Тема 18: «Философская антропология» (семинар 2: Экзистенциалы человеческого бытия)
Цель занятия: формирование компетенций № 1, № 2 посредством анализа специфики философского подхода к проблемам человеческой жизни, смерти, бессмертия, одиночества и любви.
Задачи:
- рассмотреть основные способы обоснования смысла жизни, выработанные философской традицией;
- проанализировать феномены смерти, любви и т.п. как экзистенциалы человеческого бытия;
- раскрыть философские аспекты проблемы бессмертия.
Студент должен знать:
1. До изучения темы: основную философскую проблематику, иметь понятие об основных философских школах и концепциях в лице их важнейших представителей.
2. После изучения темы:ключевые философские подходы к определению понятий смысла жизни, любви, смерти и бессмертия, иметь представление о классических философских трудах по данной проблематике.
Студент должен уметь:
- формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по проблемам философской антропологии;
- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социально значимых тенденций, фактов и явлений.
Студент должен владеть:
- навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание;
- приемами ведения дискуссии и полемики;
- навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.
Содержание занятия:
1. Вводный контроль:
1. Как вы понимаете специфику философского подхода к проблеме сущности человека?
2. Дайте сводный анализ трактовки человека в Античной философии.
3. Раскройте образ человека в средневековой христианской философии.
4. Проведите критический анализ сентенции Т. Гоббса: «человек человеку - волк».
5. Почему Кант выделяет вопрос «Что есть человек?» в качестве вопроса, объединяющего в себе ключевые проблемы философии?
6. Раскройте марксистское определение человека как совокупности общественных отношений.
7. Дайте общий обзор трактовок человека в философии ХХ века: «homo ludens» (человек играющий) у Хёйзинги, «человек поступающий» (М. Бахтин), «человек бунтующий» (А.Камю), «человек лгущий» (Б.С. Шалютин; А. Секацкий) и др.
8. Что, на ваш взгляд, означает утверждение Ф. Ницше о том, что человек – это канат между обезьяной и сверхчеловеком?
9. Проведите сравнительный анализ понятий «индивид», «индивидуальность», «личность».
2. Беседа по теме занятия:
1. Основные способы обоснования смысла жизни.
2. Смерть как конституирующий элемент человеческого мировоззрения.
3. Проблема бессмертия.
4. Любовь как экзистенциал человеческого бытия.
Выводы:
В истории философии сложилось несколько подходов к обоснованию смысла жизни, среди которых можно выделить гедонизм, прагматизм, перфекционизм, корпоративизм, гуманизм и др.
Многочисленные трактовки феномена смерти, существующие в мировой философии, можно свести к двум наиболее общим подходам. Согласно первому, наиболее полное осмысление получившему в экзистенциализме ХХ века, именно смерть придаёт человеческой жизни полноту и внутреннюю форму, поскольку осознание человеком конечности (подчас внезапной) своего существования является ключевым фактором его смыслопорождающей активности. Согласно же второму подходу, с предельной остротой заявленному родоначальником русского космизма Н.Ф. Фёдоровым, смерть не входит в сущность человека и обессмысливает его существование.
3. Практическая работа:
Найти ответы на поставленные по теме вопросы:
1. На основе изученного материала попробуйте раскрыть понятие смысла жизни.
2. В чем суть критики А. Шопенгауэром лейбницевской концепции «этого мира как лучшего из возможных миров»?
3. В чем суть критики В.С. Соловьевым догматизма и анархизма как «двух крайних нравственных заблуждений»?
4. Раскройте смысл определения Н.Ф. Федоровым человека как «существа, которое погребает».
5. Проанализируйте основные философские подходы к разрешению фундаментальной дихотомии «любовь земная» (эротическая) - «любовь небесная» (духовная, «платоническая»).
4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:
Задача 1.«…А нельзя ли, вместо того чтобы очищать философию от эгоизма, расширять эгоизм до философии. Конечно, эгоизм – это эгоизм собственника. Непонятно только, почему собственник – это всегда собственник желудка и кармана! А что, если собственник расширит свое корыстолюбие до идей, и усмотрит собственность в отвлеченных философских проблемах, распоряжаясь ими как своими личными проблемами!» Попробуйте раскрыть смысл данного высказывания К. Свасьяна (р. 1948).
Задача 2.«Слушал сегодня классическое рассуждение о том, что человек, знающий, что он умрет, из страха перед смертью и породил идею Бога и бессмертия. И мне хотелось спросить, а что рождается из страха перед своим бессмертием (в частности - у говорившего это человека)? Не само ли это рассуждение из него рождается и его компенсирует?» Раскройте смысл данного высказывания М. К. Мамардашвили (1930 – 1990).
Задача 3. Как пишет доктор психологических наук А. П. Назаретян (р. 1948): «Психологи говорят также о внеиндивидном, межсубъектном существовании личности. Это значит, что собственно личность присутствует не «внутри» смертного физического тела, а в моих связях с другими людьми. Она выступает как совокупность «вкладов» в тех, с кем мне доводится вступать в прямой или косвенный контакт. Экспериментально показано, что некоторые качества данной личности отчетливо влияют на поведение других людей (а значит – существуют в культурном пространстве) и при физическом отсутствии самого человека; например, авторитет, идеи, стили мышления, фрагменты переданного другим индивидуального опыта. Все это отражается в деятельности, в ее материальных продуктах и социальных результатах, через тех, с кем я общаюсь напрямую, доходит до тех, кто меня не знал и имени моего не услышит. Иначе говоря, личность, став носителем смыслового поля культуры, оставляет в нем следы своей активности и таким опосредованным образом сохраняет бытие».
1. О каком виде бессмертия идет речь в данном тексте? Как он взаимосвязан с монотеистической трактовкой бессмертия?
2. Какие практические выводы следуют из постулата о том, что личность – это совокупность социальных связей?
Задача 4. «Смерть есть свойство, состояние, обусловленное причинами, но не качество, без коего человек перестает быть тем, что он есть и чем должен быть».
1. Какому русскому философу принадлежит это высказывание?
2. Какие аргументы (моральные, религиозные, научные и т.п.) в пользу всеобщего воскрешения можно привести?
3. Попробуйте обосновать или опровергнуть данный постулат.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения – СПБ: Питер, 2011. – 432 с.: ил.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Новая философская энциклопедия. – URL: http://iph.ras.ru/enc.htm.
2. Спиркин А. Г. Философия: учеб. для студентов вузов / А. Г. Спиркин. - 3-е изд.,
перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. – 828 с.
3. Хрусталёв Ю. М. Основы философии: учебник / Ю. М.Хрусталёв. – М., 2012. - 304 с.
4. Юлов В. Ф. Основы философии: учебное пособие / В. Ф. Юлов. – Киров, 2010. – 412 с.