Тема 13: «Русская философия» (семинар 3)
Цель занятия: формирование компетенций № 1, № 2 посредством анализа направлений и учений русской философской мысли XX века.
Задачи:
- рассмотреть основные идеи философии русского космизма;
- изучить философские взгляды Н.А. Бердяева и И.А. Ильина;
- изучить социальную философию и историософию евразийства.
Студент должен знать:
1. До изучения темы: основные направления, школы и учения западноевропейской философии; направления и учения в русской философской мысли XI - XIX вв.
2. После изучения темы: направления и учения в русской философской мысли XX века.
Студент должен уметь:
- формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по проблемам русской философии XX века;
- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социально значимых тенденций, фактов и явлений.
Студент должен владеть:
- навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание;
- приемами ведения дискуссии и полемики;
- навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.
Содержание занятия:
1. Вводный контроль:
1. Эволюция (?) взглядов П.Я. Чаадаева.
2. В чем состоит общность и отличие взглядов славянофилов и западников?
3. В чем смысл «Легенды о великом инквизиторе» Ф.М. Достоевского?
4. Каковы основные постулаты этики ненасилия Л.Н. Толстого?
5. Раскройте ключевые положения философии всеединства и софиологии В.С. Соловьева.
6. В чем суть идеи богочеловечества и теократии в философии В.С. Соловьева?
2. Беседа по теме занятия:
1. Русский космизм.
a. Философия «общего дела» Н.Ф. Федорова.
b. Космическая философия К.Э. Циолковского.
c. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.
d. Космический детерминизм А.Л. Чижевского.
2. Экзистенциально-персоналистическая философия Н.А. Бердяева.
3. Этика, антропология и социальная философия И.А. Ильина.
4. Евразийство: социальная философия и историософия.
Выводы:
Русский космизм начинается с «философии общего дела» Н. Ф. Федорова (1829 – 1903), который полагал, что во исполнение евангельского завета человечество само должно воскресить умерших предков и заселить космос. Влияние Федорова испытали такие выдающиеся деятели русской культуры, как поэты В. В. Маяковский и Н. А. Заболоцкий, писатели А. П. Платонов, М. Горький, М. М. Пришвин, философы В. С. Соловьев (1953 – 1900), Н. А. Бердяев (1874 – 1948), основоположник теоретической космонавтики К. Э. Циолковский (1857 – 1935) и многие другие.
Одним из наиболее заметных философских направлений русской эмиграции «первой волны» стало евразийство, возникшее в 1920-х годах усилиями Н. С. Трубецкого (1890 – 1938), П. Н. Савицкого (1895 – 1968), Н. Н. Алексеева (1879 – 1964) и др. Предметом евразийства выступала Россия в качестве «симфонической» («коллективной») личности в ее исторической динамике и взаимоотношениях с другими симфоническими личностями, прежде всего, «романо-германской цивилизацией» (Западной Европой).
3. Практическая работа:
Найти ответы на поставленные по теме вопросы:
1. Раскройте основные идеи «Философии общего дела» Н.Ф. Федорова.
2. Почему К.Э. Циолковский считал себя не только материалистом, но и панпсихистом?
3. Какой смысл вкладывал В.И. Вернадский в понятие «биосфера» и «ноосфера»?
4. Какие явления в различных сферах жизни А.Л. Чижевский стремился объяснить воздействием солнечной активности?
5. В чем Н.А. Бердяев видел противоречивость и парадоксальность человека?
6. Какие стадии в истории «западной культуры» выделял Н.А. Бердяев?
7. Каков смысл учения Н.А. Бердяева о конце мира и истории?
8. Какие противоречия и особенности русской души отмечал Н.А. Бердяев?
9. В чем суть новой философии, к созданию которой стремился И.А. Ильин?
10. Дайте краткую характеристику историософской и геополитической концепций евразийства.
4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:
Задача 1. «Церковь не гражданское общество, она не исключает из своих списков умерших, а побуждает своих членов вспоминать отцов и предков, не ограничиваясь какими бы то ни было степенями; это воспоминание и есть историческая работа, получающая свою санкцию от религии».
1. Как Вы понимаете данное рассуждение Н. Ф. Федорова?
2. В чем состоит религиозно-мистический, сакральныйсмысл исторической науки в отличие от светского понимания ее функций?
Задача 2.«Все искусства могут быть объединены или по-немецки – в музыкальной драме, в театре; или же, как полагаем мы, по-славянски, по-русски – в архитектуре, в ее высшем произведении – храме, в службе, совершаемой в храме, в храме как изображении мироздания, бесконечно малом по сравнению с мирозданием, но бесконечно высшем его (мироздания) по смыслу, по вложенной в него (храм) мысли, в храме как проекте мира такого, каким он должен быть». Объясните разницу между образами мира как театра и мира как церкви.
Задача 3.А. Л. Чижевский(1897 – 1964) в своей работе «Эстафета Гиппократа» от лица «отца медицины» утверждал следующее: «Чем дальше человек отходит от природы, тем сильнее она карает его за измену, тем больше болезни подтачивают жизнь человека, тем труднее ему жить, и сама жизнь сокращается на много лет. В этом вся суть дела. Эту суть надо глубоко понять при лечении больного, приближая его к естеству, к природе. Тогда можно рассчитывать, что больной поправится. Итак, поймите, дети мои, что всякая болезнь – измена природе. <…> Прометей, похитивший у неба огонь, принес человеку не только добро, но и зло: он нарушил естественный ход событий человеческой жизни, он научил его жарить мясо, кипятить напитки, согревать жилище. … Горячие напитки ослабили его горло и голос. Горячая пища ослабила желудок и кишечник, теплая одежда ослабила его тело. Он стал мерзнуть, кашлять, появились желудочные болезни, которых раньше не было, эти болезни – результат вредного действия искусственной среды, созданной человеком. <…> Человек, подобно самоубийце, всё больше совершенствует созданную им же искусственную внешнюю среду и думает скрыться в ней от кары небесной. Но этого не будет – природа отмстит человеку и сделает его тело таким хрупким, таким нежным, что человек будет погибать от малейшего ветерка, от еле заметной волны на морском просторе, на которые его сильные предки даже не обращали внимания и, наоборот, рады были померяться с ними силами и побеждать их в этой борьбе. Род человеческий можно было назвать стихией…».
1. Проведите критический анализ представленного фрагмента. В чём Вы согласны с автором, а в чем – нет? Почему?
2. Раскройте связь между учением Гиппократа о целебных свойствах воздуха и концепцией аэроионификации А. Л. Чижевского.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения – СПБ: Питер, 2011. – 432 с.: ил.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Коротков Н. В. Онтология и гносеология фантастики / Н. В. Коротков. – Киров: ООО
«Радуга‑ПРЕСС», 2014. – 155 с.
2. Новая философская энциклопедия. – URL: http://iph.ras.ru/enc.htm.
3. Спиркин А. Г. Философия: учеб. для студентов вузов / А. Г. Спиркин. - 3-е изд.,
перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 828 с.
4. Хрусталёв Ю. М. Основы философии: учебник / Ю. М.Хрусталёв. – М., 2012. - 304 с.
5. Юлов В. Ф. Основы философии: учебное пособие / В. Ф. Юлов. – Киров, 2010. – 412 с.