М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 1840г.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 1840г.
Род:эпос
Жанр: роман (первый в русской литературе социально-психологический роман. Философский роман)
Лит. направление: синкретический реализм
Тематика:
1) конфликт сильной личности и общества
2) поиск смысла жизни, своего места в мире
3) судьба, рок, фатализм
4) любовь
5) дружба
6) анализ своего поколения
7) Кавказ и др.
Основной конфликт: столкновение сильной личности и общества
Композиция:
1) Лермонтов отказывается от хронологического принципа расположения повестей, нарушает прямой порядок
2) Цель – показать Печорина с разных сторон, в разных обстоятельствах жизни, постепенно приближая его к читателю
Хронологический порядок повестей:
1. Тамань
2. Княжна Мери
3. Бэла
4. Фаталист
5. Максим Максимыч
Порядок повестей в романе:
1. «Бэла» – Печорин глазами Максим Максимыча, который видит в Печорине лишь противоречия, его странность, но не способен понять его. Максим Максимыч – «маленький человек» в интерпретации Лермонтова. Между Максим Максимычем и Печориным пропасть.
2. «Максим Максимыч» - Печорин глазами странствующего офицера – писателя; рассказчик проницателен и наблюдателен; рисует психологический портрет героя.
3. «Журнал Печорина» (Тамань, Княжна Мери, Фаталист) – Печорин глазами самого Печорина, исповедь героя, который анализирует свои поступки, указывая и наследуя причины своего поведения.
«Тамань»: 1 часть – романтизм, 2 часть – реализм. Динамика внутренних состояний героя: разум – Печорин включается в игру; страсть – чувство к ундине; разум – ирония и самоанализ.
! Трагичность личности Печорина – в разрыве между разумом и чувствами.
! Слепой, брошенный на произвол судьбы, подобен Печорину, которого жизнь, поманив, оставляет ни с чем
«Княжна Мери»: столкновение Печорина с Грушницким – это столкновение с «водяным обществом»; кульминация основного конфликта романа – столкновение сильной личности общества
! Двойники Печорина: Грушницкий, Вернер, Вулич (Фаталист)
Печорин
1.Через сопоставление с Грушницким проявляются сильные черты Печорина
2.Через образ Грушницкого обнаруживаются слабые места Печорина
1)глубина и таинственность присущи Печорину от природы
2)умен,сильная личность,идивидуалист
3)поэт
4)пользуется приемами Грушницкого в игре с Мери
Грушницкий
1.Одновременно и антипод Печорина
2.Карикатурный «двойник» Печорина
1)Искусственно «надевает» на себя маску таинственности
2)Неумен, самовлюблен,слаб,позер
3) «ни грош на поэзии»
4)страсть – производить эффект
Любовные треугольники: Грушницкий-Мери-Печорин; Вера-Печорин-Мери
Мери
1.Жертва Печорина
2.Противоборство естественного и светского, НО она глубже и сложнее; она благородна, отзывчива, способна на глубокое чувство
3.У Печорина постепенно исчезает ирония по отношению к Мери
4.После встречи с Печориным остается печать страданий
Вера
1.Возлюбленная Печорина
2.Приносит себя в жертву желанию Печорина
3.Любовь Печорина приносит ей много страданий
4.Печорин истощил душу Веры
!Роман с Печориным оказывается губительным для обеих женщин
«Фаталист» - Лермонтов сопоставляет Печорина с Вуличем. Оба – исключительно сильные, волевые натуры, оба готовы идти на риск; оба склонны размышлять о воле человека и предопределении (роке, судьбе, фатуме)
Роман завершается двойственно:
звучит жизнеутверждающий призыв к воле, действию, решительности человеческого характера Человек – единственный творец своей судьбы | события обнаруживают безверие Печорина; он не верит в фатум, предопределение, в судьбу, в Бога Безверие – причина трагедии Печорина |
Герои:
· Печорин (Григорий - молодой богатый дворянин, офицер. Он вырос в блестящем обществе Петербурга. Несмотря на свое богатство, красоту и ум, он глубоко несчастлив. Его ничего не интересует, ему скучно жить. Печорин не верит в дружбу и брак. Печорин – смелый и решительный мужчина. При этом он – эгоистичный, циничный, жестокий и хладнокровный человек.)
· Максим Максимыч (старый офицер, штабс-капитан в возрасте около 50 лет. Он служит вместе с Печориным на Кавказе в крепости N. Максим Максимыч – старый холостяк, добрый и простой человек, опытный и надежный офицер. Максим Максимыч тепло относится к Печорину, хотя и не понимает его «странности».)
· Бэла(юная красавица-черкешенка, дочь богатого князя-горца. Бэла - "дикая", необразованная девушка, выросшая в горах. Печорин влюбляется в Бэлу, находясь на службе в крепости N. Он крадет ее из дома и долго добивается ее любви. Вскоре Печорин остывает к Бэле. Бедная девушка страдает от его холодности. Вскоре Бэла погибает от рук разбойника Казбича.)
· Грушницкий (Юнкер Грушницкий – приятель Печорина, с которым они знакомятся во время службы на Кавказе. Грушницкий – молодой небогатый дворянин в возрасте около 20 лет. Грушницкий – глупый, забавный юноша, гордый, страстный, самолюбивый и тщеславный человек. Грушницкий погибает на дуэли с Печориным.)
· Княжна Мери (Мария Лиговская знакомится с Печориным на Кавказе в Пятигорске. Княжна Мери – богатая невеста, красивая и образованная, гордая и кокетливая девушка. Она влюбляется в Печорина, но тот лишь играет ее чувствами и не собирается на ней жениться. )
· Доктор Вернер (приятель Печорина. Доктор Вернер и Печорин много общаются, находясь в Пятигорске. Вернеру около 40 лет. Он некрасив, но при этом нравится женщинам. Вернер и Печорин очень похожи: оба умны, оба эгоисты, оба не хотят жениться и т.д. Вернер выступает секундантом Печорина в дуэли с Грушницким. )
· Вера (женщина, которую Печорин любил когда-то в Петербурге. Вера замужем второй раз, от первого мужа у нее есть сын. Она обманывает обоих мужей с Печориным. Вера любит Печорина и принимает все его недостатки. Вера является родственницей княжны Мери. В конце концов второй муж Веры разоблачает ее связь с Печориным. )
· Казбич(знакомый Максима Максимыча, разбойник, живущий в районе крепости N. Казбич – храбрый джигит, ловкий, злой и мстительный человек. Казбич безумно любит своего прекрасного коня Карагеза и относится к нему как к своему другу. Однажды Печорин крадет у Казбича его чудного коня. Казбич жестоко мстит ему за это: он убивает возлюбленную Печорина, Бэлу.)
· Азамат (15-летний мальчик, младший брат Бэлы. Азамат – гордый, упрямый мальчик, ужасно любящий деньги. Он мечтает заполучить чудесного коня Казбича. Азамат помогает Печорину украсть сестру Бэлу. В награду за это Печорин крадет у Казбича коня и отдает его Азамату. Получив заветного коня, Азамат навсегда сбегает из дома. )
· Вулич (офицер, знакомый Печорина. Печорин знакомится с ним во время командировки из крепости N в одну казачью станицу. Однажды Печорин предсказывает Вуличу скорую смерть. В ту же ночь Вулич трагически погибает.)
Основными способами изображения характера героя в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» стали такие литературные приемы как автобиография и характер героя, который проявляется через его поступки на протяжении всего произведения.
Главной задачей, поставленной М.Ю. Лермонтовым в романе «Герой нашего времени» является изображение, прежде всего, внутреннего мира Печорина, совокупность его мыслей и переживаний. Автор показывает читателю, что происходит в душе главного героя, чем мотивированы его поступки.
Не зря Печорин предстает перед нами с двух сторон: его взгляд на самого себя (рассказ от первого лица в главах "Тамань", "Княжна Мери", "Фаталист") и взгляд со стороны (в главе "Максим Максимыч"). Таким образом, читателю предоставляется возможность увидеть главного героя с разных сторон, а значит, понять всю его сущность и погрузиться в глубины души Печорина.
Н.В. Гоголь «Шинель» 1842г.
Жанр:повесть («петербургская», вошла в сборник «Петербургские повести»)
Род: эпос
Лит. направление: реализм
«Мы все вышли из гоголевской Шинели» Достоевский
Композиция: повесть состоит из двух частей
1) история с шинелью
2) фантастическое окончание
Сюжет (характеристика героя):
имя, чин, типичность героя, внешность, речь, способности, отношение к работе, история с шинелью, жизнь после смерти
Житийные черты Акакия Акакиевича:
- отказ от житейских соблазнов
- смирение и безропотность
- выносливость к лишениям
- прилежание в труде
- уединение, внутренняя сосредоточенность на своей жизненной цели
- герой переживает мученичество и лишения; после его смерти происходят чудеса
- жизнь героя часто соотносят с «Житием святого Акакия Синайского»
Перед смертью герой оказывается способным на бунт; после смерти душа Акакия Акакиевича не находит покоя, пока не восстанавливает справедливость
Авторское отношение к герою:
снижает героя в герое уничтожается все духовное; смыслом жизни, идеалом и единственной мечтой становится вещь – шинель; убогость интересов «маленького человека» доведена до предела: он не живет, а лишь существует; потеря главной ценности приводит к смерти | возвышает героя житийные черты; мечта наполняет жизнь Башмачкина смыслом; рассказчик сочувствует герою |
Акакий Акакиевич – тип «маленького человека»; он в конфликте с бездушным миром, который отнимает то, что составляет смысл жизни (шинель)
Конфликт: «маленький человек» и бездушный мир чиновничества
Власть чина: должность полностью порабощает душу «значительного лица», лишает его человеческого облика (он меняется только тогда, когда призрак Акакия Акакиевича снимает с него шинель)
Конфликт «Отцов и детей»
социальный смысл Отражает идейную борьбу двух лагерей: дворян и разночинцев – в общественно-политической жизни России 50-60х годов Обе стороны (П.П.Кирсанов и Базаров) представляют собой крайности, а идеал находится посередине – в идее преемственности поколений, сочетающей и отрицание отжившего, и сохранение подлинного | философский смысл Н.П. Кирсанов и Аркадий более гармонично строят свое существование, отказываясь от антагонизма, от взаимного отрицания в пользу сближения и стремления понять друг друга. Оба получают семейное счастье, потомство в качестве награды за правильно выбранный путь. Именно эти герои выражают авторскую идею преемственности поколений, основанную на кровном родстве и любви. Эту же идею выражают образы родителей Базарова. Любовь отца и матери к сыну оказывается способной пережить его самого. В этой любви воплощаются те вечные ценности, которые пытается отрицать Базаров. |
П.П. Кирсанов и Базаров
Возраст – около 45 лет Внешность Павла Петровича: «...Он с детства отличался замечательною красотой...» «...Ведь он красавцем был, голову кружил женщинам...» «...лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной...» Павел Петрович одевается изящно и изысканно. По происхождению дворянин. Гвардейский офицер в отставке. Гордый, насмешливый, честный, был влюблен и страдал. Не признает нигилизм. | Возраст – около 30 лет. Внешность Базарова: «...Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум...». Базаров носит старую одежду. Не дворянин ( его мать - дворянка, но отец - непотомственный дворянин). Учится на врача. Самоуверенный, самолюбивый, честный. Нахал. Холоден. Трудолюбивый и деятельный. Нигилист. |
Идеологический конфликт (10 глава):
1) Отношение к аристократам
Кирсанов – движущая сила общественного развития.
Базаров – неспособность к действию (пассивная надежда); отрицание либерализма и аристократии, способность вести Россию к будущему.
2) Отношение к нигилизму
Кирсанов – отрицание, непонимание; «никого не уважают, живут без принципов и идеалов»
Базаров – ярый представитель, «проявление народного духа».
3) Отношение к народу
Кирсанов – патриархальный, свято ценит предания, не может жить без религии.
Базаров – гнев от положения народа; неблагополучие; видит необразованность и суеверие
4) Отношение к искусству и природе
Кирсанов – не разбирается в искусстве
Базаров – бессмыслица; природа – мастерская; чепуха; искусство размягчает душу.
Внутренний конфликт:
Любовь к Одинцовой открывает перед Базаровым две бездны:
бездна мира | бездна самого себя |
и рождает внутренний кризис
духовный ощущение в себе романтика | мировоззренческий крушение нигилизма |
Конфликт
человек, страстно влюбленный романтик – убежденный нигилист
Базаров– трагический герой, бросивший вызов вечным законам бытия, отвергнувшего даже любовь, составляющую, по мнению Тургенева, существеннейшую потребность человека. Но именно в душе самого Базарова торжествует любовь.
Женские образы в романе:
1) Образы Одинцовой, княгини Р – понимание философского значения женщины; загадка женщины, её власть над человеком сопоставляется с загадкой сфинкса, с тайной природы и человеческого предназначения вообще. Именно в отношении Базарова к Одинцовой проявляется опрометчивость веры в способность науки разрешить загадку человеческой жизни, любви;
2) Катя – «тургеневская девушка»
3) Кукшина – трактовка Тургеневым проблемы женской эмансипации (ирония)
4) Фенечка – образ женщины – жены и матери
Психологизм Тургенева – «тайный психологизм» («скрытый психологизм») – изображение внутреннего через внешнее: чувств и переживаний человека через его жесты, поступки, интонацию, детали.
Пейзажи Тургенева:
1) социальный (отражает жизнь крестьян) – начальный пейзаж, изображающий бедность, нищету, приводит к мысли о необходимости изменения порядков. + Николай Петрович с приходом весны вспоминает о прошлом.
2) психологический (отражает состояние души героя) – усадьба Н.П. словно его двойник. «Разросшаяся и благоухающая» беседка есть символ его чистой души.
Сад Одинцовой – искусственная жизнь, спокойная.
Осина на краю ямы Базарова – его детский талисман. Это двойник его жизни.
3) философский (отражает авторскую позицию, выражает философские идеи) – сельское кладбище
Любовь Базарова к Одинцовой сделала его сильным, т.к. составляющее личности есть разум, чувство и воля.
Базаров умирает – «прощание с нигилизмом», сцена смерти: заражение крови (любовь к Одинцовой разрушает его взгляды).
Герои:
· Аркадий Кирсанов( молодой дворянин 23 лет, младший товарищ Базарова. Аркадий попадает под влияние Базарова и «становится» нигилистом. Но в душе он остается романтиком. Он любит природу и искусство. Он – добрый, ласковый юноша.)
· Николай Петрович Кирсанов ( отец Аркадия, помещик. Ему 44 года. Он уже 10 лет вдовец. Николай Петрович – милый, добрый человек Он романтик, любит музыку и стихи. Николай Петрович очень любит своего единственного сына.)
· Анна Сергеевна Одинцова ( молодая богатая вдова, помещица. Ей 28 лет. Одинцова – красивая, умная, независимая женщина. Она спокойна и вежлива. Больше всего в жизни она ценит комфорт и покой. Одинцова – холодная женщина, не способная кого-то любить.)
· Фенечка ( Фенечка, или Федосья Николаевна – молодая крестьянская девушка. Ей около 23 лет. Фенечка – красивая девушка. Она глупая и пустая, но девушка. Фенечка – скромная и достойная девушка. Крестьянка Фенечка становится женой дворянина Николая Петровича Кирсанова.)
· Катя Локтева (Екатерина Сергеевна Локтева – младшая сестра Анны Сергеевны Одинцовой. Кате около 20 лет. Катя – милая, добрая, умная девушка с характером. Она любит музыку и природу.)
· Княгиня Р (возлюбленная Павла Петровича Кирсанова. У них не складываются отношения. После разрыва Павел Петрович теряет смысл жизни. Спустя много лет Павел Петрович по-прежнему помнит о ней.)
· Кукшина( Евдоксия (Авдотья) Никитишна Кукшина – знакомая Базарова, Кирсанова и Ситникова. Кукшина – молодая помещица. Она живет отдельно от мужа. Кукшина считает себя женщиной прогрессивных взглядов и борцом за права женщин. Кукшина – некрасивая, невзрачная и неопрятная женщина. )
· Ситников ( молодой мужчина, приятель Кукшиной и Базарова. Он считает себя учеником Базарова. Ситников – сын богатого купца, но он стесняется своего происхождения. Ситников – глупый человек. Он следует моде во всем: и в одежде, и во взглядах.)
· Отец Базарова ( Василий Иванович Базаров – пожилой мужчина. Ему 61 год. Он – отставной военный лекарь. Он – простой и хороший человек. Он – болтливый и энергичный старичок. Василий Иванович очень любит своего единственного сына
· Мать Базарова ( Арина Власьевна Базарова – мать Базарова, дворянка по происхождению. У нее есть свое небольшое имение. Арина Власьевна – добрая и неглупая женщина, хорошая хозяйка.)
Цитаты: Митрофан
Не хочу учиться — хочу жениться.
(Цифиркину): Гарнизонная крыса.
(Простаковой): Ты так устала, колотя батюшку.
Простакова
Нашёл деньги, ни с кем не делись
Стародум
Вот злонравия достойные плоды.
Д.И. Фонвизин является представителем такого литературного направления как классицизм. Для данного литературного направления характерны деление героев на положительных и отрицательных, основной конфликт, соблюдение правила трех единств, а также гражданско-патриотический пафос. Все это мы можем видеть в произведении автора "Недоросль". Само название комедии говорит о ложном воспитании, а в тексте использованы «говорящие» фамилии, с помощью которых отличным образом раскрывается характер героев.
Таким образом, через сатирическое изображение деспотичных и жестоких русских крепостников, погрязших в мещанстве, Д.И. Фонвизин раскрывает перед читателем смысл понятия «злонравные невежды». Прекрасным примером перед читателем выступила семья Простаковых, у которых напрочь отсутствуют понятия о нравственности, справедливости и жизни по-совести.
Чацкий
"...Служить бы рад, прислуживаться тошно..."
А судьи кто?
Софья
Счастливые часов не наблюдают
Белинский о Евгении Онегине
1) Об отражении личности поэта в романе
"Евгений Онегин есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии." "Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его : здесь чувства, понятия, идеалы."
2)Об изображении русского общества
"Прежде всего в "Онегине" мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития." " "Онегина" можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением."
3)О значении романа
Называет роман первым реалистическим произведением русской литературы. "Без "Онегина" был бы невозможен "Герой нашего времени", также как без "Онегина" и "Горя от ума" Гоголь не почувствовал бы себя готовым на изображение русской действительности , исполненное такой глубины и истины"
4)Об Онегине
Онегин для него- "страдающий эгоист", "эгоист поневоле". Он - "не демон, не пародия, не модная причуда, не гений, не великий человек, а просто- добрый малый, как вы да я, как целый свет."
5)О Татьяне
Пушкин "первый поэтически воспроизвел в лице Татьяны русскую женщину". "Татьяна - это редкий, прекрасный цветок, случайно выросший в расселине дикой скалы." "Татьяна... натура глубокая, любящая, страстная"
М.Ю.Лермонтов «Песня про … купца Калашникова»
Род: лироэпос
Жанр: поэма (национально-историческая)
Лит. направление: романтизм
Близость фольклорным сказаниям
Композиция: запев, 3 части, 2 припева, концовка.
В центре проблема долга и чести.
Герои:
Степан Парамонович Калашников – живет по закону Божьему; подобен русскому богатырю; бьется в открытом, равном бою; для него честь и правда дороже жизни.
Кирибеевич – противоречивая личность: способен на большое чувство, как любовь (автор сожалеет о его гибели), но живет не по нравственным и духовным законам, т.к. он опричник, подчиняющийся только царю
Иван Грозный – двойственный образ
жестокий,самовольный тиран, живущий по своим законам | заботливый правитель-отец |
Конфликт: противостояние частного человека (Калашникова) и вседозволенности, дарованной царем (Киребеевич)
Лермонтов ставил задачу проникновения в исторический характер эпохи Ивана Грозного. В поэме две основные линии. Одна связана с темой царя и царского окружения, с темой опричника Кирибеевича. Вторая, демократическая, тема связана с купцом Калашниковым, защищающим свое человеческое достоинство, честь своей семьи и народную правду.
Н.В.Гоголь «Ревизор» 1835г.
Сюжет от Пушкина
Род: драма
Жанр: комедия (общественная)
Лит. направление: реализм
Замысел: «В «Ревизоре» я решил собрать в одну кучу все дурное в России, … и за одним разом посмеяться над всеми» Гоголь
Основной прием: сатира (разоблачение пороков общества); гротеск – в изображении чиновничества
Особенности композиции:
1) Комедия начинается сразу с завязки,которая одновременно выполняет функцию экспозиции
2) Страх чиновников – двигатель действия в комедии («Ревизор» - это целое море страха Ю.Манн)
3) Кольцевая композиция: начало и конец комедии совпадают (чтение письма и сообщение о ревизоре)
4) Финал комедии – «немая сцена» длится 1,5 минуты
«Хлестаковщина» - многозначное понятие, обозначающее душевную пустоту, глупость и эгоизм, инфантильность, фантазерство, примитивность сознания, способность пускать пыль в глаза
Смех в комедии:
1) Единственный положительный герой в произведении («Это честное, благородное лицо - … смех»);
2) Смех не над конкретными личностями, а над пороками всей русской действительности
Образ города:
1) Уездный город – образ «всей Руси»
2) «Сборный город всей темной стороны»
Конфликт: 1) уездное чиновничество и мнимый, «миражный» ревизор
2) Самодержавно-крепостнический аппарат (чиновники) и широкие слои населения
Герои:
· Иван Александрович Хлестаков – «ревизор», чиновник из Петербурга (Глуповатый молодой человек 23 лет, служит в Петербурге мелким чиновником. Однажды он заезжает в город N, где его принимают за ревизора. Под видом ревизора он одалживает у чиновников деньги, сватается к дочери городничего и уезжает из города, оставив всех в дураках.)
· Осип – слуга Хлестакова (Пожилой крепостной крестьянин, слуга Хлестакова. Осип хитер и умен. Старый Осип умнее своего молодого хозяина Хлестакова.)
· Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – городничий (мужчина средних лет. Он уже 30 лет служит чиновником. Городничий - хитрец и мошенник. Он берет взятки, нарушает закон и старается везде извлечь выгоду. )
· Анна Андреевна - жена городничего (женщина в возрасте около 40 лет, еще вполне привлекательная. Городничиха - глуповатая провинциальная кокетка, любопытная и нетерпеливая дама.)
· Марья Антоновна – их дочь (хорошенькая девушка 18 лет, наивная кокетка. Ей нравится Хлестаков, который отвечает ей взаимностью настолько, что даже просит ее руки и становится ее женихом. Сразу после помолвки Хлестаков навсегда уезжает из города.)
· Лука Лукич Хлопов – смотритель училищ (робкий, трусливый чиновник. Он не следит за порядком в учебных заведениях. От Хлопова все время пахнет луком.)
· Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин – судья (служит «тяп-ляп», то есть плохо выполняет свою работу. Уже 15 лет он работает судьей и даже получает награды за свою бездарную службу. Он любит охоту и берет взятки не деньгами, а борзыми щенками, к которым питает слабость.)
· Артемий Филиппович Земляника - попечитель богоугодных заведений (проныра и плут, толстый, неповоротливый человек. Он не следит за порядком в больницах, которыми руководит.)
· Иван Кузьмич Шпекин – почтмейстер (начальник почты города N, простодушный человек. Его любимое занятие – читать чужие письма, которые он распечатывает у себя на службе. Как и все чиновники города, он плохо выполняет свою работу.)
· Бобчинский и Добчинский – городские помещики (Оба помещика носят одинаковое имя - Петр Иванович. Бобчинский и Добчинский - городские болтуны и сплетники. Оба низенькие мужчины в возрасте с брюшками.)
· Христиан Иванович Гибнер – уездный лекарь (главный врач города N. Он приехал служить в Россию из-за границы. Вероятно, он - немец. Гибнер ни слова не знает по-русски, поэтому не в состоянии лечить больных.)
М.Е. Салтыков-Щедрин
«Сказки для детей изрядного возраста» (более 30-ти сказок) – 1869, 1883гг.
Тематические группы:
- деспотическая власть;
- господа и рабы (народ и господствующие классы)
- каторжный труд крестьян
- пассивность интеллигентов, либералов, обывателей
Сказки – это социально-политическая сатира в аллегорической форме на основе художественных принципов сказок о животных и басен.
Автор использует аллегорию (эзопов язык), иронию, сарказм, гротеск, гиперболу, фантастику, чтобы рассказать о проблемах современного ему общества.
Сказки имеют одновременно социально-политических и философский смысл.
Отношение к народу двойственное:
сочувствие к тяжелому труду, восхищение его трудолюбием и талантом | осуждение за долготерпение, безропотность, смирение, рабскую психологию |
Близость народной сказке: 1) типичные сказочные мотивы; 2) присказки, сказочные формулы; 3) народная лексика; 4) в аллегорической форме высмеиваются недостатки общества (картина перемен в русском обществе 1860-1880гг)
«История одного города» 1870г.
- социальная сатира, сатирический роман-антиутопия о прошлом городе Глупова, произведение написано в форме повествования летописца-архивариуса
- тема: настоящая (современная писателю) Россия; рассказывая о прошлом города Глупова, автор говорит о проблемах современного ему общества
- история Глупова представляет собой череду (смену) правлений разных градоначальников, каждый из которых пытается изменить жизнь покорных глуповцев, страдающих от этих изменений
- некоторые градоначальники Глупова ассоциируются с реальными историческими правителями: Павел 1 – Грустилов, Сперанский – Беневоленский, Аракчеев – Угрюм-Бурчеев, дворцовые перевороты после Петра 1 – «Сказание о шести градоначальницах», Александр 1 – Двоекуров;
- из описи градоначальников:
· Двоекуров – сделал обязательным употребление горчицы и лаврового листа
· Фердыщенко – пожары, наводнения, голод, эпоха путешествий
· Негодяев– размостил вымощенные улицы
· Брудастый – вместо головы имел органчик, который говорил 2 фразы: «Разорю!» и «Не потерплю!»
· Угрюм-Бурчев – последний глуповский градоначальник; переименовал город в Непреклонск, разрушил город, для того, чтобы остановить реку;
· Прыщ – имел вместо мозга фарш
· Михаладзе– отменил строгую дисциплину, поддержал изящество манер и ласковое обращение
«Премудрый пискарь»
Б. Я. Бухштаб:
"Самый типичный из щедринских сказочных обывателей - это "премудрый пискарь". В нем воплощена главная черта обывателя эпохи реакции - трусливое бегство от жизни. <...> ...ум и сердце премудрого пискаря заняты лишь одним: как бы ему, пискарю, в уху не попасть... Всю жизнь он провел в темной, тесной норе, выдолбленной в речном дне, и все "дрожал", боялся высунуться, чтобы не достаться щуке, раку или человеку. Не женился, друзей не завел... Всю жизнь считал себя "премудрым", а когда подошла смерть, - увидел, что жизнь прожита бесцельно, бесплодно, бессмысленно. В этой сказке Щедрин показывает, какой "жалкой", "распостылой" становится жизнь, когда человеком руководит убогая "премудрость" труса. Сказки Щедрина внушают нам глубокое презрение к трусости, подхалимству, лицемерию, они учат нас мужеству, стойкости, честному отношению к жизни." (Б. Я. Бухштаб, вступительная статья к книге "Сказки" Салтыкова-Щедрина, изд-во "ДЕТГИЗ", 1946 г.)
Я. Эльсберг:
"Щедрин создал целый ряд общественно-политических типов, воплощающих собой покорность реакции, либеральную трусость, безыдейность, духовную бедность и ограниченность. Таковы, например, премудрый пискарь - убогий и трусливый обыватель, вечно дрожащий и ноющий, пытающийся отгородиться от общественной и политической борьбы. Шедрина показывает, как жалка и бесплодно жизнь человека, целиком сосредоточившегося на мысли о спасении собственной шкуры и не знающего ни благородных и светлых мыслей, ни высоких, страстных чувств, вдохновляющих на борьбу за правое дело. Образ пискаря, как и другие образы рыб и животных в щедринских сказках, обладал огромным социально-политическим содержанием. Таких людей-пискарей среди тогдашней интеллигенции было великое множество. Трепеща перед произволом самодержавия, эти обыватели надеялись "отсидеться" в своих "норах", подальше от бурных событий революционной борьбы. <...> Сказки эти были очень злободневны. Современники Щедрина, прочитав сказку о премудром пискаре, вяленой вобле или карасе-идеалисте, узнавали в этих "рыбах" людей, с которыми им проходилось повседневно встречаться в редакциях либеральных газет, в чиновничьих канцеляриях, в банках, в конторах." (Я. Эльсберг, вступительная статья из книги "Рассказы, очерки, сказки", М. Е. Салтыков-Щедрин, из-во "Детгиз", 1951 г.)
А. С. Бушмин: "В «Премудром пискаре» сатирик выставил на публичный позор малодушие той части интеллигенции, которая в годы политической реакции поддалась настроениям постыдной паники. Изображением жалкой участи обезумевшего от страха героя сказки, пожизненно замуровавшего себя в темную нору, сатирик высказал свое предостережение и презрение всем тем, кто, покоряясь инстинкту самосохранения, уходил от активной общественной борьбы в узкий мир личных интересов."
"Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Б. Я. Бухштаб:
"Вот перед нами сказка о двух генералах и мужике. Щедрин противопоставляет невежество и беспомощность правящих верхов сметливости и дельности народа. Для того, чтобы ярче показать то и другое, Щедрин переносит двух генералов и "мужика" на необитаемый остров. Остров этот богат и рыбой, и птицей, и плодами, - но неумелые бездарные генералы чуть с голоду не умерли посреди этого изобилия. <...> Генералы избегли голодной смерти только найдя на острове "мужика". <...> Конечно, и невежество генералов и умелость мужика тут чрезвычайно преувеличены. В действительности не было, конечно, таких генералов, которые не знали бы, что булки из муки делают. Не было, разумеется, и "мужиков", которые могли бы в пригоршне суп варить. Это сказочные генералы и сказочный мужик. Но сказка давала Щедрину возможность запечатлеть основные качества всех классов его времени - в особенности показать пороки правящих классов - с исключительной цельностью, яркостью и остротой. В сказке о двух генералах он показал паразитизм господствующих классов, нещадно эксплуатирующих народ. Неумелые во всем генералы хорошо умеют заставлять работать на себя "мужика". Но это удается им только вследствие забитости и приниженности народа. Обнаружив на острове мужика, генералы "накидываются" на него... И огромный "мужичина", которого на необитаемом острове никто не может принудить, пугается "строгих генералов" и не только начинает как каторжный на них работать, но еще и веревку свивает, чтобы генералы могли на ночь привязать его к дереву. Работает он не только за страх, но и за совесть... В этой сказке Щедрин бичует не только "генералов", но и "мужика" - за его рабскую покорность своим угнетателям." (Б. Я. Бухштаб, вступительная статья к книге "Сказки" Салтыкова-Щедрина, изд-во "ДЕТГИЗ", 1946 г.)
Я. Эльсберг:
"....одна из самых замечательных щедринских сказок - "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". С первого взгляда может показаться, что действующие лица этой сказки поставлены автором в невероятное, фантастическое положение - они почему-то внезапно... оказываются на необитаемом острове. Но фантастика Щедрина была по самой сути своей глубоко реалистической. "Два генерала" воплощают собою тунеядство, паразитизм эксплуататоров. Эти отставные чиновники ("генералами" в царской России называли и высших гражданских чиновников) весь свой век жили за счет народа, угнетая его. Теперь они проводят свое время в полной праздности, получая от правительства большую пенсию. Щедрин заставляет "двух генералов" оказаться на необитаемом острове, для того чтобы обнажить их социальную сущность, более того - весь характер социальных отношений царской России. Самодержавно-крепостническое государство и классы, интересы которых оно защищает, и после крестьянской реформы (ведь мужик, избранный Щедриным, не крепостной!) угнетают и обирают крестьян - такой вывод великого сатирика. Щедринское сатирическое преувеличение и заострение обладает подлинно реалистическим содержанием. "Генералы" убеждены в том, что... народ должен отдавать им плоды своего труда, должен проливать ради них пот и кровь. Эта власть над мужиком, которой обладают "генералы", убедительно иллюстрирует силу крепостнических пережитков во всем общественном строе пореформенной России. <...> Рассказывая, что мужик дал себя связать веревкой, которую он сам же свил, Щедрин указывает тем самым на политическую темноту, несознательность народных масс того времени, покоряющихся своим эксплуататорам и собственными руками строящие те тюрьмы, куда царское правительство заключало крестьянских вожаков и русских интеллигентов. С болью и горечью видел Щедрин эти черты политической забитости и пассивности, но он был глубоко убежден в том, что народ сумеет подняться на революционную борьбу. В "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил", как и в других своих сказках, Щедрин углубляет мысли русских народных сказок. Глупость и жадность барина, ум и сметливость мужика - один из обычных мотивов русских народных сказок. В этот мотив Щедрин вложил новое политическое содержание. На примере "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" можно также уяснить себе сущность так называемой "эзоповской манеры" Щедрина. Цен