Тема 13: «Русская философия» (семинар 1)

Цель занятия: формирование компетенции № 2 посредством анализа становления и эволюции русской философской мысли (XI - XVIII вв.).

Задачи:

- рассмотреть истоки формирования русской философии;

- изучить особенности и основные мировоззренческие идеи в русской философской мысли раннего периода;

- рассмотреть возникновение и развитие светской философии в России XVIII века.

Студент должен знать:

1. До изучения темы: основные направления, школы и учения западноевропейской философии;

2. После изучения темы: становление философской мысли на Руси и русское просвещение.

Студент должен уметь:

- формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по проблемам периода становления русской философии;

- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.

Студент должен владеть:

- навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание;

- приемами ведения дискуссии и полемики;

- навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

Содержание занятия:

1. Вводный контроль:

1. Как можно сформулировать основной постулат экзистенциализма?

2. В чем состоят различия неотомизма и томизма?

3. Какое содержание вкладывает Тейяр де Шарден в понятие «Точка Омеги»?

4. Раскройте суть философско-антропологической концепции М. Шелера.

5. В чем состоит философское значение психоанализа?

6. В чем отличие неофрейдизма от фрейдизма? Перечислите основных представителей неофрейдизма.

7. Каковы основные идеи постмодернизма?

2. Беседа по теме занятия:

1. Становление философской мысли на Руси (XI-XVII вв.):

- Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси XI-XIII вв.

- Особенности философской мысли в культуре Московской Руси в XIV-XVI вв.

- Философская мысль в XVII веке.

2. Философия в России XVIII века:

- Философско-богословская мысль (Феофан Прокопович, митрополит Платон и «ученое монашество»).

- Возникновение и развитие светской философии:

· «Корпускулярная философия» М. В. Ломоносова.

· А. Н. Радищев: философия человека.

Выводы:

Восточнославянское язычество и христианизация определили характер становления религиозно-философской мысли на Руси. В ней отражена сложная эволюция отечественного самосознания. Онтологизм, антропоцентризм, панэтизм, социальная направленность являются важными чертами русской философии. Секуляризация духовной жизни в XVIII веке сопровождалась распространением в России идей просвещения и естественного права. Сциентизм русской просветительской философии с наибольшей полнотой выражен в творчестве М. В. Ломоносова (1711 – 1765), стремившегося «правила жизни» основывать на законах «окружного мира» (природы). Философская антропология получила свое концептуальное воплощение в трудах А. Н. Радищева (1749 – 1802) и А. И. Галича (1783 – 1848).

3. Практическая работа:

Найти ответы на поставленные по теме вопросы:

1. В каком произведении содержится самое древнее в славяноязычной культуре определение философии и в чем его смысл?

2. Каковы истоки и условия становления русской философии?

3. Какова суть историософских взглядов Иллариона в «Слове о законе и благодати»?

4. В чем смысл оригинальной русской историософской «теории казней Божиих», разработанной в «Повести временных лет» и в сочинениях Серапиона Владимирского?

5. Каковы особенности интеллектуального развития в эпоху Московской Руси XIV-XVI вв.?

6. В чем различие мировоззренческих основ споров нестяжателей и иосифлян?

7. Каковы основные положения концепции Филофея «Москва – третий Рим»?

8. С какими факторами связывал В. Н. Татищев выбор формы государственной власти?

9. Как проявляется естественнонаучный реализм в философских взглядах М. В. Ломоносова?

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:

Задача 1.«…Не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти. Воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и благословение. Понапрасну не смейся, играя с ним: в малом послабишь – в большом пострадаешь скорбя, и в будущем словно занозы вгонишь в душу свою. Так не дай ему воли в юности, но пройдись по ребрам его, пока он растет, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не станет тебе досадой и болезнью души, и разорением дома…».



  1. Как называется процитированное произведение и кто его автор? В чем культурно-историческое значение данного памятника древнерусской мысли?
  2. Согласны ли вы с приведенными рекомендациями? Обоснуйте свою позицию.

Задача 2. Прочитайте выдержки из произведений Владимира Мономаха и выполните задания:

· «Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. <…> Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость божию».

· «Пусть не застанет вас солнце в постели».

· «Ибо кто молвит: «Бога люблю, а брата своего не люблю», — ложь это».

· «Страх имейте божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, — это ведь начало всякого добра». «А вот вам и основа всему: страх божий имейте превыше всего».

· «Если … не будет у вас никакого дела…, то «господи помилуй» взывайте беспрестанно втайне…, — нежели думать безлепицу, ездя».

· «На Страшном суде без обвинителей сам себя обличаю».

1. Почему именно страх Божий, а не, например, любовь к Богу Мономах считает основой подлинно добродетельной жизни? Чем страх Божий отличается от раболепства?

2. Почему подлинная любовь к Богу, согласно Мономаху, невозможна вне братской любви?

3. Напишите небольшое эссе (ок. 0,5 стр.), взяв за эпиграф одно из высказываний Владимира Мономаха.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения – СПБ: Питер, 2011. – 432 с.: ил.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Новая философская энциклопедия. – URL: http://iph.ras.ru/enc.htm.

2. Спиркин А. Г. Философия: учеб. для студентов вузов / А. Г. Спиркин. - 3-е изд.,

перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 828 с.

3. Федотов Г. П. Святые Древней Руси. – URL: http://www/vehi.net

4. Хрусталёв Ю. М. Основы философии: учебник / Ю. М.Хрусталёв. – М., 2012. - 304 с.

5. Юлов В. Ф. Основы философии: учебное пособие / В. Ф. Юлов. – Киров, 2010. – 412 с.

Наши рекомендации