Тема 13: «Русская философия» (семинар 2)
Цель занятия: формирование компетенции № 2 посредством анализа основных направлений и учений русской философской мысли XIX века.
Задачи:
- рассмотреть идейную борьбу славянофильства и западничества;
- изучить философские взгляды Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого;
- изучить философию всеединства В.С. Соловьева.
Студент должен знать:
1. До изучения темы: основные направления, школы и учения западноевропейской философии; становление философской мысли на Руси и русское просвещение.
2. После изучения темы: направления и учения в русской философской мысли XIX века.
Студент должен уметь:
- формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по проблемам русской философии XIX века;
- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социально значимых тенденций, фактов и явлений.
Студент должен владеть:
- навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание;
- приемами ведения дискуссии и полемики;
- навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.
Содержание занятия:
1. Вводный контроль:
1. Каковы обстоятельства становления русской философии?
2. В чем суть историософии Иллариона в «Слове о законе и благодати»?
3. Каковы мировоззренческие разногласия между иосифлянами и нестяжателями?
4. В чем суть концепции Филофея «Москва – третий Рим»?
5. Раскройте основные положения философской антропологии А.Н. Радищева.
6. Охарактеризуйте естественно-научный материализм М.В. Ломоносова.
2. Беседа по теме занятия:
1. Философия истории П.Я. Чаадаева.
2. Идейная борьба славянофильства и западничества:
a. Становление и основные особенности философии славянофилов.
b. Философские взгляды западников на общество и историю.
3. Философские идеи Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого:
a. Философская антропология и нравственная философия Ф.М. Достоевского.
b. Религиозно-нравственное учение Л.Н. Толстого.
4. Философия всеединства В.С. Соловьева.
Выводы:
На основе либерализма и вольтерьянства екатерининской эпохи в XIX веке развивается русский радикализм – начиная от декабристов и разночинцев и кончая народничеством и русским марксизмом (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин). В конфронтации с этим направлением оформилось движение «русского духовного Ренессанса», опиравшееся на религиозно-философское наследие славянофилов. Основатель этого движения В. С. Соловьев видел свое призвание в том, чтобы «оправдать веру наших отцов, возведя ее на новую ступень разумного сознания…». Сердцевину его теософии, или «цельного знания», составляет учение о сущем. В человеке душа мира «получает собственную, внутреннюю действительность, находит себя, сознает себя», что означает достижение целостности бытия, осуществляющегося как Богочеловечество, или София.
3. Практическая работа:
Найти ответы на поставленные по теме вопросы:
1. В чем П.Я. Чаадаев видел причину отрыва России от цивилизованной Европы?
2. Какова теоретическая основа чаадаевской философии истории?
3. С чем связывал А. С. Хомяков своеобразие истории России и в чем видел ее органическое развитие?
4. В чем общность и различие взглядов славянофилов и западников?
5. В чем отличие взглядов «крайних» западников (В. Г. Белинского, А.И. Герцена) от взглядов либералов на развитие России?
6. В чем сущность христианского гуманизма Ф. М. Достоевского?
7. Каков смысл «Легенды о Великом инквизиторе» в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»?
8. Кем считал Л. Н. Толстой Иисуса Христа и в чем видел суть его учения?
9. В чем Л. Н. Толстой видел смысл жизни и истинной религии?
10. Чем, согласно взглядам Л. Н. Толстого, обусловлен ход человеческой истории, и какова в ней роль выдающихся личностей?
11. В чем суть идеи богочеловечества в философии В.С. Соловьева?
12. Какой представляет В. С. Соловьев грядущую вселенскую теократию?
4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:
Задача 1. Как утверждает Л. Н. Толстой (1828 – 1910) в своём труде «Закон насилия и закон любви», «Людям кажется, что положение их улучшается вследствие изменения внешних форм жизни, а между тем изменение внешних форм есть всегда только последствие изменения сознания... Не правительственные указы уничтожали избиение детей, пытки, рабство, а изменение сознания людей вызвало необходимость этих указов. И только в той мере совершилось улучшение жизни, в которой оно было основано на изменении сознания, то есть в той мере, в которой в сознании людей закон насилия заменился законом любви. Людям кажется, что если изменение сознания влияет на изменение форм жизни, то должно быть и обратное. Так как направлять деятельность на внешние изменения и приятнее (последствия деятельности виднее), и легче, то они всегда предпочитают направлять свои силы не на изменение сознания, а на изменение форм, и потому большей частью заняты не сущностью дела, а только подобием его...
Лучшая жизнь может быть только тогда, когда к лучшему изменится сознание людей, и потому все усилия людей, желающих улучшить жизнь, должны бы быть направляемы на изменение сознания своего и других людей».
1. Каков, по автору, характер связи между сознанием и материальным миром? Попробуйте обосновать или опровергнуть точку зрения автора.
2. Что Л. Н. Толстой подразумевает под изменением сознания людей к лучшему? Каким образом, на Ваш взгляд, это может быть достигнуто?
3. Любовь в качестве необходимого условия человеческого общежития признавалась и в языческих религиях. В чем, по Л. Н. Толстому, главное отличие христианского учения от религиозных учений древности?
Задача 2.Проведите сравнительный анализ высказываний двух русских православных мыслителей: «Прекрасная вещь — любовь к отечеству, но есть еще нечто более прекрасное — это любовь к истине» (П. Я. Чаадаев). «Если б кто доказал мне, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной» (Ф. М. Достоевский).
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения – СПБ: Питер, 2011. – 432 с.: ил.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Новая философская энциклопедия. – URL: http://iph.ras.ru/enc.htm.
2. Спиркин А. Г. Философия: учеб. для студентов вузов / А. Г. Спиркин. - 3-е изд.,
перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 828 с.
3. Хрусталёв Ю. М. Основы философии: учебник / Ю. М.Хрусталёв. – М., 2012. - 304 с.
4. Юлов В. Ф. Основы философии: учебное пособие / В. Ф. Юлов. – Киров, 2010. – 412 с.