Русская философия всеединства

Идея «метафизики всеединства» принадлежит В.С. Соловьеву. Влияние Соловьева сказалось с большой силой у С. и Е. Трубецких, Н.А. Бердяева, Д.С. Мережковского, Л.П. Карсавина, С.Л. Франка, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова. Эти мыслители конца ХIХ - начала ХХ в. берут у В.С. Соловьева учение о «всеединстве», но развивают его по-разному. Чтобы понять диалектику идеи «всеединства», надо принять во внимание ее софиологический аспект. Ядром софиологии выступают темы: а) понимание мира как «живого целого» и связанного с этим вопроса о «душе мира»; б) тема связи человека и его духа с природой и Абсолютом; в) тема о «божественной» стороне в мире, связи мира с тем, что находится «по ту сторону бытия».

Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) - русский философ-идеа-лист, поэт, публицист, литературный критик. Основоположник самобытного целостного направления христианской философии. Сын историка, профессора Московского университета С.М. Соловьева. По окончании гимназии в 1869 г. поступил на естественный факультет Московского университета, но через три года перешел на историко-филологический, который окончил в 1873 г. Затем в течение года учился в Московской духовной академии. В 1874 г. защитил магистерскую диссертацию и был избран профессором МГУ на кафедре философии. Летом 1875 г. уехал для научных занятий в Лондон, а потом на несколько месяцев - в Египет. Возвратившись в Россию в 1876 г., вновь читает лекции в Московском университете, но в 1877 г. покидает университет и поступает на службу в Ученый комитет Министерства народного просвещения.

Центральной в учении Соловьева является идея «всеединства сущего». Необходимость принципа всеединства (целостности) обусловлена тем, что все предметы и явления не существуют отдельно друг от друга. Даже наша вселенная, замечает Вл. Соловьев, не есть «хаос разрозненных атомов», а представляет собой единое, связное целое. Это относится к любому предмету, стороны которого образуют в своем взаимопроникновении конкретное единство, определенную целостность.

«Безусловное всеединство» как синтез истины, добра и красоты постигается, по Соловьеву, лишь «цельным знанием». Учение о нем - другая фундаментальная идея русского философа. Характеризуя общие признаки цельного, полного знания (или «свободной теософии вообще»), Соловьев считал, что оно есть знание, имеющее предметом истинно сущее в его объективном проявлении, целью - внутреннее соединение человека с истинно сущим, материалом - данные человеческого опыта во всех его видах (а не только в виде научного опыта), основной формой своей имеющее умственное созерцание (интуицию), связанную в систему посредством логического мышления, и, наконец, источником, причиной - действие высших идеальных существ на человеческий дух.

По своей структуре цельное знание есть органическое единство, а не механическое соединение. Оно предполагает синтез трех необходимых компонентов: теологии[30], философии и опытной науки. Центром первого из этих элементов является абсолютное существо (Бог), второго - общая идея и третьего - реальный факт. Только органический синтез названных компонентов представляет собой цельную истину знания как такового. Соловьев считал, что истина возможна только в том случае, если мы будем признавать всю действительность, беря ее в целом, т.е. максимально обобщенно и максимально конкретно. Это значит, что истина есть сущее, взятое и в своем абсолютном единстве и в своей абсолютной множественности. Другими словами, истина есть сущее всеединое. Философ дает диалектику этого всеединого сущего. В «Критике отвлеченных начал» он употребляет такие термины, как «мистицизм», «свободная теософия», «свободная теургия» и др., но понимать их нужно условно. Под «мистицизмом» он понимает только цельное знание, всячески стараясь отождествить мистическое знание и естественные науки. То, что он называет «свободной теософией», совершенно не имеет ничего общего с теософическими учениями, которые в Европе имели большое распространение в ХIХ в. Его «свободная» теософия есть учение о всеединстве, которое включает в себя и религиозное учение. Теургия для Соловьева - это свободное, общечеловеческое творчество, в котором свои высшие идеалы человечество осуществляет в материальной действительности, в природе. Свою теургию он называет также «искусством».

Таким образом, идеи всеединства и цельного знания - ключевые идеи, на которых базируется философия Вл. Соловьева. Кроме них он сформулировал немало других интересных и своеобразных мыслей и концепций. К ним относятся: учение о Софии как «вечной женственности» - как конкретное выражение концепции всеединства; формулировка общего закона развития и применение его к разным сферам действительности (прежде всего - к истории человечества); разработка «органической логики» как системы определенных категорий и ее метода - диалектики; понимание «экономического общества» («материального, экономического труда») как исходного начала и основы всей социальной жизни; обоснование необходимости «практизации» философии, т.е. выведение ее и к «жизни народной» в целом, где она должна давать «верховные определяющие начала жизни»; учение о богочеловечестве и др. Рассмотрим более подробно основные направления философии Вл. Соловьева.

Метафизика (т.е. наука об истинно сущем). Предмет цельного знания - «истинно сущее», т.е. Абсолют, Бог, а последний его результат - учение о Богочеловечестве. Подробно свою систему Соловьев изложил в докторской диссертации «Критика отвлеченных начал» (1880), в работе «Кризис Западной философии», а также в трактате «Чтения о Богочеловечестве». Описание Абсолюта-всеединства Соловьев считает главной задачей философии. Новизну и плодотворность своего подхода к этой проблеме он показывает через критику тех представлений, которые были приняты в европейской философии вплоть до середины ХIХ в. Главный порок указанных представлений Соловьев видит в том, что в них Абсолют предстает как «отвлеченное начало», т.е. как «абстракция», получающаяся в результате расчленения целостного бытия, целостной жизни на отдельные качества. На самом же деле Абсолютом может быть лишь целостное бытие, целостная жизнь. «Под отвлеченными началами, - писал философ, - я разумею те частные идеи (особые стороны и элементы вселенной и др.), которые, будучи отвлекаемы от целого и утверждаемы в своей исключительности, теряют свой истинный характер, вступая в противоречие <...> друг с другом, повергают мир человеческий в то состояние умственного разлада, в котором он доселе находится. Критика этих отвлеченных и в своей отвлеченности ложных начал должна состоять в определении их частного значения и указании того внутреннего противоречия, в которое они <...> впадают, стремясь занять место целостного»[31]. Иными словами, различные философские системы и подходы содержат истинные моменты целостного взгляда на мир как всеединство. Но, будучи вырванными из контекста целостности, они становятся ложными, превращаясь в «отвлеченные начала».

Критически разбирая многочисленные попытки решить указанную проблему, Соловьев приходит к выводу, что все они сводятся к двум вариантам, которые воплощены в эмпиризме и рационализме. Главный итог критического рассмотрения Соловьевым двух основных направлений европейской философии - это признание в качестве единственно возможного источника истины особого «внутреннего опыта», носящего интуитивно-мистический характер и не зависящего непосредственно ни от действия чувств, ни от действия разума. При этом Соловьев подчеркивает, что в том же самом акте, в котором происходит соединение с истинной реальностью, человек постигает и свою подлинную сущность. Именно поэтому внутренний опыт дает ситуацию, в которой возможно познание истинно сущего, - это ситуация совпадения познаваемого и познающего, т.е. установление познаваемого в его истине как существующего. Постижение истинно сущего предполагает признание цельности и конкретности внутреннего опыта. Любая попытка отделить в этом опыте главное, фундаментальное от неглавного, второстепенного приводит к его разрушению, к распаду на абстрактные элементы, в каждом из которых уже нет истинного содержания, т.е. уже не присутствует истинно сущее. Только схватывание конкретной целостности содержания внутреннего опыта - его всеединства - представляет собой тот уникальный пример акта познания, когда познающее полностью совпадает с познаваемым и, значит, познание обладает истиной.

По-настоящему конкретный и цельный внутренний опыт не может основываться только на одной из способностей или сторон человеческого сознания, будь то разум, чувство или воля. Через каждую из них мы можем видеть в Абсолюте только одну его сторону, ту, которая открывается соответствующей способности. Познание должно быть одновременно открыто всем этим способностям человека и осуществляться в созвучии этих способностей. Постижение истины требует познаваемого и познающего, интуитивное созерцание собственной личности во всей ее иррационально-жизненной конкретности. В мистическом акте проникновения в глубину своего внутреннего мира каждый человек открывает абсолютное начало мира.

Абсолют определяется как сущее всеединое. Различие мира, к которому принадлежит человек, и Абсолюта есть различие бытия и сущего. Сущее не совпадает с бытием, хотя ему принадлежит всякое бытие. Так человек не есть мышление, однако ему принадлежит мышление. Сущее является безусловным началом бытия, это субстанция бытия, высший Абсолют, Бог, сам себя познающий во всяком бытии. К нему не приложимы никакие атрибуты реальной действительности, он самодостаточен и свободен от всяких определений.

Истороиософия. Методология всеединства - основа историософии Соловьева. История (история человечества, всемирная история) рассматривается Вл. Соловьевым в контексте такого широкого целого, как «мировой процесс». В рамках последнего история человечества предстает как продолжение истории природы. Важнейшая идея, которая красной нитью проходит через все рассуждения Вл. Соловьева о всемирной истории, - идея о ее единстве, целостности, «положительном всеединстве». С точки зрения философа, «Россия не призвана быть только Востоком. В великом споре Востока и Запада она не должна стоять на одной стороне, представлять одну из спорящих партий. Она имеет в этом деле обязанность посредническую и примирительную, должна быть в высшем смысле третейским судьей этого спора»[32]. Но для этого необходимо отказаться от национального эгоизма, сковывающего ее духовные силы, и «действовать всегда по христиански», в соответствии с духом справедливости и любви.

По схеме Соловьева «уклонение» России от христианского пути началось преимущественно в московскую эпоху. До этого в ней, по сравнению с другими странами, было «наименее препятствий к образованию христианской общественности». Меняя при князе Владимире свое древнее идолопоклонство на «всечеловеческую веру», она отрекалась от языческого обособления и замкнутости, приобщалась к единой всемирно-исторической судьбе человечества. Само положение Киевской Руси, поставленной между Византией и Западной Европой, позволяло ей «свободно воспринимать истинные универсальные начала христианской культуры помимо ее односторонних и преходящих форм». Успеху, однако, препятствовали азиатские орды, беспрестанно напиравшие на христианский мир. Киевская Русь вынуждена была бороться за свое существование. Чтобы выжить, русскому народу требовалось крепкое государство, которое в конечном счете и было создано в московский период. Это достигнутое русским народом политическое благо не замедлило обернуться для него величайшим нравственным злом.

Вследствие монгольского ига, писал Соловьев, русский народ, «принужденный уйти в далекий северо-восточный угол Европы и там сосредоточить свои силы на черной работе государственного объединения <...> с ХIII в., оказался физически обособленным от остального христианского мира, а это сильно способствовало и духовному обособлению, развитию национальной гордости и эгоизма». Огромный вред ему доставили тягостные и унизительные отношения с Ордой. Их действие было двояко. С одной стороны, подчинение Орде приводило к понижению его духовного и культурного уровней, с другой - сохраняющееся сознание принадлежности к христианскому сообществу при разобщении с Европой усиливало в русских людях привязанность к одностороннему византизму, особенно возросшую с середины XV в., после завоевания Константинополя турками. В итоге, полагал Соловьев, в Московском государстве сложился духовный и жизненный строй, который никак нельзя назвать истинно христианским. В России ХVI в., писал он, «вследствие крайнего невежества и разобщения с цивилизованным миром <...> реакция против христианского универсализма проявилась во всей своей силе. Признавая себя единственным христианским народом и государством, а всех прочих считая «погаными нехристями», наши предки, сами не подозревая того, отреклись от самой сущности христианства».

Русский народ, по Соловьеву, только благодаря созданному им государству, могучему и всевластному, сохранил величие и самостоятельность России, которую он, желая выразить свои лучшие чувства к родине, называл «святой Русью». Эта «святость» есть особенность национального идеала Соловьева. В ней нет ничего аскетического, что столь характерно для восточного идеала святости. Его понимание святости отмечено «живым практическим и историческим смыслом». Полнота идеала святости требует, чтобы святая Русь возжелала «святого дела», а именно: соединения церкви, духовного примирения Востока и Запада в Богочеловеческом единстве вселенского христианства. Это и есть святое дело, т.е. действенное слово, которое Россия должна сказать миру. Вся человеческая история рассматривается им как восхождение человека к богу.

Софиология. Термин «софия» пришел в русскую философию из эллинистической философской мысли. В буквальном переводе с греческого слово «софия» означает мудрость, премудрость. В России именно Соловьев вводит термин «софия» в свою систему. «София» в его устах приобретает существенно иной смысл, нежели в антично-неоплатонической традиции. София, с точки зрения Соловьева, есть «тело Божие, материя Божества», носитель обобществленной человечности, залог осуществления исторической судьбы человека и мира. Во многом идея Софии носит у Соловьева и мистический характер, объясняемый, прежде всего, личностными переживаниями автора. Но одновременно она и носитель абсолютной истины, и образ Вечной Жены, и многое-многое другое.

София, с точки зрения Соловьева, проходит путь от трансцендентального божественного знания через развитие отдельных путей познания реальности (эмпирического, рационального, мистического) к становлению цельного знания, и конечное его воплощение в богочеловеческом овладении силами вселенной. София выступает у Соловьева как носитель идеи цельного знания, синтез основных путей познания реальности. В этом синтезе предполагается главенство мистического познания в его рационально логической выраженности. Таким образом, концепция Софии в философии всеединства Соловьева концентрирует основные мотивы этой философии, обосновывает ее.

Космизм. В.С. Соловьева относят к русским философам-космистам христианско-религиозного направления. Наиболее полно тема космизма рассмотрена В.С. Соловьевым в трактате «Чтения о богочеловечестве». По мнению Соловьева, истинной загадкой для разума является не божественный мир. Напротив, как идеальная полнота всего и осуществление добра, истины и красоты, он воспринимается как нечто ясное и нормальное. Действительность окружающего нас земного мира является подлинной загадкой и задачей для разума. «Эта задача <...> к выведению условного из безусловного, <...> случайной реальности из абсолютной идеи, природного мира явлений из мира божественной сущности. <...> Связующее звено между божественным и природным миром есть человек. Человек совмещает в себе всевозможные противоположности, которые сводятся к одной великой противоположности между безусловным и условным, между абсолютной и вечной сущностью и преходящим явлением или видимостью. Человек есть вместе и божество и ничтожество»[33]. Следовательно, для человека надо найти место и значение в общей связи истинно сущего.

Человек - это вечное тело Божие и вечная душа мира - София. Поэтому человек является необходимым и незаменимым звеном в абсолютном целом. Именно это оправдывает допущение двух великих истин: человеческой свободы и человеческого бессмертия. Всеединство возможно только тогда, когда происходит соединение божественного начала с душой мира, где первое - образующий элемент, а второе - пассивная сила, которая воспринимает идеальное и снабжает его материей для развития. Путь к достижению совершенного и вечного организма - это медленный и мучительный путь, который объясняется только одним, без чего немыслимы ни Бог, ни природа - свободой. «...Единство, чтобы быть действительно единством, очевидно должно быть обоюдным, т.е. идти не только от Бога, но и от природы, быть и ее собственным делом»[34].

Мировой космогонический процесс проходит множество последовательных фаз. Начинаясь эпохой звездной (астральной), когда действием всемирного тяготения материя стягивается в великие космические тела, он завершается созиданием органической жизни и ее совершенством - формой человеческого организма. «В человеке мировая душа впервые соединяется с божественным Логосом в сознании как чистой форме всеединства <...> В человеке природа перерастает саму себя и переходит (в сознании) в область бытия абсолютного. Воспринимая и нося в своем сознании вечную божественную идею и вместе с тем по фактическому происхождению и существованию своему неразрывно связанный с природой внешнего мира, человек является естественным посредником между Богом и материальным бытием, проводником всеединящего божественного начала в стихийную множественность - устроителем и организатором вселенной»[35].

Франк Семен Людвигович (1877-1950) родился в Москве в семье врача. С юных лет мальчику прививали интерес к религии и философским проблемам. В 1894 г. Франк поступает на юридический факультет Московского университета и активно участвует в «марксистском кружке», однако вскоре порывает с революционной средой. В 1912 г. становится приват-доцентом Петербургского университета, в 1917 г. - деканом и ординарным профессором Саратовского историко-философского факультета. Осенью 1922 г. Франк вместе с большой группой видных ученых, писателей, философов был выслан из Советской России. В 30-е годы читал лекции в Берлинском и других европейских университетах. Умер в Лондоне в 1950 г. Основные работы С. Франка: «Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания»(1915); «Душа человека (опыт введения в философскую психологию)»(1917);«Очерк методологии общественных наук»(1922);«Непостижимое» (1939);«С нами Бог» (1946).

Первое же основательное философское исследование Франка «Предмет знания» положило начало системному, углубленному размышлению о бытии и разработке концепции интуитивизма. Франк полагает, что интуиция возможна в силу того, что во «всеединстве» уже коренится индивидуальное бытие, поэтому каждый объект еще до того, как познается, уже находится в непосредственном контакте с познающим, так как «мы слиты с ним не через посредство сознания, а в самом нашем бытии». Абстрактное логическое познание возможно лишь тогда, когда оно основывается на другом, металогическом познании, т.е. на основе «интуиции целостного бытия», которое представляет собой абсолютное единство, или всеединство. Вот как он, считая исходной точкой рассуждения понятие бытия, излагает свою теорию интуиции: «Тот факт, что нечто вообще существует и, таким образом, существует бытие как таковое, намного более очевиден, нежели тот, что мы обладаем сознанием. На вопрос критической философии, существует ли бытие вне нас или внутри нас, в нашем сознании, необходимо ответить, что и то и другое одновременно подтверждается тем, что мы внутри бытия <...> бытие есть совершенно своеобразное, закрытое в себе самом и противостоящее действительному бытию субъективное образование, <...> мы в нашем бытии и через него непосредственно связаны с бытием как таковым, существуем в нем и обладаем им совершенно непосредственно - не через познающее сознание, а через первичное переживание».

В работе «Русское мировоззрение» (1926) Франк указывает, что своеобразие русского типа мышления состоит в том, что оно изначально основывается на интуиции. Философ считает, что в основе русской философии лежит понятие опыта, понимаемого как жизненный опыт. Узнать посредством опыта - это значит приобщиться к чему-либо с помощью внутреннего созерцания и сопереживания. Человек познает именно потому, что он постигает бытие не только идеальным образом, он должен сначала укорениться в бытии, чтобы это постижение стало возможным. «Жизнь есть именно реальная связь между «я» и бытием, в то время как мышление - лишь идеальная связь между ними», - считает философ. В работе «Непостижимое» он развивает мысль о том, что тайна бытия приоткрывается через усилие постижения, путем напряженного вдумывания, всматривания в самый акт познавательной деятельности. Задача вдумчивого отношения к миру решаема лишь на пути развеивания иллюзии повседневности, неспешного вглядывания во всеобъемлющее начало всего конкретного бытия. Непостижимое имеет, по Франку, свое последнее основание - «несказанную последнюю глубину». Бытие осмыслено, проникнуто Истиной как светом, озаряющим самое бытийное «беспокойство». Мы не просто есть в этом мире, «мы движемся из нашей последней глубины», каждый шаг нашей жизни служит высшему, значимому, абсолютному. Эту первооснову, истину бытия, Франк называет Святыней, Божеством, «осмысляюще-обосновывающей потенцией всего». Человек не только сотворен Богом, но и «сопринадлежит к Божьей реальности». Бог и Я неразделимы, пишет Франк. Не только Я рождаюсь от Бога, но и «сам Бог рождается во мне».

Главные концепции Франка посвящены проблемам духовности человеческой жизни. Духовность, дух представляет для философа важнейшее понятие философии. Дух - это объективное бытие, но не как бытие объекта, а как бытие актуальной, завершенной, устойчивой реальности, которая имеет ценность в себе самой и придает смысл всей нашей психической жизни. Сотворение мира Богом означает, по Франку, не то, что он сотворил его из ничто, так как последнее есть пустое слово, а то, что Бог придал миру ценность и смысл. «Мир имеет свою реальную опору и свою идеальную основу в Боге, а именно это и означает тварность мира».

Ряд произведений Франка посвящены вопросам социальной философии: «Очерк методологии общественных наук» (1922);«Я и мы»(1925);«Духовные основы общества»(1930). Философ утверждал, что социальная жизнь - не просто сумма психологических событий. Общество выступает в качестве единой сущности, это некоторое первичное целое. Общество есть «подлинная целостная реальность, а не производное объединение отдельных индивидов, более того, оно есть единственная реальность, в которой нам конкретно дан человек». Общество неоднородно и имеет два аспекта: внутренний и наружный. Внешний и внутренний слой Франк называет общественностью и соборностью. В соборности выражаются главным образом те социальные связи людей, которые делают человека человеком. Соборность как внутреннее, органическое единство «лежит в основе всякого человеческого общения, всякого общественного объединения людей». Она может иметь разные формы своего проявления в качестве объединяющего начала. Первая форма - это семья, вечная основа всякого общества. Второй формой выступает религиозная жизнь. Соборность и религиозная жизнь есть в основе своей одно и то же. Третьей формой соборности выступает общность судьбы и жизни всякого объединенного множества людей. Общая работа и жизнь спаивают людей друг с другом и порождают чувство товарищества и внутренней близости. Согласно Франку, последняя цель общественной жизни, как и человеческой жизни вообще, одна - осуществление самой жизни во всей всеобъемлющей полноте, глубине, гармонии и свободе ее божественной первоосновы, во всем, что есть в жизни истинно сущего. Отсюда вытекает триединство начал жизни: служение, солидарность и свобода. Франк считал безумием радикальные революции, которые ставят себе целью истребить из общества все его прошлое и построить жизнь заново из ничего.

Флоренский Павел Александрович (1882-1937) - русский религиозный философ, ученый (математик, физик, искусствовед, филолог, историк), инженер-изобретатель. О нем еще при жизни говорили как о «русском Леонардо да Винчи». Светское образование (в Московском университете) Флоренский дополнил образованием духовным (в Московской духовной академии). В 1914 г. выходит в свет основной труд богослова и ученого «Столп и утверждение истины» («Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах»). В 1911 г. Флоренский принял сан священника. В 1919-1920 гг. он как физик-электротехник участвовал в работе комиссии ГОЭЛРО, будучи автором многих работ по проблемам математики и естествознания. Вслед за Вл. Соловьевым и славянофилами Флоренский продолжает и развивает философию «всеединства». С христианско-православных позиций философ стремился развить учение о мире и человеке. Свое учение он назвал «конкретной метафизикой».

Обрести Истину, по Флоренскому, - это обрести абсолютные, безусловно достоверные начала, которые дают возможность человеческому сознанию сохраниться, удержаться в несовершенном, раздробленном мире («падшем бытии»). Рациональные, логические средства необходимы, но недостаточны. Дискуссия должна быть соединена с интуицией. Но и это единство создает лишь условия возможности Истины. Ее действительное бытие требует выхода из области понятий в сферу «живого опыта» - прежде всего опыта религиозного. Содержание духовного опыта - любовь - благодатная единящая сила бытия.

Как и Вл. Соловьев, Флоренский рассматривает свою философию как «софиологию», следует древним традициям как эллинской мысли, так и Ветхого Завета. «Софийность» в образно-художественной форме передает, выражает идею и чувство мудрости и красоты мироздания, она выражает единство Творца и творения в «любви». Любовь у Флоренского важнейшая онтологическая категория, сила, которой устанавливается и держится всеединство.

П.А. Флоренского, так же как и В.С. Соловьева, включают в плеяду русских философов-космистов: он пишет о космосе как «живом целом». Человек не просто мыслит, но и переживает эту целостность, как переживает он тайную силу всякого слова, всякого имени, которое есть не что иное, как глубинный метафизический принцип бытия и познания. «Основным законом мира» Флоренский считает второй принцип термодинамики - закон энтропии, взятый расширительно, как закон Хаоса во всех областях мироздания. Миру противостоит Логос - начало энтропии. Культура есть сознательная борьба с мировым уравниванием: культура состоит в изоляции - как задержке уравнительного процесса Вселенной и в повышении разности потенциалов во всех областях - как условии жизни, в противоположность равенству - смерти. Позднее, в письме к В.И. Вернадскому, Флоренский выскажет мысль о пневматосфере - особой оболочке Земли, созданной человеческим творчеством, «вовлеченной в круговорот культуры или, точнее, круговорот духа», - мысль, прямо перекликающаяся с концепцией ноосферы.

Техника как часть культуры (именно так воспринимает ее Флоренский) упорядочивает, организует материю (подобный взгляд развивал Н.А. Умов). Идея немецкого философа Эрнста Каппа об органопроекции - создании технических орудий «по образу и подобию» естественных органов - трактуется Флоренским как стремление человека активно воздействовать на окружающую среду, сознательно овладевать ею, целенаправленно ее перестраивать. Техника не просто посредник между человеком и природой, но и своего рода средство человеческого самопознания. Конструируя инструменты и машины, мы словно пытаемся глубже и точнее понять устройство наших собственных органов. То, что в организме бессознательно, делается здесь сознательно воспроизведенным, построенным по осмысленному проекту и плану. Более того, воспроизведя в технике те из наших органов, которые рудиментарны или вовсе не развиты и не выявлены, претворяя их в совершенные, стройные механизмы, мы вольно или невольно открываем для себя дремлющие пока возможности нашего собственного организма. «Линия техники и линия жизни идут параллельно друг другу», - утверждает Флоренский.

Карсавин Лев Платонович (1882-1952) - философ, чье творчество сложилось и получило развитие в русле русской религиозно-философской традиции, сосредоточившись на вечных проблемах Бога, человека, бессмертия, нравственных корней и коллизий человеческого существования; близка и дорога была русскому мыслителю и тема судьбы его родины.

На философско-исторические взгляды Карсавина оказали существенное влияние как идеи Вл. Соловьева, так и труды старых славянофилов - Хомякова и Киреевского. Из западных мыслителей наиболее близки и дороги были Карсавину Джордано Бруно и Николай Кузанский. В 1923 г. в Берлине вышел объемный труд Карсавина «Философия истории». Центральный раздел учения Карсавина - онтология, учение об Абсолютном. В этом труде Карсавин выступил как мыслитель соловьевской школы, т.е. последователь метафизики всеединства, имеющей свои глубинные корни еще в античной философии. По Карсавину, в основе всеединства лежит триединый процесс: первоединство - разъединение - воссоединение.

Главный труд Карсавина называется «О личности» (1929). Диалектика истории осуществляется в личности. В согласии с догматами христианства понятие личности у Карсавина прилагается в первую очередь не к человеку, а к Богу. Человек же является личностью только в неразвитой, зачаточной форме. Но смысл его жизни заключается в том, чтобы приобщиться к полноте божественного бытия. Личность для человека, пишет философ, скорее предмет стремления, чем обладания. По учению Карсавина, отдельной «души» у человека нет; личность выступает нерасчлененною целостностью, как в своей временной судьбе, так и в вечности. С позиций идеи всеединства Карсавин отвергает провиденциализм, т.е. учение о «божественном плане истории». История, по его представлениям, - всегда открытый процесс бесконечного приближения к всеединству Бога, мира и человека.

Бердяев Николай Александрович (1874-1948) родился в Киевской губернии. Учился в Киевском университете на юридическом факультете, но не окончил его, так как в 1898 г. был арестован за участие в социалистическом движении. В молодости он увлекался марксизмом, но затем отошел от него, впоследствии заинтересовался философией Вл. Соловьева и приступил к самостоятельной разработке христианского миросозерцания. В 1922 г. вместе с другими философами, учеными и писателями был выдворен из Советской России. Сначала жил в Берлине, потом переехал в Париж. С 1926 г. до конца 1939 г. он был редактором религиозно-философского журнала «Путь».

Бердяев написал большое количество книг и статей, вот основные из них: «Философия свободы», «Новое религиозное сознание и общественность», «Русская идея», «Судьба человека», «Смысл истории», «Истоки и смысл русского коммунизма» и др.

Согласно Бердяеву, основной противоположностью, с которой следует начинать разработку мировоззрения, является противоположность между духом и природой. Дух есть субъект, жизнь, свобода, огонь, творческая деятельность; природа - объект, вещь, необходимость, определенность, пассивная длительность, неподвижность. К царству природы относится все, что объективно. Царство духа имеет другой характер: в нем разногласия преодолеваются любовью. Познание духа достигается не посредством понятий разума, логического мышления, а посредством жизненного опыта.

Бог есть дух. Он реально присутствует в жизни святых, мистиков, людей высокой духовной жизни и в человеческой творческой деятельности. Те, кто имел духовный опыт, не нуждаются в рациональном доказательстве существования бога. Божество выходит за пределы естественного мира и может раскрыть себя только символически. Символы в религиозной философии неизбежно связаны с мифами - такими как, например, миф о Прометее, о грехопадении, об искуплении и Спасителе. Рождение Богочеловека от девы Марии, его жизнь в Палестине и его смерть на кресте являются действительными историческими фактами, и в то же время они символы.

Бердяева называют философом свободы. «Свобода для меня первичнее бытия», - утверждал Бердяев. Поэтому в основу своего философского творчества он положил не бытие, а свободу, так как в «свободе открывается тайна мира». Бердяев различает три вида свободы: первичную иррациональную свободу, т.е. произвольность; рациональную свободу, т.е. исполнение морального долга; и, наконец, свободу, проникнутую любовью Бога. Бог не обладает властью над свободой, которая им не создается. «Бог присутствует лишь в свободе и действует лишь через свободу». Эта свобода первична по отношению к добру и злу, она обусловливает возможность как добра, так и зла. С точки зрения Бердяева, действия какого-либо существа, обладающего свободной волей, не может предвидеть даже бог, поскольку эти действия всецело свободны. Не свобода есть создание необходимости, как считал Гегель, а необходимость есть создание свободы. По мнению Бердяева, свобода аристократична, а не демократична. «Огромная масса людей совсем не любит свободы и не ищет ее. Революции масс не любят свободы. <...> Все в человеческой жизни должно пройти через свободу, через испытания свободой, через отвержение соблазнов свободы»[36], - считает он.

«Свобода есть дух, а не бытие», «духовное начало в человеке есть истинная свобода, а отрицание духа <...> есть отрицание свободы»[37], - утверждает Бердяев. По его мнению, «настоящая проблема свободы есть проблема творчества». Свобода есть внутренняя творческая энергия человека, посредством которой он может творить новую жизнь и новый мир. Свобода приходит из иного мира и опрокидывает мир человеческий. Общество будет таким, каковы составляющие его люди. Поэтому декларация прав человека и гражданина должна одновременно стать декларацией обязанностей человека и гражданина. Причем ударение должно быть сделано на человеке как существе духовном, что не делалось в политических революциях. Максимальная свобода, по мнению философа, есть свобода духовной жизни, минимальная свобода есть свобода материальной жизни. Экономика есть работа духа над материей, от которой зависит самое существование людей в условиях этого мира.

Бердяев выделяет два вида свободы: свободу как выбор и свободу как творческий акт. Тема творчества, по словам философа, «есть тема об отношении человека к Богу, об ответе человека Богу. Тема об отношении человека к культуре, к культурным ценностям и продуктам есть уже вторичная и производная»[38]. Для Бердяева творчество человека не есть требование и право человека, а есть требование Бога от человека и обязанность человека. Поэтому творчество не есть только оформление в конечном, в творческом продукте, а раскрытие бесконечного. Творчество противоположно эгоцентризму, оно есть забвение о себе и устремленность к тому, что выше человека. Творческий опыт не есть рефлексия над собственным совершенством, он должен быть направлен на преображение мира. Поскольку творец одинок, то творчество носит не коллективно-общий, а индивидуально-личный характер.

Бердяев называет свою философию экзистенциальной, или персоналистической, считая первостепенными в социальной жизни проблемы личные (персональные), а не общественные. Даже свобода есть прежде всего свобода личности. Для того чтобы че

Наши рекомендации