Сакральная психология джин хьюстон
Как я вам и обещал, по ходу нашего курса лекций я расскажу вам о наиболее интересных, на мой взгляд, разработках современной западной психологии. И в связи с триадическим архетипом я расскажу вам про очень известного в Америке психолога, которую зовут Джин Хьюстон. На русский язык ее книги не переводились, но, тем не менее, у себя на родине она — одно из первых лиц в гуманистической психологии. Направление, которое Д. Хьюстон развивает в психологии, она сама называет так: «Сакральная психология». Концепция сакральной психологии по своему основному смыслу близка к триадическому архетипу, так что ее философские корни будут теперь вам более понятны. И мне бы хотелось вам рассказать про этого психолога и про ее теорию и практику, которые в некоторых отношениях выгодно отличаются от многих других психологических теорий и практик. Мне лично теории и практики Д. Хьюстон внутренне близки, и многие вещи, о которых она писала, я на практике пытался воспроизводить, с существенными для себя результатами.
Я расскажу вам об идеях и методах Д. Хьюстон, в первую очередь опираясь на содержание ее книги, которая вышла в свет в США в 1980-м году и называется «Possible human», что в приблизительном переводе означает «Возможный человек», то есть человек, каким он мог бы быть.
Психология Джин Хьюстон выгодно отличается от других тем, что ее тренинги не рассчитаны непосредственно на решение конкретных проблем. Она в первую очередь занимается развитием возможностей человека. И второй момент, отличающий Д. Хьюстон, заключается в том, что она имеет философское и теологическое образование и большой гуманитарный кругозор, и все практики, которые она предлагает, задевают у каждого человека что-то глубокое в его внутреннем мире и порой дают ему существенный импульс развития.
Я вам расскажу несколько таких практик просто потому, что у каждого психолога-практика должен быть не только запас теоретических знаний, но и запас, если хотите, способов развлечения клиента. В ходе терапии с клиентом надо о чем-то разговаривать. Самый худший способ его развлекать, по моему мнению, это рассказывать о психологических теориях, которые вы знаете. И хотя многие, тем не менее, по этому пути идут, я считаю, что это неправильно.
Следующее упражнение, типично для психологии Д. Хьюстон: оно предполагает активное участие воображения клиента и подключает его к области высоких архетипов; давайте попробуем его выполнить прямо здесь, на лекции. Оно, как мне кажется, особенно полезно для клиента, которому надо развить кинестетическое чувство, а у него хорошо работает зрительный канал (это вполне вероятно в случае, когда стихия Земли в гороскопе сильна, но поражена, а стихия Огня гармонична). Следующий текст читает терапевт, а клиент сидит и слушает — послушайте и вы, это вариант легкого транса.
Разговор с мудростью тела. Сядьте уютно, немного расслабив тело, и просмотрите его от кончиков пальцев ног до макушки. И расслабьте его в этой же последовательности. Затем повторите это снова, и вы заметите, что вы еще немного расслабились.
Теперь представьте и переживите так ярко, как вы только сможете, что вы находитесь на вершине горы и ищете путь вниз. Вы видите скалистую лестницу, извивающуюся вниз и идущую вокруг горы. Вы начинаете спускаться по ней. Иногда склон каменистый, с большими валунами, но вы продолжаете медленно спускаться вниз, остерегаясь скал. В конце концов вы подходите к подножью и обнаруживаете дверь, ведущую внутрь горы. Вы открываете эту дверь и обнаруживаете себя в длинном и красивом коридоре. Вы понимаете, что углубляетесь внутрь горы, но можете доверять этому пути. Вы инстинктивно чувствуете, что это место обновления и обучения, место восстановления сил своего тела. Разрешите себе осмотреться вокруг. Вы можете быть удивлены, увидев на стенах картины, изображающие прекрасные пейзажи или фантастические портреты клеточных структур.
Осматриваясь по сторонам, вы медленно идете дальше, постепенно приближаясь к центру горы. В конце коридора вы видите дверь с надписью: «Тот, Кто Знает Истину О Здоровье». Откройте дверь и войдите в эту интересную комнату, и вы увидите человека или другое существо, которое все про вас знает, которое представляет вашу телесную мудрость и имеет доступ к миллионам бит информации, касающейся вашего здоровья и способов его улучшения.
Вы садитесь напротив этого существа и задаете ему общие и специальные вопросы про себя. Не требуйте от него ответов. Разрешите себе пассивно воспринимать то, что идет к вам. Тот, Кто Знает Истину О Здоровье будет общаться с вами словами или образами, или, может быть, даже мускульными ощущениями. Разрешите себе расслабиться, воспринять то, что он говорит, быть внимательным к этому.
Ну, давайте минутку послушаем это существо.
Когда вы почувствуете, что оно сказало вам все, что оно хотело вам сказать, и не раньше, то спросите его: что я могу сделать для себя? Давайте еще минутку его послушаем. Когда оно закончит свое сообщение, поблагодарите его за предложенную мудрость и понимание, полученное вами. Выйдя и аккуратно закрыв за собой дверь, повторите ваш путь к вершине горы, почувствуйте ваше тело, интегрирующее новое знание. Когда вы дойдете до вершины, откройте глаза и почувствуйте свое тело теперь, в этом знакомом месте. Поднимитесь, пройдитесь. И теперь станцуйте открытие, которое вы сделали.
Этот транс нужно читать гораздо медленнее, чем я это сейчас делал, и как бы индивидуально данному конкретному человеку. Если вы хорошо почувствуете состояние своего клиента, то вы сможете помочь ему осознать те истины относительно своего здоровья, до которых он сам дотянуться чуть-чуть не может.
Д. Хьюстон пишет: «Реакции на этот транс могут быть самыми разными. Например, одна женщина, которая любила спрашивать у всех советы по поводу своего здоровья, зайдя в эту комнату, обнаружила бурчащего старика, который гавкнул на нее: «Какого черта ты хочешь? Ты сама отлично знаешь, что надо делать. Отправляйся отсюда восвояси и делай это!» И бесцеремонно выпроводил ее наружу».
А теперь интересная техника, связанная с переживанием нашего восприятия. Это тоже чрезвычайно острая тема, поскольку наше восприятие — и зрительное, и слуховое, и смысловое — весьма и весьма догматично: то, что мы не привыкли или не умеем воспринимать, мы не воспринимаем ни за что.
Я где-то читал, что когда встречаются люди, то сюжет их дальнейших отношений в паре решается в первые пять секунд. В эти пять секунд мужчина успевает посмотреть на женские ноги, а женщина — в мужские глаза. А теперь подумайте, где заключено больше информации?
Если вы разговариваете с человеком, то ваша священная обязанность — знать его имя и цвет глаз. И тем не менее, мало кто всегда помнит и то, и другое. Есть визуалы, которые, естественно, смотрят на все на свете, но кинестетики и аудиалы таких вещей вообще не замечают.
Психолог должен уметь осознавать свои восприятия во всех модальностях органов чувств. И на эту тему Д. Хьюстон предлагает такую медитацию. Послушайте.
Очищение комнаты восприятия. Закройте глаза и сфокусируйтесь на ровности вашего дыхания. В соответствии с этим ритмом уходите внутрь себя. Представьте, что вы путешествуете по кровеносным сосудам вашего тела, транспортируемые, как маленькая частичка вашей крови. Начиная от большого пальца вашей ноги, пройдитесь через ногу по большому артериальному каналу, пока вы не достигнете таза, потом пройдите вверх через грудную клетку. Обратите внимание на вещи, которые вы увидите по пути: светящиеся решетчатые полости легких, ровно увеличивающееся и сокращающееся сердце, бронхиальные стволы, ветвящиеся как морские анемоны. Поднимаясь через вены и артерии из шеи в лицевые мышцы, вы окажетесь на горах и долинах коры головного мозга.
Теперь пройдите в шишковидную железу или в третий глаз, место между глазами, место внутреннего видения. Здесь вы увидите дом. Дом чувств. И золотой ключ с вашим именем. Отоприте им дверь и положите ключ в карман. Войдя в дом, вы увидите все виды чистящего снаряжения: ведра с водой, пылесосы, тряпки, метлы, губки и многое другое, пока еще не понятное для вас.
Там же есть большие мусорные мешки и баки. Это все, что вам понадобится для очищения.
Теперь зайдите в комнату направо и обнаружите себя в визуальном центре вашего мозга. Это комната видения. Обойдите ее, заметьте запыленные углы, затемненные окна, кучи перегоревших лампочек и мусора.
Теперь займитесь уборкой, возвращаясь в холл за снаряжением, которое вам понадобится во время уборки. Почистите пол и стены, ототрите и раскройте нараспашку окна, уберите запыленные занавески, выкиньте собранный мусор, потратьте на это столько усилий, сколько вы можете. Вычистите пыль из мебели и из воздуха. Пусть вам поможет ветер.
Когда вы почистили комнату и убрали весь мусор, пройдитесь по ней. Начните танцевать в ее сверкающем блеске, почувствуйте световой поток вашего зрения. Выгляните в окно, посмотрите на светящийся и светлый мир, как после большого дождя, когда выходит солнце.
Когда вы почувствуете, что уборка уже произошла, вы можете выйти через ту же дверь, через которую входили, можете запереть ее на ключ и после этого потихонечку открыть глаза.
Если медитация удалась, то вы, по крайней мере, увидите мир ярче, чем он был. Может быть, вы увидите еще что-то. Например, цвета, которых вы раньше не видели, или формы, которых вы раньше не видели.
Кстати о формах. Я уже говорил вам, что когда мы смотрим на клиента, важно, на что мы обращаем внимание. Цвет глаз мы, конечно же, отмечаем, но также мы обращаем внимание на форму глаз, а также уровень закрытости век. Это то, что несет очень большую информацию — даже если вы не интерпретируете, а просто смотрите.
Глаза могут быть широко раскрыты и напряжены, а могут быть расслаблены и полуприкрыты — это очень характерный гипнотический взор; кроме того, глаза могут быть просто закрыты и крепко зажмурены.
То, что я говорю, очевидно, — неочевидно то, что вы должны постоянно обращать на это внимание. Взгляд психотерапевта должен все время отслеживать различные аспекты бытия клиента: раз в минуту вы должны посмотреть на его глаза; раз в минуту (в другой момент) вы должны посмотреть на его осанку, раз в две минуты вы должны зарегистрировать тембр голоса, темп речи и т. д.
Если у вас нет навыка такого постоянного наблюдения, то происходит следующее. Под влиянием напряженности взаимодействия ваше подсознание отключает ваши сенсорные каналы, то есть вы перестаете воспринимать, где находится клиент, что он делает, как он выглядит, и вы начинаете взаимодействовать с его внутренним образом внутри вас, тем самым совершенно теряя контакт с реальным человеком. Через некоторое время вы можете обнаружить, что его в комнате нет, а вы этого не заметили. И для того, чтобы такие вещи не происходили, нужно знать конкретно, предметно, на что вы должны обращать внимание.
Представьте себе такую ситуацию: вы общаетесь с новым для вас человеком. Вот он ушел. В этот момент вы должны суметь заполнить анкетку, с несколькими пунктами по каждому из ваших сенсорных каналов (то есть по сигналам органов чувств): и по тому, что вы видели, и по тому, что вы слышали, и по тому, как вы воспринимали его кинестетические характеристики. Если у вас хорошая кинестетика, то вы сами, своим телом, этого человека тоже как-то прочувствовали. Его голос вошел в ваше тело, его взгляды вошли в ваше тело и т. д. Тогда вы сможете прочитать и отчет собственного тела. Я предлагаю вам в качестве полезного упражнения составить себе такую анкетку, включив в нее как то, что вам в принципе легко запомнить, так как на такие вещи вы обычно обращаете внимание, так и то, на что вы вообще никогда не смотрите. Старайтесь, освоив свою анкету, регулярно ее расширять, включая качественно новые для вас факторы наблюдения. В качестве основы или начала для вашей анкеты можете взять следующую.
Анкета наблюдений
Визуальный аспект:
рост (высокий, средний, малый)
цвет волос, глаз, оттенок кожи лица
размер глаз, носа, особенности губ и линии рта
...
Кинестетический аспект:
особенности осанки и положения головы
подвижность шеи
свобода (закрепощенность) движений рук, ног, туловища
тип дыхания (частое, редкое, грудное, брюшное,...)
особенности раположения тела в пространстве и по отношению к партнеру
...
Аудиальный аспект:
темп и тембр речи, другие ее особенности (высота и громкость звука, их вариабельность или постоянство)
величина пауз
особенности словоупотребления и применяемых грамматических конструкций
Обонятельный аспект:
запах человека (и его одежды) или его отсутствие
применяемые ароматы (духи, одеколон и т. п.)
реакция человека на запахи или ее отсутствие
__________________
Мы с вами продолжаем тему личности и ее развития, которая для Д. Хьюстон является основной. Для нее характерно то, что она всегда выступает как практик. Вообще, есть психологи, идущие как бы от теории (и я считаю себя относящимся к этой категории), и есть психологи, идущие от практики, и автор «Сакральной психологии», безусловно, относится к этой категории. У нее огромный практический опыт работы с людьми, в основном, групповой, в самых разных странах и культурах. И та ее типология, которую я вам сейчас расскажу, является результатом обобщения большого эмпирического материала.
«Наши занятия до 1965 г. с ЛСД и более поздние, без использования наркотиков, привели нас к тому, — пишет Д. Хьюстон, — что мы называем шестиуровневой типологией процесса воображения, соответствующего четырем уровням психики».
И сейчас мы рассмотрим на эти уровни психики и соотнесем их с теми схемами, которые я вам описывал в предыдущих лекциях.
«Мы назвали эти вот уровни психики так: первый — сенсорный; второй — памятно-аналитический или психологический; третий — символический; и четвертый — интегральный. Еще раз: сенсорный, психологический, символический и интегральный.
На первом, самом поверхностном, сенсорном уровне, воображение воспринимается как случайные цветовые узоры, типа шахматной доски, и другие, как она пишет, идеоретинальные конструкции. (Это те образы, которые возникают, если, например, нажать немножко на глаз.) Воображение может стать более специфическим, с картинами, сценами, личностями, но оно бессвязно и не имеет никакого конкретного значения».
Это, если говорить на нашем языке, непосредственная деятельность сенсорных систем, зрительных нервов, например.
«На втором, психологическом (памятно-аналитическом) уровне, субъект начинает исследовать свое психологическое (внутреннее) пространство. На этой стадии воображение становится более рефлективным или аналитическим. Субъект, то есть человек, изучает свое прошлое — проблемы и возможности; иногда это похоже на психоанализ. Вербальная, то есть словесная, и визуальная память здесь доступна больше, чем обычно. Образы на этом уровне производят впечатление помогающих, уточняющих какую-то конкретную мысль и возникает большая легкость полета фантазии.
Эта комбинация визуальной мысли и ее символического кодирования обеспечивает большое количество вариантов данных, помогает решению профессиональных проблем любого рода».
Это означает, что на психологическом уровне происходит первичная, можно сказать, раскачка психики. Д. Хьюстон пишет на таком специальном языке. Я специально вам время от времени читаю цитаты, чтобы вы могли оценить ее стиль, его положительные и отрицательные стороны. Дело в том, что психология — это такая наука, в которой сформированного языка, в общем-то, нет. Зато есть большое количество разных ученых слов, в основном, заимствования с латыни и с английского, за которыми каждый психолог подразумевает или предполагает какое-то свое содержание. Этот эклектический квазиязык или психожаргон помогает, с одной стороны, отделиться от бытового языка, и в этом смысле он полезен. С другой стороны, он производит впечатление не научного, а квазинаучного, потому что реально термины определяются не очень внятно или вовсе никак не определяются . Поэтому всегда, когда вы начинаете читать более или менее профессиональную книгу по психологии, вам нужно потратить определенный труд, чтобы понять, какой смысл автор вкладывает в те или иные слова, которые он использует как термины.
«Третий,символический, уровень может потребовать опыта второго уровня. Там развивается богатый мифопоэтический символизм, в котором жизнь человека может быть видна в терминах ведущих образцов (архетипов) или целей, выраженных символически в процессе мифотворчества. Конкретный символ может выражать личную жизнь или ее контекст. Развитие здесь включает движение за пределы лично-конкретного контекста второго уровня, то есть субъект превосходит лично-конкретный контекст тех образов, которые были у него на втором уровне, и идет расширение значения символов, то есть те или иные личные символы приобретают общий характер.
Символические образы здесь, в основном, исторические, легендарные, мифические, ритуальные, архетипические. Субъекты могут испытывать глубокое и дающее большое вознаграждение чувство непрерывности или связанности с историческим или эволюционным процессом. Они могут видеть образы ритуалов, в которых они принимают участие, всеми своими чувствами и реагировать глубокими эмоциями, так что проходимый обряд может иметь такое же действие, как и фактический обряд, значительно продвигая их к собственной зрелости.
Другие могут встретиться с образами архетипических фигур из сказок легенд, мифов. Иногда при этом раскрываются широкие образцы собственной жизни, когда люди персонифицируются с Прометеем, Эдипом, Персифалем, Фаустом, Доном Жуаном и другими.
Воображаемый мир, в который попадает этот человек, называется миром архетипов».
Этот третий, то есть символический уровень, замечу уже от себя, по-видимому всегда возникает у человека, который выходит на определенный энергетический уровень. Может быть, это уровень творчества или уровень руководства большим коллективом, или просто включенности в очень острую ситуацию, где просто так не проживешь, а нужно выйти из кокона своего эго и попасть в более широкий контекст, и начать в своем поведении действительно принимать во внимание то, что мы обычно во внимание не принимаем, интересы других людей, например, или интересы ситуации, в которой мы оказываемся — а иначе ничего не получится.
Обычно у человека, который попадает в такую ситуацию, возникает впечатление, что он временно сходит с ума. А иногда даже и не временно. У него возникает эффект, который в психиатрии называется «бредом значения», но вообще-то это нормальное состояние любого человека, который интенсивно и успешно занимается серьезным делом. А именно, у него возникает впечатление, что то, что с ним происходит, имеет не только номинальное значение, но еще и какой-то дополнительный и гораздо более широкий и ответственный смысл; ему кажется, что он подключен к миру символов, которые имеют значение для мира в целом. Например, домашняя хозяйка, подметая пол, получает очень явственное переживание того, что она в то же самое время чистит ауру всей планеты. И если она какой-нибудь уголочек не расчистит, то в какой-то стране начнутся большие беспорядки и к власти придет противная тоталитарная хунта.
Это состояние означает выход на уровень, который С. Гроф называет трансперсональным. И для настоящего эзотерика, для любого хорошего профессионала в любой профессии это совершенно нормальное переживание. Вопрос заключается в том, насколько человек при этом не поддается тому, что в спорте называется «звездной болезнью». Понятно, что чемпион мира получает внимание от своих болельщиков со всей планеты, и у него начинаются сложные и напряженные процессы в психике, в частности, очень сильно сдвигается мировосприятие. И для того, чтобы совсем, так сказать, не съехать, нужны какие-то специальные меры. Например, одного именитого спортсмена, неоднократного чемпиона мира как-то раз журналисты спросили: а как вам удается достигать таких результатов? Он ответил: «Как? Очень просто: я приезжаю с чемпионата мира, где получил золотую медаль, и прямо на следующий день начинаю тренироваться так, как будто я — простой перворазрядник».
Римским императорам, когда они возвращались со своих войн, строили триумфальную арку, их встречали ликующие народные толпы с цветами, в их честь звучали всевозможные песнопения, их заливала народная радость — герои возвращаются. Однако для того, чтобы у этого самого героического военачальника не совсем уже крыша съезжала, и чтобы он мог остаться в здравом уме, рядом с ним в карете сидел человек, который ему на ушко тихонечко шептал: «Ты им не верь, они все врут!»
Другими словами, я хочу сказать, что, с одной стороны, символический уровень в жизни человека реален и в некоторых случаях неизбежен, но если человек при этом обращает внимание лишь на внешнюю славу или слышит лишь оглушительные внутренние литавры и не понимает или не осознает уровня ответственности, которую на него накладывает включение этого уровня, то его психика не выдерживает. Какие именно эффекты при этом возникают, я в свое время описал во второй главе своей книги «Возвращенный оккультизм, или Повесть о тонкой семерке».
Для того, чтобы провести психотерапию на этом уровне, вам нужно стать одним из символов внутренней реальности человека — говоря психиатрическим языком, вписаться в его бред, но при этом не подчиниться ему, а провести свою линию.
У одного из пациентов М. Эриксона была мания, что он — Иисус Христос. И однажды Эриксон к нему подошел и сказал: «Я слышал, что у вас большой опыт плотницких работ, мне нужно табуреточку сколотить, не могли бы вы мне помочь?» Я не думаю, что этим он вылечил своего больного, но, по крайней мере, у них пошел контакт.
Однако если вы входите в символизм настоящего сумасшедшего, вы ощущаете на себе психологическую нагрузку, которая стоит за его символической реальностью, и она совершенно сбивает с ног неподготовленного человека. Для того, чтобы ее удержать, нужно иметь определенную подготовку — и психологическую, и энергетическую, но самое главное — мировоззренческую, поскольку если вы выходите на уровень символов, они начинают жить внутри вас, они начинают управлять вашей внутренней жизнью, они буквально распоясываются и начинают нагло материализовываться в вашей внешней жизни.
Воображаемый мир, в который попадает человек, оказавшись на третьем уровне, Карл Юнг называет миром архетипов. И это — качественный мир, который я вам описывал раньше. Архетипы наделены некоторыми качествами, но предметно они не представлены, они могут получить любую предметную оболочку.
Четвертый или интегральный уровеньопыта. «Это уровень, в котором субъект чувствует спуск на уровень осознания, который воспринимается как суть или основание бытия, или сам Бог. Он чувствуется как энтелехия». (Это слово — с заимствование из греческого, в переводе на русский язык оно означает приблизительно «целеполагание». То есть энтелехия это некоторая сила, двигающая человека или сюжет в определенном направлении. Это разновидность энергии, поднимающейся из глубин и информирующей и энергетизирующей низшие уровни».)
Что такое «интегральный уровень опыта»? В нашей терминологии он приблизительно соответствует Синтетическому архетипу и уровню бытия человека. Это внутреннее «я» человека, или, если говорить про внешний мир, то это — основная сила, которая двигает судьбу человека. Что такое энтелехия по Джин Хьюстон? Это некоторый высший смысл, некоторая высшая устремленность, которая лежит в основе всех жизненных сюжетов человека — и внутренних, и внешних — и как-то их двигает, определенным образом разворачивает внешний мир лицом к человеку.
Помните как говорится в сказках: избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом. Это очень интересное заклинание. Когда человек поднимается на четвертый уровень опыта, он чувствует, что мир развернут к нему далеко не случайным образом, что мир чего-то от него ждет и дает человеку возможность соответствующую программу исполнить. Но это ощущение очень тонкого, очень абстрактного уровня, который на уровне слов и конкретных событий проявляется очень неявно. Это, скорее, ощущение, которое определенным образом окрашивает ценности и общие сюжеты человека и куда-то их направляет. Вот это и есть энтелехия.
И вот, что дальше пишет Д. Хьюстон. «Опыт показывает, что, как и после религиозных переживаний, выходя во внешний мир после общения с четвертым уровнем опыта, человек получает ощущение новых связей с миром и новой связанности с социальными и экологическими (то есть природными) структурами. Таким образом, воображаемый спуск в экологию внутреннего мира ремифологизирует и энергетизирует экологию внешнего мира».
За этими несколько суконными в моем переводе фразами (они по-английски, честно говоря, звучат не сильно лучше, чем по-русски), стоит очень глубокое обстоятельство, с которым часто сталкиваются психологи-практики: у многих клиентов корень проблем находится далеко за пределами жизненной проблематики в ее конкретно-бытовом понимании, и уходит в совершенно трансцендентные сферы, например, к поискам Бога внутри себя — и ничем меньшим человек не удовлетворяется. Для чего многие люди ходят на мистерии, проводимые Д. Хьюстон? Для того, чтобы подняться на этот четвертый уровень и получить энергетическую и смысловую поддержку тем символам, в которых человек живет. А уже эти символы окрасят конкретные внешние проявления.
И дальше она делает интересное замечание. «Все ли могут войти в творческие пространства? Очевидно, что недостаточно лишь изменить состояние сознания, чтобы получить доступ к внутренним измерениям воображения и времени. Майерс предупреждал уже давно, по поводу своих собственных исследований гениев, что в глубинах вашего существа спрятаны кипы мусора, а также дома с сокровищами, и дегенерация и безумие так же, как и начало высшего развития. Любая перспектива, предлагающая горы золота, которые могут быть намыты, должна описывать также горы шлака и песка, в которых спрятаны светящиеся зерна».
И Джин Хьюстон пишет, что ее собственная работа с психоделическими препаратами в изобилии подтверждает и количество мусора, и потенциал дома с сокровищами. То есть от одного того, что изменится ваше состояние сознания, что вы уплывете в какое-то внутреннее пространство, где вы раньше не были, пусть оно даже глубоко символическое, пусть оно очень сильно энергетизировано, пусть даже там ощущается присутствие высшего синтетического плана, — это еще не значит, что вы вышли на творческий уровень.
Выходы на четвертый уровень опыта — это обычная судьба людей, у которых сдвинута психика, которые находятся в сумасшедших домах, у которых часта мания величия. И поскольку мне по ходу жизни приходилось довольно много общаться с такого рода публикой, то я в общем должен сказать, что у меня была симпатия ко всем этим людям со сдвинутым сознанием, они были мне более симпатичны, чем среднесоциальные субъекты с «нормальным» сознанием, но я видел уровень заблуждения человека относительно себя, своих возможностей и т. д. Однако постепенно, по ходу своих наблюдений, я пришел к выводу, что манию величия тоже надо заслужить, что абы у кого ее не будет, и что ее, как и комплекс неполноценности, тоже надо заработать.
Наличие комплекса неполноценности означает довольно приличный уровень личностного развития человека. Многие родители знают, что трудности управления ребенком часто связаны с отсутствием у него элементарного честолюбия. Когда оно включается, пусть даже самого низшего свойства, с ребенком становится гораздо легче. И пока у человека нет комплекса неполноценности, пока нет честолюбия, пока нет мании величия — это означает, что все эти фазы еще впереди. Это совсем не означает, что человек находится на высоком уровне.
Так вот, я возвращаюсь к мании величия. Она обычно означает, что у человека есть действительно громадный потенциал, но он не проработан. Такой человек действительно, скорее всего, может сделать большие дела, может быть, даже очень большие, но перед этим ему нужно провести большую работу — и внутреннюю, и внешнюю. И вот тут выясняется такой интересный момент: все эти сумасшедшие довольно-таки ленивы, так же, как и наркоманы. Говоря астрологическим языком, наркоманию делают не квадраты, а трины. Трины Нептуна, трины Юпитера — способность задешево получить вкусненькую конфетку, а потом расплачиваться своим физическим телом.
Подумайте сами о творчестве и об измененных состояниях сознания. Я не уверен, что то, что я вам сейчас изложил, актуально для вас сейчас — но не сомневаюсь, что в какой-то момент вашей жизни вы столкнетесь с описанными эффектами, и эти темы станут для вас объектом пристального внимания. А сейчас я предложу вам упражнение, цель которого — включение человека во все четыре уровня опыта по очереди.
Археология «я».
Сенсорный уровень. Сидя или лежа, закройте глаза, дышите глубоко. Держите ваши глаза закрытыми и поддерживайте глубокое, но не частое дыхание, войдите внутрь себя. Когда вы вдыхаете, то держите образ воздуха, поднимающегося в ваш мозг и энергетизирующего его. Давайте подышим и представим, как наш мозг вентилируется потоком воздуха, который входит в него из легких, или, можете представлять, прямо из пространства. Вдыхая, сохраняйте чувство проветриваемых мозгов, нежно прочесываемых, оживающих. Продолжайте это дыхание в течение минуты. Давайте подышим, проветривая мозги и расправляя их. Вы идете по улице. Навстречу вам ковыляет большой крокодил. У вас есть минута времени, чтобы представить, что случится дальше. Обратите внимание на органы чувств, которые у вас включатся. Вы будете его видеть, слышать, осязать, обонять. (пауза 1 мин.)
Давайте завершим эту сценку. Подумайте, какими сенсорными системами вы в этот момент оперировали.
Психологический уровень. Вздохните глубоко и энергетизируйте ваш мозг. Можете пожужжать, в общем, чуть-чуть измените состояние сознания. Продолжая дышать, закройте глаза и почувствуйте себя углубляющимися в себя, там, где вы еще никогда не были. Вы стоите прямо перед большим зеркалом, которое светится внутренним светом. Этот свет волнует вас и вы протягиваете руку, чтобы коснуться поверхности зеркала. Ваша рука не останавливается на поверхности зеркала, а легко проходит сквозь него. Вы решаете последовать за рукой и делаете шаг в мир, который находится по ту сторону зеркала. У вас есть две минуты часового времени и сколько вам потребуется внутреннего времени для того, чтобы исследовать этот мир. (пауза 2 мин.)
Символический и мифический уровень. Закройте ваши глаза и дышите глубоко. Почувствуйте, как вдохновение спускается в ваш мозг, давая ему великую и замечательную жизнь. (Тут такой обычный американский романтизм; я специально никак не редактирую этот текст, но американцы воспринимают это совершенно нормально — А. П.). Вдохните и почувствуйте волну волшебной энергетизации, увеличивающей вашу силу. Углубляйтесь в себя в течение минуты, разрешая себе путешествовать с воображением и ясностью приключений, которых вы никогда еще не испытывали. Вы идете по лесу и слышите позади себя размеренный цокот копыт. Вы поворачиваетесь и видите величественную черную лошадь, приближающуюся к вам. Ее всадник — достойно и мягко выглядящий скелет в вооружении. Он кланяется вам с великим достоинством и предлагает вам золотую чашу. У вас есть три минуты времени, чтобы этот опыт развернулся. И вы завершаете этот сюжет. (пауза 3 мин.)
Ну, как? Состоялся разговор?
И наконец, интегрально-религиозный уровень. Закрыв глаза, дышите глубоко и медленно. Почувствуйте свой мозг энергичным, отдохнувшим, активным, оживленным воздухом, который вы вдыхаете, великим даром жизни. Позвольте вашему дыханию наполнить вас чувством жизни и энергии. Продолжайте в течение двух минут дышать, чувствуя, как вместе с вашим дыханием вы идете глубоко внутрь себя, в место глубокой тайны, глубже, чем когда бы то ни было. Вы стоите под старым деревом и неожиданно погода меняется. Ветер начинает выть вокруг вас, и через ветер вы слышите, как он говорит: «Теперь время познать Бога!» Удар молнии поражает дерево в центр, и часть ствола отваливается, обнаруживая золотую дверь. Единорог с шестью разноцветными крыльями подлетает к вам, три раза касается своим рогом земли и говорит: «Время подниматься к горним высотам!» Вы входите в лес и видите перед собой светящийся хрустальный дворец. Вы входите в него, идете через огромные залы, в которых нет мебели, и в каждой грани видите отражение целой вселенной. Вы чувствуете свои новые силы и возможности, они углубляются и увеличиваются от эффекта кристального и мерцающего света. Наконец вы достигаете центра дворца, где стоит хрустальная ваза с единственным цветком в ней. Вы смотрите глубоко в этот прекрасный цветок и видите семя, которое содержит в себе зародыш всего, чем вы являетесь и можете быть. Это семя ваших возможностей и вознесения в духовный план реальности, если вы только сами дадите ему возможность сделать это. (пауза 3 мин.)
______________________
И еще несколько слов о следующей книге Д. Хьюстон, которая называется «Глобальный Асклепий». Эта книга вышла где-то в конце 80-х годов, и в ней основная концепция сакральной психологии выражена уже более четко. Там тоже есть много интересных психологических практик, и кроме того, автор излагает свой взгляд на нашу эпоху, ее проблемы и пути их решения, и все это очень интересно, но я, поскольку у нас все-таки психологический курс, ограничусь более специальными вещами.
Что такое сакральная психология? «В картографии человеческого опыта священные традиции очерчивают три основные области: первая — это область исторического и фактического, вторая — область мифического и символического, третья — область объединяющего или источник бытия». Д. Хьюстон обозначает эти области так: первая область — это «я», вторая: «мы есть», и третья: «я есть».
Вообще, надо сказать, что основным современным авторитетом по областям человеческого бессознательного является Станислав Гроф. И Джин Хьюстон, когда писала эту книгу, была наверняка знакома с исследованиями и перинатальными матрицами Грофа, но, тем не менее, она дала свою картографию психики, и я думаю, что у нее на это были достаточно серьезные основания. Но мы с вами еще будем изучать открытия Грофа, и я расскажу об их связи о связи с астрологией, а пока мы рассмотрим эти три области в изложении Д. Хьюстон.
Область первая: «это я». Эта область опыта относится к обычному ежедневному существованию. Она ограничена географическим пространством и обычным календарным временем. Это наши привычки, культурные коды и личностные ограничения.
Это наши физические характеристики, пол, имя, профессия, семья и т. д.; это то, что называется непосредственной жизнью. К области «это я» относится маска, которую мы носим, то, что Юнг называл персоной, то есть то лицо, которое мы ежедневно являем миру в нашем ежедневном существовании. Многие считают, что ничего больше у человека нет, но для многих эта область является лишь началом.
Ниже этой области находится область «мы есть», где живут символы, ведущие архетипы и мифы. Здесь время не историческое, область «мы есть» функционирует как точка контакта для священного времени и священного пространства. Она содержит то, чего никогда не было и то, что всегда происходит. (Я цитирую, а потом поясню, о чем идет речь.) Это область, где «я» получает полифренические (то есть множественные) возможности. Шизофрения — это раздвоение на два, а полифрения — это разделение на много час<