Объективное пракритическое сознание
Первый из семи подпланов первого, или низшего, пракритического плана.
1. Объективное чувственное сознание. Сознание, относящееся к пяти физическим чувствам человека и главенствующее в животных, птицах, рыбах, некоторых насекомых и т. д. Здесь пребывают «Жизни»; сознание их – в Атма-Буддхи; они совершенно без Манаса[112].
2. Астральное инстинктивное сознание. Сознание чувствительных растений, муравьев, пауков и некоторых ночных мотыльков (индийских), но не пчел. Среди других животных это сознание отсутствует у немлекопитающих позвоночных, но плацентарные млекопитающие имеют все потенциальности человеческого сознания, хотя, конечно, дремлющие, или латентные, в настоящее время. На этом плане находится сознание идиотов. Расхожая фраза: «Он лишился ума» есть оккультная истина; ибо когда из-за испуга или по какой иной причине низший ум парализуется, сознание действует на астральном плане. Изучение умопомешательства прольет много света на этот вопрос. Он может быть также назван и «нервным планом». Он познается нашими «нервными чувствами», о которых современная физиология пока еще ничего не знает. Вот почему ясновидящий может читать с завязанными глазами, кончиками пальцев, солнечным сплетением и т. д. Сознание это сильно развито у глухонемых[113]. На этом плане все перевернуто и отражается вверх тормашками[114].
Диаграмма V
Элементы | Божественные локи и состояния | Адские (земные) талы, или состояния | Планы соответственных Иерархий |
Бхуты | Рупа ┌→ ←┐ | ||
1. Земля Бхуми Притхиви 2. Вода Апас 3. Воздух Ваю 4. Огонь Агни Теджас ¯ | 1. Бхурлока. Среда обитания мыслящих и добрых людей. Психическое состояние. 2. Бхуварлока. Состояние, в котором человек больше думает о своем внутреннем состоянии, нежели о своей личности. Его астрал переходит в эту сферу, равно как и субстанция оного. Высшее психическое состояние. 3. Сварлока. Состояние, когда йог утратил всякий вкус и устремился к воссоединению. Состояние святости. 4. Махарлока. Где низший манас утратил всякое сродство с камой. Состояние серхсвятости. | 1. Патала. Здесь обитают плотное животное тело человека и его личность 2. Махатала. Обитель астрала человека, тени плотного тела; которая принимает характерные особенности этой сферы. 3. Расатала. Где кама жаждет вкуса (раса) всего и вся. 4. Талатала. Где низший манас цепляется за объективную и чувственно-разумную жизнь; является камическим. | 1. Обитель людей, животных, состояние младенчества. На одном полюсе – невинность, на другом – инстинктивный эгоизм. 2. Область астрального света и камалоки; обитель элементалов, духов Природы, элементариев. На другом полюсе – рупа дэвы, охранители животного мира. План инстинкта. 3. Дэвакханическое состояние; обитель, или план блаженства, необоснованного счастья; чистых устремлений и реализаций; кама-маносов; высших элементалов. 4. План, где майя отступает и ослабевает; обитель самых святых из рупа дэв. Сфера сострадания – на одном конце и обостренного эгоизма – на другом. |
Бхуты Элементарные субстанции | └→ ¯ ←┘ Рупа | ||
5. Эфир 6. Божественное Пламя 7. Акаша ¯ | 5. Джанарлока. Манас совершенно освобождается от камы и становится единым с Эго. Состояние Кумар. 6. Тапарлока. Даже если он воплотился вновь, он теперь стал неуязвим, неистребим. Врожденное состояние Христа. 7. Сатьялока. В этом состоянии йог достигает высочайшего самадхи. Он на пороге Великого Выбора. | 5. Сутала. Манас становится всецело рабом камы и единым с животным человеком. 6. Витала. Когда она достигается, высший совершенно отрывается от низшего. Нить обрывается. 7. Атала. Человек умирает, чтобы сразу родиться вновь; «не-место» означает не-дэвакхан; духовная смерть; уничтожение. | 5. Обитель Кумар, сынов Махата, или Брахмы. Всеведение относительно всего, что принадлежит царству майи и находится в ее власти. 6. план предвечной неуничтожимой субстанции; Божественного Огня. Обитель вайраджиев, питри-дэв Солнца. 7. План Consummatum Est в проявленной Вселенной. Ноуменальный. |
Элементарные субстанции |
3. Кама-праническое, или физиологическо-эмоциональное, сознание. Это есть всеобщее жизне-сознание, принадлежащее объективному миру, даже камню; ибо, не будь камни живыми, они не могли бы разрушаться или испускать искру. Сродство химических элементов есть проявление этого кама-пранического сознания[115]. Этому плану также принадлежат и жизнь сохраняющие инстинкты, как, например, инстинкт, препятствующий котенку войти вводу и утонуть[116].
[Камень не может разрушиться, пока в нем есть жизнь; ибо разрушение происходит не только из-за трения о воду, воздух и пр. или воздействия холода, но и в силу того факта, что каждая частица в камне находится в состоянии активной вибрации, совершая ритмические движения, а не в состоянии инерции. Эти жизне-волны, пульсирующие в камне, разобщают его молекулы, позволяя чуждым веществам и влияниям проникать между ними, разъединяют их еще больше и тем вызывают разрушение. Но даже и это еще не все: вибрационное действие самой жизни, помимо любого вмешательства извне, может в конечном итоге нарушить комбинации молекул, входящих в состав камня.]
4. Кама-манасическое, или психическое, или страстно-эмоциональное сознание. У животных и идиотов инстинктивное сознание на низших планах чувствования пребывает в этом состоянии; у человека они рациональны. Например, если запереть собаку в комнате, у нее возникнет инстинкт вырваться на волю, но она не в силах этого сделать, ибо инстинкт сей недостаточно рационален, чтобы предпринять необходимые меры для своего освобождения. Человек же сразу разберется в ситуации и вызволит себя. Высочайшие степени этого кама-манасического сознания суть психические, так как в пределах этого подплана, как и всех остальных, существует семь степеней – от инстинктивной до психической[117].
5. Манасическое, или ментально-эмоциональное, сознание. От этого плана манас простирается ввысь к Махату[118].
6. Буддхическое, или духовно-эмоциональное сознание. План Буддхи, или аурической оболочки. От этого плана сознание подымается к «Отцу на Небесах», Атману, отражая все, что есть в аурической оболочке. Манасическое и буддхическое состояния охватывают планы от ноэтического до Божественного*[119], но на этой стадии их невозможно вразумительно определить. Назовите высший план X, если хотите. Вы не в состоянии его понять[120].