Глава 4. Индивидуальность «в движении»
Жизнь как чужой язык:все говорят с акцентом.Кристофер Морли
Внеси лепту и спи спокойно!
Предположим,вы человек здравомыслящий,и нет у вас намерений ук-рашать свою жизнь смертельными душевными надрывами и надломами.Вы не считаете,что каждого ждут великие дела,надо только найти своего про-рока и следовать за ним,в какую бы…сомнительную местность он вас ни за-вел.Вам не кажется,что за яркое переживание стоит заплатить если не жиз-нью,то здоровьем,поскольку главное–было бы о чем вспомнить перед смертью.Вы не предполагаете,что молитвенное предстояние заменяет дея-тельность по достижению желаемого и что боженька ради истово молящего-ся готов на любое нарушение естественного хода событий(а чем,собственно,является чудо?).В таком случае поздравляем:вы не подвержены патологиче-ским романтическим настроениям.Зато есть вероятность,что время от вре-мени у вас возникают конфликты с вашими детьми,которые вас считают со-всем не крутым и даже довольно скучным человеком.
Что поделать!Крутость,она же экстремизм и нонконформизм само-убийственного толка,выглядит ярко,глянцево,феерично–совсем как остро-сюжетное кино или рекламные ролики про свежее дыхание.Поэтому моло-дежи интересно увидеть,как оно выглядит в реальности,в исполнении бли-жайших родственников.А не увидит ничего подобного–так уже и нос воро-тит.И хочется в ответ окатить их свежестью с привкусом резонерства–в ду-хе столичного дядюшки Адуева из«Обыкновенной истории»Гончарова:«Велика фигура – человек с сильными чувствами, с огромными страстями! Мало ли какие есть темпераменты?Восторги,экзальтация:тут человек всего менее похож на человека,и хвастаться нечем.Надо спросить,умеет ли он управлять чувствами:если умеет,то и человек…».Впрочем,Адуев-племянник не очень-то слушал рассудительного дядюшку,а если и слушал,то потом злился и каждое слово отвергал.Сам автор,кстати,называл поведе-ние Адуева-дяди«холодной и тонкой тиранией»,причем обвинял«тирана»еще в том,что он родную жену погубил–забыв,что«она не служила,не иг-рала в карты,что у ней не было завода,что отличный стол и лучшее вино почти не имеют цены в глазах женщины,а между тем он заставлял ее жить этою жизнью»61.Вот и проговорился Иван Александрович Гончаров:в такой-то пустоте,да еще если муж своей«холодной и тонкой тиранией»оградит тебя от«внебрачных радостей жизни»,и заболеть недолго.Примем же к све-дению эту информацию,щедро подаренную классиком.
Выходит,что человек,когда он не в силах обрести«упоенье»в службе,картах,заводе,а также во вкусной и здоровой пище,сильно нуждается в«ис-кусственно подогретых»переживаниях.Кстати,больше всего это относится
к подросткам и к тем,кто еще недавно числился подростком.Нет у них ни своего завода,ни интереса к игре«по маленькой»,ни приятных пороков,от-шлифованных временем до безопасного, «пикантного»состояния,ни собст-венных семейных традиций,которыми при случае можно было бы и пренеб-речь.Все заемное–и традиции,и пороки,и интересы.Просто он/она еще молод/молода,чтобы из всего предложенного окружающим миром выбрать и,если так выразиться, «оплатить»нечто особо приглянувшееся.И для вы-бора,и для оплаты надо иметь вполне сформировавшуюся индивидуаль-ность,и вполне личные средства.
Некоторое время молодые живут, «вприкуску и вприглядку»пробуя разные радо-сти жизни,а реальные ощущения процентов на пятьдесят заменяя выдуманными.
Или на все восемьдесят.Это уж кому как повезет.И если рядом ока-жется сухой и безжалостный резонер,умело,но грубо разрушающий«дет-ские фантазии», -не факт,что он поспособствует ускоренному развитию личности.Вернее всего,он,ничего не дав взамен,разрушит ту часть психо-эмоциональной сферы,которая,мягко говоря,контрастирует с реальностью.Именно о таком«утилизаторе фантазий»писал Ричард Олдингтон: «Что за извращенное чутье подсказывает им,в какую минуту нанести удар?Как они
61 Гончаров И.А.Обыкновенная история.
ухитряются так безошибочно разбить хрупкую тишину души?Почему так люто ненавидят эту тайну?»62.
Способность к творческому восприятию погубить легко,а понять трудно.Вот почему родители,даже если их так и уносит на волне рассудоч-ности,непременно должны этот«серфинг нотаций»прекратить и«сойти с доски».Во-первых,тот,кто взрослее,должен вести себя снисходительно и«не заостряться» на зарождающихся конфликтах. Во-вторых, позвольте мо-лодому человеку приобрести собственную«базу»для рационального мыш-ления.В-третьих,не пытайтесь посеять в его душе во-от такие плевелы недо-верия к родителям.Или–еще того хуже–научить ребенка резонерствовать.Разве ему пойдет на пользу категорический отказ от эмоциональной жизни,высокомерное отношение к людям и идеям?Попытка подняться над окру-жающим с позиций своего–весьма скромного–жизненного опыта,а также со своего–пока недостаточного–интеллектуального багажа может закон-читься плохо.В результате может родиться маленькое,но ужасное чудовище.
Среди наших знакомых было как раз такое юное чудовище.Оно активно занималось про-свещением девиц,неизменно их при этом унижая. «А ты можешь,село,перечислить имена и годы правления византийских императоров?» -мог он ни с того,ни с сего обратиться к кому-нибудь из сокурсниц.Самым распространенным ответом ему было смущенное«хи-хи».А дальше,пока Шу-ра сыпал именами и датами,девицы таяли,рдели и заглядывали ему в глаза. «И что с тебя взять,дура?» -миролюбиво заканчивал он с царскими династиями и,добивая жертву интеллектом,шел на второй заход: «А знаешь,сколько…?»И все повторялось.Вот такой покоритель девичьих сер-дец.Мы,грешным делом,полагали,что если девушка вынесла три-четыре подобных«речитатива»
и не придушила этот«уникум»,то ей полагается хотя бы небольшая компенсация в виде пригла-шения в кабак или на дискотеку.Но увы,на просвещении у Шуры все и заканчивалось.Ибо до танцев он не унижался(он вообще с трудом ходил),а тратить деньги на кормежку дур необразо-ванных,далеких от заучивания километровых списков имен и дат, –это он просто считал ниже своего достоинства,о чем заявлял открыто.Шура считал,что ухаживать должен не он,а за ним.Впрочем,если одна из слушательниц и отважилась на попытку накормить-напоить этого,гм,ин-теллектуала за собственный счет,то он все равно отказался…бы.Он патологически боялся жен-щин.Грубый напор служил верным приемом,позволяющим самоутвердиться и быстренько сбе-жать,пока тебя не разоблачили.У Шуры были большие проблемы с общением.Но решать их бы-ло стремно:имидж не позволял.Разве при таком образе поведения признаешься,что весь твой ап-ломб–не что иное,как застарелая подростковая болезнь?
Но барышни и пожилые преподавательницы были от него в восторге.И никто не догады-вался до поры до времени,что на самом деле обожаемый Шура прост,как репа.Информацию он копил оттого,что боялся собственной заурядности.Надеялся на ложные предпосылки,на«закон отличника»:чем больше прочтет,тем умнее будет.Увы.Чтобы так прямолинейно рассуждать,на-до не иметь ни малейшего представления о природе ума.Он,кстати,и сам в собственном интел-лекте не был уверен,потому и вел себя агрессивно.Вопросы задавал,будто перед ним отчиты-ваться обязаны.Хотя уверенные в себе люди не давят и не грубят-им это незачем.Они спокойны
и благодушны,а Шура всегда был ощетиненный.Школьники от таких комплексов лет в пятна-дцать выздоравливают.Вот Шура,бедолага,увяз в скепсисе и в комплексе неполноценности.
Притом,несмотря на преподавательскую любовь,Шуре никто не предложил пойти в аспи-рантуру и излить свою интеллектуальную мощь в научном труде.Подспудно преподавательский состав понимал:своего«потолка»Шура уже достиг и никуда больше не вырастет.Анализировать накопленное он не умеет и уже не научится.Ничего дельного и интересного не создаст,как бы ни выпендривался.А значит,нечего с ним время тратить.Примерно так же реагировали и девушки:обожать обожали,но почему-то никто из них не пытался всерьез Шуру«захомутать»и сделать своим спутником на всю жизнь–или хотя бы на ближайшие годы.Правда,один его приятель,во-время осознав тупиковую модель Шуриного поведения,сжалился над парнем и познакомил его с
62 Олдингтон Р.Смерть героя.
подходящей девушкой–прелесть какой глупенькой.И,пока ее не постигло разочарование в«ин-теллектуале»,довел эту пару до брачных уз.И Шура еще советы приятелю давал: «Не женись!Вот женишься–и все,конец карьере!Вот я женился–какая уж тут наука.Семью содержать надо».Снисходительный друг кивал и посмеивался,понимая:Шура нашел отличную«отмазку»всем своим неудачам в плане карьерного роста.Так что расти интеллектуально отныне не требуется,а жена у Шуры уже есть.
Когда описанная выше тактика становится единственной в арсенале приемов общения,человек сильно рискует собой–и особенно молодой чело-век.Если всезнайство,высокомерие,пренебрежение тем,что может дать раз-витие и взросление,действуют на публику отрицательно, «юный резонер»оказывается в изоляции и планомерно предается нарциссическим неврозам63.
А если он видит положительный эффект,то постепенно создает вокруг себя некую«ажитацию»и уже боится признаться в своих ошибках,беспомощно-сти,дезориентации.Слишком уж серьезно он относится к собственной лич-ности,слишком остро переживает критику–и ту,которую слышит,и даже ту,которая еще только последует.Словом,и так плохо,и этак нехорошо.
Между тем старшее поколение,во избежание порождения таких вот«карманных Байронов», должно помнить: в основе взаимопонимания с младшими лежат не замшелый романтизм пополам с застарелым экстремиз-мом и не ядовитый скептицизм,замешанный на всепожирающем цинизме,а глубокая снисходительность пополам с хорошим чувством юмора.Люди,ко-торым удается«взрастить в себе»и то,и другое,как правило,терпимы,за-бавны и щедры.С ними хочется общаться,их легко полюбить.А любовь,что ни говори,лучшее средство для поднятия самооценки.Особенно любовь подросших детей к повзрослевшим родителям.Мы,в общем,и сами хотим,чтобы нас любили.И совершаем ради этой цели немало опрометчивых по-ступков.
Правда,на вопросы типа«Разве есть что-нибудь важнее любви?»,мы,оторвавшись от экрана телевизора,показывающего милую сердцу мелодра-му,бестрепетно отвечаем«Да все!»А подразумеваем при этом душевный и физический комфорт,финансовую стабильность,карьерный рост.Потреб-ность в любви может тихо посидеть в уголке подсознания,пока мы вдохно-венно исполняем социальные функции.Она свою функцию исполнила:за-ставила нас–кого еще в детстве,кого в юности,а кого уже в молодости-сформировать собственные цели и идти к ним собственными путями.Теперь чрезмерная потребность в любви,наоборот,мешает жить спокойно и делать свое дело.Кстати,подчеркиваем:речь идет не о сексуальных,а об«общече-ловеческих»взаимоотношениях–о той любви,о которой говорят«Его/ее все любят!»и не делают при этом никаких оскорбительных намеков.Если чело-век жить не может без всеобщего обожания и ведет себя,словно малоизвест-ный актер, «нарываясь на комплименты и аплодисменты»,он непременно выглядит инфантильным.Подобное стремление выявляет детскую жажду внимания и защиты.Для ребенка она естественна.В характере взрослого–
63Нарциссические неврозы–термин,который З.Фрейд применял по отношению к тяжелым психи-ческим болезням–шизофрении,паранойе,депрессии.
смешна и даже опасна.Почему же эта потребность не всегда«отпадает во-время»,как,например,молочные зубы?
Все оттого,что особенности детского мировосприятия–своего рода психологические«молочные зубы» -они,как мы уже писали,не исчезают,а откладываются в«архивах подсознания»,из которых при случае легко всплывают на поверхность сознания.А в юные годы каждый из нас,мечтая о любви,ищет возможности контролировать отношение окружающих.Успо-коить неприязнь.Вызвать восхищение.Добиться любви.И у большинства людей возникает закономерное предположение,что любовь–детище успеха.Богатых,знаменитых,обаятельных,но недоступных публика обожает.Сле-довательно,вполне достаточно выполнить хотя бы два из этих четырех усло-вий–и тебя искупают в овациях.В своем воображении человек нередко соз-дает«романтических двойников»,которым присуще то,чего в у реальной личности нет и,по всей вероятности,не будет:власть,деньги,шарм и защита от внешнего прессинга.Причем последнее условие–едва ли не самое важ-ное.Да что там!Оно и есть самое важное.
Людям всегда хочется отгородиться от негативной реакции со стороны окружаю-
щих.
А в качестве такой«ограды»многие используют сознательное непри-ятие действительности(кто сказал,что меня не любят?меня все любят!а то стали бы вы меня предупреждать!значит,и вы тоже меня любите!просто много себе навоображали!).Или«игру в поддавки» (я постараюсь быть ми-лым–таким,как вам хочется…а вы уж полюбите меня–ну что вам стоит!).Третьи применяют метод жесткого контроля(все будут делать то,что я ска-жу!неважно почему!я скажу,и все будут делать это,а не что попало!).
Причем,как было сказано выше,фантазии о любви всенародной и все-поглощающей бывают столь прекрасны,а действительность–столь ужасной,
что молодой человек начинает буквально злоупотреблять этим средством психологической защиты.При истерии даже возникают такие явления как бегство в мир фантазий или публичное фантазирование(«псевдология»),ко-гда содержание фантазий выдается за реальные события.Что в подобных си-туациях делают взрослые?Стыдят мечтателей и стараются руганью или за-нудством вернуть детей обратно на земную поверхность.А молодежь в ответ обвиняет старшее поколение в обструкции и«мертвечине».Это действенное,традиционное и весьма распространенное«оружие»подрастающего поколе-ния в конфликтах с поколением давным-давно подросшим.
«Молодости нашей нет конца!»
Между тем старшие,подпав под влиянием идей,пропагандирующих культ юности,и сами соглашаются с некоторой«омертвелостью чувств»,якобы наступающей одновременно со зрелостью личности.Да,дескать,были когда-то и мы рысаками–не то что нынче…Подобное самоощущение вызы-вает беспокойство,желание действовать немедленно,пока не все потеряно.И кое-кто действует–то есть искусственно пытается«вернуться в юность»,но
в результате разве что впадает в детство.Естественные процессы необрати-мы.
Притупление ощущений,их подконтрольность,произвольность поведения–черты,с которыми зрелая личность должна научиться жить,а не бороться.
Все равно из этой борьбы ничего хорошего не выйдет.К.Юнг пишет о проблемах созревания индивидуальности,как о«выраженном в той или иной степени застревании на детской ступени сознания,о сопротивлении дейст-вующим в нас и вокруг нас силам судьбы,которые пытаются вовлечь нас в мир.Что-то в нас хотело бы оставаться ребенком,быть совершенно бессоз-нательным или по меньшей мере осознавать только свое«Я»и отвергать все чужое,в предельном же случае подчинить все другое своей воле.Хотелось бы ничего не делать,а если уж что-то делать,так ради собственного удоволь-ствия или же для того,чтобы утвердить свою власть.В этом проявляется не-что вроде инертности материи,что в свою очередь выражается в застревании на предыдущей фазе,сознание которой меньше,уже,эгоистичнее,чем соз-нание фазы дуалистической,где индивид поставлен перед необходимостью признавать и принимать другое,чужое,как свою жизнь и как«тоже-Я»64.
И действительно,борьба за то,чтобы«подчинить все другое своей во-ле»не является прерогативой юности.О чем-то таком может мечтать и чело-век,формально признанный взрослым,но так и не повзрослевший.Хотя у взрослого все проблемы созревания–эгоцентризм,безответственность,жаж-да власти и проч. -принимают иную форму.Ведь молодой человек проходит все указанные стадии по пути к«Сверх-Я»65-к сверхличности,к целостной сущности,не дробящейся на множество масок и ролей из-за возникших сию-минутных потребностей.Для него это проявления«трудного возраста»и внутренней борьбы за формирование зрелой и самостоятельной индивиду-альности.Но для человека взрослого подобное поведение-отнюдь не подъем по пути к зрелой личности,а совсем наоборот-безвольное соскальзывание вниз,к безличности,к деперсонализации,к инфантильности.Поэтому,не-смотря на всю«возрастную ностальгию»,необходимо учесть,насколько не-сбыточно это«возвращение в мечту».
Другой полюс«по-детски капризного»отношения к окружающему–дидактизм на грани аутизма.Время от времени хочется обрушить на свое подросшее дитятко целую лавину упреков:ты же ничего в жизни не понима-ешь,я тебя уму-разуму учу,дубина ты народной войны,а ты еще имеешь на-глость заявлять,что мне современную молодежь не понять,ваще!Так я ж те-бе докажу,что это не я-вобла сушеная,а ты-лох малолетний!Останови-тесь.И вспомните,что отсутствие иронии и самоиронии–существенный изъян.И для старших,и для младших.Вы слишком серьезно относитесь к себе.Вы не даете себе права на то,чтобы быть неправым,извините за ка-
64Юнг К.Г.Проблемы души нашего времени.
65 Сверх-Я или«суперэго» –одна из трех«инстанций»личности наряду с«Я» («Эго» –посредник между личностью и реальностью,главная функция–восприятие реальности и адаптация к ней)и«Оно»(«Ид» - психическое бессознательное). Развивается в процессе социализации, хотя и имеет глубокие ин-стинктивные,биологические корни.Система«Сверх-Я»выполняет функцию внутреннего цензора,совести.
ламбур.По-вашему,вы не можете ошибаться просто потому,что вы старше–
а следовательно,дольше прожили и больше повидали?Но сознайтесь:вокруг нас столько такого,чего мы раньше не видали никогда.И речь не только о плодах цивилизации и прогресса.
В конце концов,к наличию сотовой и интернетной сетей привыкнуть несложно.Какая-нибудь микроволновка,при всей неясности принципа дей-ствия,отлично экономит время.Видеомагнитофон позволяет смотреть филь-мы и передачи в свое свободное время,а не тогда,когда их показывают по телику–ранним утром или глубокой ночью,поди пойми.Утилитарное от-ношение«к удобствам»делает мир проще и доступнее.И только патологиче-ский страх перед техникой мешает выучить те несколько команд и кнопок,которыми очередное«удобство»управляется.Гораздо сложнее выявить и за-помнить команды и кнопки,управляющие сознанием,которое сформирова-лось уже в другом,простом и доступном мире.
Когда,под влиянием той же сотовой связи и интернета,реальность становится новой,каково приходится человеку,который родился и рос в старом мироздании(вспомните этот эмоциональный образ из нашего детст-ва:вселенная такая огромная,непознаваемая,а я сам-такой маленький и беспомощный!)?Он не видит доступных перспектив и простых решений,он делает проблему из всего подряд,он пугается самых обыденных явлений.Поди договорись с таким!И если для своего ребенка вы(на данный момент)
– глупый пингвин, который робко прячет что ни попадя в утесах, а он себя, соответственно,видит помесью орла с альбатросом,неудивительно,что он и слушать вас не пожелает.
Вот какое впечатление нередко мы производим друг на друга.Конечно,это довольно неприятно.А для особо самолюбивых–так просто унизитель-но.И потому многие стараются внедрить в сознание другого поколения свои собственные воззрения.Чтобы не было расхождений,порождающих неува-жительное отношение.И никто при этом не желает учитывать разницу между ценностными ориентирами старших и младших.
В идеале,конфликт должен сгладиться по мере адаптации:родитель поймет,например,что работа или стажировка,найденная с помощью интер-нета,отнюдь не всегда есть коварная попытка завлечь подросшую«детку»в сети порнобизнеса.А та самая«детка»,раз обжегшись,научится вниматель-нее«фильтровать базар»из соблазнительных предложений,исходящих из сомнительных источников.Но,как вы и сами догадались,подобные«экспе-рименты на человеке»могут оказаться довольно опасными.И родители,ко-торые дорожат своими детьми,будут стоять насмерть:пусть шанс будет упущен,зато мое дитя останется цело и невредимо.Но и ребенок,которому необходимо чего-то добиться в жизни,не смирится с предложением«покой-ного теремного прозябания».Как быть?
Сначала рассмотрим ситуацию в деталях.Итак,вам кажется:он не-управляем!Ничего понимать не хочет!Соображает не головой,а щитовид-кой!У него в сознании сплошняком гормональные бури–и ни одного про-света!Вы периодически выражаете свое возмущение по поводу такого«без-
образного поведения».Естественно,весь этот негатив накапливается в соз-нании молодого человека и провоцирует ответную реакцию.
Подросток(и даже вчерашний подросток) –это существо,чье мировосприятие по-строено на уловлении психоэмоциональных раздражителей,и оно просто обязано быть чувствительным и внушаемым.
Плюс подростковая мнительность,плюс заниженная самооценка,плюс завышенные требования к себе…Таким образом,ребенок уверяется в соб-ственной«некондиционности».И в бой идет тяжелая артиллерия–мощные защитные системы,прикрывающие неокрепшую психику от внешней агрес-сии.Вы получаете заряд неприязненных проявлений–прямых и косвенных,
а в ответ,разумеется,демонстрируете свое возмущение,нетерпимость и ди-дактизм.Десяток таких конфликтов–и глядишь,между вами протянулась отчетливая трещина-узкая,но глубокая,как геологический разлом.Ваш ре-бенок уже на другой стороне,хотя вы еще слышите друг друга и даже може-те поговорить по душам.Но чувствуете,что может быть и хуже–гораздо хуже.В самом этом ощущении присутствует некая обреченность.А между тем именно от родителей зависит,насколько расширится«семейный разлом»и как будут развиваться отношения:закончатся личной экологической ката-строфой или,благодаря многочисленным,умело построенным мостам,кон-такт с младшим поколением сохранится.Значит,надо выбрать подходящую стратегию.
Что можно посоветовать родителям,на попечении которых имеется«рвущиеся на волю» отпрыски? Не надо бояться, что дети получат негатив-ную информацию.Глядишь,они ее осмыслят и сделают сознательный выбор
– и тогда у них не возникнет нервных срывов и соматических заболеваний, едва обнаружится нехитрая истина:мир не так уж добр.С реальностью надо уметь обращаться–и получить подобный бесценный опыт возможно исклю-чительно путем проб и ошибок.И никакие авторитеты–отвлеченные или лично знакомые–не заменят благо- (или неблаго-)приобретенных познаний.
И конечно же,не следует злоупотреблять лобовыми столкновениями.Относитесь к скандалу как к искусству…тяжелой артиллерии.Во-первых,рассчитайте свои возможности:на скандал должно хватить и времени,и сил.Выдохлись раньше времени–загубили дело.Вас уличат и будут смеяться.Во-вторых,у вас должен быть серьезный повод для такой масштабной опе-рации.В противном случае ваше поведение будет расцениваться как буря в стакане.В-третьих,не частите.Иначе ваше чадо начнет равнодушно«линять из дома»или превратится в опытного окопника,который успешно оттачивает свою боеспособность на родителе.Если страшно хочется сорваться,вспом-ните:что из арсенала воспитательных методов остается у вас на тот судьбо-носный день,который сможет предотвратить«день черный»?
Скандалы должны быть редкими и страшными.
«В еще более трудное мирное время» придется сделать ставку на поли-тичность.Да,мы понимаем,вы чувствуете себя правыми и вам хочется раз-разиться гневной тирадой,выражающей самое праведное негодование.Но это не даст результата,а только оттолкнет вашего ребенка.Он обратится за
советом к тем,кто его не ругает,а поощряет–и наделает глупостей.Так что тяните время,родители,тяните!И попутно занимайтесь деликатным просве-тительством.Ваш юный любитель свободного парения непременно спустит-ся с небес–и довольно скоро,уже через несколько лет.Таков результат формирования«взрослой»приемки информации.Когда то самое«Я»,слу-жащее проводником между личностью и реальностью,примется за работу всерьез,гормоны перестанут бушевать,а эмоциональная сфера помирится с рациональной,он/она отрешится от протестной подростковой субкультуры и адаптируется к тому,что психологи называют«принципом реальности».Ка-ждый рано или поздно привыкает к социальным установкам и рамкам,огра-ничивающим стремление летучих орлобатрясов к неземным наслаждениям.С течением лет мы все понимаем необходимость такой регламентации:не то,глядишь,ниже стратосферы вообще разумной жизни не останется,все со-бьются в стаи,улетят и не вернутся.
Необходимо хорошо представлять,что происходит в организме и в го-лове молодого человека:эта информация стимулирует родительское чувство
и умеряет нетерпение.К сожалению,многие взамен конкретной информации пользуются абстрактным принципом,изложить который можно в двух сло-вах.Вернее,в пяти: «Я бы на твоем месте».Как-то вылетает из головы,что это не вы на его месте.Скорее уж,он на вашем.Поскольку вы давно уже не ребенок,хотя и были им когда-то.А вот он,никогда прежде не бывший взрослым,непременно станет старше.И повзрослеет.При одном условии:когда(если)у него появится в жизни своя социальная роль,свои жизненные стратегии и своя система ценностей.И родительские треволнения,наставле-ния,обмен опытом(зачастую насильственный) –все это не в силах заменить собственного«первичного накопления психологического капитала».Кстати,
в истории и экономике сам этап первичного накопления капитала описан как криминогенный,хищнический,беззаконный,безжалостный