Занятие 18. Философия экономики
1. «Хозяйство»: историческая эволюция понятия.
2. «Экономический человек»: аскетизм, рационализм, желание.
3. Свобода индивида и экономическая свобода.
4. План или рынок?
5. Богатство и бедность.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие основные подходы к определению хозяйства можно выделить в истории философской мысли?
2. Что такое homo economicus (человек экономический)?
3. Следует ли ограничивать свободу хозяйствующего субъекта? Если да, то что должно быть критерием такого ограничения?
4. Может ли рынок успешно функционировать без планирования?
5. Что такое богатство?
Темы для самостоятельного изучения:
1. Философская мысль Индии и Китая. (2-5неделя)
3. Глобальные проблемы современности.(15-17неделя)
В течение семестра студент предоставляет конспекты по темам для самостоятельного обучения.
Литература:
а) основная:
1. Вечканов В.Э. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Вечканов В.Э.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012.— 209 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1131.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
2. Горелов А.А. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Горелов А.А., Горелова Т.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский гуманитарный университет, 2015.— 284 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/50675.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
б) дополнительная литература:
1. История философии [Электронный ресурс]: учебник/ А.А. Бородич [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2012.— 998 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20215.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
2. Кащеев С.И. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кащеев С.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Проспект, 2011.— 130 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/2614.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
3. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Я.С. Яскевич [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2012.— 474 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20296.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
4. Мартынов М.И. Философия [Электронный ресурс]: курс интенсивной подготовки/ Мартынов М.И., Кравченко Л.Г.— Электрон. текстовые данные.— Минск: ТетраСистемс, 2012.— 304 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28275.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
в)программное обеспечение и интернет-ресурсы:
№ | Наименование ресурса | Краткая характеристика. |
1. | Электронно-библиотечная система IPRbooks http://www.iprbookshop.ru/ | Электронно-библиотечная система IPRbooks — Уникальная платформа ЭБС IPRbooks объединяет новейшие информационные технологии и учебную лицензионную литературу. |
Примерные вопросы к экзамену по философии
1. Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Типы мировоззрения.
2. Предмет философии.
3. Философия и наука. Мировоззренческая и методологическая функции философии.
4. Происхождение и своеобразие античной философии. Философские школы досократиков.
5. Древнегреческие атомисты.
6. Античная философия классического периода. Софисты и Сократ.
7. Философия Платона.
8. Философия Аристотеля.
9. Философские школы поздней античности. Неоплатонизм.
10. Средневековая философия Запада: особенности и основные направления развития.
11. Патристика. Философия Аврелия Августина.
12. Схоластика. Философия Фомы Аквинского.
13. Философия эпохи Возрождения (Н. Кузанский, Дж. Бруно, М. Монтень).
14. Формирование философского мышления Нового времени. Ф. Бэкон и Р. Декарт.
15. Рационализм европейской философии XVII в. (Б. Спиноза, Г. Лейбниц).
16. Английский эмпиризм XVII-XVIII веков и его критика. (Д. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм).
17. Философия Просвещения.
18. Философия И. Канта: критика теоретического и практического разума.
19. Школа классического немецкого идеализма (И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель).
20. Постклассическая философия XIX века (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше).
21. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
22. Философия К. Маркса.
23. Философия позитивизма.
24. Русская философия XIX века: западничество и славянофильство.
25. Философия всеединства В.С. Соловьева.
26. Русская философия XX века: религиозная философия, космизм, марксизм.
27. Феноменология.
28. Экзистенциальная философия.
29. Философская герменевтика.
30. Онтология: проблема бытия в философии.
31. Бытие и субстанция. Материализм, идеализм, дуализм.
32. Философские категории.
33. Философская и научная картина мира.
34. Пространство, время, причинность как философские категории.
35. Предмет эпистемологии. Онтологизм, скептицизм и критицизм в эпистемологии.
36. Понятие знания. Проблема оснований знания.
37. Виды знания (перцептивное, повседневное, научное).
38. Проблема истины.
39. Становление концепции научного знания в истории философии и науки.
40. Стандартная концепция научного знания.
41. Проблема демаркации научного и ненаучного знания.
42. Концепция развития научного знания (Т. Кун, И. Лакатос).
43. Аксиология: философская теория ценностей
44. Философия истории как область философского знания.
45. Проблема направленности исторического процесса в истории философии.
46. Философия истории XX века.
47. Предмет социальной философии. Проблема связи человека и общества.
48. Человек в системе социальных связей. Понятие общественного производства.
49. Человек в традиционном, современном и постсовременном обществе.
50. Предмет философской антропологии. Типы антропологических учений.
51. Происхождение и сущность человека. Проблема происхождения сознания.
52. Основные характеристики человека.Категории человеческого бытия.
Темы докладов и сообщений
1. Роль философии в жизни человека и общества.
2. Мифология и мифологическое мировоззрение.
3. Философия и религия, сходство и различия.
4. Основные идеи древнеиндийской философии.
5. Конфуцианство и его роль для китайского общества.
6. Античная философия и современность.
7. Смысл спора сократиков и софистов.
8. Этический рационализм Сократа.
9. Утопична ли идеальная модель государства Платона?
10. Учение об обществе и этические представления Аристотеля.
11. Образ мудреца и представления о смысле жизни в позднеантичной философии.
12. Философия европейского средневековья: служение или прислуживание богословью?
13. Эстетическое как доминирующий аспект философии Возрождения.
14. Мишель Монтень о добродетелях.
15. Философия Нового Времени о государстве и праве.
16. Философия французского Просвещения XVIIIвека об обществе и человеке.
17. Философия русского Просвещения XVIII века.
18. Философия воли к власти Ф.Ницше.
19. Идея особого пути России: исторические корни и современное понимание.
20. Циолковский о бессмертии.
21. Представления В.С.Соловьева о добре и зле.
22. Философы Русского зарубежья.
23. Выдающиеся представители советской философии.
24. Специфика современного рационализма.
25. Представления о смысле жизни в философии экзистенциализма.
26. Бытие и небытие: философское понимание проблемы.
27. Виртуальное пространство и его место в жизни современного человека.
28. Уникален ли человеческий разум во Вселенной?
29. «Знать» и «понимать»: философский взгляд на проблему.
30. Человеческое мышление и искусственный интеллект.
31. Современная молодежь и наука: новые грани взаимоотношений.
32. «Конец истории» Фукуямы.
33. Проблемы и перспективы современной цивилизации.
Темы эссе
по дисциплине ФИЛОСОФИЯ.
1. Самое меньшее благо в жизни — это богатство; самое большое — мудрость (Лессинг Г. Э.)
2. Разум — это зажигательное стекло, которое, воспламеняя, само остается холодным (Декарт Р.).
3. Основа всякой мудрости есть терпение (Платон).
4. Из мудрости вытекают следующие три особенности: выносить прекрасные решения, безошибочно говорить и делать то, что следует (Демокрит).
5. Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое — делать самому то, что он советует делать другим, второе — никогда не поступать против справедливости и третье — терпеливо переносить слабости людей, окружающих его (Толстой Л. Н.).
6. Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимания (Джеймс У.).
7. Разум дан человеку для того, чтобы он разумно жил, а не для того только, чтобы он видел, что неразумно живет (Белинский В. Г.)
8. Многознайство уму не научит (Гераклит).
9. Лучше терпеть несправедливость, чем ее творить (Сократ).
10. Самый презренный вид малодушия - это жалость к самому себе (Марк Аврелий).
11. Когда портится хорошее, оно становится особенно плохим (Аристотель)
12. Наихудшее, чему может научиться молодежь, - легкомыслие. Ибо последнее порождает те удовольствия, из которых развивается порок (Демокрит)
13. Не стремись знать все, чтобы не стать во всем невеждой (Демокрит)
14. Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле (Пифагор Самосский).
15. Одинаково опасно и безумному вручать меч и бесчестному власть (Пифагор Самосский).
16. Никто не становится хорошим человеком случайно (Платон).
17. Золото пробуют огнем, женщину - золотом, а мужчин – женщиной (Сенека ЛуцийАнней)
18. Как много есть на свете вещей, которые мне не нужны! (Сократ)
19. К свободе ведет лишь одна дорога: презрение к тому, что не зависит от нас (Эпиктет).
20. Потакать слабостям своих друзей, закрывать глаза на их недостатки, восхищаться их пороками, словно добродетелями, что может быть ближе к глупости? (Эразм Роттердамский)
21. Скупость начинается там, где кончается бедность. (Пьер Абеляр).
22. С сильной любовью не могут ужиться черные подозрения (Пьер Абеляр).
23. То, чем мы грешим в молодости, приходится искупать в старости (Пьер Абеляр).
24. Добра частица есть во всяком зле, лишь надо мудро извлекать ее (Шекспир).
25. Когда нет радости, тогда надежда на будущую радость - тоже радость (Шекспир).
26. Кто светит, тот и видеть лучше будет (Шекспир).
27. Успех острого слова зависит более от уха слушающего, чем от языка говорящего (Шекспир).
28. У каждого века есть свое средневековье (Станислав Ежи Лец. польский юморист ХХ века).
29. Души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием (Бенедикт Спиноза)
30. Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные (Бенедикт Спиноза)
31. Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение (Бенедикт Спиноза)
32. ... Чем достойнее человек, тем большему числу людей он сочувствует (Френсис Бэкон).
33. Богатство - хорошая служанка, но негодная любовница (Френсис Бэкон).
34. В тяжелые времена от деловых людей толку больше, чем от добродетельных (Френсис Бэкон).
35. Дети приумножают наши житейские заботы и тревоги, но в то же время благодаря им смерть не кажется нам такой страшной (Френсис Бэкон).
36. Интеллект - это страсть (Рене Декарт)
37. Люди с сильным и великодушным характером не меняют своего настроения в зависимости от своего благополучия или своих несчастий... (Рене Декарт)
38. Стыд... есть вид печали, основанной на любви к самому себе, происходящей от страха перед порицанием (Рене Декарт)