Тема 12: «Философия иррационализма ХIХ – ХХ вв.» (семинар 1)

Цель занятия: формирование компетенции № 2 посредством анализа источников и основных направлений философии иррационализма ХIХ – ХХ вв.

Задачи:

- рассмотреть философию жизни А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, религиозно-философские взгляды С. Кьеркегора и феноменологию Э. Гуссерля как теоретические источники экзистенциализма;

- изучить философские взгляды основных представителей экзистенциализма.

Студент должен знать:

1. До изучения темы: основные философские направления, школы и учения Античности, Средневековья, Возрождения, а также Нового времени, включая позитивизм;

2. После изучения темы: источники и направления в философии экзистенциализма.

Студент должен уметь:разбираться в существе проблематики, которая рассматривалась в экзистенциальной философии.

Студент должен уметь:

- формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по проблемам экзистенциальной философии;

- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социально значимых тенденций, фактов и явлений.

Студент должен владеть:

- навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание;

- приемами ведения дискуссии и полемики;

- навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

Содержание занятия:

1. Вводный контроль:

1 Какие три этапа выделяет О. Конт в истории человечества? Дайте их характеристику.

2 В чем заключается принцип «экономии мышления» Э. Маха?

3 В чем отличие логического позитивизма от предшествующих этапов позитивизма?

4 Каковы принципы логического анализа в неопозитивизме?

5 Раскройте смысл понятия «языковые игры», введенного Л. Витгенштейном.

6 Можно ли считать удачной неопозитивистскую «ревизию» языка?

2. Беседа по теме занятия:

1 Философия жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).

2 Философские взгляды С. Кьеркегора.

3 Экзистенциальная философия в XX веке:

a. – возникновение и сущность экзистенциализма;

b. – экзистенциализм в Германии (М. Хадеггер, К. Ясперс);

c. – экзистенциализм во Франции (Ж.-П. Сартр, А. Камю).

Выводы:

«Философией жизни» называется хронологически первое направление современной («неклассической») философии, датируемое второй половиной ХIХ – первой третью ХХ веков, в котором исходной реальностью признавалась жизнь, несводимая ни к духу, ни к материи. Под влиянием философии жизни и феноменологии Э. Гуссерля к 1940-м годам ХХ века сложилось такое влиятельное направление современной мировой философии, как «экзистенциализм». Под «экзистенцией» (существованием) здесь понимается переживание человеком пограничных ситуаций. Человек «заброшен в мир», свобода его ограничена, а негативные аспекты его опыта существенны (страдание, болезнь, смерть). М. Хайдеггер называл это «подлинным бытием» человека, или «бытием-к-смерти». На первый план выходит индивидуальная субъективность сознания, выраженная в настроениях, переживаниях, эмоциях человека. Бытие, по Сартру, может быть постигнуто только путем переживания скуки, отвращения. Задача философии – анализ бытия человека, застигнутого обстоятельствами «здесь и теперь», в произвольной сиюминутности его переживаний. Согласно А. Камю, «решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить – значит ответить на фундаментальный вопрос философии». Осознание бессмысленности существования приводит либо к самоубийству, либо к надежде обрести свободу, восстав против всемирного абсурда.

3. Практическая работа:

Найти ответы на поставленные по теме вопросы:

1 Каковы особенности понимания «воли» в философии А. Шопенгауэра?

2 Как, согласно А. Шопенгауэру, постигается сущность мира?

3 Почему Ф. Ницше относил Сократа и Иисуса Христа к декадентам?

4 Какие ценности в своей философии утверждал Ф. Ницше?

5 В чем экзистенциальные философы видят отличие «подлинного» существования (экзистенции) от «неподлинного»?

6 Какие ситуации экзистенциалисты относят к «пограничным» и в чем их значение?

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:

Задача 1. Как утверждал Ф. Ницше (1844 – 1900) в главке «Мораль для врачей» своей книги «Сумерки идолов», «Больной — паразит общества. В известном состоянии неприлично продолжать жить. Прозябание в трусливой зависимости от врачей … должно бы вызывать глубокое презрение общества. <…> Создать новую ответственность, ответственность врача, для всех случаев, где высший интерес жизни, восходящей жизни, требует беспощадного подавления и устранения вырождающейся жизни… Гордо умереть, если уже более нет возможности гордо жить. Смерть, выбранная добровольно, смерть вовремя, светлая и радостная, принимаемая среди детей и свидетелей: так что ещё возможно действительное прощание, когда ещё существует тот, кто прощается, равным образом действительная оценка достигнутого и того, чего желал, подведение итога жизни… <…> Здесь следует, наперекор всей трусости предрассудка, прежде всего восстановить правильную, т. е. физиологическую, оценку так называемой естественной смерти, — которая в конце концов является также лишь «неестественной», самоубийством. Никогда не гибнешь от кого-либо другого, а всегда от самого себя. Только это смерть при презреннейших условиях, несвободная смерть, смерть не вовремя, смерть труса. Следовало бы, из любви к жизни, — желать иной смерти, свободной, сознательной, без случая, без неожиданности… <…> Если уничтожаешь себя, то делаешь достойное величайшего уважения дело: этим почти заслуживаешь жить…».

1. Попробуйте объяснить последовательно смысловую зависимость между постулатом о «смерти Бога», «волей к власти» и, наконец, признанием новой «ответственности врача».

2. Как вы понимаете утверждение Ницше о том, что любая смерть – это самоубийство? Постарайтесь объяснить связь между этим постулатом и выводом о допустимости добровольной эвтаназии.

3. Объясните мысль Ницше о том, что, уничтожая себя, «делаешь достойное величайшего уважения дело: этим почти заслуживаешь жить».

Задача 2.Прочитайте отрывки из произведений Ф. Ницше и ответьте на предложенные вопросы:

«Человечество не развивается в направлении лучшего, высшего, более сильного - в том смысле, как думают сегодня. "Прогресс" – это просто современная, то есть ложная, идея. Европеец наших дней по своей ценности несравненно ниже европейца Ренессанса; поступательное развитие отнюдь не влечет за собой непременно возрастания, возвышения, умножения сил. В ином отношении отдельные удачные феномены беспрестанно появляются – в разных частях света и на почве самых различных культур; в них действительно воплощен высший тип человека – своего рода сверхчеловек в пропорции к человечеству в целом. Такие счастливые случаи были возможны и, вероятно, будут возможны всегда» (Ницше Ф. Антихристианин).

«Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его? Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя; а вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее вернуться к состоянию зверя, чем превзойти человека?

Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором. Вы совершили путь от червя к человеку, но многое в вас еще осталось от червя, Некогда были вы обезьяной, и даже теперь еще человек больше обезьяны, чем иная из обезьян.

Поистине, человек - это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять в себя грязный поток и не сделаться нечистым. Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке: он - это море, где может потонуть ваше великое презрение» («Так говорил Заратустра»).

1. Какие две предельно общие трактовки понятия «сверхчеловек» можно сделать на основании текстов Ницше?

2. Как отличить подлинного сверхчеловека от харизматичного самозванца, обаятельного мерзавца, гениального артиста и т.п.?

3. В чем различие ницшевской и православной трактовок «сверхчеловека», иначе говоря, в чем различие между «человекобогом» и «богочеловеком» (Иисусом Христом)?

4. Предложите свою трактовку понятия «сверхчеловек».

«Земля стала маленькой, и по ней прыгает последний человек, делающий все маленьким. Его род неистребим, как земляная блоха; последний человек живет дольше всех.

"Счастье найдено нами", - говорят последние люди, и моргают.

<…>Также любят они соседа и жмутся к нему: ибо им необходимо тепло. Захворать или быть недоверчивым считается у них грехом: ибо ходят они осмотрительно. Одни безумцы еще спотыкаются о камни или о людей!

<…> Нет пастуха, одно лишь стадо! Каждый желает равенства, все равны: кто чувствует иначе, тот добровольно идет в сумасшедший дом. "Прежде весь мир был сумасшедший", - говорят самые умные из них, и моргают.

Все умны и знают все, что было; так что можно смеяться без конца. Они еще ссорятся, но скоро мирятся - иначе это расстраивало бы желудок» (Ницше Ф. Так говорил Заратустра).

1. Согласно Ницше, современный человек стоит перед дилеммой: либо перерождение

в сверхчеловека, либо вырождение. «Последние люди» в описании Ницше предстают как уже не вполне человеки, как недочеловеки. Дайте своими словами сводную характеристику таких «последних людей».

2. Прочитайте главу «О трех превращениях» трактата «Так говорил Заратустра». Образным описанием какого процесса является этот фрагмент? Попробуйте объяснить данный процесс обыденным языком или на языке научных терминов.

3. Напишите небольшое эссе (ок. 0,5 – 1,5 стр.), взяв за эпиграф любую «строфу» из

процитированных произведений Ницше.

Задача 3.Есть ли, на Ваш взгляд, косвенная вина Ф. Ницше в преступлениях нацистов во время Второй Мировой войны? Проведите с одногруппниками «суд над Ницше».

Задача 4.Объясните известное утверждение писательницы Симоны де Бовуар, идейной сподвижницы Ж.-П. Сартра: «женщиной не рождаются, ею становятся». Раскройте связь этого афоризма с основным постулатом экзистенциализма.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения – СПБ: Питер, 2011. – 432 с.: ил.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Новая философская энциклопедия. – URL: http://iph.ras.ru/enc.htm.

2. Спиркин А. Г. Философия: учеб. для студентов вузов / А. Г. Спиркин. - 3-е изд.,

перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 828 с.

3. Хрусталёв Ю. М. Основы философии: учебник / Ю. М.Хрусталёв. – М., 2012. - 304 с.

4. Юлов В. Ф. Основы философии: учебное пособие / В. Ф. Юлов. – Киров, 2010. – 412 с.

Наши рекомендации