Объективное пракритическое сознание

Первый из семи подпланов первого, или низшего, пракритического плана.

1. Объективное чувственное сознание. Сознание, относящееся к пяти физическим чувствам человека и главенствующее в животных, птицах, рыбах, некоторых насекомых и т. д. Здесь пребывают «Жизни»; сознание их – в Атма-Буддхи; они совершенно без Манаса[112].

2. Астральное инстинктивное сознание. Сознание чувствительных растений, муравьев, пауков и некоторых ночных мотыльков (индийских), но не пчел. Среди других животных это сознание отсутствует у немлекопитающих позвоночных, но плацентарные млекопитающие имеют все потенциальности человеческого сознания, хотя, конечно, дремлющие, или латентные, в настоящее время. На этом плане находится сознание идиотов. Расхожая фраза: «Он лишился ума» есть оккультная истина; ибо когда из-за испуга или по какой иной причине низший ум парализуется, сознание действует на астральном плане. Изучение умопомешательства прольет много света на этот вопрос. Он может быть также назван и «нервным планом». Он познается нашими «нервными чувствами», о которых современная физиология пока еще ничего не знает. Вот почему ясновидящий может читать с завязанными глазами, кончиками пальцев, солнечным сплетением и т. д. Сознание это сильно развито у глухонемых[113]. На этом плане все перевернуто и отражается вверх тормашками[114].

Диаграмма V

Элементы Божественные локи и состояния Адские (земные) талы, или состояния Планы соответственных Иерархий
Бхуты ­ Рупа ┌→ ­ ←┐
  1. Земля Бхуми Притхиви   2. Вода Апас     3. Воздух Ваю     4. Огонь Агни Теджас   ¯   1. Бхурлока. Среда обитания мыслящих и добрых людей. Психическое состоя­ние.   2. Бхуварлока. Состояние, в котором человек больше думает о своем внутреннем состоянии, нежели о своей личности. Его астрал пере­ходит в эту сферу, равно как и субстанция оного. Высшее психическое состояние.   3. Сварлока. Состояние, когда йог утратил всякий вкус и устремился к воссоединению. Состояние святости.     4. Махарлока. Где низший манас утратил всякое сродство с камой. Состояние серхсвятости.     1. Патала. Здесь обитают плотное животное тело челове­ка и его личность     2. Махатала. Обитель ас­трала человека, тени плот­ного тела; которая при­нимает характерные осо­бенности этой сферы.     3. Расатала. Где кама жаждет вкуса (раса) всего и вся.   4. Талатала. Где низ­ший манас цепля­ется за объек­тивную и чувственно-ра­зумную жизнь; является ками­ческим.     1. Обитель людей, животных, состояние младенчества. На одном полюсе – невинность, на другом – инстинктив­ный эгоизм.   2. Область астрального света и камалоки; обитель элемен­талов, духов Природы, элемен­тариев. На другом полюсе – рупа дэвы, охра­нители живот­ного мира. План ин­стинкта.     3. Дэвакханическое состоя­ние; оби­тель, или план блаженства, необос­нованного счастья; чистых устрем­лений и реализаций; кама-маносов; высших элементалов.     4. План, где майя отступает и ослабевает; обитель самых святых из рупа дэв. Сфера сострадания – на одном конце и обостренного эгоизма – на другом.  
Бхуты Элементарные субстанции └→ ¯ ←┘ Рупа
­ 5. Эфир   6. Божествен­ное Пламя   7. Акаша ¯   5. Джанарлока. Манас совершенно освобождается от камы и становится единым с Эго. Состояние Кумар.     6. Тапарлока. Даже если он воплотился вновь, он теперь стал неуязвим, неистребим. Врожден­ное состояние Христа.     7. Сатьялока. В этом состоянии йог достигает высочайшего самадхи. Он на пороге Великого Выбора.   5. Сутала. Манас ста­новится всецело рабом камы и единым с жи­вотным человеком.     6. Витала. Когда она достигается, высший совершенно отрывается от низшего. Нить обрывается.   7. Атала. Человек умирает, чтобы сразу родиться вновь; «не-место» озна­чает не-дэвакхан; духов­ная смерть; уничтожение.   5. Обитель Кумар, сынов Махата, или Брахмы. Всеве­дение относи­тельно всего, что принадлежит царству майи и находится в ее власти.   6. план предвечной неуничтожимой субстанции; Божественного Огня. Обитель вайраджиев, питри-дэв Солнца.     7. План Consummatum Est в проявленной Вселенной. Ноуме­нальный.
Элементарные субстанции


3. Кама-праническое, или физиологическо-эмоциональное, сознание. Это есть всеобщее жизне-сознание, принадлежащее объективному миру, даже камню; ибо, не будь камни живыми, они не могли бы разрушаться или испускать искру. Сродство химических элементов есть проявление этого кама-пранического сознания[115]. Этому плану также принадлежат и жизнь сохраняющие инстинкты, как, например, инстинкт, препятствующий котенку войти вводу и утонуть[116].

[Камень не может разрушиться, пока в нем есть жизнь; ибо разрушение происходит не только из-за трения о воду, воздух и пр. или воздействия холода, но и в силу того факта, что каждая частица в камне находится в состоянии активной вибрации, совершая ритмические движения, а не в состоянии инерции. Эти жизне-волны, пульсирующие в камне, разобщают его молекулы, позволяя чуждым веществам и влияниям проникать между ними, разъединяют их еще больше и тем вызывают разрушение. Но даже и это еще не все: вибрационное действие самой жизни, помимо любого вмешательства извне, может в конечном итоге нарушить комбинации молекул, входящих в состав камня.]

4. Кама-манасическое, или психическое, или страстно-эмоциональное сознание. У животных и идиотов инстинктивное сознание на низших планах чувствования пребывает в этом состоянии; у человека они рациональны. Например, если запереть собаку в комнате, у нее возникнет инстинкт вырваться на волю, но она не в силах этого сделать, ибо инстинкт сей недостаточно рационален, чтобы предпринять необходимые меры для своего освобождения. Человек же сразу разберется в ситуации и вызволит себя. Высочайшие степени этого кама-манасического сознания суть психические, так как в пределах этого подплана, как и всех остальных, существует семь степеней – от инстинктивной до психической[117].

5. Манасическое, или ментально-эмоциональное, сознание. От этого плана манас простирается ввысь к Махату[118].

6. Буддхическое, или духовно-эмоциональное сознание. План Буддхи, или аурической оболочки. От этого плана сознание подымается к «Отцу на Небесах», Атману, отражая все, что есть в аурической оболочке. Манасическое и буддхическое состояния охватывают планы от ноэтического до Божественного*[119], но на этой стадии их невозможно вразумительно определить. Назовите высший план X, если хотите. Вы не в состоянии его понять[120].

Наши рекомендации