Аурическая оболочка – передатчик
Аурическая оболочка есть передатчик от индивидуальных жизней к вечной, от периодических жизней (праны) к жизни вечной (дживе).
Идиот
Аурическую оболочку идиота нельзя назвать человеческой, то есть она не окрашена манасом. Его аура будет той же природы, что и аура животных.
Исповедь
Причина, по которой исповедь в римско-католической и греческой церквях почитается таким великим грехом, кроется в том, что исповедник, посредством своей силы воли, вмешивается в аурическую оболочку кающегося ребенка или взрослого, искусственно прививая эманации из своей собственной аурической оболочки и разбрасывая семена в аурической оболочке своего подопечного для их прорастания. Принцип тот же, что и в гипнотическом внушении.
Внушение
Вышеприведенные высказывания равно относятся и к гипнотизму, хотя последний является физико-психической силой и представляет собой одну из ее многочисленных серьезных опасностей. В то же время «и по грязным каналам может пройти добро», как в случае избавления, благодаря внушению, от пристрастия к алкоголю или опиуму. Месмеризм может использоваться оккультистом для избавления от вредных привычек, если намерение совершенно чистое, так как на высшем плане намерение есть все, и добрые намерения должны работать на добро.
Аурическая оболочка и манас
Вопрос 3. Не является ли аурическая оболочка расширением «столба света», манасического принципа, и не потому ли она не окружает ребенка до седьмого года?
Ответ. Аурическая оболочка при рождении совершенно чистая. Вопрос в том, какой манас будет окрашивать ее на седьмом году жизни. Манасическое расширение есть чистая Акаша. Луч манаса спускается в водоворот низших принципов и, будучи обесцвеченным и потому ограниченным камическими танхами и дефектами телесного организма, образует личность. Наследственная карма может настигнуть ребенка до седьмого года жизни, но ни одна индивидуальная карма не может начать действовать до нисхождения манаса.
Аурическая оболочка является для человека тем же, чем астральный свет – для Земли, эфир – для астрального света, Акаша – для эфира.
Критические состояния в это перечисление не включены. Они являются лайя-центрами, или недостающими звеньями в нашем сознании, которые отделяют эти четыре плана друг от друга.
Обитатель
«Обитатель порога» обнаруживается в двух случаях: а) в случае отделения Триады от Четверицы; б) когда камические желания и страсти столь сильны, что камарупа продолжает существовать в кама-локе дольше периода дэвакхана Эго и, сохраняясь таким образом и после перевоплощения дэвакханической сущности (например, если перевоплощение происходит через двести или триста лет), становится этим самым «обитателем», усиливая камический принцип новой личности. Некоторые по этой причине сходят с ума.
Интеллект
Белый адепт не всегда поначалу обладает мощным интеллектом. В действительности Е. П. Б. знавала адептов, чьи интеллектуальные силы изначально были ниже средних. Именно чистота адепта, его равная любовь ко всему и вся, его сотрудничество с природой, с кармой, со своим «внутренним богом» и даруют ему эту силу. Один интеллект, сам по себе, может создать лишь черного мага. Ибо только интеллект сопровождается гордыней и эгоизмом; именно интеллект плюс духовность возвышает человека. Ибо духовность отвращает гордыню и тщеславие.
Метафизика
Метафизика – это чертог чистого Манаса, тогда как физическая наука есть царство материального, или кама-манаса, который, как и каждый принцип, семеричен. Математик, не обладающий духовностью, каким бы великим он ни был, не постигнет метафизики, но метафизик овладеет высшими концепциями математики и применит их без изучения. Для прирожденного метафизика психический план не будет иметь большого значения, так как он увидит его погрешности – поскольку это не то, что он ищет, – сразу же, как только вступит на психический план.
Музыка
Что касается музыки и других искусств, то они являются детьми либо манасического, либо кама-манасического принципа, пропорционально тому, что преобладает – душа или технические детали.
Карма
После каждого воплощения, когда манасический луч возвращается к своему отцу – Эго, некоторые из его атомов остаются и рассеиваются. Эти манасические атомы, танхические и иные «причины», будучи того же естества, что и манас, привлекаются к нему крепкими узами сродства и при перевоплощении Эго безошибочно притягиваются к нему, составляя его карму. И до тех пор, пока все они не будут собраны воедино, индивидуальность не освобождается от нового рождения.
(Ср. следующий отрывок из евангелия Филиппа, процитированный Епифанием*: «Я познала себя и собрала себя со всех сторон и не посеяла архонту ни одно дитя, но вырвала корни его и собрала воедино рассеянные члены и ведаю я, кто ты есть». См. Diсt. Christ. Biog. № 414.)
Высший Манас ответствен за луч, который он испускает. Если луч не оскверняется, никакая плохая карма и не порождается.
Состояние турия
(Йоги не могут достичь этого состояния, пока ▲ не отделен от c).
Хорошая и плохая карма
Мы должны иметь в виду, что, освобождаясь от кармы, приходится избавляться как от хорошей, так и от плохой кармы, и что ниданы, устремленные к приобретению хорошей кармы, столь же связывают нас, как и ниданы, направленные в другую сторону. Ибо и те и другие суть карма.
Махат
Махат есть проявленный, вселенский Парабрахмический Разум (на одну Махаманвантару) на третьем плане. Согласно закону, свет упадает с плана на план и дифференцируется. Манасапутры являются его эманациями.
Только человек в состоянии постигать Вселенную на этом плане существования.
Существование
Существование есть; но, когда сущность его не ощущает, для этой сущности его нет. При операции боль существует, хотя пациент ее не ощущает, и для этого пациента ее нет.
Верхние цвета
Вопрос 4. Практикуя концентрацию, нам велят останавливаться у гипофиза, заканчивая серию цветов красным. Странно как-то заканчивать эту серию цветом камы. Чем можно это объяснить?
Ответ. Нам велели останавливаться у красного: то есть останавливаться перед красным. Верхний красный есть скорее золотистая прана. Существует три степени: желтый, желто-оранжевый и красно-оранжевый. Когда появляется поток света, его надо сделать устойчивым, иначе истинное видение невозможно.
Металлы
Когда ученик узнает свой цвет, день этого цвета следует избрать днем особого усилия, также следует носить кольцо из металла этого дня на 4-м пальце левой руки. Когда найден преобладающий цвет, он один и должен использоваться, а семь цветов надлежит отбросить.
Вопрос 5. Как правильно произносить Аум?
Ответ. Сначала его надо практиковать физически, всегда на одной и той же высоте тона, которая должна быть найдена так же, как и особый цвет ученика, ибо каждый имеет свой особый тон.
Аура любого человека должна иметь преобладающий цвет. Но если область ауры, заполненная этим цветом, не соответствует тыльной стороне шеи, этот цвет будет не ваш.
Эксперимент
(Чтобы настроиться на определенную высоту тона, следует использовать камертоны – всего семь). АУМ состоит из двух гласных и одного полугласного звука, и этот последний следует произносить более протяжно.
Как природа имеет свое фа, точно так же и каждый человек имеет свое, ибо человек является дифференциацией природы. Тело можно сравнить с инструментом, а Эго – с музыкантом. Сначала научитесь играть на таттвах и принципах, как на пианино: выучите ноты, потом аккорды, а затем мелодии. Как только ученик овладеет каждым аккордом, он может начать сотрудничать с природой и ради других. Он может тогда, благодаря опыту, почерпнутому им из своей собственной природы, и знанию «аккордов», взять такой, который благодетельно отзовется в другом и который послужит «основным тоном» для благотворных результатов.
▲ (Постарайтесь ясно представить себе геометрический ▲ на каждом плане, представление это будет постепенно становиться все более метафизическим и закончится субъективным ▲ Атма-Буддхи-Манасом. Лишь в силу знания всех видов этого ▲, вы и можете преуспеть, например, в попытке заключить прошлое и будущее в настоящем. Помните, что вы должны как бы заключить cв ▲; то есть вы должны так очистить низшую четверицу, чтобы она вибрировала в унисон с высшей Триадой.)
Свет кундалини
Вопрос 6. Как только возникают волны света, должен ли ум сосредоточиться на глазу или же на этих волнах света?
Ответ. На свете.
Вопрос 7. Когда ощущаешь цвет, то не различную ли скорость вибраций* видишь?
Ответ. Нет; одно чувство сливается с другим: все чувства – лишь дифференциации единого чувства-сознания. Потому-то мы можем чувствовать цвета и видеть звуки.
Вопрос 8. Когда повторяешь Аум, следует ли погружаться в свет вокруг себя или же следует сосредоточить ум на высшем Я?
Ответ. На высшем Я.
Воздействие клятвы
Воздействие клятвы на будущие воплощения, если она не нарушена, таково, что она пребудет латентной в грядущей жизни и, бессознательно для ученика, будет направлять его.
Семь рождений
Должно быть семь действительных воплощений, но ученик мог бы быть настолько чистым и сильным, что воплощения его могли бы быть самыми короткими, например, почти мертворожденный, живущий лишь час или два.
Дэвакхан
Продвигаться в оккультизме можно даже в дэвакхане, если ум и душа устремлены к нему при жизни; но это будет как во сне, и знание это изгладится так же, как стирается память о сновидении, если только оно не подкреплено сознательным изучением.
Страх
Страх и ненависть, в сущности, одно и то же. Тот, кто ничего не боится, никогда не будет ненавидеть, а тот, кто ни к чему не питает ненависти, никогда не будет бояться.
ЗАСЕДАНИЕ III
17 сентября 1890 г.
Присутствуют: К. В., И. К.-О., К. Ф. Р., Д. Р. С. М., А. К., Г. А. В. К., А. Л. К., Л. [М.]К.
Двое последних дали клятву.
Образ ▲
Вопрос 9. Что означает фраза «ясно представьте себе ▲ на каждом плане»? Например, на астральном плане о чем нужно думать как о ▲?
Ответ. Е. П. Б. спросила, что имелось в виду в данном вопросе – значение ▲ или же то, как можно представить себе ▲ на «экране света»? Когда спрашивающий пояснил, что имелось в виду второе, Е. П. Б. сказала, что только в состоянии турия, высшем из семи ступеней раджа-йоги, йог может представить себе то, что абстрактно. Ниже этого состояния сила восприятия, будучи обусловленной, должна иметь какую-либо форму для созерцания; она не может представить себе арупу. В состоянии турия ▲ пребывает в вас самих и ощущается. Ниже состояния турия должен существовать символ для олицетворения Атма-Буддхи-Манаса. Это не просто геометрический треугольник, но триада, воображаемая, чтобы сделать мысль возможной. Из этой триады мы можем составить себе некоторое представление о Манасе, каким бы смутным оно ни было, Буддхи вообразить почти невозможно, тогда как Атман представить вообще нельзя. Мы должны стараться представить ▲ на все более и более высоких планах.
(Турия есть четвертое состояние).
Авгоэйд
Мы должны представлять Манас как осиянный Буддхи и погруженный в Атман. Только Манас, высшее Эго, и можно представить; мы можем мыслить о нем как об Авгоэйде, лучезарной фигуре из «Занони»*. Очень хороший психик мог бы ее увидеть.
Психизм
Психического зрения, однако, желать не стоит, поскольку психе – земная и во зле. По мере продвижения науки психические явления будут постигаться все больше и больше; психизм же не имеет в себе ничего духовного. Наука права на своем собственном плане, со своей собственной точки зрения. Закон сохранения энергии подразумевает, что психическое движение порождается движением. Так как психическое действие является лишь движением на астральном плане, плане материальном, то прав тот психолог, который не видит в нем ничего, кроме материи. Животные не имеют духа, но обладают психическим зрением и чувствительны к психическим условиям; понаблюдайте, как они сказываются на их здоровье и телесном состоянии.
Движение
Движение есть абстрактное божество; на высшем плане оно арупа, но на низшем – чисто механическое. Психическое действие находится в сфере психического движения. Развитию психического действия в мозге и нервах должно предшествовать соответствующее действие, порождающее его на физическом плане. Парализованное животное, которое не может порождать действия в физическом теле, не может думать. Психики просто видят на плане иной материальной плотности; духовные прозрения, которые они порой получают, исходят из более высокого плана. Зрение медиума есть зрение человека, входящего, так сказать, в освещенную комнату и видящего все в ней при искусственном свете. Когда свет гаснет, зрение утрачивается. Духовное зрение действует благодаря свету внутри – «свету, сокрытому под спудом» тела, благодаря которому мы можем видеть ясно и независимо от всего внешнего. А так как психик видит посредством внешнего света, то и видение его окрашивается природой этого света.
Семь планов в астральном свете
Когда К. В. сказала, что у нее такое ощущение, будто она видит на трех планах, Е. П. Б. ответила, что каждый план семеричен, астральный – как и все. В качестве примера она привела, на физическом плане, видение стола посредством физического зрения; его лицезрение с закрытыми глазами, благодаря отпечатку на ретине; образ его, сохранившийся в мозгу; его можно вызвать в памяти; видение его во сне; или как совокупность атомов; или дезинтегрированным; все эти образы – на физическом плане. Затем мы можем снова начать на астральном плане и получить другую семерицу. Этот намек следует понять и развить.
Ученики могут сказать об этом другим эзотерикам, ибо в этом нет ничего оккультного. Важно хранить в тайне то, каким образом учения эти применяются на практике, соответствия. Публично говорить об этой истине опасно тем, что это может привести к материализму; необходимо всегда помнить, что за материальным сокрыто духовное.
Вопрос 10. Почему фиолетовый, цвет лингашариры, помешен на вершине ▲, когда Макрокосм изображается как , тем самым желтый – Буддхи – отбрасывается в низшую четверицу?
Ответ. Говорить о «низшей четверице» в Макрокосме – неправильно. Она есть Тетрактис – высочайший, самый священный из всех символов. В состоянии высшей медитации наступает момент, когда низший манас вовлекается в Триаду, которая, следовательно, становится Четверицей, Тетрактисом Пифагора, оставляя то, что было Четверицей, в качестве низшей триады, которая тогда опрокидывается. Триада отражается в низшем манасе. Высший Манас не может отражать себя, но, когда зеленый подымается вверх, он становится зеркалом высшего; тогда он уже более не зеленый, ибо отторгнут от своих ассоциаций. Психе тогда становится духовной, Триада отражается в четвертом и образуется Тетрактис. До тех пор, пока вы живы, должно существовать нечто, чтобы отражать высшую Триаду; ибо должно же быть нечто, чтобы возвратить бодрствующему сознанию опыт, приобретенный на высшем плане. Низший манас подобен скрижали, запечатлевающей все видимое в трансе.
Состояние турия достигается на «Четвертом Пути»*; оно изображено на с. 264 Инструкции II.
▲ Вовне
Вопрос 11. Каково значение ▲, сформированного из линий света, появляющихся среди интенсивно вибрирующего голубого?
Ответ. Видеть ▲ вовне ровно ничего не значит. Это есть просто отражение Триады на аурической оболочке и доказывает, что видящий находится вне ▲. Его следует видеть совсем по-другому. Вы должны попытаться погрузиться в него и ассимилироваться с ним. Вы просто видите вещи в астрале. «Когда у кого-нибудь из вас откроется третий глаз, вы будете рассказывать мне совершенно иное».
«Не Преступи»
Вопрос 12. Что касается «столба света», упомянутого в Вопросе 3, не является ли аурическая оболочка высшим Эго и не соответствует ли она кольцу «Не Преступи»*?
Ответ. Ответ на этот вопрос не был дан, ибо он слишком далеко зашел. Кольцо «Не Преступи» находится на краю проявленной Вселенной.
Ниданы
Вопрос 13. Корень нидан – авидья. Чем она отличается от майи? Сколько всего нидан эзотерически?
Ответ. Опять слишком много спрашиваешь. Ниданы, цепь причин и следствий (не в смысле, придаваемом им востоковедами), не все порождаются невежеством. Они создаются дэвами и Дхиан Коганами, о которых, конечно же, нельзя сказать, что они действуют в невежестве. Мы же создаем ниданы по невежеству. Каждая причина, возникающая на физическом плане, порождает действие на каждом плане на всю вечность. Они суть вечные следствия, отражающиеся от плана к плану на «экране вечности».
Манас и его подразделения
Вопрос 14. Какова семеричная классификация манаса? Существует семь степеней низшего манаса и предположительно семь степеней высшего. Существуют ли тогда 14 степеней манаса, или же манас, взятый как целое, подразделяется на 49 манасических огней?
Ответ. Конечно же, 14, но вы хотите бегать, не научившись ходить. Сначала познайте три, а затем переходите к сорока девяти. Три сына есть у Агни; они становятся семью, а сынов же их – сорок девять. Но ученики все еще не знают, как произвести три. Узнайте сначала, как вызвать «священный огонь», о котором говорится в пуранах*. Сорок девять огней – суть состояния кундалини, выявляемые в нас посредством трения Триады. Сперва познайте семеричность тела, а затем и семеричность каждого принципа. Но прежде познайте первую триаду (три жизненных потока), как указано ранее.
Цвета и спинной мозг
Вопрос 15. Нади тянутся от нижнего поясничного позвонка до первого шейного позвонка. Имеют ли они какое-либо физическое соответствие в спинном мозге, который тянется только от первого поясничного позвонка до первого шейного позвонка? Соответствует ли область, через которую надо поднять цвета, всей длине церебрального канала, который у взрослых заканчивается на копчике?
Ответ. Копчик – это великая демаркационная линия между животным и человеком. Это то место, где заканчивается человек и начинается животное. Следовательно, если вы переходите за него, значит, вы переходите к животному и впадаете в черную магию. Стало быть, низший ▲ декады находится ниже поясничного позвонка, и концентрация должна начинаться у того позвонка, где берет начало спинной мозг и никогда не ниже его. Е. П. Б. сказала, что она видела чела, поднимающихся по семи ступеням позвоночника, закрывающих уши, ноздри, глаза и наконец рот, задерживая на короткое время дыхание. Сама она не использовала цвета выше первого шейного позвонка; добравшись до него, как она выразилась, она «отправлялась домой». Достигнув отверстия, ток потечет сам собой. Необходимо наблюдать цвета, меняющиеся словно радуга, но ментально всегда представляя свой собственный цвет. Если усилие подняться вверх обернется неудачей, мы можем снова устремить огонь вниз, – тщательно следя за тем, чтобы не опуститься ниже точки, где заканчивается спинной мозг, вследствие животных областей, что лежат за ней, – и затем предпринять новое усилие. Попытка провести ток за пределы отверстия опасна тем, что мы можем повредить ганглии мозга, если сойдем с правильного пути. Цвета – психические. Но звуки – духовные, и, когда они достигаются, цвета остаются позади. Мы должны стараться получить цветные звуки.
Симпатический нерв
Вопрос 16. Что такое симпатический нерв и какова его функция в оккультизме? Он обнаруживается лишь после определенной стадии животной эволюции и, похоже, развивается, все более усложняясь, чтобы образовать второй спинной мозг.
Ответ. В конце следующего Круга человечество вновь станет муже-женственным и вот тогда-то и будет два спинных мозга. В седьмой расе оба они сольются воедино. Эволюция соответствует расам, и с эволюцией рас симпатический нервный ствол разовьется в истинный спинной мозг. Мы возвращаемся на восходящую дугу, приобретя самосознание. Шестая раса будет соответствовать «Pudding Bags»*, но будет обладать совершенством формы, наряду с высшим разумом и духовностью.
Анатомия и оккультизм
Анатомы начинают находить новые разветвления и новые модификации в человеческом теле. Они заблуждаются по многим вопросам, например относительно селезенки, называя ее фабрикой, вырабатывающей белые тельца крови, но в действительности являющейся носителем лингашариры. Оккультисты знают каждую мельчайшую частичку сердца, и для каждой у них есть название. Они величают их именами богов, как, например, Зал Брахмы, Зал Вишну и т. д. Они соответствуют частям мозга. Сами атомы тела суть 330 миллионов богов.
Симпатический нерв используется тантриками, называющими его виной* Шивы.
Прана
Вопрос 17. Как соотносится человек с праной, периодической жизнью?
Ответ. Джива становится праной только когда рождается и начинает дышать ребенок. Она есть дыхание жизни, нэфеш. На астральном плане нет праны.
Антахкарана
Вопрос 18. Антахкарана есть связующее звено между высшим и низшим Эго; не соответствует ли она тогда проецируемой пуповине астрала?
Ответ. Нет, пуповина, соединяющая астрал с физическим телом, – вещь реальная. Антахкарана же – воображаемая, оборот речи и суть процесс наведения моста от высшего Манаса к низшему. Антахкарана существует только тогда, когда вы начинаете «бросать мысль вверх и вниз».
Майявирупа, или манасическое тело, не имеет никакой материальной связи с физическим телом, никакой «пуповины». Она духовна и эфирна и везде проходит беспрепятственно. Она совершенно отличается от астрального тела, повреждение которого отражается на физическом теле.
На дэвакханическую сущность, еще до рождения, могут воздействовать скандхи, но они не имеют ничего общего с антахкараной. На нее влияет, например, желание нового воплощения.
Антахкарана
Вопрос 19. В «Голосе [Безмолвия)» сказано*, что мы должны стать «самим Путем», а далее – что антахкарана и есть сей Путь. Означает ли это нечто большее, нежели то, что мы должны «навести мосты» между сознанием высшего и низшего Эго?
Ответ. Только это.
Вопрос 20. Сказано, что на Пути имеется семь Врат*; тогда и в антахкаране существует семь делений? Является ли также антахкарана полем битвы?
Ответ. Да, она – поле битвы. В антахкаране семь делений; переходя от одного к другому, вы приближаетесь к высшему Манасу. Когда вы навели мост через четвертое, считайте это удачей.
Аум
Вопрос 21. Нам говорят, что «Аум надо практиковать физически»*. Не означает ли это, что поскольку цвет является более дифференцированным, чем звук, то только через цвет мы можем узнать истинный звук каждого из нас? Что Аум может иметь духовное и оккультное значение только тогда, когда настроен на Атма-Буддхи-Манас каждого человека?
Ответ. Аум означает хороший поступок, а не просто произносимый устами звук. Вы должны произносить его делами.
Планы
Вопрос 22. Что касается ▲, не разнится ли Атма-Буддхи-Манас для каждой сущности, в зависимости от плана, на котором она находится?
Ответ. Каждый принцип находится на различном плане. Чела должен восходить от одного к другому, ассимилируя каждый, пока все три не сольются воедино. Это и есть истинный корень Троицы.
Манас и аурическая оболочка
Вопрос 23. В «Тайной Доктрине» сказано, что Акаша есть Прадхана*. Акаша является аурической оболочкой земли, и тем не менее Акаша есть Махат. Как же тогда Манас соотносится с аурической оболочкой?
Ответ. Мулапракрити и есть Акаша (7 степеней). Махат являет собой положительный аспект Акаши и суть Манас космического тела. Махат является для Акаши тем же, чем Манас – для Буддхи. Прадхана есть лишь иное наименование Мулапракрити.
Аурическая оболочка есть Акаша и имеет семь степеней. Являясь чистой абстрактной субстанцией, она отражает абстрактные идеи, но также и низшие конкретные вещи. Третий Логос и Махат едины, и они суть то же, что и Вселенский Разум, Алайя.
Тетрактис
(Тетрактис есть Чатур-видья, или же четверичное знание в едином – четверичный Брахма.)
ЗАСЕДАНИЕ IV
24 сентября 1890 г.
Присутствуют: К. В., А. Б., И. К.-О., К. Ф. Р., Д. Р. С. М., А. К.,
Г. А. В. К., А. Л. К., Л. [М.]К., В. P. O. (Последний дал клятву.)
Нади
Вопрос 25. Имеют ли нади какую-либо определенную связь с позвоночником; могут ли они помещаться против любых позвонков или между ними; можно ли их рассматривать как занимающих определенные пределы спинного мозга; соответствуют ли они делениям спинного мозга, известным анатомам?
Ответ. Е. П. Б. полагала, что нади соответствуют делениям спинного мозга, известным анатомам. Стало быть, имеется 6 или 7 нади – или сплетений – вдоль спинного мозга. Термин этот, однако, не специальный, но общий и применяется к любому узлу, центру или ганглию. Священные нади суть те, что расположены над сушумной или вдоль нее. Шесть известны науке, а одна (около первого шейного позвонка) неизвестна. Даже тарака раджа-йоги говорят лишь о шести и не упоминают о священной седьмой.
Ида и пингала
Ида и пингала играют вдоль изогнутых стенок спинного мозга, в котором расположена сушумна. Они полуматериальны, положительная и отрицательная, солнце и луна, и приводят в действие свободный и духовный ток сушумны. У них свои, отличные друг от друга, пути, иначе они излучались бы по всему телу. Концентрация на иде и пингале порождает «священный Огонь».
Вина Шивы. Тривени
Вина Шивы (симпатическая система) иначе называется виной Кали. Симпатический нерв и ида и пингала начинаются от священного места над Medulla Oblongata*, называемого тривени. Это один из священных центров, другим же из них является брахмарандра, который, если хотите, есть серое вещество мозга; а также и передний родничок* у новорожденного дитя.
Брахмаданда
Позвоночный столб именуется брахмадандой, или же «посохом Брахмы»; его символизирует также и бамбуковая трость аскетов. Йоги по ту сторону Гималаев, регулярно собирающиеся у озера Манасаровара, носят с собой бамбуковую трость о трех узлах и величаются триданди.
Посвящение брамина
Оно означает то же, что и шнур брамина, который имеет и другие значения, кроме трех жизненных потоков; например, он символизирует три посвящения брамина, которые имеют место: а) при рождении, когда он получает свое тайное имя от семейного астролога, который, как полагают, получил его от дэв (потому-то и говорят, что он посвящен дэвами). Индус скорее умрет, нежели выдаст это имя; б) в семилетнем возрасте, когда он получает шнур, и с) в одиннадцатилетнем или двенадцатилетнем возрасте, когда его посвящают в касту.
Тело и астральное тело
Вопрос 26. Если физическое тело не является частью семерицы человека, то является ли физический материальный мир одним из семи планов космической семерицы?
Ответ. Является: тело не есть принцип, выражаясь эзотерически, так как тело и лингашарира находятся на одном и том же плане; тогда седьмым является аурическая оболочка; тело скорее упадхи, нежели принцип.
Астральный свет
Земля и ее астральный свет столь же тесно связаны друг с другом, как тело – со своей лингой, так как земля является упадхи. Наш план в своих низших подразделениях есть земля, в своих высших – астрал. Земной астральный свет, конечно же, нельзя путать со вселенским астральным светом.
Число 14
Число 14 является первой ступенькой между 7 и 49. Каждая семерица есть, поистине, 14, поскольку каждая из 7 имеет два аспекта; таким образом, 14, в свою очередь, означает взаимосвязь двух планов. Семеричность следует четко проследить в лунных месяцах, лихорадках, беременности и т. д.: на ней основана неделя евреев и семеричные Иерархии Владыки Воинств.
Седьмая степень
Вопрос 27. О физическом предмете говорилось как о семеричном – на физическом плане, поскольку: 1) мы можем непосредственно до него дотрагиваться; 2) воспроизводить его на ретине; 3) вспоминать его; 4) видеть его во сне; 5) рассматривать его анатомически и 6) видеть его дезинтегрированным* – а что же седьмое?
Ответ. Седьмое перекидывает мостик от одного плана к другому. Последнее являет собой идею, «отсутствие материи» и переносит вас на следующий план. Высшее одного плана соприкасается с низшим следующего. Семь есть фактор в природе, как в цветах и звуках. Существует 7 степеней в одном и том же кусочке дерева, каждая воспринимается одним из 7 чувств. В дереве «запах» представляет собой самую материальную степень, тогда как в других субстанциях он может быть шестым. Субстанции семеричны независимо от сознания наблюдателя.
Психометрия
Психометрист, увидя кусочек, например, стола через тысячу лет, увидит и весь стол, ибо каждый атом отражает все тело, которому он принадлежит – в точности как с монадами Лейбница*. После семи материальных делений идут 7 делений астрала, который есть его второй принцип. Дезинтегрированная материя – высочайшее подразделение из семи материальных подразделений – есть отсутствие представления о нем, четвертый [принцип].
Звук
Вопрос 28. Звук есть атрибут Акаши. Но мы не можем ничего познавать на астральном плане; на каком же тогда плане мы распознаем звук? На каком плане возникает звук от физического контакта тел? Существует ли звук на семи планах? И не есть ли физический план один из них?
Ответ. Физический план – один из них. Вы не можете увидеть Акашу, но вы можете почувствовать ее с Четвертого Пути. Вы можете и не вполне сознавать ее, и все же вы можете ее ощутить. Акаша лежит в корне проявления всех звуков. Звук есть выражение и проявление того, что стоит за ним, что является породителем многих корреляций. Вся Природа есть резонатор или, вернее, Акаша есть резонатор Природы.
Она суть Божество, Единая Жизнь, Единое Существование.
Звук не может иметь конца. Е. П. Б. заметила по поводу стука карандашом по столу: «К этому времени он уже воздействовал на всю Вселенную. Частица, утрачивая свою целостность, разрушает что-то, что переходит еще во что-то. Он вечен в ниданах, за которыми следует». Звук, если он раньше не был произведен на астральном плане, а до него – в Акаше, не может быть произведен вообще.
Акаша есть мостик между нервными клетками и ментальными способностями.
Чувства и расы
Вопрос 29. Цвета являются психическими, а звуки – духовными. Какова, допуская, что они являются вибрациями, последовательность (учитывая, что они соответствуют зрению и слуху) других чувств?
Ответ. Фразу эту нельзя изъять из контекста, иначе возникнет путаница. Все находится на всех планах. Вся первая раса была сплошным осязанием, словно резонатор: осязание это дифференцировалось в другие чувства, развивавшиеся с расами. Чувством первой расы («Pudding Bags») было чувство осязания, означавшее способность их атомов вибрировать в унисон с внешними атомами. Это «осязание» – почти то же, что и созвучие.
С каждой расой чувства находились на различном плане, например, четвертая раса обладала гораздо более развитыми чувствами, чем мы, но на другом плане. Это была также очень материальная раса. Шестое и седьмое чувства сольются с акашическим звуком. От того, к какой степени материи относится чувство осязания, зависит, как мы его будем называть.
Соответствия
Вопрос 30. Если следует изучать тело и его органы вместе с их соответствиями, то не дадите ли вы основные сведения о них в связи с нади и диаграммой отверстий?*
Ответ. Селезенка соответствует лингашарире,
печень — каме,
сердце — пране,
Corpora-quadrigemina* — кама-манасу,
гипофиз — манасу-антахкаране,
шишковидная железа — Манасу, пока его не коснется вибрирующий свет кундалини, который исходит из Буддхи, когда он становится Буддхи-Манасом.
Шишковидная железа соответствует Божественной Мысли.