Тема 22: «Философские концепции общественного развития»
Цель занятия: формирование компетенций № 1, № 2 посредством анализа основных философских концепций общественного развития.
Задачи:
- рассмотреть основные метаисторические концепции;
- познакомиться с текстами основных представителей формационного и цивилизационного подходов;
- определить движущие силы развития цивилизации;
- определить субъектов исторического развития.
Студент должен знать:
1. До изучения темы: основную проблематику и представителей философии Древнего мира, Средних веков, Нового и Новейшего времени, а также основные философские подходы к определению сущности культуры и цивилизации; специфику философского подхода к феномену искусства, основные стадии эволюции эстетического идеала, а также иметь представление о классических философских трудах по данной проблематике.
2. После изучения темы: основные философские концепции исторических типов общественного развития.
Студент должен уметь:
- формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по проблемам социальной философии;
- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социально значимых тенденций, фактов и явлений.
Студент должен владеть:
- навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание;
- приемами ведения дискуссии и полемики;
- навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.
Содержание занятия:
1. Вводный контроль:
1. Назовите основные стадии эволюции эстетического идеала.
2. Охарактеризуйте эстетический идеал Античности.
3. Охарактеризуйте эстетический идеал Средневековья.
4. Дайте характеристику эстетики Возрождения и Нового времени.
5. Проанализируйте наиболее характерные особенности современного искусства.
6. Проанализируйте отношение между искусством и игрой.
2. Беседа по теме занятия:
1. Природа и общество.
2. Основные философские модели исторического развития.
3. Субъект исторического процесса.
Выводы:
К наиболее значительным метаисторическим концепциям, известным из истории философии, можно отнести «циклическую модель» Античности, средневековую «линейную модель» (Августин Блаженный), «спиралевидную модель», возникшую в эпоху Просвещения вследствие синтеза циклической и линейной моделей исторического развития, концепциюГ. Гегеля, понимавшего направленность мировой истории как «прогресс в сознании свободы». На основе материалистической реинтерпретации гегелевской историософии К. Маркс и Ф. Энгельс разработали «исторический материализм», в котором исторический прогресс рассматривался как последовательная смена общественно-экономических формаций. Со второй половины ХХ века получила большое распространение «теория постиндустриального общества» (Д. Белл и др.).
Попыткой преодоления европоцентризма, которым, как правило, страдают прогрессистские концепции исторического развития, стал «культурологический (цивилизационный) подход» в историософии, представленный трудами К. Н. Леонтьева (1831 – 1891), Н. Я. Данилевского (1822 – 1885), П. А. Сорокина (1889 – 1968), О. Шпенглера (1880 – 1938), А. Тойнби (1889 – 1975) и др. Однако, позволяя получить сводную картину истории всех, а не только европейской, цивилизаций, такой подход зачастую исключал саму идею «надцивилизационной» истории, а значит и возможность поступательного прогресса мировой истории.
Снять противоречие между концепциями поступательного развития и культурологическим подходом, попытался, в частности, К. Ясперс (1883 – 1969) своей идеей «осевого времени», под которым он понимал период между 800 и 200 гг. до н.э., когда были заложены основы мировых религий и философских учений, предопределивших интеграцию отдельных племен и народов в единое человечество. Вначале «осевое время» ограничено в пространственном отношении, но исторически оно становится всеохватывающим. Сфера «доистории» постоянно сокращается, в орбиту «осевого времени» втягиваются все новые и новые народы.
В зависимости от идеалистического или материалистического понимания движущих сил исторического процесса субъектами общественного развития в различных социально-философских учениях выступают выдающиеся личности, классы, нации, народ (который может быть моно- или многонациональным). Вместе с тем, сами народные массы играют тем более значительную роль, чем больше и основательнее они превращаются из толпы в сознательную и организованную силу, в совокупность личностей.
3. Практическая работа:
Найти ответы на поставленные по теме вопросы:
1. Раскройте взаимосвязь и взаимообусловленность природы и общества.
2. Какие модели исторического развития преобладали последовательно в культуре древнего мира, средневековой культуре, культуре Нового времени?
3. В чем суть технологической концепции исторического развития?
4. В чем заключается сущность цивилизационного и формационного подходов?
5. Раскройте основные философские трактовки субъекта исторического развития.
6. Охарактеризуйте основные виды социальных общностей.
7. Назовите основные исторические типы общества.
8. Раскройте суть органических теорий целостности общества.
4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:
Задача 1. Как вы понимаете фразу Ж.-П. Сартра (1905 – 1980) «Прогресс – это восхождение ко Мне»? Проведите ее критический анализ. Как бы Вы ее перефразировали, чтобы освободить от оттенка исторического пессимизма?
Задача 2.Прочитайте миниатюру русского философа В. В. Розанова (1856 – 1919) из его книги «Уединенное» (1912):
«От великих людей становится потно, нудно, шумливо, тесно, во всех
отношениях несносно.
Бог уродил белые грибы в лесу. Пришел «великий человек», повалил корзины, собранные нами, и закричал:
– Собирайтесь все в поход. Думаю завоевать Азию. Он «думает», а нам какая радость.
Суть «великого человека», глубочайшая его суть – безбожие. Не надо! Не надо! Не надо!
– Друг мой Наполеон: ты не больше Солнца. Солнце вечно, а ты через 37 лет умрешь.
И после тебя тоже «будут собирать грибы». Зачем же ты ронял корзины? Собирание грибов выше, и лучше, и чище Наполеона».
1. Какая концепция фактора исторического развития критикуется автором и с каких позиций?
2. Почему, с точки зрения Розанова, глубочайшая суть великих личностей безбожие?
3. Попробуйте выразить свою точку зрения на проблему движущей силы истории в миниатюре в розановском стиле.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения – СПБ: Питер, 2011. – 432 с.: ил.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Новая философская энциклопедия. – URL: http://iph.ras.ru/enc.htm.
2. Спиркин А. Г. Философия: учеб. для студентов вузов / А. Г. Спиркин. – 3-е изд.,
перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. – 828 с.
3. Хрусталёв Ю. М. Основы философии: учебник / Ю. М.Хрусталёв. – М., 2012. – 304 с.
4. Юлов В. Ф. Основы философии: учебное пособие / В. Ф. Юлов. – Киров, 2010. – 412 с.