Понятие мировоззрения и его исторические типы. Философия, религия, наука
Представления о мире и месте в нем человека и есть то, что называют мировоззрением. Для того чтобы оно возникло и сформировалось (стихийно или целенаправленно)? необходимы определенные знания и ценностные устремления.
Мировоззрение – это система взглядов человека на мир, это жизненная позиция, познавательная, ценностная и поведенческая ориентация человека.
В историческом развитии мировоззрения можно выделить следующие типы: миф, религия, философия.
· мифологическое мировоззрение (фантазии преобладают, единство с природой, множество сверхъестественных сил, доминирование чувств);
· религиозное мировоззрение (монотеизм): психологическая структура (чувства и действия людей, ритуалы) + идеологическая структура (догматы, писания)
· философское мировоззрение (свободный интеллектуальный поиск истины): осмысление предельных оснований бытия и мышления, обоснование ценностей, стремление к целостности, логическая аргументация), опора на разум.
Предмет философии, ее разделы и функции.
Предмет философии – «весь спектр отношений человека и мира в наиболее общем виде, познание предельных оснований природы, человека, общества и культуры».
В ходе развития философии сложилось много её взаимосвязанных разделов:
1. Онтология (учение о наиболее общих принципах бытия). Такими принципами являются:
• мир существует реально, объективно;
• первичным, основой всего существующего, является материя;
• мир и вся окружающая действительность находятся в движении, развитии;
• всё находится во взаимосвязи, взаимообусловленности, в мире действуют всеобщие законы.
2. Гносеология (учение о познании);
3. Этика (учение о нравственности);
4. Философия и методология науки;
5. Эстетика (учение о прекрасном в жизни и искусстве);
6. Социальная философия (учение об обществе и культуре);
7. Логика (наука, изучающая формальные законы мышления).
Функции:
Мировоззренческая функция, с помощью которой строится единая картина мира. Она позволяет человеку понять смысл его жизни и деятельности
Методологическая функция состоит в разработке всеобщих методов познания.
Аксиологическая (ценностная) функция ориентирует человека и общество на определенную систему ценностей.
Интегрирующая функция философии позволяет объединить знания из различных наук в стройную систему знаний о реальной действительности.
Основные характеристики материализма и идеализма в философии. Методы философии
Вопрос в философии: Что считать первичным: материю или сознание?
Так, идеалисты за первичное принимают идею, сознание, понятие, ощущение. Что касается материалистов, то они исходят из следующих принципиальных положений:
• мир материален, он существует реально, объективно, независимо от сознания и воли людей;
• материя первична, она - основа (субстанция) реальных предметов, явлений, а сознание вторично, производно от материи и является особым её свойством;
• научный материализм вскрывает связь между материальным и идеальным, их взаимодействие;
• материализм (да и объективный идеализм также) исходит из того, что мир познаваем
Диалектический и метафизический методы.
Диалектический метод зародился ещё в античном мире, а в Новое время его развил Гегель. Сущность ее выражена в следующих принципиальных положениях:
1. Диалектический метод рассматривает явления, предметы, всю окружающую действительность во взаимосвязи, единстве, причинной обусловленности.
2. Этот метод исходит из того, что всё в окружающей действительности, в том числе конкретные предметы, явления находится в движении, развитии, которое совершается от простого к сложному, путём возникновения новых качеств и новых свойств.
3. Предметам, явлениям свойственны внутренние противоположные тенденции, находящиеся в единстве и противоречии.
Исходными положениями метафизического метода являются:
• игнорирование всеобщей связи, взаимообусловленности и единства в объективном мире;
• упрощенное толкование движения - лишь как простого перемещения тел в пространстве;
• понимание развития лишь как постепенного процесса, как простого количественного увеличения без возникновения новых качеств и свойств, без скачков в развитии;
• отрицание наличия в предметах, явлениях внутренних противоположностей, противоречий как источников движения, развития.