Тема 11: «Философия позитивизма: основные этапы и принципы»
Цель занятия: формирование компетенций № 1, № 2 посредством изучения основных положений и этапов философии позитивизма.
Задачи:
- рассмотреть специфику каждого из этапов в эволюции сциентистского направления в философии;
- изучить философские взгляды основных представителей позитивизма.
Студент должен знать:
1. До изучения темы: основные философские направления, школы и учения Античности, Средневековья, Возрождения, а также Нового времени, включая немецкую классическую и марксистскую философию;
2. После изучения темы: философию позитивизма.
Студент должен уметь:
- формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по проблемам философии позитивистского направления;
- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социально значимых тенденций, фактов и явлений.
Студент должен владеть:
- навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание;
- приемами ведения дискуссии и полемики;
- навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.
Содержание занятия:
1. Вводный контроль:
1. Какова основная идея эмпиризма?
2. Как можно сформулировать основную идею рационализма?
3. Какова основная идея философии Просвещения?
4. Что, согласно Канту, может знать человек?
5. Каков философский метод Гегеля?
6. В чем Л. Фейербах видел сущность христианства?
7. В чем, согласно Ф. Энгельсу, состоит основной вопрос философии?
8. Назовите три закона диалектики и кратко объясните значение каждого из них.
2. Беседа по теме занятия:
1. Классический позитивизм (О. Конт, Д. С. Милль, Г. Спенсер);
2. Эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус);
3. Логический позитивизм: его особенности, теоретические источники и принципы;
4. Лингвистический позитивизм «позднего» Л. Витгенштейна.
Выводы:
Основываясь на идеалах и методах естественных наук, О. Конт (1798 – 1857) заложил основы позитивистской (положительной), или научной, философии. В «Курсе позитивной философии» он сформулировал закон трех стадий интеллектуальной эволюции человечества (теологическая, метафизическая и позитивная (научная)). Позитивизм претерпел сложную эволюцию, в которой можно выделить стадии классического позитивизма (О. Конт, Дж. Милль, Г. Спенсер), эмпириокритицизма (Р. Авенариус, Э. Мах), логического позитивизма (М. Шлик, Б. Рассел, Р. Карнап и, с оговорками, Л. Витгенштейн) а также, в качестве реакции на предыдущие стадии, постпозитивизма (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд).
3. Практическая работа:
Найти ответы на поставленные по теме вопросы:
1. В чем, по О. Конту, заключается специфика «позитивного мышления»?
2. Что в эмпириокритицизме понималось под «элементами мира»?
3. В чем эмпириокритики видели источник метафизики?
4. В чем отличие логического позитивизма от предшествующих этапов позитивизма?
5. Каковы принципы логического анализа в неопозитивизме?
6. В чем особенность понимания языка и чем ограничивается его исследование в лингвистическом позитивизме?
4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:
Задача 1.Представитель эмпириокритицизма Ричард Мах (1838 – 1916) ввел принцип «экономии мышления», который гласил, что мышление есть форма приспособительного поведения человека, способ наилучшей адаптации к окружающей среде. Поэтому философия должна стремиться очистить культурную среду от излишних продуктов умственной деятельности (например, материалистических или идеалистических взглядов на мир) из-за бесплодности и неразрешимости споров между ними.
Раскройте достоинства и недостатки принципа «экономии мышления».
Задача 2. Неопозитивисты сформулировали принцип верификации, согласно которому научными являются только протокольные предложения («атомарные предложения»), то есть такие, которые могут быть соотнесены с конкретными эмпирическими фактами, проверены на практике. Лишь к научным предложениям, согласно неопозитивистам, применимы характеристики «истинно» или «ложно, тогда как все прочие предложения (включая философские и религиозные постулаты) являются неправильно построенными, то есть бессмысленными.
В чем, на Ваш взгляд, уязвимость принципа верификации?
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения – СПБ: Питер, 2011. – 432 с.: ил.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Новая философская энциклопедия. – URL: http://iph.ras.ru/enc.htm.
2. Спиркин А. Г. Философия: учеб. для студентов вузов / А. Г. Спиркин. - 3-е изд.,
перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 828 с.
3. Хрусталёв Ю. М. Основы философии: учебник / Ю. М.Хрусталёв. – М., 2012. - 304 с.
4. Юлов В. Ф. Основы философии: учебное пособие / В. Ф. Юлов. – Киров, 2010. – 412 с.