Предфилософия древнерусского периода
С принятием Русью христианства центрами развития культуры становятся церковь и монастыри.
В ХI-ХII вв. в церковных поучениях и светских рукописных книгах начинает встречаться термин «философия» или «любомудрие». В ХI-ХV вв. в России были известны труды Аристотеля, Платона, Демокрита, Эпикура, сочинения византийских мыслителей, а также многие философские труды средневековых мыслителей Западной Европы.
Рассмотрим основные произведения этого периода, в которых встречаются философские идеи.
Нестор. «Повесть временных лет». Эта летопись до нас не дошла, а дошел Летописный свод, составленный монахом Сильверстом, который опирался на Несторову летопись и на другие летописные источники. Автор отвечает на вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля», пытается проследить историю древних славянских народов, показать историческое место Древней Руси среди народов мира. Значительное место в «Повести» отводится славянской (языческой) мифологии, а также распространению и утверждению христианства на Руси. Нестор рассматривает такие моральные категории, как добро и зло. Поскольку, согласно христианской религии, Бог наделил человека смертным телом, бессмертной душой и свободой воли, то человек сам должен определять, как ему поступить. Он сам склоняется к добру или злу, сам несет ответственность перед Богом за содеянное им.
«Изборник 1076 года»князя Святослава Ярославича, составленный книжникомИоанном. Автор «Изборника» разработал целую систему нравственных правил, оправдывающих власть князей, требующих от народа смирения и послушания, терпения и кротости. В то же время он призывает богатых ограничивать свою алчность, проявлять человеколюбие, оказывать милостыни убогим и нищим, щадить немощных и сирых, заботиться о нравственной чистоте души.
Илларион. «Слово о законе и благодати». Митрополит Илларион был сподвижником Киевского князя Ярослава Мудрого (1015-1054), который при Софийском соборе создал кружок «книжников», просветителей, занимающихся разнообразными литературными трудами, по преимуществу переводами византийских авторов.
«Слово о законе и благодати» написано белым стихом в форме церковной проповеди и является образцом торжественного религиозного красноречия. «Слово» состоит из трех частей: в первой части рассказывается о возникновении христианства и его утверждении в борьбе с иудаизмом; во второй части повествуется о распространении христианства на Руси; в третьей части воспеваются князья Владимир и Ярослав. История разделяется на три периода: 1-й - языческий («идольский мрак»); 2-й - иудейский (Моисеев закон); 3-й - христианский (достижение истины).
Воспроизводя историю Руси от первых князей, Илларион не подчеркивает различия по вере язычников Игоря и Святослава и христиан Владимира и Ярослава. Он соединяет их общим служением государству, т.е. главным критерием считает политические качества государей. И тем самым как бы реабилитирует дохристианский период истории, что, вопреки церковным установкам, восстанавливает единство исторического процесса.
Таким образом, в «Слове о законе и благодати» содержится идеологическое обоснование сильной княжеской власти, духовных стимулов спасения и великого будущего русского народа. «Слово о законе и благодати» предшествовало теории «Москва - Третий Рим», обосновавшей роль России как ведущей православной державы, преемницы Рима и Константинополя.
В ХII в. появляется еще одно сочинение - «Послание» киевского митрополита Никифора к Владимиру Мономаху. В нем наряду с религиозной проблематикой ставится вопрос о человеке, о месте нахождения его души, о разуме и чувствах как источниках человеческого знания. Человек, по мнению Никифора, создан богом и состоит из духовного и телесного начал. Между душой и телом существует постоянная вражда: плоть противится духу, дух - плоти. Совершенным является такое состояние, при котором дух господствует над плотью, укрощает телесные страсти.
«Поучение Владимира Мономаха»стало своеобразным сводом практической философии. В нем изложены этические принципы поведения людей. Мономах исходит из убеждения, что праведная жизнь любого человека достигается «добрыми делами»: «покаянием», «слезами» и «милостыней».
В ХIII-ХIV вв. в Древней Руси появляются переработанные и дополненные византийские философские труды «Толковая палея», «Пчела», «Диоптра» и др. В «Толковой палее» излагаются главным образом библейские тексты о сотворении мира. «Пчела» представляет собой сборник отрывков из трудов и высказываний Платона, Аристотеля, Анаксагора, Ксенофонта, Демокрита, Эпи-кура, Пифагора, Сократа, Эсхила. В «Диоптре» ставится вопрос о соотношении души и тела, о боге, человеке и его характере, об устройстве вселенной, о «кончине мира» и «страшном суде».
Таким образом, главным итогом развития древнерусской предфилософской мысли оказалась выработка принципиально новых, по сравнению с дохристианскими, представлений о мире как творении бога, о человеческой истории как арене борьбы божественной благодати и дьявольских козней, о человеке как двойственном существе, состоящем из смертного тела и бессмертной души. Это обеспечивало дальнейшее утверждение христианского мировоззрения и переход от древнерусской культуры к русской средневековой культуре.