Тема 13: «Русская философия» (семинар 4)
Цель занятия: формирование компетенций № 1, № 2 посредством анализа направлений и учений русской философской мысли XX века;
Задачи: - рассмотреть философию Г.В. Плеханова;
- изучить неортодоксальные версии развития философии марксизма в России;
- изучить философские взгляды В.И. Ленина;
- изучить философскую мысль в России советского и постсоветского пе риодов.
Студент должен знать:
1. До изучения темы: основные направления, школы и учения западноевропейской философии, направления и учения в русской философской мысли XI - XX вв.
2. После изучения темы: направления и учения в русской философской мысли XX века.
Студент должен уметь:
- формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по проблемам русской философии XX века;
- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социально значимых тенденций, фактов и явлений.
Студент должен владеть:
- навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание;
- приемами ведения дискуссии и полемики;
- навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.
Содержание занятия:
1. Вводный контроль:
1. Как формулирует Н.Ф. Федоров стоящую перед человечеством двуединую задачу?
2. Раскройте основные идеи космической философии К.Э. Циолковского.
3. В чем суть учений В.И. Вернадского о «биосфере» и «ноосфере»?
4. Какую одну общую причину соэффектов эруптивной деятельности на Солнце и биологических явлений на Земле предполагал А.Л. Чижевский?
5. Как Н.А. Бердяев понимал свободу и творчество?
6. Что, согласно И.А. Ильину, определяет правильность поведения при встрече личности с моральным и социальным злом?
2. Беседа по теме занятия:
1. Философия Г.В. Плеханова.
2. Неортодоксальные версии развития философии марксизма.
a. «Легальный марксизм» и экономизм.
b. Эмпириомонизм А.А. Богданова.
c. Богостроительство.
3. В.И. Ленин как философ и оценка его теоретического наследия в мировой философской литературе.
4. Философская мысль в России советского и постсоветского периодов.
Выводы:
По замечанию А. Н. Бердяева, первыми марксистами в мире были русские. Наиболее влиятельными отечественными марксистами стали Г. В. Плеханов (1956 – 1918) и В. И. Ленин (1870 – 1924), а также выступивший с их критикой А. А. Богданов(1873 – 1928). Богданов разработал «тектологию» – «всеобщую организационную науку», тем самым за полвека предвосхитив структурный подход. В СССР статус официальной идеологии занимала ленинская версия марксизма («марксизм-ленинизм»).
3. Практическая работа:
Найти ответы на поставленные по теме вопросы:
1. Как Г. В. Плеханов рассматривал необходимость и случайность в развитии общества и роль личности в истории?
2. Какие черты обнаруживаются в философии истории Г. В. Плеханова?
3. Каковы особенности социально-философских взглядов «легальных марксистов»?
4. В чем суть критики В. И. Лениным и Г. В. Плехановым «легального марксизма»?
5. В чем суть «активистского» переосмысления марксизма А. А. Богдановым,
6. В. А. Базаровым, А. В. Луначарским?
7. Каковы основные положения эмпириомонизма и тектологии А. А. Богданова?
8. В чем суть богостроительства как религиозного направления интерпретации марксизма?
9. Какова цель работы «Материализм и эмпириокритицизм» В. И. Ленина?
10. В чем сущность взглядов В. И. Ленина на революцию, демократию и государство?
11. Каковы основные оценки теоретического наследия Ленина в критической и апологетической литературе?
12. Каковы ключевые направления и перспективы развития современной русской философии?
4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:
Задача 1. «Если тела суть «комплексы ощущений», как говорит Мах, или «комбинации ощущений», как говорил Беркли, то из этого неизбежно следует, что весь мир есть только мое представление. Исходя из такой посылки, нельзя прийти к существованию других людей, кроме самого себя: это чистейший солипсизм» (Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм).
1. Как можно избежать солипсизма, если исходной достоверностью индивидуального сознания (Я) является оно само?
2. Какое решение предлагает Ленин?
Задача 2. В «Философских тетрадях» В. И. Ленина говорится, что «Познание человека не есть <…> прямая линия, а кривая линия, бесконечно приближающаяся к ряду кругов, к спирали. Любой отрывок, обломок, кусочек этой кривой линии может быть превращен (односторонне превращен) в самостоятельную, целую, прямую линию, которая (если за деревьями не видеть леса) ведет тогда в болото, в поповщину (где ее закрепляет классовый интерес господствующих классов)». О соотношении каких двух философских способов познания говорит автор и как он характеризует это соотношение?
Задача 3.В работе «Материализм и эмпириокритицизм» В. И. Ленин утверждал, что«Новейшая философия, так же партийна, как и две тысячи лет тому назад. Борющимися партиями по сути дела, прикрываемой гелертерски-шарлатанскими новыми кличками или скудоумной беспартийностью, являются материализм и идеализм».
1. Раскройте тезис Ленина о «партийности в философии».
2. Какой методологический смысл имеет противопоставление идеализма и материализма в марксизме-ленинизме?
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения – СПБ: Питер, 2011. – 432 с.: ил.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Ильенков Э. В. Космология духа. – URL: http://www.caute.net.ru/ilyenkov/biog/marejev2.html
2. Новая философская энциклопедия. – URL: http://iph.ras.ru/enc.htm.
2. Спиркин А. Г. Философия: учеб. для студентов вузов / А. Г. Спиркин. - 3-е изд.,
перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 828 с.
3. Хрусталёв Ю. М. Основы философии: учебник / Ю. М.Хрусталёв. – М., 2012. - 304 с.
4. Юлов В. Ф. Основы философии: учебное пособие / В. Ф. Юлов. – Киров, 2010. – 412 с.
Тема 14: «Концепция бытия – фундамент философской картины мира» (семинар 1)
Цель занятия: формирование компетенций № 1, № 2 посредством изучения основной онтологической проблематики.
Задачи: рассмотреть общее понятие «бытия», выделить его сущностные признаки; раскрыть специфику основных онтологических категорий: «материи», «движения», «пространства», «времени» в их взаимосвязи и динамике; рассмотреть специфику диалектики как теории развития.
Студент должен знать:
1. До изучения темы: сущность и специфику философского знания, функции философии, понятие и структуру мировоззрения, развитие философской мысли на различных этапах истории.
2. После изучения темы: основную проблематику онтологии, сущностные признаки категорий «бытия», «материи», «движения», «пространства», «время», качественное отличие форм движения материи.
Студент должен уметь:
- формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по философским проблемам онтологии;
- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социально значимых тенденций, фактов и явлений.
Студент должен владеть:
- навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание;
- приемами ведения дискуссии и полемики;
- навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.
Содержание занятия:
1. Вводный контроль:
1. Кто автор и каково название первого богословского произведения на Руси (и вообще первого из сохранившихся произведений на русском языке)?
2. Каковы основные философские идеи М.В. Ломоносова?
3. В чем философское значение художественных произведений Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого?
4. Дайте общую характеристику социальной философии Н. Бердяева.
5. В чем суть критики И.А. Ильиным толстовской «этики непротивления злу силою»?
6. Как Н. Федоров определяет человека?
7. Дайте краткую характеристику историософской и геополитической концепций евразийства.
8. Раскройте ключевые философские идеи Г.В. Плеханова.
9. Каковы основные философские концепции А.А. Богданова?
10. Дайте общую характеристику В.И. Ленина как философа.
11. Дайте краткий обзор развития философских идей в Советский период.
2. Беседа по теме занятия:
1. Бытие как объект онтологии.
2. Движение, пространство, время как атрибуты материи.
3. Уровни структурной организации материи.
Выводы:
Бытие является предельно общим философским понятием и признаком всех вещей и явлений мира, как материальных, так и идеальных, которые существуют, то есть обладают бытием. В решении мировоззренческой проблемы единства мира возможны несколько вариантов: плюрализм, монизм идеалистический и материалистический, дуализм.
Атрибутами материи в современной философии считаются пространство, время, отражение, движение (понимаемое как изменение вообще). В зависимости от уровня структурной организации материи можно говорить об астрономическом, биологическом, социальном и психологическом пространстве-времени.
3. Практическая работа:
Найти ответы на поставленные по теме вопросы:
1. Назовите и охарактеризуйте основные формы бытия.
2. В чем состоит специфика человеческого бытия?
3. Назовите и охарактеризуйте основные свойства пространства и времени.
4. Раскройте идею «пространственно-временного континуума».
5. Охарактеризуйте основные структурные уровни организации материи.
4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:
Задача 1. Согласно немецкому мыслителю Г. В. Лейбницу, мир состоит из духовных атомов, которые он называет монадами. Эти монады сами из себя творят восприятие самих себя и окружающего мира. По выражению автора, «монады не имеют окон», т.е. они не общаются между собой, а замкнуты на себя самих. Определите мировоззренческую позицию данного философа: 1. Дуализм; 2. Материалистический монизм; 3. Идеалистический монизм; 4. Плюрализм. Приведите собственные примеры возможных вариантов ответа на вопрос о единстве и многообразии мира.
Задача 2. В эпистемологии рубежа ХIХ – ХХ вв. получило широкое распространение утверждение: «Материя исчезла, остались одни уравнения».
1. Объясните смысл этого афоризма.
2. С чем был связан кризис материалистического взгляда на мир в то время?
3. Какой выход из этого эпистемологического затруднения был предложен эмпириокритицизмом?
4. Какое решение данной проблемы предложил В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм»?
5. Проведите критический анализ ленинского понимания материи.
Задача 3. Соответствует ли современной научной картине мира определение материи «как совокупности объектов, находящихся в пространстве и времени»? Почему?
Задача 4.В чем софистичность следующего утверждения: «Материя – это философская категория. Все категории существуют только в сознании. Следовательно, материя существует только в сознании»?
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения – СПБ: Питер, 2011. – 432 с.: ил.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Новая философская энциклопедия. – URL: http://iph.ras.ru/enc.htm.
2. Спиркин А. Г. Философия: учеб. для студентов вузов / А. Г. Спиркин. - 3-е изд.,
перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 828 с.
3. Хрусталёв Ю. М. Основы философии: учебник / Ю. М.Хрусталёв. – М., 2012. - 304 с.
4. Юлов В. Ф. Основы философии: учебное пособие / В. Ф. Юлов. – Киров, 2010. – 412 с.
Тема 14: «Концепция бытия – фундамент философской картины мира» (семинар 2)
Цель занятия: формирование компетенций № 1, № 2 посредством анализа понятия о мире как целостной системе с действующими законами и механизмами саморазвития.
Задачи:
- рассмотреть специфику диалектики как теории развития;
- дать представление о религиозной, философской и научной картинах мира.
Студент должен знать:
1.До изучения темы: специфику онтологической проблематики, основные понятия онтологии.
2. После изучения темы: основные категории, принципы и законы диалектики.
Студент должен уметь:
- формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по философским проблемам онтологии;
- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социально значимых тенденций, фактов и явлений.
Студент должен владеть:
- навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание;
- приемами ведения дискуссии и полемики;
- навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.
Содержание занятия:
1. Вводный контроль:
1. Каков круг онтологической проблематики?
2. Что такое бытие? Обозначьте сущностные признаки бытия.
3. Как развивались представления о материи в истории философии?
4. В каких формах существует движение?
5. Охарактеризуйте материалистическое и идеалистическое толкование пространства и времени.
6. Какое осмысление категория бытия получает в философии Хайдеггера?
2. Беседа по теме занятия:
1.Возникновение и развитие диалектики: Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель, Гегель, Маркс.
2.Основные категории диалектики.
3.Основные принципы диалектики.
4.Три закона диалектики.
5.Развитие и регресс (энтропия)
Выводы:
Диалектика возникает и развивается как особый метод познавательной деятельности и существует как общая теория развития, имеющая собственные категории, принципы и законы, раскрывающие взаимосвязь и взаимообусловленность процессов, происходящих в мире в целом.
3. Практическая работа:
Найти ответы на поставленные по теме вопросы:
1. Раскройте постулаты диалектики об абсолютности движения и относительности покоя.
2. Какую роль в развитии играют постепенные количественные изменения и качественные скачки?
3. Какие источники изменений предлагают ведущие философские направления?
4. Каково соотношения покоя и изменения?
4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:
Задача 1.Между психологом и физиком возник спор: психолог утверждает, что между зеленым и синим цветами качественная разница, это видит каждый, кто не является дальтоником, тогда как физик утверждает, что отличие здесь чисто количественное и состоит в длине волн. Кто из них прав?
Задача 2.Диалектическое отрицание предполагает «снятие», включение всего положительного и ценного от прошлого. Как быть в следующих случаях: наука отрицает религию; смерть отрицает жизнь; сотрудничество отрицает эксплуатацию; ум отрицает глупость. А что они включают из отрицаемого?
Задача 3.Определите, о каком отрицании (диалектическом или метафизическом) идет речь в следующих стихах:
«Мы во власти мятежного страстного хмеля;
Пусть кричат нам: «Вы палачи красоты!»
Во имя нашего Завтра – сожжем Рафаэля,
Разрушим музеи, растопчем искусства цветы».
К чему на практике приводит такое отрицание?[1]
Задача 4[2]. Какая формулировка закона Вам кажется более точной? «Закон перехода количественных изменений в качественные», или «закон перехода старого качества в новое под воздействием количественных изменений». Попробуйте аргументировать свой выбор на следующем примере. Вода при изменении температуры может переходить из одного агрегатного состояния в другое (твердое тело – лед, жидкость и газ-пар). Что же, жидкость переходит в пар под воздействием температуры, или сама температура (количественные изменения) становится то льдом, то жидкостью, то паром?
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения – СПБ: Питер, 2011. – 432 с.: ил.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Новая философская энциклопедия. – URL: http://iph.ras.ru/enc.htm.
2. Спиркин А. Г. Философия: учеб. для студентов вузов / А. Г. Спиркин. - 3-е изд.,
перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 828 с.
3. Хрусталёв Ю. М. Основы философии: учебник / Ю. М.Хрусталёв. – М., 2012. - 304 с.
4. Юлов В. Ф. Основы философии: учебное пособие / В. Ф. Юлов. – Киров, 2010. – 412 с.