, желания и васаны. Если же медитация не регулярна, подавленное снова поднимется на поверхность, начнет сопротивляться и упорствовать. Потому регулярно занимайтесь медитацией и старательной садханой. Развивайте бесстрастие. Мысли о земном постепенно угаснут и окончательно исчезнут.

1 Букв, «разделитель». Считается, что он разделил некогда единые веды на четыре части. Автор «Махабхараты» и пуран, создатель философии веданты, герой мифологии.

2 Мудрец, предполагаемый автор 7-й книги Ригведы; герой «Рамаяны».

3 Легендарный основатель философии санкхья.

4 Упоминающийся в Ригведе как автор некоторых гимнов знаменитый мудрец-риши. В Южной Индии считается культурным героем, так как принес туда полученные от Шивы письмо и грамматику.

ГЛАВА 4. ПРАКТИКА МЕДИТАЦИИ

Наши рекомендации