Философия жизни и иррационализм конца 19-ого, начала 20 века
Иррационализм - философское учение, согласно которому решающим фактором в познании, в поведении людей, в мировоззрении, в ходе исторического процесса и общественного развития играют не силы разума, не рациональное начало, а иррациональное (неразумный, бессознательный). На передний план выдвигаются внемыслительные аспекты духовной жизни — воля, непосредственное созерцание, чувство, интуиция, бессознательное, мистическое озарение, воображение, инстинкт и т.п. Основным его представителем был А. Шопенгауэр.
Позитивизм. Источник подлинного (положительного), «позитивного» знания - отдельные конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения. Философия, по мнению позитивистов, не может претендовать на самостоятельное исследование реальности.
О. Конт вывел исторический закон познания: каждая отрасль наших познаний проходит последовательно через три различных теоретических состояния:
· теологическое, или состояние вымысла;
· метафизическое, или абстрактное;
· научное, или положительное.
Явления внешнего мира допустимо изучать только одной науке — естествознанию.
Отрицание всего предшествующего развития философии и сведение ее к конкретным наукам, что существенно ограничивает познавательные возможности позитивистов.
Философия жизни. Основное понятие и предмет - «жизнь» как, во-первых, органическая целостность и во-вторых — творческая динамика бытия.
Жизнь целостна и находится в непрерывном становлении. Поскольку она целостна, ее нельзя познать рациональными, а потому односторонними методами науки. Поскольку она развивается, в нее не входит все застывшее, остановившееся в развитии. Поскольку жизнь — это спонтанный поток становления живого, она не имеет целесообразности, а соответственно в истории как части целостной жизни нет объективных законов. История, как и человек, имеет только свою судьбу.
Человек переживает, инстинктивно чувствует. Но он не пассивен. Его постоянное стремление — вырваться за рамки своего бытия, особенно социального, возвыситься над собственной судьбой. Отсюда трагичность его существования, ибо судьбу победить нельзя. Однако человек должен быть горд, аристократичен, силен волей, благороден. Такой человек стремится к целостной жизни, не боится смерти, желает быть сильнее других, постоянно ищет целостность своего существования, максимально приближает его к целостности жизни.
25. Русская философия, ее этапы и основные понятия. Русская идея.
Русская философия — одно из направлений в мировой философии. Русская философия, как и другие национальные философии, выражает самосознание и менталитет народа, его историю, его культуру и духовные искания.
Основой духовного самосознания и менталитета народа в русской философии является русская идея. Русская идея — это вопрос о существовании России во всемирной истории.
Этапы:
1. Русская философия 11-17 веков . Под философией понималось возвышенное стремление премудрости Божией - София. Представитель - монах Филофей, автор концепции "Москва - третий Рим"
2. Русская философия 18 века. Ослабление влияния православия. Появление первых университетов. Появляется светская философия. Представители: м.в. Ломоносов, Радищев, Григорий Сковорода "мир ловил, ловил меня, но не поймал"
3. Русская философия первой половины 19 века. Полемика между славянофилами и западниками, которая возникла из-за публикации философических писем Чаадаева. Лагери мыслителей Хомяков, Киреевский . Западники: Герцен Белинский
4. Русская философия второй половины 19 века - начало 20 века. Появляется Русский анархизм (безгосударственный социализм)с Русский космизм. Философия всеединства
Философия русского космизма
Открытие Антарктиды. Первый полет в космос. Две главные несвободы:
1. Ограниченность человека во времени
2. Ограниченность человека в пространстве
Особенности русский философии:
1. Не занималась процессами познания мира. Эти вопросы стояли только по отношению к человеку.
2. Антропоцентризм. Проблемы доказательства Бога сводились к вопросу «зачем это нужно человеку».
3. Обращение к проблемам нравственности.
4. Обращение к социальной проблеме «Как сделать человека лучше?»
5. Практическая направленность.
6. Связь с отечественной культурой.