Марксистская философия в россии (1883-1924 гг.)
Произведения Маркса и Энгельса стали известны российскому читателю еще в середине прошлого века. Первый перевод «Капитала» Маркса на русский язык был выполнен Г.А. Лопатиным в 1872 г. Но до Плеханова русского марксизма не было, во всяком случае его не было как организованного идейного и политического течения.
Плеханов Георгий Валентинович (1856-1918) - основатель марксистского течения в России. Начало общественно-политической и литературно-тео-ретической деятельности Плеханова приходится на рубеж 1870-1880 гг., когда в России вызревала революционная ситуация не менее серьезная, чем та, которая была пережита страной за 20 лет до этого - в предреформенные годы. Два пореформенных десятилетия существенно изменили Россию: Российский капитализм в городе и деревне не только не вывел страну из положения крайней экономической и политической отсталости, но и сделал еще более тяжелым положение народных масс, не ослабив, а усилив их эксплуатацию и прежними и новыми «хозяевами жизни».
Все это не могло не питать оппозиционную идеологию - таковой в 60-70-е годы Х1Х в. была прежде всего идеология революционного народничества. Русские революционные народники (П. Лавров, Г. Лопатин, В. Засулич) вели оживленную переписку с Марксом и Энгельсом по вопросам экономического и политического развития России. В первые годы своей общественной деятельности (до 1883 г.) в числе народников был и Плеханов. Вначале он примкнул к бакунинскому течению в народничестве, проводя работу по преимуществу среди петербургских рабочих. Вместе с тем Плеханов был противником террора. Когда в 1879 г. возник кризис в народнической организации «Земля и воля», Плеханов вместе со своими немногочисленными сторонниками организует группу «Черный передел» для продолжения революционной работы в деревне среди крестьян. События после марте 1881 г. (убийство народниками царя Александра II), ускорили переход Плеханова и его соратников к марксизму. В 1894 г. Плеханов пишет брошюру «Анархизм и социализм», где выявляет социально-классовые и экономические причины анархизма, который стал весьма популярным в среде легальных народников. Отвергает он и народовольческую теорию революции, ее главный тезис - возможность государственного переворота силами «революционного штаба армии».
В 1883 г. Плеханов порывает с народничеством, разочаровавшись в методах революционного террора. Вместе с небольшим кругом единомышленников он организует в Женеве марксистскую группу «Освобождение труда», поставившую перед собой задачу пропаганды идей научного социализма. С этого же времени Плеханов становится хорошо известен в социал-демократических кругах Западной Европы. Важное место в его деятельности занимает перевод на русский язык сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса. В это время публикуются работы Плеханова: «Социализм и политическая борьба»(1883);«Наши разногласия» (1885); «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1895). В них он критикует народническую идеологию, обосновывает марксистский взгляд на развитие России, опровергает вульгарно-экономичес-кую интерпретацию марксизма, показывает роль политики в жизни общества, анализирует взаимоотношения политики и экономики. Плеханов говорит о роли политической борьбы пролетариата, о необходимости его диктатуры. Анализ процесса развития капитализма в России приводит его к выводу о том, что в России еще нет непосредственных условий для социалистической революции.
С середины 90-х годов, после встречи Г.В. Плеханова с В.И. Лениным, происходит сближение группы «Освобождение труда» с российскими социал-демократами. Плеханов активно участвует в создании газеты «Искра» и журнала «Заря». Он становится основным автором программы Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), принятой на ее II съезде в 1903 г.
В 90-е годы Плеханов усиленно обращает внимание на философские проблемы. Обычно его философские воззрения характеризуют как взгляды воинствующего материалиста-диалектика. Основанием для такой оценки служат такие труды Плеханова, как «Очерки по истории материализма»(1896), «О материалистическом понимании истории» (1897);«К вопросу о личности в истории»(1898). В этих и других его сочинениях содержится критика идеалистической, метафизической философии, последовательное проведение мысли о том, что диалектический и исторический материализм составляет фундамент и логическую основу научного социализма. Материализм и идеализм - основные, противоположные направления в философии. Их синтез или даже сближение невозможны. Сила марксистской философии, по Плеханову, - органическая связь в ней материализма и диалектики. Именно диалектика позволяет понять, выразить в логике понятий внутреннюю противоречивость мира, найти «законное» место для социальных революций - наряду с развитием постепенным, эволюционным. Для Плеханова была несомненной связь между материализмом и социалистическим учением: если материальный мир первичен по отношению к миру духовному, то надо так организовать, устроить общество, чтобы человек чувствовал в нем себя достойно. Он обосновывает объективный характер диалектики, рассматривает содержание законов количества и качества, говорит о скачках, противоречиях в развитии. Разрабатывая материалистическое понимание истории, он видит в способе производства основу общества, говорит о роли географической среды, считая, что «характер естественной среды определяет характер социальной среды». Он анализирует соотношение базиса и надстройки, рассматривает взаимодействие форм общественного сознания, показывает относительную самостоятельность их развития, соотношение социальной психологии и идеологии, роль личности в истории. Подлинными творцами истории Плеханов считал народные массы. Роль же великих людей состоит в том, что они, благодаря своим особенностям, способны служить великим общественным нуждам своего времени, являться начинателями великих свершений. Плеханов писал: «Великий человек является именно начинателем, поэтому он видит дальше других и хочет сильнее других. Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества, он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений; он берет на себя почин удовлетворения этих нужд. Он - герой. Не в том смысле герой, что он будто бы может остановить или изменить естественный ход вещей, а в том, что его деятельность является сознательным и свободным выражением этого необходимого и бессознательного хода».
Плеханов показывает, что материалистический взгляд на историю Маркса был подготовлен долгим и диалектически сложным развитием философской мысли Нового времени, особенно французским материализмом и классической немецкой философией (Г. Гегелем, Л. Фейербахом). В свете марксова открытия материалистического понимания истории глубокое преображение должны получить все общественные науки: философия, история, политэкономия, эстетика. Они должно перестроить стратегию и тактику социалистического и социал-демократического движения, раскрыть, обнажить подлинные, глубинные интересы общественных классов и групп, определить их место в жизни современного общества.
Выступая против концепции о ряде равнозначных факторов исторического развития, Плеханов говорит, что диалектика требует не только выявления этих факторов, их взаимодействия, но обнаружения главного, а этим главным фактором является экономика: «Люди делают не несколько отдельных одна от другой историй - историю своих собственных общественных отношений, обусловливаемых состоянием производительных сил в каждое данное время. Так называемые идеологии представляют собою лишь многообразные отражения в умах людей этой единой и неразделенной истории». В то же время Плеханов отмечает, что «движение человечества никогда не совершается в плоскости одной экономики. <...> Путь от одной точки поворота к другой всегда лежит через «надстройку». <...> Но для того, чтобы войти в жизнь, эти подсказываемые экономикой политические учреждения должны предварительно пройти через головы людей в виде известных понятий». Поэтому, чтобы перейти с одной ступеньки развития на другую, необходимо произвести прежде всего переворот в понятиях. Плеханов определяет государство не как аппарат насилия, а как надклассовую структуру, возникшую для удовлетворения потребностей общественно-производительного процесса. Объяснение истории он видел в развитии производительных сил, в овладении человеком природной стихии. Явления духовной жизни, все по-разному, зависят от экономики: «Право, государственный строй и нравственность всякого данного народа непосредственно и прямо обусловливаются свойственными ему экономическими отношениями. Этими же отношениями обусловливаются, - но уже косвенно и непосредственно, - все создания мысли и воображения: искусство, наука и т.д.».
В 1903 г., после Второго съезда РСДРП, произошел идейно-политичес-кий разрыв Плеханова с Лениным (до этого времени Ленин в какой-то мере считал себя учеником Плеханова). Хотя причиной разрыва между ними были расхождения политические, разногласия коснулись и вопросов философских. В спорах Ленина с теоретиками Второго Интернационала Плеханов в конце концов встал на сторону последних, согласившись с К. Каутским и Э. Бернштейном в том, что социализм невозможен без солидных экономических и общекультурных предпосылок.
В 1917 г. Плеханов не принял «Апрельских тезисов» Ленина, провозгласивших курс на социалистическую революцию в России, так как подчеркивал необходимость постепенного созревания экономических и социально-полити-ческих условий для социализма. Тем не менее социализм, полученный в результате октябрьских событий 1917 г. он оценивал не как случайность, а как закономерность, генетически заложенную в преждевременном захвате власти. Исходя из марксизма, он считал, что диктатура пролетариата, которая установится в результате социалистической революции, нужна не столько для разрушения политического господства эксплуататорских классов, сколько для устранения анархии производства и «сознательной организации всех функций социально-политической жизни». Речь идет о диктатуре достаточно развитого в политическом отношении класса, имеющего необходимый опыт и воспитание, осознающего свою силу и уверенного в победе. «До тех пор, пока рабочий класс не развился еще до решения своей великой исторической задачи, обязанность его сторонников заключается в ускорении процессов его развития, в устранении препятствий, мешающих росту его силы и сознания, а не в придумывании социальных экспериментов и вивисекции».
Сторонники Плеханов в острой политической борьбе уступили пальму первенства В.И. Ленину и большевикам, заменившим народнический «русский социализм» «русским марксизмом». Плехановская критика позиций большевиков с теоретической точки зрения не лишена оснований. Но противопоставить большевикам реальную программу действий Плеханов и меньшевики не смогли, что сделало их маргиналами[49]в революционных событиях, потрясших Россию в начале ХХ в.
Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870-1924) известен всему миру как выдающийся мыслитель, революционер, создатель большевистской партии и вождь социалистической революции в России, создатель советского государства. Родился в Симбирске (Ульяновске). Отец Илья Николаевич Ульянов был инспектором и директором народных училищ Симбирской губернии. Мать Мария Александровна сдала экстерном экзамены на звание учительницы и всецело посвятила себя воспитанию пятерых детей. Старший сын Александр был казнен за участие в покушении на царя Александра III. В.И. Ленин в 1887 г. закончил с золотой медалью Симбирскую гимназию, поступил в Казанский университет, но вскоре за активное участие в революционной сходке студентов был арестован, исключен из университета и выслан в деревню Кокушкино Казанской губернии. С этого времени Ленин решает посвятить свою жизнь делу борьбы против самодержавия и капитализма, делу освобождения трудящихся от гнета и эксплуатации. В 1888 г. Ленин вернулся в Казань, вступил в один из марксистских кружков, в котором обсуждались труды К. Маркса, Ф. Энгельса, Г.В. Плеханова, сыгравшие решающую роль в формировании мировоззрения В.И. Ленина. Он становится убежденным марксистом. В 1891 г. Ленин сдал экстерном экзамены на юридический факультет при Петербургском университете. В августе 1893 г. он переехал в Петербург, где вступил в марксистский кружок и первым из российских марксистов поставил задачу создания рабочей партии.
Научно-публицистическая деятельность Ленина началась в 1893-1894 гг., его полемическими выступлениями против идеологов либерального народничества - Н.К. Михайловского и др. В этой полемике (ее начал до Ленина Плеханов) речь шла о применимости к России социально-экономического учения марксизма: пойдет ли Россия по пути к капитализму? Это было продолжение старой темы, давнего спора западничества и славянофильства, но в новых условиях. Роль западников теперь на себя взяли марксисты, наследниками славянофилов выступили народники. В 1894-1895 гг. Ленин написал работы «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?», «Экономическое содержание народничества и критика его в книге Г. Струве (Отражение марксизма в буржуазной литературе)». В них Ленин подверг критике субъективизм народников и объективизм «легальных марксистов», охарактеризовал задачи пролетариата России, обосновал необходимость создания в России подлинно революционной партии. В апреле 1895 г. Ленин выехал за границу для установления связи с группой «Освобождение труда», знакомится с Г.В. Плехановым. По возвращении в Петербург разрозненные марксистские кружки были объединены в организацию Петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», который положил начало созданию пролетарской партии и впервые стал осуществлять соединение социалистической теории с массовым рабочим движением. Вскоре Ленин был арестован и выслан в село Шушенское Енисейской губернии (ныне Красноярский край), где пробыл с 1897 по 1900 гг. В ссылке он написал важную работу «Развитие капитализма в России», в которой пришел к выводу, что Россия является самым слабым звеном в цепи капитализма и в ней созревают условия для социалистической революции. В 1900 г. за границей он наладил издание газеты «Искра», которая сыграла важную роль в объединении рабочего движения в России и в которой публиковались его статьи.
В борьбе за создание партии нового типа большое значение имела ленинская работа «Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения»(1902), в которой был подвергнут критике «экономизм»[50], освещены проблемы строительства партии, ее идеологии и политики. Ленин доказывал, что самостоятельно, в ходе борьбы за свои материальные интересы рабочий класс может выработать только экономическое, а не политическое сознание. Политическое сознание, ориентированное на политическую борьбу, свержение существующей власти и социально-экономического строя в рабочую среду, способна внести только передовая социалистическая интеллигенция, вооруженная революционной теорией. Без революционной теории не может быть революционного движения. Теория, или идеология, по Ленину, носит классовый характер - либо буржуазный, либо пролетарский. Но партия, по мнению Ленина, призвана внести в рабочее движение не только теорию, но и организованность. Она должна обладать планом действий и способностью повести за собой пролетариат. Указывать путь, а не плестись в хвосте событий - ее цель. Ленин мыслил об объединении профессионалов-революционеров, которое отличалось бы преданностью делу, гибкостью в действиях, четкой организацией и крепкой дисциплиной. Партия - не массовое движение, а именно объединение профессионалов. Массовой организации никогда нельзя придать ту степень секретности, которой требует борьба с правительством. Партия должна сочетать подпольную и легальную деятельность и опираться на массы, уметь повести их за собой.
После II съезда РСДРП (1903), Ленин развернул борьбу против меньшевизма и в работе «Шаг вперед, два шага назад» разоблачил антипартийную деятельность меньшевиков, обосновал организационные принципы пролетарской партии нового типа. Взгляды Ленина на перспективы революции в России изложены во многих статьях 1905-1907 гг., а в систематической форме - в книге «Две тактики социал-демократии в демократической революции».В этих работах Ленин говорил о неспособности русской буржуазии возглавить революцию. Это должен сделать пролетариат, руководимый социал-демократи-ческой партией. Но характер революции определяется не только и не столько ее руководством, сколько существом проводимых преобразований. Та революция, которая сметает остатки крепостничества, гарантирует свободное и быстрое развитие капитализма, является буржуазной. Но она абсолютно необходима пролетариату, и чем она будет последовательней, тем вернее будет борьба пролетариата против буржуазии. Именно такая, т.е. буржуазно-демократическая революция стоит на очереди в России. Задача состоит в том, чтобы наложить на эту буржуазную революцию «пролетарский отпечаток», возглавить ее, преодолеть половинчатость и измену демократической буржуазии, которая готова стать на сторону правительства при удовлетворении ее минимальных требований. С этой целью партия должна держать инициативу в своих руках, опираться на рабочее и забастовочное движение и быть готовой прибегнуть к вооруженному восстанию, способному привести к победе революции. По мнению Ленина, союзником пролетариата в буржуазной революции будет крестьянство, которое кровно заинтересовано в ликвидации помещичьего землевладения и оберегающего его самодержавия. В случае победы революция провозглашает республику, для чего созывается Учредительное собрание на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Подготовку к созыву Учредительного собрания и немедленные преобразования осуществляет временное революционное правительство - орган, создаваемый в результате восстания. По своей классовой сути оно представляет собой революционно-демократическую диктатуру пролетариата и крестьянства. Правительство многопартийное, РСДРП входит в него, а при возможности и возглавляет. Но вслед за демократической революцией в стране должна произойти социалистическая революция. «Пролетариат должен совершить социалистический переворот, - считает Ленин, - присоединяя к себе массу полупролетарских элементов населения, чтобы сломить силой сопротивление буржуазии и парализовать неустойчивость крестьянства и мелкой буржуазии». Такова в общих чертах концепция перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую.
В период Первой мировой войны Ленин вносит два важных дополнения в свои представления о революции. Во-первых, это концепция империализма, представленная в книге «Империализм как высшая стадия капитализма»(1916). В ней Ленин формулирует пять признаков империализма: 1) концентрация производства и капитала, образование монополий; 2) слияние банковского капитала с промышленным, образование на их базе финансового капитала и финансовой олигархии; 3) вывоз капитала в отличие от вывоза товаров приобретает важное значение; 4) образование международных союзов монополистов, делящих мир; 5) завершение территориального раздела мира между крупнейшими капиталистическими державами. Империализм пагубно влияет на политический строй, правительство утрачивает демократический характер, служит интересам монополий. Империализм, по Ленину, неизбежный результат предшествующего развития капитализма, он не подлежит реформированию, его можно только уничтожить. Империализм - эпоха насилия и реакции, когда обостряется классовая борьба, становятся неизбежными мировые войны, международные конфликты создают кризисные ситуации. Ленин делает вывод: империализм - последняя стадия капитализма, канун пролетарских революций. Вывод этот частично был подтвержден событиями, последовавшими после Первой мировой войны, - социалистическими революциями в России, Германии и др. Многие тенденции, о которых говорил Ленин, - реакция, отступление от демократии - оказались временными. А вот экономические аспекты (концентрация производства и капитала, монополии, финансовая олигархия, международные картели) сохраняют значение и по сей день. По-видимому, то, что Ленин называл последней стадией капитализма, либо затянулось, либо оказалось не последней.
Второе новшество Ленина - мысль о неравномерности экономического и политического развития капитализма. Ленин назвал это законом капитализма и сделал из него вывод: победа социализма возможна первоначально в одной отдельно взятой стране. Впервые эта мысль высказана в статье «О лозунге Соединенных Штатов Европы» (1915). В статье «Военная программа пролетарской революции» (1916) Ленин выразил ее в более категорической форме: «Социализм не может победить одновременно во всех странах. Он победит первоначально в одной или нескольких странах, а остальные в течение некоторого времени останутся буржуазными или добуржуазными». По Ленину, возможность победы социалистической революции в одной стране означала не построение социализма, а лишь первый шаг в этом направлении - политический переворот, приход революционной социал-демократии к власти. Вера в мировую революцию полностью сохранялась. Впоследствии Сталин придал Ленинскому тезису иной смысл. Он утверждал, что в СССР есть «все необходимое и достаточное» для построения социалистического общества в капиталистическом окружении и что такое общество было в основном построено к 1936 г.
Следующий этап развития политических взглядов и деятельности Ленина наступил после Февральской революции в России (1917). Свою платформу он изложил в «Апрельских тезисах», опубликованных в газете «Правда» в виде статьи «О задачах пролетариата в данной революции». Стратегическая установка Ленина заключалась в том, что после Февраля настало время осуществить план перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую. Ставится задача изменения не только классового существа власти, но и его формы. В годы первой русской революции Ленин выступал за создание в России парламентской демократической республики. В апреле 1917 г. Ленин заявляет, что Советы «есть единственно возможная форма революционного правительства»: «Не парламентская республика - возвращение к ней от С.Р.Д. было бы шагом назад, - а республика Советов Рабочих, Батрацких и Крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху». Ленин приветствовал Советы как исторически сложившуюся еще в ходе первой русской революции форму народовластия, сильную своей связью с массами, позволяющую сочетать выгоды парламентаризма и непосредственной демократии, облекающую выборных представителей народа не только законодательной, но и исполнительной властью. Один из признаков республики Советов Ленин видел в устранении полиции, чиновничества, в замене постоянной армии всеобщим вооружением народа, в выборности и сменяемости всех должностных лиц, а также в умеренной оплате их труда.
В этих и других работах Ленин собственно философские вопросы затрагивает лишь косвенно. Ими он вплотную занялся десятилетием позже - после поражения первой русской революции, т.е. в 1908-1909 гг. В мае 1909 г. под псевдонимом Вл. Ильин выходит книга Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» - один из основных его трудов по философии (не считая «Философских тетрадей» - ленинских конспектов философской литературы, для печати не предназначавшихся).
В центре «Материализма и эмпириокритицизма» - проблемы теории познания (гносеологии). Марксизм, настаивает Ленин, имеет свою философию - диалектический материализм. В «Материализме и эмпириокритицизме» Ленин дал ответы на сложные методологические проблемы, порожденные как социальным развитием, так и развитием науки. В книге содержится всесторонняя разработка ряда вопросов диалектического и исторического материализма, дана критика идеалистических философских представлений. В этом органическом сочетании творческого анализа новых проблем и критики антимарксистских концепций, характерной для «Материализма и эмпириокритицизма», - одна из основных черт ленинского этапа в развитии марксистской философии.
Книга написана в сложный исторический период, когда после поражения революции 1905-1907 гг. в России получили широкое распространение опасные для революционного движения попытки извратить теоретические основы марксизма путем «соединения» его с рядом «новейших» форм идеализма. В условиях наступления политической реакции идеалистическая философия объективно выступала орудием этой реакции, сея неверие в возможность познания объективных законов социального прогресса. Ленин исходил из того, что политическая линия марксизма неразрывно связана с его философскими основами. Разъяснив, что философской основой марксизма является диалектический материализм, он показал, что распространение идеалистической философии является одним из основных приемов борьбы буржуазии против рабочего движения. Собственно в «Материализме и эмпириокритицизме» вскрыт реакционный характер идеалистической философии эпохи империализма. При этом ленинская критика идеалистических философских школ (эмпириокритицизма (махизма), эмпириомонизма, прагматизма и др.) содержит разработку общих принципов научно-материалистического мировоззрения и научно-критического анализа буржуазной философии.
Непосредственным объектом ленинской критики является эмпириокритицизм - философская теория, ставившая себя «над» противоположностью материализма и идеализма, но в действительности являющаяся одной из разновидностей субъективного идеализма. Буквально эмпириокритицизм означает «критика опыта». Под такой «критикой» сторонниками эмпириокритицизма понималось «очищение» опыта (данных органов чувств) от признания объективной реальности. В критике материализма эмпириокритики пытались опереться на новейшие для того времени открытия естествознания, на проникновение научной мысли в область атомного ядра, радиоактивности, околосветовых скоростей движения.
Революция в физике на рубеже ХIХ-ХХ вв., в корне изменившая научные представления о веществе, энергии, пространстве и времени, об их взаимосвязи друг с другом, привела к глубокому методологическому кризису. Естественнонаучный материализм, стихийно господствовавший в естествознании на протяжении последних столетий, терпел крах. По мнению некоторых ученых, сама наука якобы требовала отказа от материализма в пользу идеализма - в этом и была сущность «физического идеализма», анализу и критике которого Ленин посвятил значительную часть своей книги.
Гносеологический корень методологического, философского кризиса в физике Ленин видит в незнакомстве ученых с диалектикой, в неумении перейти от одного уровня знаний к другому, более глубокому. Недиалектическое мышление, рассуждающее по формуле или-или, знает только две крайности: догматизм и релятивизм.
Отмечая существенные изменения обстановки философской борьбы, происшедшие со времени деятельности К. Маркса и Ф. Энгельса, Ленин писал: «Маркс и Энгельс, вырастая из Фейербаха и мужая в борьбе <...>, естественно обращали наибольшее внимание <...> не на материалистическую гносеологию, а на материалистическое понимание истории. <...> Наши махисты, желающие быть марксистами, подошли к марксизму <...> в такое время, когда буржуазная философия особенно специализировалась на гносеологии...». Ленин раскрыл субъективно идеалистическую сущность представлений Э. Маха и Р. Авенариуса об ощущениях как перегородки, отделяющей сознание от внешнего мира. «Ощущения, - писал Ленин, - есть действительно непосредственная связь сознания с внешним миром, есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания».
В книге всесторонне рассмотрены такие важные вопросы теории отражения, как проблемы истины, ее объективности и конкретности, диалектики абсолютной и относительной истины. Ленин обогатил марксистское учение о практике, подчеркнув, что «точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познания», что критерий практики должен составлять основу теории познания. Отстаивая и развивая марксистскую теорию познания, Ленин показал также неразрывное внутреннее единство диалектического и исторического материализма, единство материалистического объяснения природы, общества и человеческого мышления, составляющее характерную черту философии марксизма.
Попытка русских и зарубежных критиков марксизма «совместить» исторический материализм с махизмом означала не только отрицание философских основ социально-экономической теории Маркса, но и непонимание действительной роли и значения исторического материализма в системе философии марксизма. Ленин показал, что философия марксизма - это цельная философская система, последовательно противостоящая идеалистическому мировоззрению. В «Материализме и эмпириокритицизме» получили дальнейшую разработку многие коренные вопросы исторического материализма: о соотношении общественного сознания и общественного бытия, об объективном характере законов общественного развития и познаваемости этих законов, о специфических особенностях общественных закономерностей и отличии их от законов природы, о соотношении объективной необходимости и свободы человека, о роли личности и идей в общественном прогрессе.
Большое методологическое значение имела дальнейшая разработка Лениным основного вопроса философии, обоснование им философского материализма, выработка качественно нового понятия материи, обобщившего достижения естествознания и поставившего материализм на прочную основу.
Долгие века и даже тысячелетия под материей понималась либо «возможность вещей» (Аристотель), либо инертное вещество, рассматриваемое вне движения. Всякие иные формы проявления материи (энергетические поля, излучения), с которыми столкнулась новейшая физика, истолковывались физическими идеалистами как «исчезновение» материи, «дематериализация» мира и, тем самым, как «научное» опровержение материализма. Раскрывая несостоятельность подобных рассуждений, Ленин указывал на их истоки: сведение философского понятия материи к естественнонаучному представлению о ее свойствах. Материя и каждая ее частица - неисчерпаемы, и по структуре, и по свойствам. Процесс познания физических, химических и биологических свойств материи бесконечен. У материи нет неизменных свойств, кроме одного: быть объективной реальностью, существовать независимо от сознания и быть познаваемой сознанием. Но это свойство - не физическое и не химическое, а гносеологическое, и оно не может «исчезнуть». Поэтому, заключает Ленин, с расширением границ познания, с открытием наукой новых, ранее неизвестных свойств материального мира исчезает не материя, а тот предел знаний о материи, который был раньше.
Интересным и глубоким является замечание Ленина о том, что кризис, реакционные поползновения в науке - это оборотная сторона самого научного прогресса. Выход из кризиса Ленин видит в сознательном усвоении естествознанием (в лице своих творцов - естествоиспытателей) марксистской диалектики. Но это предполагает широкую перестройку сознания, которая невозможна без преображения общественного строя, общественного бытия. Буржуазное сознание не способно, по Ленину, «справиться» с объективной диалектикой мира, оно антидиалектично, так как сопротивляется социальной революции. Буржуазные философы скрывают, маскируют свой узкий, классовый интерес, под видом мировоззренческой «нейтральности» проповедуют реакционные идеи. Многие из них, по характеристике Ленина, - «ученые приказчики», «лакеи» правящего класса - буржуазии.
«Философские тетради»представляют собой обширные выписки, критические замечания, выводы и обобщения философских работ К. Маркса, Ф. Энгельса, Л. Фейербаха, Г. Гегеля, Лассаля, Аристотеля. Центральная тема «Философских тетрадей» - диалектика. Ленин дал глубокое определение диалектики, всесторонне раскрывающее ее суть, ее элементы, сформулировал основы марксистского понимания логики и ее категорий, дал характеристику диалектического процесса познания, учения о противоречиях как ядре диалектики, о единстве диалектики, логики и теории познания, о совпадении в логике истории мысли с законами мышления, о необходимости для выработки правильной теории познания философски обобщить историю техники, естествознания, умственного развития ребенка, животных и т.д. Большое внимание Ленин уделял истории философии. Он показывает, что она является историей борьбы материализма и идеализма, отмечает важность изучения истории диалектики, касается ряда методологических вопросов истории философии как науки, дает оценку взглядов многих философов, уделяет особое внимание Г. Гегелю. В заметках на книги по естествознанию Ленин подчеркивает значение диалектического материализма как единственно научной методологии.
Накануне Октябрьского восстания, в августе-сентябре 1917 г., Ленин написал работу, которую ценил едва ли не выше всех других своих произведений, - «Государство и революция».В этой книге ее автором изложена классическая Марксова концепция социализма (низшей фазы коммунизма) - концепция, которую в это время Ленин полностью разделял и от которой он через несколько лет в ряде вопросов отказался. В «Государстве и революции», а также в работе «Очередные вопросы советской власти» социализм рисуется как нерыночный, нетоварный способ хозяйствования. Социалистическое государство Ленин сравнивал с четко отлаженной фабрикой: все работают, все вносят свой трудовой вклад в общую «копилку», а потом все из этой копилки «получают» по формуле: от каждого - по способности, каждому - по труду. (Предполагается, что уровень сознательности у людей достаточно высок, чтобы трудиться с полной отдачей сил). Социализм, - подчеркивает Ленин, - это «контроль и учет». Такой общественно-экономический строй означает максимально централизованную систему производства и распределения, сосредоточение его монопольно в руках государства (в действительности в руках государственных чиновников - контролеров и учетчиков). «Опробыванием» такой социально-экономической модели на практике и был «военный коммунизм», установленный в России сразу после Октябрьской революции 1917 г., который сменился НЭПом.
Философские и теоретические труды Ленина несут на себе яркий отпечаток личности автора, отнюдь не кабинетного мыслителя. Ленин - партийный вождь и революционер. В этом сила его пера. Но в этом же и издержки ленинского стиля. Тем не менее философские труды Ленина составили целую эпоху в развитии марксистской философии и продолжают служить примером творческого осмысления проблем социального развития, достижений науки.
Философия марксизма оказала решающее влияние на развитие истории России. Марксизм увлек людей самых разных ориентаций - от промышленных пролетариев до университетских профессоров: всем казалось, что найдена окончательная истина, и социализм из народнической утопии превратился в научную теорию. Философия марксизма повлияла на формирование социал-демократического, а затем и коммунистического движений в России, на переход рабочих от экономической к политической борьбе, которая проявилась в трех русских революциях. Победа Октябрьской революции 1917 г. в России привела к появлению нового социалистического общества и государства, в построении которого были воплощены многие основные принципы марксистской теории. Философия марксизма стала ядром философской мысли в СССР.
Философия русского космизма
Русский космизм - особый духовно-теоретический феномен, возникш<