Относительности теория Эйнштейна
физическая теория, рассматривающая пространственно-временные свойства физических процессов. Теория, описывающая свойства пространства-времени в приближении, когда полями тяготения можно пренебречь, называется специальной или частной теорией относительности, или просто теорией относительности (создана А. Эйнштейном в 1905)
хрестоматия Гейзенберг В. Физика и философия
Теория относительности играет в современной физике особо важную роль. В ней впервые была показана необходимость периодического изменения основополагающих принципов физики. Поэтому обсуждение тех проблем, которые были подняты и отчасти решены теорией относительности, необходимо для рассмотрения философских аспектов современной физики
Структура пространства и времени, выявленная теорией относительности, находит много проявлений в самых различных разделах физики. Сам принцип относительности может быть сформулирован как общий закон природы, относящийся не только к электродинамике или механике, но и к любой группе законов природы: законы должны принимать одну и ту же форму во всех системах отсчета, отличающихся друг от друга лишь состоянием равномерного и прямолинейного движения.
Теория, созданная в 1905-06 годах, то есть так называемая "специальная" теория относительности, основана на множестве очень точно проверенных экспериментальных фактов. Эта теория является, таким образом, твердым, надежным основанием современной физики и при нашем сегодняшнем знании не может быть оспорена.
131 источники
Цит.:
Гейзенберг В. Физика и философия.
хрестоматия Гейзенберг В. Физика и философия
В отношении общей теории относительности экспериментальные доказательства, напротив, гораздо менее убедительны, так как в общем экспериментальный материал очень ограничен. Поэтому вторая теория более гипотетична, чем первая.
Хотя экспериментальный базис общей теории относительности еще довольно узок, она, однако, содержит идеи огромнейшей степени важности. Геометрия, о которой идет речь в общей теории относительности, включает в себя не только геометрию трехмерного пространства, но и четырехмерное многообразие пространства и времени. Теория относительности устанавливает связь между геометрией этого многообразия и распределением масс во вселенной. Значит, эта теория поднимает в новой форме старые вопросы пространства и времени в случае очень больших расстояний, и она предполагает ответы, которые могут быть проверены наблюдениями.
Следовательно, можно снова поставить очень старые философские вопросы, занимавшие человеческий разум со времени самых ранних эпох философии и науки: конечно или бесконечно пространство? Что было до начала времени? Что будет в конце времени? Или у времени нет ни начала, ни конца?
Хакен Пригожин |
132 оглавление
ЛЕКЦИЯ:
ДИНАМИКА НАУКИ: НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ
ТЕМА:
ГЛОБАЛЬНЫЕ НАУЧНЫЕ РЕФОЛЮЦИИ: ТРЕТЬЯ
Лит.:
Лебедев С.А. Философия науки. М., 2006.
Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники
133 словарь
Развитие
есть прогрессирующее и продолжающееся (но необязательно непрерывное и линейное), заведомо не вполне предсказуемое (хотя и логически объяснимое) изменение, со статистической необратимостью приводящее космос от зарождения к его нынешним и будущим состояниям
Э. Ласло
конспект четвертая научная революция
В 3/III ХХ в. происходят новые радикальные изменения в основаниях науки: IV глобальная научная революция, в ходе которой рождается постнеклассическая наука.
Интенсивное применение научных знаний во всех сферах социальной жизни, изменение характера научной деятельности, связанное с революцией в средствах хранения и получения знаний (компьютеризация науки) меняет характер научной деятельности. Наряду с дисциплинарными исследованиями выдвигаются междисциплинарные и проблемно-ориентированные формы исследовательской деятельности.
Если классическая наука была ориентирована на постижение сужающегося, изолированного фрагмента действительности, выступавшего в качестве предмета той или иной научной дисциплины, то специфику современной науки определяют комплексные исследовательские программы, в которых принимают участие специалисты различных областей знания.
Усиливаются процессы взаимодействия принципов и представлений картин реальности, формирующихся в различных науках. Изменения этих картин протекают уже не под влиянием внутридисциплинарных факторов, а путем "парадигмаль-
134 словарь
Антро’́пный при́нцип
аргумент "Вселенная создана под человека разумного", объясняющий, почему в наблюдаемой нами Вселенной имеет место ряд нетривиальных соотношений между разнообразными фундаментальными физическими параметрами, которые способны привести к образованию разумной жизни.
Теории строения мира, в которых антропный принцип принимается за существенную аксиому, находятся в пограничной области между физикой и философией.
конспект четвертая научная революция
ной прививки" идей, транслируемых из других наук.
Объектами междисциплинарных исследований становятся уникальные исторически развивающиеся системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием. Взаимодействие с ними человека протекает таким образом, что само человеческое действие не является чем-то внешним, а как бы включается в систему, видоизменяя каждый раз поле ее возможных состояний. Включаясь во взаимодействие, человек в процессе деятельности сталкивается с проблемой выбора линии развития из множества возможных путей эволюции системы. Причем сам этот выбор необратим, а с системами такого типа нельзя свободно экспериментировать. В процессе их исследования и практического освоения особую роль начинает играть знание запретов на некоторые стратегии взаимодействия, потенциально содержащие в себе катастрофические последствия.
В этой связи трансформируется идеал ценностно нейтрального исследования. Объективно истинное объяснение и описание применительно к "человекоразмерным" объектам не только допускает, но и предполагает включение аксиологических факторов в состав объясняющих положений.
135 оглавление
ЛЕКЦИЯ:
ДИНАМИКА НАУКИ: НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ
ТЕМА:
МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИНТЕРНАЛИЗМ
Лит.:
Лебедев С.А. Философия науки. М., 2006.
Кохановский В.П. Философия и методология науки: Ростов н/Д., 1999.
136 словарь
Положительные
черты интернали’зма:
Подчеркивание качественной специфики научного знания по сравнению с ненаучными видами познания; преемственность в динамике научного знания; направленность научного познания на объективную истину.
Отрицательные
черты интернали’зма:
имманентизм, явная недооценка социальной, исторической и субъективной природы научного познания, игнорирование культурной и экзистенциальной мотивации научного познания.
конспект механизмы развития науки: интернализм
Интернализм(внутренний) – главную движущую силу развития науки составляют внутренние потребности самой науки, ее цели, проблемы и программы исследования. Научное знание должно рассматриваться как саморазвивающаяся система, содержание которой не зависит от социокультурных условий ее бытия, от степени развитости социкма и характера различных его подсистем (экономики, техники, политики, философии, религии, искусства и т.д.).
Необходимо различать две версии интернализма:
Эмпирическое направление: источником роста содержания научного знания является нахождение (поиск, установление, открытие) новых фактов, которые составляют эмпирический базис. Теория суть вторичное образование, представляющее собой систематизацию и обобщение фактов.
Рационалистическое направление:основу динамики научного знания составляют теоретические изменения, которые по своей сути всегда есть либо результат когнитивного творческого процесса, либо перекомбинации уже имеющихся идей. Основанием открытий является интеллектуальный преформизм (все возможное знание уже предзаданоопределенным множеством априорных базисных идей).
137 оглавление
ЛЕКЦИЯ:
ДИНАМИКА НАУКИ: НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ
ТЕМА:
МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ЭКСТЕРНАЛИЗМ
Лит.:
Лебедев С.А. Философия науки. М., 2006.
Кохановский В.П. Философия и методология науки: Ростов н/Д., 1999.
138 экскурс
Согласно экстернализму, роль социокультурной среды состоит в том, что она способна “провоцировать” рождение конкретной идеи. Между наукой и ее социальным окружением существует скорее отношение “кооперации”, “резонанса”, когда их “созвучие” способствует рождению новой идеи, показывая ее востребованность.
конспект механизмы развития науки: экстернализм
Экстернализм(внешний): основным источником инноваций в науке, определяющим не только направление и темп ее развития, но и содержание научного знания являются социальные потребности и культурные ресурсы общества, его материальный и духовный потенциал, а не сами по себе новые эмпирические данные или имманентная логика развития научного знания.
Идейные истоки экстернализма уходят свои корнямив Новое время, период становления классического естествознания, когда наука была признана важнейшим средством освобождения человека перед силами природы и достижения всеобщего счастья (Ф. Бэкон – «знание – сила»).
Будучи едины в признании существенного влияния общества и его потребностей на развитие науки, экстерналисты расходятся в оценке значимости различных социальных факторов на это развитие. Одни считают главными факторами, влияющие на развитие науки, экономические, технические и технологические потребности общества (Дж. Бернал, Б. Гессен и др.); другие – тип социальной организации (А. Богданов); третьи – господствующую культурную доминанту общества (О. Шпенглер), четвертые – наличный духовный потенциал общества (религия, философия, искусство, нравст-
139 экскурс
Недостатки
Экстернализма
недооценка внутренних стимулов развития науки, относительной самостоятельности и независимости развития науки от общества в целом и различных его подсистем; скатывание на позиции абсолютного релятивизма и субъективизма (П. Фейерабенд)..
конспект механизмы развития науки: экстернализм
венность, архетипы национального самосознания), пятые – конкретный тип взаимодействия всех указанных выше факторов, образующий наличный социокультурный фон науки, ее инфраструктуру (В. Купцов); шестые - локальный социальный и социально-психологический контекст деятельности научных коллективов и отдельных ученых (Т. Кун, П. Фейерабенд, М. Малкей).
Вплоть до 70-х гг. большинство экстерналистов (Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Мангейм, Ю. Хабермас) считали, что социальные факторы влияют только на направление и темпы развития науки (как реакция на определенный “социальный заказ” со стороны общества). Однако развитие методологии, социологии и истории науки во второй половине ХХ века приводит ученых (Т. Куна, П. Фейерабенда, Л. Лаудана, М. Малкея) к мысли о том, что социальные факторы влияют также и на метод науки и ее когнитивные результаты (характер предлагаемых учеными решений проблем).
Среди основных концепций развития научного знания наиболее приемлемым оказывается “срединный путь”, исходящий из взаимосвязи внутринаучных факторов (включая когнитивные мутации) и социокультурных факторов. Именно это взаимосвязь и образует подлинную основу развития системы научного знания.
140 оглавление
ЛЕКЦИЯ:
ДИНАМИКА НАУКИ: НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ
ТЕМА:
МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: КОНЦЕПЦИЯ ОДНОЙ ГЛОБАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Лит.:
Лебедев С.А. Философия науки. М., 2006.
Кохановский В.П. Философия и методология науки: Ростов н/Д., 1999.
141 экскурс
Представление о беспредпосылочной научной революции XVII века давало неверное представление не только об истории науки, но и о самой природе научного знания, вырывая науку из того естественного культурного контекста, в котором она возникла и в котором она в любую историческую эпоху существует.
конспект концепция одной глобальной революции
Вплоть до рубежа XIX - XX веков самой популярной идеей развития научного знания была, идея одной глобальной революции, основы которой заложили еще Ф. Бэкон, Р. Декарт и Г. Галилей. Суть данной теории в том, что научный взгляд на мир есть результат революционной победы над суевериями и предрассудками, произошедший в XVI-XVII веках.
Эпоха Просвещения легитимировала тезис о “чудесном” возникновении науки в XVII веке, которому, согласно этой идеологии, предшествовало Возрождение - время прогрессивного освобождения человеческого разума от “пут средневекового обскурантизма”, а все то, что было прежде, т.е. от заката античности до XV - XVI веков, было названо “темными веками”, временем, когда европейская цивилизация и наука беспомощно топтались на месте, интеллектуально и социально скованные догматизмом христианского церковного миропонимания.
В этот же идеологический фарватер “встраивались” в конце XIX века и наиболее известные изложения истории А. Хеллера, Э. Маха и т.д. Первым, кто в своих исторических работах показал, что наука отнюдь не вдруг “спустилась к нам с небес” в XVII столетии был П. Дюгем.
142 оглавление
ЛЕКЦИЯ:
ДИНАМИКА НАУКИ: НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ
ТЕМА:
МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМ (КОНТИНУАЛИЗМ)
Лит.:
Катасонов В.н. Позитивизм и христианство: философия и история науки Пьера Дюгема
143 персоналии
Пьер Дюгем
1861 - 1916)
французский физик, историк и философ науки
Сочинения:
“Физическая теория, Ее цель и строение”, 1904
конспект концепция реформ
Критикуя представление о беспредпосылочной научной революции XVII века, Пьер Дюгем предлагает альтернативную континуалистскую концепцию, смысл которой состоит в том, что каждое достижение науки может быть модифицировано (т.е. не опровергнуто, а видоизменено, реформировано).
В историческом развитии науки Дюгем видит непрерывную борьбу между природой, “не устающей производить”, и разумом, “без устали дознающимся до сути природы”. По мнению Дюгема, наука идет вперед постольку, поскольку опыт вскрывает все новые соотношения между законами и фактами, поскольку физики возвращаются и пересматривают законы, обретая возможность представить факты наиболее точно.
Метод критического эксперимента (если из двух гипотез одна ложная, значит другая – истинная) Дюгем считает не приемлемым, т.к. ложными могут быть обе (“Истинность теории не устанавливается по принципу: орел или решка”).
Экспериментатор неустанно обнаруживает неизвестные доселе факты и формулирует новые законы, теоретик непрерывно разрабатывает все более точные и экономичные системы, чтобы человеческий ум смог сохранить все эти богатства.
144 оглавление
ЛЕКЦИЯ:
ДИНАМИКА НАУКИ: НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ
ТЕМА:
КОНЦЕПЦИЯ СМЕНЫ ПАРАДИГМ
Лит.:
Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: М.:, 2001.
Никифоров А.Л. Философия науки: История и теория. М., 2006.
Кохановский В.П. Философия и методология науки: Ростов н/Д., 1999.
145 экскурс
Кун считал, что научное развитие подобно развитию биологического мира представляет собой однонаправлены и необратимый процесс.
Мнение о том, что новая парадигма включает старую как частный случай, Кун считает ошибочным. Кун выдвигает тезис о несоизмеримости парадигм. При изменении парадигмы меняется весь мир ученого, так как не существует объективного языка научного наблюдения.
конспект концепция смены парадигм
В качестве альтернативы существующим моделям развития науки, Томас Кун предложил концепцию смены общенаучных парадигм. Кун считает, что развитие науки представляет собой процесс поочередной смены двух периодов - “нормальной науки” и “научных революций”.
Анализируя историю науки, К. говорит о возможности выделения следующих стадий ее развития: допарадигмальная наука, нормальная наука (парадигмальная), экстраординарная наука (внепарадигмальная, научная революция).
Допарадигмальная наука характеризуется отсутствием парадигм: наука представляет собой эклектичное соединение различных альтернатив-ных гипотез и конкурирующих научных сообществ. Нормальная наука основана на парадигме (дисциплинарной матрице), выступающей как совокупность знаний, методов и ценностей, безоговорочно разделяемых членами научного сообщества. Экстраординарная наука характеризуется распадом парадигм, т.е научной революцией: наряду со старой парадигмой активно развивается множество альтернативных гипотез, дающих различную интерпретацию научным аномалиям.
146 словарь
Антикумулятиви’зм
(от греч. anti – против и лат. cumulo - собираю, накапливаю) концепция, утверждающая, что в ходе развития познания не существует каких-либо устойчивых (непрерывных) и сохраняющихся компонентов. Переход от одного этапа эволюции науки к другому связан лишь с пересмотром фундаментальных идей и методов.
хрестоматия Кун Т. Структура научных революций
Что такое научные революции и какова их функция в развитии науки? Научные революции рассматриваются как такие некумулятивные эпизоды развития науки, во время которых старая парадигма замещается целиком или частично новой парадигмой, несовместимой со старой. Таким образом, должен, очевидно, возникнуть конфликт между парадигмой, которая обнаруживает аномалию, и парадигмой, которая позднее делает аномалию закономерностью. Никакого другого эффективного пути к научному открытию нет.
Почему изменение парадигмы должно быть названо революцией? Научные революции во многом начинаются с возрастания сознания, что существующая парадигма перестала адекватно функционировать при исследовании того аспекта природы, к которому сама эта парадигма раньше проложила путь. И в политическом и в научном развитии осознание нарушения функции, которое может привести к кризису, составляет предпосылку революции.
В принципе есть только три типа явлений, которые может охватывать вновь созданная теория.
147 словарь
Цит.:
Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.
хрестоматия Кун Т. Структура научных революций
Первый состоит из явлений, объяснимых уже с точки зрения существующих парадигм; эти явления редко представляют собой причину или отправную точку для создания теории. Когда они все же порождают теорию, то результат редко оказывается приемлемым, потому что их природа не дает никакого основания для того, чтобы предпочитать новую теорию старой.
Второй вид явлений представлен теми, природа которых указана существующими парадигмами, но их детали могут быть поняты только при дальнейшей разработке теории. Это явления, исследованию которых ученый отдает много времени, но его исследования в этом случае нацелены на разработку существующей парадигмы, а не на создание новой.
Только когда эти попытки в разработке парадигмы потерпят неудачу, ученые переходят к изучению третьего типа явлений, к осознанным аномалиям, характерной чертой которых является упорное сопротивление объяснению их существующими парадигмами. Только этот тип явлений и дает основание для возникновения новой теории. Парадигмы определяют для всех явлений, исключая аномалии, соответствующее место в теоретических построениях исследовательской области ученого.
148 оглавление
ЛЕКЦИЯ:
ДИНАМИКА НАУКИ: НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ
ТЕМА:
КРИТИКА КОНЦЕПЦИИ СМЕНЫ ПАРАДИГМ Т. КУНА
Лит.:
Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: М.:, 2001.
Никифоров А.Л. Философия науки: История и теория. М., 2006.
Кохановский В.П. Философия и методология науки: Ростов н/Д., 1999.
149 словарь
Паради’гма
(от греч. paradeigma - пример, образец) - совокупность теоретических и методологических положений, принятых научным сообществом на известном этапе развития науки и используемых в качестве образца, модели, стандарта для научного исследования, интерпретации, оценки и систематизации научных данных, для осмысления гипотез и решения задач, возникающих в процессе научного познания.
конспект критика концепции Т. Куна
Модель развития науки как смены парадигм, предложенная Куном, не была безупречной. Кун не вскрыл механизма научных революций, механизма формирования новых программ, не проанализировал соотношение таких явлений, как традиции и новации. Программы, в которых работает ученый, Кун понимает слишком суммарно и недифференцированно, что создает иллюзию большой обособленности различных научных дисциплин. Однако осознание всего многообразия этих программ приводит к противоположной трудности, к утрате четких дисциплинарных границ. Ученый у Куна жестко запрограммирован, и Кун всячески подчеркивает его парадигмальность. Однако, если программ достаточно много, то ученый приобретает свободу выбора, что, вероятно, должно существенно изменить картину. Модель Куна неспецифична и не решает проблему демаркации, ибо очевидно, что парадигмальность присуща не только науке, но и другим сферам культуры и человеческой деятельности вообще. Решение этой проблемы нужно, вероятно, искать не на пути формулировки нормативных требований, предъявляемых к деятельности, а на пути анализа науки как целого, как надличностного образования.
150 словарь
Джон Уоткинс
Род. 1924
Британский философ, один из ближайших учеников и последователей Поппера. В ряде работ попытался построить систематическое изложение попперовской эпистемологии, в частности связать воедино фальсификационизм, индетерминизм и эволюционизм.
конспект критика концепции Т. Куна
В критике понимания Куном “нормальной науки” выделяются четыре направления.
Дж. Уоткинс: полное отрицание существования такого явления как “нормальная наука”. Уоткинс полагает, что из “нормальной науки” Куна не могут вырасти революции и поэтому наука не сдвинулась бы с места, если бы основной формой деятельности ученых была “нормальная наука”.
К. Поппер: не отрицает существования в науке периода “нормального исследования”, но полагает, что “нормальная наука” Куна не только не является нормальной, но и представляет опасность для самого существования науки. Поппер полагает, что хотя ученый и работает обычно в рамках какой-то теории, при желании он может выйти из этих рамок.
С. Тулмин: не следует приписывать нормальной науке большого значения, ни положительного, ни отрицательного; научные революции случаются в науке не так уж редко и не являются “драматическими” (революция менее революционна, а “нормальная наука” - менее кумулятивна, чем у Куна).
И. Лакатос: научные революции Куна слишком иррациональны, чтобы служить объяснением причин смены парадигм.
151 словарь
Стивен Тулмин
Род. 1922
американский философ, критик нео- и постпозитивизма
Сочинения:
“Концептуальные революции в науке”
“Человеческое
понимание”
“Предвидение и
понимание”
“Выдерживает ли критику различение нормальной и революционной науки?”
конспект критика Т. Куна: эволюционизм С. Тулмина
С т.зр. Стивена Тулмина, вопрос о закономерностях развития науки сводится к двум группам вопросов: какие факторы определяют появление теоретических новаций (аналог проблемы происхождения мутантных форм в биологии) и, какие факторы определяют признание и закрепление того или иного концептуального варианта (аналог проблемы биологического отбора).
Эволюционная модель развития науки Тулмин строит по аналогии с теорией Дарвина, объясняя развитие через взаимодействие процессов “инноваций” и “отбора”. К основным чертам эволюции науки Тулмин относит следующее:
Интеллектуальное содержание дисциплины, с одной стороны, подвержено изменениям, а с другой - обнаруживает явную преемственность.
В интеллектуальной дисциплине постоянно появляются пробные идеи или методы, однако лишь немногие из них завоевывают прочное место в системе дисциплинарного знания. Т.о. непрерывное возникновение интеллектуальных новаций уравновешивается процессом критического отбора.
Этот двухсторонний процесс производит заметные кон-
152 словарь
Согласно Тулмину, в общих чертах эволюция науки подобна дарвиновской схеме биологической эволюции (с конкурентной борьбой за существование, с выживанием лучших и т. д.).
Решающим условием для выживания инновации становится ее вклад в установление соответствия между объяснениями данного феномена и принятым “объяснительным идеалом”.
конспект критика концепции Т. Куна
цептуальные изменения только при наличии некоторых дополнительных условий. Необходимо существование достаточного количества людей, способных поддерживать поток интеллектуальных нововведений; “форумов конкуренции”, в которых пробные интеллектуальные нововведения могут существовать в течение длительного времени, чтобы обнаружить свои достоинства и недостатки.
“Интеллектуальная экология” любой исторической и культурной ситуации определяется набором взаимосвязанных понятий. “В любой проблемной ситуации дисциплинарный отбор “признает” те из “конкурирующих” нововведений, которые лучше всего отвечают “требованиям” местной “интеллектуальной среды”. Эти “требования” охватывают как те проблемы, которые каждый концептуальный вариант непосредственно предназначен решать, так и другие упрочившиеся понятия, с которыми он должен сосуществовать”
Необходимым источником концептуальных изменений Тулмин считает “любопытство и способность к размышлению отдельных людей”. А укрепиться в дисциплинарной традиции, возникающие концептуальные новации могут, пройдя фильтр “отбора”.
153 экскурс
В рамках эволюционистской концепции науки В рамках этой концепции Тулмин ввел ряд эвристических понятий и представлений: "рациональная инициатива", "концептуальный отбор", "матрица понимания", "интеллектуальная экология" и др., которые задают действительность эволюционнных процессов в науке.
хрестоматия Тулмин С. Концептуальные революции в науке
Рассмотрение идей Коллингвуда и Куна показало, что эти мыслители сталкиваются с одними и теми же проблемами. Первая из этих проблем состоит в следующем. Любая попытка охарактеризовать научное развитие как чередование четко разделенных «нормальных» и «революционных» фаз содержит в себе нечто ложное, а именно мысль о том, что теоретическая схема либо полностью переходит от ее создателя к его ученикам (как в «нормальной науке» Куна, в которой все ученые должны лишь добавлять отдельные детали в существующую схему), либо вообще не переходит от одних ученых к другим (как в его подлинных «революциях», когда пропасть между старым и новым является непреодолимой). В действительности же передача в науке теоретических схем всегда является более или менее неполной - за исключением тех случаев, когда речь идет о передаче схоластических или совершенно окаменевших понятий.
Вторая проблема, не решенная Коллингвудом и Куном, состоит в том, что оба они испытывают значительные трудности при попытке рационально истолковать изменения в «абсолютных предпосылках» или в парадигмах. В этом отношении их
154 источники
Цит.:
Тулмин Ст. Концептуальные революции в науке // Структура и развитие науки. Из Бостонских исследований по философии науки. М., 1978.
конспект критика концепции Т. Куна
положение аналогично ситуации, в которой находились логические эмпиристы, хотя по всем другим пунктам их позиция резко отличается от позиции логических эмпиристов.
После работ Куна и Коллингвуда сохранилась исходная проблема: каково точное место рационального выбора в процессе фундаментального концептуального развития.
<...> Моя первая гипотеза состоит в следующем: когда мы рассматриваем концептуальные изменения, происходящие в рамках какой-либо интеллектуальной традиции, мы должны проводить различие между: 1) единицами отклонения или концептуальными вариантами, циркулирующими в данной дисциплине в некоторый период времени, и 2) единицами эффективной модификации, т.е. теми немногими вариантами, которые включаются в концептуальную традицию этой дисциплины. Для обсуждения развития научной традиции в указанных двух различных аспектах мы будем использовать специальные термины: (1) нововведения - возможные способы развития существующей традиции, предлагаемые ее сторонниками, и (2) отбор - решение ученых выбрать некоторые из предлагаемых нововведений и посредством их модифицировать традицию.
155 словарь
Пермане’нтный
(франц. permanent, от лат. permaneo — остаюсь, продолжаюсь), непрерывно продолжающийся, постоянный.
В отличие от Т.Куна, К.Поппер являлся представителем интернализма, т.е. считал, что развитие науки можно объяснить, не принимая в расчет социальные и психологические фактора, а исходя только из логических правил.
конспект К. Поппер: перманентная революция
В качестве альтернативы концепции смены научных парадигм Поппер предложил концепцию перманентной революции, суть которой состоит в том, что развитие научного знания рассматривается как непрерывный процесс ниспровержения одних научных теорий и замены их другими, более удовлетворительными. Т.е. наука, согласно Попперу, развивается благодаря выдвижению смелых предположений и их последующей беспощадной критике путем нахождения контрпримеров.
Перманентная революция предполагает следующие этапы: выдвижение гипотезы, оценка степени фальсифицируемости гипотезы, выбор предпочтительной гипотезы, т.е. такой, которая имеет большее число потенциальных фальсификаторов (предпочтительны более рискованные гипотезы), выведение эмпирически проверяемых следствий и проведение экспериментов, отбор следствий, имеющих принципиально новый характер, отбрасывание гипотезы в случае ее фальсификации, если же теория не фальсифицируется, она временно поддерживается, принятие конвенционального или волевого решения о прекращении проверок и объявлении определенных фактов и теорий условно принятыми.
156 оглавление
ЛЕКЦИЯ:
ДИНАМИКА НАУКИ: НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ
ТЕМА:
КОНЦЕПЦИЯ СМЕНЫ ПАРАДИГМ
Лит.:
Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: М.:, 2001.
Никифоров А.Л. Философия науки: История и теория. М., 2006.
Кохановский В.П. Философия и методология науки: Ростов н/Д., 1999.
157 словарь
Концепция “третьего мира”, сформулированная К. Поппером, служит онтологическим обоснованием его же модели роста научного знания (см. Концепция перманентной революции).
Постулируя существование третьего мира, Поппер предлагает свое решение одной из кардинальных философских проблем определения объективного характера научного знания.
конспект Поппер: концепция “третьего мира”
В конце 60-х годов Поппер выдвинул оригинальную теорию трех миров, нередуцируемых друг к другу. В рамках своей теории Поппер различает мир физических объектов или физических состояний; мир состояний сознания (мыслительных и ментальных); мир объективного содержания мышления (подтвердившиеся и не подтвердившиеся гипотезы, научные идеи и теории, материализовавшиеся проекты и не прочитанные никем книги и т.д.).
Третий мир возникает как результат взаимодействия физического мира и сознания, как естественный продукт человеческой деятельности. Необходимым условием его возникновения является появление языка. Именно закрепляясь в языке, знание приобретает объективный характер.
Согласно Попперу, наличие третьего мира обусловлено различными смыслами понятий знания: знание или мышление в субъективном смысле, состоящее из состояний ума, сознания, диспозиции действовать определенным образом; знание или мышление в объективном смысле, состоящее из проблем, теорий, рассуждений, аргументов как таковых. Такое знание есть знание без того, кто знает (знание без познающего субъекта).
158 экскурс
Эксперимент 1.
Предположим, что все наши машины и орудия труда разрушены, а также уничтожены все наши субъективные знания, включая субъективные знания о машинах и орудиях труда и умение пользоваться ими. Однако библиотеки и наша способность учиться, усваивать их содержание выжили. Понятно, что после преодоления значительных трудностей наш мир может начать развиваться снова.
К. Поппер
Логика и рост
научного знания
хрестоматия Поппер К. Логика и рост научного знания
Если использовать слова «мир» или «универсум» не в строгом смысле, то мы можем различить следующие три мира, или универсума: во-первых, мир физических объектов или физических состояний; во-вторых, мир состояний сознания, мыслительных (ментальных) состояний, и, возможно, диспозиций к действию; в-третьих, мир объективного содержания мышления, прежде всего содержания научных идей, поэтических мыслей и произведений искусства.
Я полагаю, отчасти подобно наивному реалисту, что существует физический мир и мир состояний сознания и что они взаимодействуют между собой, и я считаю также, что существует третий мир.
Обитателями моего третьего мира являются теоретические системы, другими важными его жителями являются проблемы и проблемные ситуации. Однако его наиболее важными обитателями являются критические рассуждения и то, что может быть названо — по аналогии с физическим состоянием или состоянием сознания — состоянием дискуссий или состоянием критических споров; конечно, сюда относится и содержание журналов, книг и библиотек.
159 словарь
Интернали’зм
(от латинского internus - внутренний) гносеологическая позиция, признающая движущей силой развития науки факторы, связанные с внутренней природой научного знания: логика решения его проблем, соотношение традиций и новаций.
Цит.:
Поппер К. Ло