Семь центров в головном мозге
Третий желудочек наполнен светом в течение жизни, а не жидкостью, как после смерти.
В мозге есть семь полостей, которые в течение жизни совершенно пусты, и именно в них должны отражаться видения, если им суждено остаться в памяти. В оккультизме центры эти именуются «семью гармониями», гаммой божественных гармоний. Они заполнены акашей и каждая – своим собственным цветом, соответственно состоянию сознания, в котором вы находитесь. Шестой является шишковидная железа, полая и пустая при жизни; седьмая являет собой целое; пятая есть третий желудочек; четвертая – гипофиз. Когда Манас слит воедино с Атма-Буддхи или когда Атма-Буддхи сосредоточена в Манасе, он действует в трех высших полостях – излучая – испуская ореол света, и его-то и видят у очень святых людей.
Мозжечок и т. д.
Мозжечок представляет собой центр, хранилище всех сил; он есть кама головы. Шишковидная железа соответствует матке, ее ножки – фаллопиевым трубам; гипофиз – всего лишь ее слуга, ее факелоносец, который подобен слугам, некогда бежавшим с факелами перед каретой принцессы. Таким образом, человек есть андрогин, что касается его головы. Человек содержит в себе любой элемент, который только можно найти во Вселенной. В Макрокосме нет ничего, чего бы не было в микрокосме. Шишковидная железа, как сказано, совершенно пуста при жизни; гипофиз содержит различные субстанции. Гранулы в шишковидной железе осаждаются в полости после смерти.
Мозжечок предоставляет материалы для идеации; фронтальные доли суть отделочники и полировщики материалов, но сами по себе они не могут создавать. Ясновидение есть сознание осязания; отсюда при чтении писем их держат у солнечного сплетения, психометризация субстанций и т. д. Каждое чувство обладает своим сознанием, и вы можете обладать сознанием через любое чувство. То есть план сознания существует для каждого чувства. Может быть сознание на плане зрения, даже если мозг парализован; глаза парализованного человека будут выражать ужас. То же и с чувством слуха; те, кто физически слепы, глухи или немы, все же имеют психические аналоги этих чувств.
Воля и желание
Эрос в человеке есть воля гения создавать великие картины, великую музыку, вещи, которые будут жить и служить расе. Он не имеет ничего общего с животным желанием создавать. Воля – от в[ысшего] Манаса. Желание есть результат разобщенности, стремящейся удовлетворить себя в материи. Путь, открытый между в[ысшим] Эго и низшим, позволяет Эго воздействовать на личное я.
«Обращение»
Неправда, что человек, могущественный во зле, может быть внезапно «обращен» и стать столь же могущественным во благе. Его носитель слишком загрязнен, и в лучшем случае может лишь нейтрализовать зло, уравновешивая пагубные кармические причины, приведенные в действие, во всяком случае, для этого воплощения. Нельзя использовать бочку из-под селедки для розового масла: она слишком пропитана рассолом. Когда импульсы и наклонности запечатлелись на физической природе, они не могут тотчас же поменяться на противоположные; молекулам тела было задано камическое направление, и, хотя они достаточно разумны, чтобы распознавать вещи на своем плане, т. е. избегать всего, что им вредит, они не могут понять смены направления, импульс к которому исходит из другого плана. Если их насильственно понудить к этому, то результатом явится болезнь, сумасшествие или смерть.
Начала
движение
Абсолютное, вечное движение, Парабрахман, который есть ничто и все, движение непостижимо быстрое, в этом движении отбрасывает дымку, которая есть Энергия, Эрос. Она трансформируется в Мулапракрити, изначальную субстанцию, которая все еще является энергией. Энергия эта, которая сама трансформируется в своем непрестанном и непостижимом движении, становится атомом – или, вернее, зародышем атома, и тогда она на третьем плане.
Наш Манас есть луч Мировой Души и при пралайе втягивается в нее обратно; «он, возможно, есть н[изший] манас Парабрахмана», то есть Парабрахмана проявленной Вселенной.
Первая дымка есть Энергия, или движение на проявленном плане; Алайя есть третий Логос, Маха-Буддхи, Махат. Мы всегда начинаем на третьем плане, за ним все непостижимо.
Атман сосредоточен в Буддхи, но воплощен только в Манасе, они и являются Духом, Душой и Телом Вселенной.
ЗАСЕДАНИЕ XVII
25 марта 1891 г.
Присутствуют: К. Ф. Р., Л. [M.]K., И. К.-О., Д. Р. С. М., Э. К., В. Р. О., Г. А. В. К., А. Б.
Сны
Во сне мы испытываем много порочных переживаний, но также и приятных. Стало быть, мы должны приучить себя просыпаться сразу же, как только настроились грешить. Во время чувственных снов н[изший] манас дремлет, и тогда кама направляет животное сознание к астральному свету; подобные чувственные сны всегда направлены на животное. Если бы мы могли помнить свои сновидения в глубоком сне, тогда мы были бы в состоянии помнить и все свои прошлые воплощения.
Ниданы
Существует двенадцать нидан, экзотерических и эзотерических, основная доктрина буддизма. Также существуют и двенадцать экзотерических буддийских сутр, именуемых ниданами, в каждой из которых дается по одной нидане. Ниданы имеют двоякое значение. Они суть:
1) Двенадцать причин чувственно-разумного существования через двенадцать звеньев, связующих субъективную природу с объективной.
2) Цепь причин и следствий. Каждая причина производит следствие, и следствие это, в свою очередь, становится причиной. Каждая из них имеет упадхи, одно из подразделений одной из нидан, а также следствие или последствие.
Как причины, так и следствия принадлежат той или иной нидане, причем каждая имеет от 3 до 17, 18 или 21 подразделения.
Названия этих 12 нидан таковы:
1. Джарамарана 7. Спарша
2. Джати 8. Чадаятана
3. Бхава 9. Намарупа
4. Упадана 10. Виджнана
5. Тришна 11. Самскара
6. Ведана 12. Авидья
1. Джарамарана, буквально, смерть вследствие старческой немощи. Заметьте, что смерть, а не жизнь стоит в качестве первой ниданы. Это – первооснова буддийской философии; каждый атом, каждое мгновение, как только он рождается, начинает умирать.
На ней зиждятся пять скандх, они суть ее следствия или продукт. К тому же она, в свою очередь, основана на пяти скандхах. Они – вещи обоюдные, одна приводит к другой.
2. Джати, буквально, рождение. Иными словами, рождение, в соответствии с одним из четырех способов чатурйони (четырех чрев), а именно:
а) из чрева, подобно млекопитающим;
б) из яиц;
в) воздушные или жидкие зародыши (например, рыбья икра, пыльца и т. д.);
г) Анупападака – нирманакая, боги и т. д.
То есть рождение происходит одним из этих способов. Вы должны родиться в одном из шести объективных форм существования или же в седьмой, которая субъективна.
Эти четыре – внутри шести форм существования, а именно:
1. Дэвы. 4. Люди в аду.
2. Люди. 5. Преты, демоны-пожиратели на земле.
3. Асуры. 6. Животные.
Эзотерически:
1. Высшие боги. 2. Дэвы (или питри – все классы).
3. Нирманакая. 4. Бодхисатвы.
5. Люди в Миалбе. 6. Камарупические существования,
будь то людей или животных,
в камалоке, или астральном свете.
7. Элементалы (субъективные существования).
3. Бхава – кармическое существование, не существование-жизнь, но как моральный агент, определяющий, где вам надлежит родиться, т. е. в какой из трилок – бхур, бхувар или свар (в действительности 7 лок).
Причина, или нидана, бхавы есть упадана, то есть цепляние за существование; то, что заставляет нас желать жизни в любой форме. Следствием является джати, в той или иной из трилок и в любых условиях.
ЗАСЕДАНИЕ XVIII
1 апреля 1891 г.
Присутствуют: В. P. O., И. К.-О., Э. Т. С., К. Ф. Р., Г. А. В. К., Л. М. К., К. В.
Ниданы есть детализированное выражение закона кармы в двенадцати аспектах, или же, мы могли бы сказать, закон кармы в двенадцати ниданических аспектах.
Скандхи
Скандхи есть зародыши жизни на всех семи планах бытия и образуют собой совокупность субъективного и объективного человека. Каждая вибрация, порождаемая нами, есть скандха. Скандхи тесно связаны с картинами астрального света, который является посредником впечатлений; и скандхи, или вибрации, связанные с субъективным и объективным человеком, представляют собой звенья, притягивающие перевоплощающееся Эго; зародыши, что оно оставило за собой, отправляясь в дэвакхан, которые должны быть подобраны вновь и изжиты новой личностью. Экзотерические скандхи имеют отношение к физическим атомам и вибрациям, или объективному человеку; эзотерические – к внутреннему, или субъективному, человеку.
Ментальное изменение или проблеск духовной истины могут побудить человека обратиться к истине даже в момент смерти, создавая, таким образом, хорошие скандхи для следующей жизни, но все же ему придется страдать за свои проступки и злодеяния, и это-то и лежит в основе идей о «предсмертном раскаянии». Но кармические следствия прошлой жизни должны воспоследовать, ибо человек в своем следующем рождении должен подобрать скандхи, или вибрационные отпечатки, оставленные им в астральном свете, так как в оккультизме ничто не возникает из ничего и так как должна существовать связь между жизнями. Новые скандхи рождаются от своих старых родителей.
Говорить о танхах во множественном числе неправильно, существует только одна танха – желание жить. Она-то и претворяется во множество, или, мы могли бы сказать, в сонм идей. Скандхи бывают как кармическими, так и не-кармическими. Скандхи могут создать элементалов посредством бессознательной крийяшакти. Каждый элементал, извергаемый человеком, должен, рано или поздно, к нему вернуться, ибо он есть его собственная вибрация; таким образом, они становятся его Франкенштейном*. Элементалы есть просто следствия, производящие следствия; они суть развоплощенные мысли, добрые или дурные; они остаются кристаллизованными в астральном свете, притягиваются в силу сродства и сызнова оживляются, когда их породитель возвращается к земной жизни; вы можете парализовать их противоположными следствиями. Элементалов подхватывают как болезнь, и, стало быть, они опасны и для нас самих, и для других; вот почему опасно воздействовать на других. Элементалы, которые живут после вашей смерти, суть те, что вы внушаете другим; остальные же пребывают латентными до вашего нового воплощения, когда они оживают вновь.
Таким образом, сказала Е. П. Б., если я вас плохо учила или сподвигла на что-то греховное, то после моей смерти вы будете продолжать грешить из-за меня, но карму придется нести мне. Кальвину*, например, придется страдать за все свои лжеучения, хотя он и давал их с добрыми намерениями. Худшее, что может сделать Бут*, – это задержать продвижение истины; даже Будда совершал ошибки; он преподал свое учение людям, которые не были готовы к нему, и это создало ниданы.
Майявирупа
Когда человек посещает другого человека в астральном теле, то отправляется именно лингашарира, но это не может случиться на сколько-нибудь большом расстоянии. Когда один человек весьма напряженно думает о другом человеке на расстоянии, он иногда появляется перед этим человеком. В этом случае посредством бессознательной крийяшакти создается майявирупа; сам человек не сознает своего появления. Если бы он сознавал и проецировал бы свою майявирупу сознательно, он был бы адептом. Два человека не могут одновременно сознавать присутствие друг друга, если только один из них не является адептом. Дугпа пользуются майявирупой, и колдуны тоже. Дугпа воздействуют на лингашариру других.
Лингашарира
Лингашарира, находящаяся в селезенке, являет собой совершенное изображение человека, и хороша она или плоха – зависит от его собственной природы.
Астральное тело есть субъективный образ будущего человека, первый зародыш в утробе, модель физического тела, в котором формируется и развивается ребенок. Лингашарира может быть повреждена острым инструментом и будет сторониться меча или штыка, хотя легко пройдет через стол или другой предмет мебели.
Однако ничто не может повредить майявирупу, или тело мысли, поскольку оно чисто субъективно. Когда против лингашариры используют меч, то режет сам меч, а не лингашарира меча. Только острые инструменты могут пронзать лингашариры, или астралы, например, под водой удар не причинит вам вреда, но порез нанесет.
Проекцию астрального тела предпринимать не следует, но следует развивать силу крийяшакти при проецировании майявирупы.
Огонь
Огонь есть не элемент, но нечто божественное; физическое пламя являет собой объективный носитель высшего духа; элементалы Огня суть высочайшие.
Все в мире имеет свою ауру и свой дух; пламя, которым вы зажигаете свечу, не имеет ничего общего с самой свечой. Аура объекта соединяется с низшей частью эфира. Гранит нельзя сжечь, поскольку аура его есть Огонь. Элементалы Огня не имеют сознания на этом плане, они слишком высоки, отражая божественность их собственной сущности. Другие элементалы обладают сознанием на этом плане, ибо они отражают человека и его природу.
Существует огромная разница между минеральным и растительным царствами.
Фитиль лампы, например, является отрицательным, он становится положительным благодаря огню, масло же служит посредником. Эфир есть огонь; низшая часть эфира есть пламя, которое вы лицезреете. Огонь есть божество в своей субъективной вездесущности во Вселенной. В иных условиях этот Вселенский Огонь проявляется как вода, воздух и земля. Именно единый элемент в нашей видимой Вселенной суть крийяшакти всех форм жизни. Именно он порождает свет, тепло, смерть, жизнь и т. д. Он есть даже кровь. Во всех своих различных проявлениях он в сущности един. Он суть «семь Космократоров». Доказательства почитания огня (древними) можно найти в Ветхом Завете; столп огненный, горящий куст, сияющее лице Моисеево* – все есть Огонь.
Огонь по природе своей подобен зеркалу и отражает лучи первопорядка субъективных проявлений. Субъективные проявления, которые, как полагают, отбрасываются на экран первых очертаний сотворенной Вселенной, в своем низшем аспекте есть творения Огня.
Огонь является грубейшим аспектом своего естества, первой формой и отражает низшие формы первых субъективных существ, сущих во Вселенной. Первые божественные хаотические мысли суть элементалы Огня. Будучи на земле, они принимают форму и порхают в пламени в виде саламандр, или элементалов Огня. В воздухе витают миллионы живых и сознательных существ, помимо наших мыслей, которые они и подхватывают.
Элементалы Огня относятся к чувству зрения и поглощают элементалов всех других чувств. Так, через зрение вы можете иметь сознание осязания, слуха, вкуса и т. д., ибо все они заключены в чувстве зрения.
С течением времени воздух будет все больше и больше наполняться эфиром. Когда Сверх-Эфир заполнит собой воздух, тогда будут рождаться дети без отцов.
В Вирджинии растет особенная яблоня; она не цветет, но от чего-то плодоносит, нечто вроде ягоды, без зерен. Это постепенно распространится на животных, а затем и на людей. Женщины будут рождать детей без зачатия, а в седьмом Круге появятся люди, которые смогут воспроизводить себя.
В седьмой расе этого четвертого Круга люди будут менять кожу каждый год и иметь новые ногти на пальцах ног и рук. Люди станут более психическими, затем духовными. Последними в седьмом Круге будут рождаться, без греха, Будды.
Четвертый Круг самый длинный в Кали Юге, затем пятый, затем шестой, и седьмой будет очень коротким.
ЗАСЕДАНИЕ XIX
15 апреля 1891 г.
Присутствуют: В. Р. О., Г. А. В. К., Л. М. К., И. К.-О., К. В. Э. Т. С., К. Ф. Р., Д. Р. С. М.