Тема 17: «Философия науки и техники» (семинар 2)

Цель занятия: формирование компетенций № 1, № 2 посредством анализа основных проблем, относящихся к философии техники.

Задачи: - дать определение техники с точки зрения философии;

- выделить основные этапы в развитии техники.

Студент должен знать:

1. До изучения темы: специфику и терминологию эпистемологии, особенности научного познания мира.

2. После изучения темы: условия становления философии техники, ее специфику и основные вехи развития.

Студент должен уметь:

- формировать и аргументированно отстаивать личную позицию по проблемам философии науки и техники;

- использовать постулаты и категории философии для оценки и анализа различных социально значимых тенденций, фактов и явлений.

Студент должен владеть:

- навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание;

- приемами ведения дискуссии и полемики;

- навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

Содержание занятия:

1. Вводный контроль:

1. В чем специфика ненаучной рациональности?

2. Приведите определения «нормальной науки» и «научной революции».

3. Как происходит смена типов научной рациональности?

4. Дайте определение лженауки.

5. Обоснуйте возможность выделения в особый тип научной рациональности «постнеклассической науки».

6. Какой смысл вкладывал Т. Кун в понятие «парадигма»?

7. Чем «аномальные» научные проблемы отличаются от «проблем-головоломок»?

2. Беседа по теме занятия:

1. Понятие техники. Основные этапы ее развития.

2. Ключевые проблемы философии техники. Специфика технического знания.

3. Современная информационная революция и связанные с ней научные и социальные проблемы.

4. Технократизм и нравственно-экологический императив.

Выводы:

Технику можно определить как искусственные устройства (артефакты), созданные и используемые человеком для преобразования окружающей среды. Философия техники начала складываться в последней трети ХIХ века в связи с вызванной продолжающимся научно-техническим прогрессом необходимостью осмысления предельных оснований техники, её сущности и характера взаимосвязи между человеком и Машиной. Технократизм как идеология, основанная на убежденности в определяющей роли техники в социальных процессах, получил новый импульс в связи с «компьютерной революцией» последней трети ХХ века, когда многие футурологи (Д. Белл, Э. Тоффлер, Дж. Нейсбит и др.) заговорили о наступлении информационного общества, характеризующегося преимущественной занятостью населения в сфере информационных технологий, а также производства, обработки и перераспределения информации. Вместе с тем получают распространение исследования, осмысляющие угрозу тотальной технологизации и технизации человеческой жизни вплоть до замещения биосферы техносферой, а «биосферного человека» «техносферным человеком».

3. Практическая работа:

Найти ответы на поставленные по теме вопросы:

1. Правомерно ли утверждение, что практика всегда предшествует новым идеям в области познания?

2. Исчерпывается ли познание научным пониманием мира?

3. Каковы этические проблемы «научно-технической революции»?

4. Охарактеризуйте основные этапы развития техники.

5. Попробуйте выделить положительные и отрицательные стороны развития медицинских технологий. Аргументируйте свою точку зрения.

6. Что такое «нравственно-экологический императив»?

7. В чем суть «технократизма»? Возможен ли «технократизм» в чистом виде на современном этапе развития человечества? Ответ обоснуйте.

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:

Задача 1. На основании следующего рассуждения объясните, в чем специфическая сложность нравственно-философского осмысления «новых технологий»: «Возникает следующая антиномия: объективно оценить с нравственной точки зрения то или другое техническое новшество мы способны только по социальным последствиям …, а моральные последствия, характер влияния новой техники на жизнь в целом заранее не поддаются точному учету и контролю; когда же обнажают себя последствия…, мы оказываемся перед лицом уже другого поколения техники, отрицающего предшествующее, обличающего его несовершенства, неэкономичность и др. Моральная оценка этого нового поколения вновь запаздывает, а развитие техники выходит за пределы нравственного контроля. Морали остается или ужасаться, или прикрыть глаза».

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения – СПБ: Питер, 2011. – 432 с.: ил.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Дрекслер Э. Машины создания. Грядущая эра нанотехнологии. – URL:

http://e‑drexler.com/d/06/00/EOC_Russian/eoc.html.

2. Кутырев В. А. Культура и технология: Борьба миров. – URL:

http://www.philosophy.ru/library/kutyrev/culture.html.

3. Новая философская энциклопедия. – URL: http://iph.ras.ru/enc.htm.

4. Спиркин А. Г. Философия: учеб. для студентов вузов / А. Г. Спиркин. - 3-е изд.,

перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. – 828 с.

5. Хрусталёв Ю. М. Основы философии: учебник / Ю. М.Хрусталёв. – М., 2012. - 304 с.

6. Юлов В. Ф. Интегративная теория познания / В. Ф. Юлов. – М.: 2014. – 401 с.

7. Юлов В. Ф. Основы философии: учебное пособие / В. Ф. Юлов. – Киров, 2010. – 412 с.

Наши рекомендации