Тема 13: «Русская философия» (семинар 2)

Цель занятия: формирование компетенции № 2 посредством анализа основных направлений и учений русской философской мысли XIX века.

Задачи:

- рассмотреть идейную борьбу славянофильства и западничества;

- изучить философские взгляды Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого;

- изучить философию всеединства В.С. Соловьева.

Студент должен знать:

1. До изучения темы: основные направления, школы и учения западноевропейской философии; становление философской мысли на Руси и русское просвещение.

2. После изучения темы: направления и учения в русской философской мысли XIX века.

Студент должен уметь:

- формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по проблемам русской философии XIX века;

- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социально значимых тенденций, фактов и явлений.

Студент должен владеть:

- навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание;

- приемами ведения дискуссии и полемики;

- навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

Содержание занятия:

1. Вводный контроль:

1. Каковы обстоятельства становления русской философии?

2. В чем суть историософии Иллариона в «Слове о законе и благодати»?

3. Каковы мировоззренческие разногласия между иосифлянами и нестяжателями?

4. В чем суть концепции Филофея «Москва – третий Рим»?

5. Раскройте основные положения философской антропологии А.Н. Радищева.

6. Охарактеризуйте естественно-научный материализм М.В. Ломоносова.

2. Беседа по теме занятия:

1. Философия истории П.Я. Чаадаева.

2. Идейная борьба славянофильства и западничества:

a. Становление и основные особенности философии славянофилов.

b. Философские взгляды западников на общество и историю.

3. Философские идеи Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого:

a. Философская антропология и нравственная философия Ф.М. Достоевского.

b. Религиозно-нравственное учение Л.Н. Толстого.

4. Философия всеединства В.С. Соловьева.

Выводы:

На основе либерализма и вольтерьянства екатерининской эпохи в XIX веке развивается русский радикализм – начиная от декабристов и разночинцев и кончая народничеством и русским марксизмом (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин). В конфронтации с этим направлением оформилось движение «русского духовного Ренессанса», опиравшееся на религиозно-философское наследие славянофилов. Основатель этого движения В. С. Соловьев видел свое призвание в том, чтобы «оправдать веру наших отцов, возведя ее на новую ступень разумного сознания…». Сердцевину его теософии, или «цельного знания», составляет учение о сущем. В человеке душа мира «получает собственную, внутреннюю действительность, находит себя, сознает себя», что означает достижение целостности бытия, осуществляющегося как Богочеловечество, или София.

3. Практическая работа:

Найти ответы на поставленные по теме вопросы:

1. В чем П.Я. Чаадаев видел причину отрыва России от цивилизованной Европы?

2. Какова теоретическая основа чаадаевской философии истории?

3. С чем связывал А. С. Хомяков своеобразие истории России и в чем видел ее органическое развитие?

4. В чем общность и различие взглядов славянофилов и западников?

5. В чем отличие взглядов «крайних» западников (В. Г. Белинского, А.И. Герцена) от взглядов либералов на развитие России?

6. В чем сущность христианского гуманизма Ф. М. Достоевского?

7. Каков смысл «Легенды о Великом инквизиторе» в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»?

8. Кем считал Л. Н. Толстой Иисуса Христа и в чем видел суть его учения?

9. В чем Л. Н. Толстой видел смысл жизни и истинной религии?

10. Чем, согласно взглядам Л. Н. Толстого, обусловлен ход человеческой истории, и какова в ней роль выдающихся личностей?

11. В чем суть идеи богочеловечества в философии В.С. Соловьева?

12. Какой представляет В. С. Соловьев грядущую вселенскую теократию?

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:

Задача 1. Как утверждает Л. Н. Толстой (1828 – 1910) в своём труде «Закон насилия и закон любви», «Людям кажется, что положение их улучшается вследствие изменения внешних форм жизни, а между тем изменение внешних форм есть всегда только последствие изменения сознания... Не правительственные указы уничтожали избиение детей, пытки, рабство, а изменение сознания людей вызвало необходимость этих указов. И только в той мере совершилось улучшение жизни, в которой оно было основано на изменении сознания, то есть в той мере, в которой в сознании людей закон насилия заменился законом любви. Людям кажется, что если изменение сознания влияет на изменение форм жизни, то должно быть и обратное. Так как направлять деятельность на внешние изменения и приятнее (последствия деятельности виднее), и легче, то они всегда предпочитают направлять свои силы не на изменение сознания, а на изменение форм, и потому большей частью заняты не сущностью дела, а только подобием его...

Лучшая жизнь может быть только тогда, когда к лучшему изменится сознание людей, и потому все усилия людей, желающих улучшить жизнь, должны бы быть направляемы на изменение сознания своего и других людей».

1. Каков, по автору, характер связи между сознанием и материальным миром? Попробуйте обосновать или опровергнуть точку зрения автора.

2. Что Л. Н. Толстой подразумевает под изменением сознания людей к лучшему? Каким образом, на Ваш взгляд, это может быть достигнуто?

3. Любовь в качестве необходимого условия человеческого общежития признавалась и в языческих религиях. В чем, по Л. Н. Толстому, главное отличие христианского учения от религиозных учений древности?

Задача 2.Проведите сравнительный анализ высказываний двух русских православных мыслителей: «Прекрасная вещь — любовь к отечеству, но есть еще нечто более прекрасное — это любовь к истине» (П. Я. Чаадаев). «Если б кто доказал мне, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной» (Ф. М. Достоевский).

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения – СПБ: Питер, 2011. – 432 с.: ил.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Новая философская энциклопедия. – URL: http://iph.ras.ru/enc.htm.

2. Спиркин А. Г. Философия: учеб. для студентов вузов / А. Г. Спиркин. - 3-е изд.,

перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 828 с.

3. Хрусталёв Ю. М. Основы философии: учебник / Ю. М.Хрусталёв. – М., 2012. - 304 с.

4. Юлов В. Ф. Основы философии: учебное пособие / В. Ф. Юлов. – Киров, 2010. – 412 с.

Наши рекомендации