Тема 12: «Философия иррационализма ХIХ – ХХ вв.» (семинар 2)

Цель занятия: формирование компетенции № 2 посредством анализа основных направлений иррационализма в философииХIХ – ХХ вв.

Задачи: - изучить основные положения неотомизма;

- изучить христианский эволюционизм Тейяра де Шардена;

- изучить философскую антропологию М. Шелера;

- изучить психоанализ (З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг)

- рассмотреть эволюцию философской герменевтики, постмодернизма.

Студент должен знать:

1 До изучения темы: основные философские направления, школы и учения Античности, Средневековья, Возрождения, а также Нового времени, включая позитивизм и экзистенциализм;

2 После изучения темы: источники и направления в философии иррационализма ХIХ – ХХ вв.

Студент должен уметь:

- формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по проблемам экзистенциальной философии и других направлений иррационализма ХIХ – ХХ вв;

- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социально значимых тенденций, фактов и явлений.

Студент должен владеть:

- навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание;

- приемами ведения дискуссии и полемики;

- навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

Содержание занятия:

1. Вводный контроль:

1 Какова основная идея философии А. Шопенгауэра?

2 В чем суть критики Сократа и Иисуса Христа Фридрихом Ницше?

3 Как Ницше переосмыслил главную идею А. Шопенгауэра?

4 В чем заключается основной постулат экзистенциализма?

5 В чем экзистенциальные философы видят отличие «аутентичного» существования от «неаутентичного»?

2. Беседа по теме занятия:

1 Формирование неотомизма и его основные положения.

2 Христианский эволюционизм Тейяра де Шардена.

3 Философская антропология М. Шелера.

4 Психоанализ (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм).

5 Эволюция философской герменевтики (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Х.-Г. Гадамер).

6 Философский структурализм (К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Лакан, Р. Барт).

7 Постмодернизм (Ж. Деррида, Ж. Делез).

3. Практическая работа:

Найти ответы на поставленные по теме вопросы:

1 Как трактуется неотомистами реализм их философии?

2 Какие границы человеческого познания устанавливаются в неотомистской гносеологии?

3 Какие этапы эволюции выделяет Тейяр де Шарден в теории космогенеза?

4 Какое содержание вкладывает Тейяр де Шарден в понятие «Точка Омеги»?

5 В чем М. Шелер видел основную особенность человека?

6 Какова трехслойная структура человеческой личности по З. Фрейду?

7 В чем суть концепции «социального характера» Э. Фромма?

8 Что К. Юнг понимал под «архетипом»?

9 В чем суть принципа «герменевтического круга»?

10 Какие типы герменевтического опыта выделял Х.-Г. Гадамер?

11 В чем специфика понимания структур бессознательного в антропологии К. Леви-Стросса?

12 Какова суть «антисубъектной» тенденции в структурализме?

13 В чем смысл завершающего книгу «Слова и вещи» утверждения М. Фуко, что «человек сотрется, как изображение на морском песке»?

14 Что понимают постмодернисты под «метанарративом»?

15 Каков смысл понятия «деконструкции» в концепции Жака Деррида?

Выводы:

Культура модерна – это западноевропейская культура последних трехсот лет (с конца 17-го до середины ХХ вв.), которая противопоставила себя традиционной патриархальной культуре, сделав упор на развитие науки и техники залогом своего доминирования. Мировые войны ХХ века, разрушительность которых была напрямую связана с научно-техническим прогрессом, сильно подорвали веру в модернистские проекты по рациональному переустройству жизни. «Постмодернизм», возникший в 1970-х гг., стал реакцией на модернистский культ «автономного разума». Отталкиваясь от идеи Ницше о том, что за «волей к истине» всегда скрывается «воля к власти», постмодернисты увидели свою задачу в «деконструкции» любых «метанарративов» («глобальных схем», «измов»), то есть целостных теоретических моделей реальности, создание и распространение которых, как показывали постмодернисты, всякий раз приводит к репрессиям против всех, кто отказывается их принять. Вместе с тем, вскоре выявилась репрессивность самого постмодернизма, который, подвергая сокрушительной критике существующие стереотипы, нормы и запреты, по сути, вводил новые (например, запрет на серьезное отношение к собственным словам, которое в постмодернизме расценивается не иначе как симптом властных амбиций и подлежит вытеснению тотальной иронией, глумом, стёбом).

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:

Задача 1.Как утверждал видный представитель философской герменевтики Вильгельм Дильтей (1833 – 1911) в книге «Описательная психология»: «Рационалистическое объяснение мира, примененное к трансцендентализму, не только приводит к противоречиям, как то неоспоримо показал Кант, но даже и в пределах данной действительности, если ее хотят выставить для рассудка ясной во всех ее составных частях и во всей ее связи, возникают противоречия и антиномии. Последние имманентны опытной действительности, поскольку рассудок стремится доказать ее полную логическую прозрачность. Это прежде всего основано на том, что как наше сознание мира, так и наше самосознание возникли из жизненности нашего «я», а эта жизненность – больше, чем Ratio». Как Вы понимаете данное рассуждение?

Задача 2.Раскройте смысл следующих утверждений из работы Макса Шелера (1874 – 1928) «Рессентимент в структуре моралей»:«Наибольшей силой будет обладать не та жизнь, которая деятельно проявляет себя в максимуме целесообразно приспособленных к ней механизмов (будь то механизмы самого тела или искусственно изготовленные инструменты), а та, которая при их минимуме все еще способна существовать, расти и развиваться». «В христианстве высшая ценность не жизнь как таковая, а любовь – как то, благодаря чему жизнь <…> обретает высший смысл и высшую ценность».

Задача 3.Проведите критический анализрассуждения современного литературоведа-постмодерниста: «Утверждение о том, что «значение создают авторы», не является, конечно, ошибочным, но это просто частный случай более универсальной истины, что значение создают читатели… Стихотворение на самом деле имеет то значение, которое приписывает ему любой читатель… Число возможных значений стихотворения является… бесконечным» (Grosman R. Do Readers Make Meaning? // The Reader in the Text: Essays on Audience and Interpretation, 1980. P. 151, 154).

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения – СПБ: Питер, 2011. – 432 с.: ил.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Новая философская энциклопедия. – URL: http://iph.ras.ru/enc.htm.

2. Спиркин А. Г. Философия: учеб. для студентов вузов / А. Г. Спиркин. - 3-е изд.,

перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 828 с.

3. Хрусталёв Ю. М. Основы философии: учебник / Ю. М.Хрусталёв. – М., 2012. - 304 с.

4. Юлов В. Ф. Основы философии: учебное пособие / В. Ф. Юлов. – Киров, 2010. – 412 с.

Наши рекомендации