Белые и красные кровяные тельца
Белые кровяные тельца являются мусорщиками, «пожирателями», они выделяются из астрала через селезенку и того же естества, что и астрал. Они – «потом-рожденные» от чхайя. Кама присутствует в теле везде. Красные кровяные тельца суть капли электрического флюида, «испарина» всех органов, сочащаяся из каждой клетки. Они суть потомство фохатического принципа.
Сердце
В сердце имеется семь мозгов – упадхи и символы семи Иерархий.
Огни
Огни всегда играют вокруг шишковидной железы; но, когда на краткий миг их озаряет кундалини, видна вся Вселенная. Даже в глубоком сне открывается третий глаз. И это благотворно для Манаса, который из этого извлекает пользу, хотя сами мы ничего не помним.
ЗАСЕДАНИЕ XV
11 февраля 1891 г.
Присутствуют: А. Б., Л. М. К., К. В., В. P. O., Д. Р. С. М., А. Л. К., Э. Т. С., К. Ф. Р., Г. А. В. К., И. К.-О.
(На сей раз наставление было кратким.)
Восприятие
В ответ на вопрос о семи стадиях восприятия, данных прошлым вечером, Е. П. Б. сказала, что мысль должна быть сосредоточена на высшей, седьмой [стадии] и попытка перенести ее дальше докажет, что невозможно преступить ее пределы на этом плане. В мозге нет ничего, что могло бы перенести мыслителя дальше, и если мысль все же должна подняться выше, то думу надо думать без мозга. Пусть глаза будут закрыты, воля направлена на то, чтобы не дать мозгу работать, и тогда точка эта может быть пройдена и ученик перейдет на другой план. Все семь стадий восприятия предшествуют антахкаране; если вы сможете ступить за их грань, вы – на манасическом плане.
Постарайтесь представить себе то, что превосходит вашу силу мысли; скажем, природу Дхиан Коганов. Затем приведите в пассивное состояние мозг и переходите выше, за его пределы. Вы увидите белый лучезарный свет, словно серебро, но переливчатый как перламутр, затем по нему пробегут цветные волны, начинающиеся с нежнейшего фиолетового и переходящие через бронзовые оттенки зеленого к индиго с металлическим блеском, и этот цвет останется. Если вы увидите это, вы – на другом плане. Вы должны пройти через семь стадий. Когда появится цвет, взгляните на него и, если он не хорош, отвергните его. Пусть ваше внимание останавливается только на зеленом, индиго и желтом – это хорошие цвета. Так как глаз связан с мозгом, то цвет, который вам легче всего увидеть, и будет цветом личности. Если вы увидите красный, то он всего лишь физиологический и не должен приниматься во внимание. Зелено-бронзовый есть н[изший] манас, желто-бронзовый – антахкарана, а индиго-бронзовый – Манас. Эти цвета и следует наблюдать, и, когда желто-бронзовый сольется с индиго, вы – на манасическом плане.
Ноумены
На манасическом плане вы видите ноумены – сущность феноменов. Вы не видите людей или же других сознаний, но достаточно заняты тем, чтобы удержать свое собственное. Тренированный ясновидец может видеть ноумены везде. Адепт видит ноумены на этом плане, реальность вещей, так что он не может обмануться.
На различных планах
В медитации начинающий может колебаться взад и вперед между двумя планами. Вы слышите тиканье часов на этом плане, затем на астральном – душу тиканья; когда часы останавливаются здесь, тиканье продолжается на более высоком плане – астральном, а затем в эфире, пока не исчезнет последняя частица часов. То же самое, что и с мертвым телом, которое испускает эманации до тех пор, пока не дезинтегрируется последняя молекула.
Время
В медитации нет времени, поскольку нет последовательности состояний сознания на этом плане.
Фиолетовый
Фиолетовый есть цвет астрала. Вы с него начинаете, но не должны останавливаться на нем; постарайтесь перейти дальше. Когда вы видите фиолетовую пелену, вы начинаете бессознательно формировать майявирупу. Сосредоточьте внимание, и если вы «удаляетесь», удерживайте сознание на майявическом теле; не теряйте его из виду, «вцепитесь в него мертвой хваткой» («иначе вы ничего не запомните»).
ПИСЬМА,
полученные после предыдущего Заседания*
Эзотерическая Секция
[Печать]
Е. П. Блаватская
Эзотерический приказ
Ввиду нетеософских беспорядков, вызванных чтением Дневников 11 февраля 1891 г., подобные заседания отныне строго запрещаются.
[Подписал(а)] Е. П. Блаватская
11 февраля 1891 г.
[Печать] Теософская штаб-квартира
Телеграфный адрес: 19, Avenue Road,
«Блаватская, Лондон» Regent's Park, N. W.
Лондон, февраль 1891 г.
Э[зотерическая] С[екция]
Для Сек[ретаря], чтобы зачитать группе.
Членам В[нутренней] Г[руппы] Э[зотерической] С[екции]
Первым и наиважнейшим условием успеха группы, наставляемой в оккультизме, является ничем ненарушимая гармония: иначе невидимые Силы, заключенные в круге, используя элементалов, порожденных ненавистью, ревностью и неприязненностью, сделают из них союзников и обратят результаты наставления в черную магию. Гармония В[нутренней] Г[руппы] уже дважды нарушалась подобным образом* и все по одной и той же причине, и обучение неизбежно было приостановлено – многие невинно страдали по вине одного.
Если же гармония будет нарушена и в третий раз, обучение группы – как группы – прекратится и уже не возобновится. Отдельные достойные члены будут получать учения, но обучению в классе, где без разбора собираются и ненавидящие и ненавидимые, тут же будет положен конец. Слышу, как один ученик группы обвиняет других, будто они стремятся отдалить этого члена от меня, повлиять на меня и настроить меня против этого ученика. Это доказывает, что представления и мнение последнего обо мне весьма сумбурны. Тот, на кого может повлиять любой из его учеников, не годится быть учителем даже обычной этики, не говоря уже об оккультных и теософских науках; ибо это доказывает, что он не способен иметь собственное суждение. Оккультизм не дозволяет никаких личных предпочтений и не лицеприятствует.
Посему, если эзотерическому обучению вообще суждено возобновиться, каждый член должен пообещать воздерживаться от критики и даже не придираться к брату-ученику или сестре-ученице, также и не оговаривать ни одного члена или членов перед любым человеком, проживающим в доме или нет; и, прежде чем возобновится обучение, группа должна прийти к ясному пониманию этого и дать устные и торжественные заверения друг другу, в присутствии всех, во взаимной доброй воле. Он или она, солгавшие в тот момент, будут считаться солгавшими пред ликом Учителя; более того – солгавшими своему высшему Я*. Совершенная внешняя гармония должна быть сохранена; и какая бы неприязнь ни закралась в сердце каждого члена, впредь она будет вредить только этому члену: это будет его или ее карма, и ни он, ни она не извлечет никакой пользы из учения. Таковы мои sine qua non условия.
[Подписал(а)] Е. П. Блаватская
ЗАСЕДАНИЕ XVI
11 марта 1891 г.
Присутствуют: А. Б., И. К.-О., Л. М. К., К. В., В. Р. О., Д. Р. С. М., А. Л. К., Г. А. В. К., К. Ф. Р.
Сознание
Сознание, являющееся лишь животным, состоит из сознания всех клеток тела, за исключением клеток сердца. Сердце есть царь, самый важный орган в теле человека. Даже если отсечь голову, сердце будет биться еще полчаса. Если же его завернуть в вату и положить в теплое место, биение продлится еще несколько часов. Точка в сердце, которая умирает последней, есть вместилище жизни, центр всего, Брахма. Первая точка, которая живет в эмбрионе, и последняя, которая умирает. Когда хоронят находящегося в трансе йога, именно эта точка и живет, хотя бы все остальное тело умерло; и пока она не угасла, йога можно воскресить. Точка эта потенциально содержит в себе ум, жизнь, энергию и волю. В течение жизни она излучает призматические цвета, огненные и переливчатые. Сердце есть центр духовного сознания, как мозг – центр интеллектуального. Но это сознание человек направлять не может, равно как и не может управлять его энергией, пока не будет воедино с Буддхи-Манасом; а до той поры именно оно направляет его – если может. Отсюда муки раскаяния, угрызения совести; они исходят из сердца, не из головы. В сердце пребывает единственный проявленный бог, остальные два незримы, и именно он олицетворяет собой Триаду – Атма-Буддхи-Манас. В ответ на вопрос, нельзя ли сконцентрировать сознание в сердце и тем уловить подсказки духа, Е. П. Б. ответила: любой, кто сможет так сконцентрироваться, будет воедино с Манасом, соединит кама-манас с в[ысшим] Манасом. В[ысший] Манас не может непосредственно направлять человека, он может действовать лишь через н[изший] манас.
Три центра
В человеке имеются три главных центра: голова, сердце и пупок, любые два из них могут быть + (положительными) или – (отрицательными) по отношению друг к другу, в зависимости от относительного преобладания центра.
Органы, ▲ и c
Сердце символизирует высшую Триаду, печень и селезенка олицетворяют собой четверицу. Солнечное сплетение есть мозг желудка.
Христос
У Е. П. Б. спросили, не символизируют ли три вышеупомянутые центра Христа, распятого меж двух разбойников. Она сказала, что это может послужить аналогией, но образы эти не должны быть затасканы. Никогда не следует забывать, что н[изший] манас в естестве своем подобен высшему и может стать единым с ним, отвергнув камические импульсы. Распятие Христа символизирует самопожертвование в[ысшего] Манаса, отца, посылающего своего «единородного Сына» в мир, дабы взять на себя грехи наши. Миф о Христе заимствован из мистерий. Так же, как и жизнь Аполлония Тианского; она замалчивалась отцами церкви из-за ее поразительного сходства с жизнью Христа.
Голова и сердце
Психо-интеллектуальный человек – весь в голове, с ее семью вратами; духовный человек – в сердце. Извилины мозга образуются мыслью.