Лабораторные работы по информатике

Лабораторные работы по информатике

Методические указания к выполнению лабораторных работ для студентов всех специальностей бакалавриата.

Тема 1 Работа с пакетом Microsoft Office (Word, Excel, Access, PowerPoint).

Лабораторная работа №1

Работа с таблицами в MS Word. Форматирование таблиц. Использование формул в таблицах. Стандартные функции.

Цель работы – Привить у студентов навыки создания и форматирования таблиц при оформлении документов Microsoft Word

Специальности 1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс Всего

Юриспруденция 200 180 160 140

Экономика 170 150 130 110

Психология 80 70 60 50

4. Установите курсор в столбец Всего по строке Юриспруденция и введите команду Таблица + Формула.В диалоговом окне Формула введите формулу =SUM(LEFT). Повторите эти действия для 3 и 4 строки.

5. Установите для названий специальностей полужирный шрифт, а для названия таблицы цвет текста – синий. Выделите все столбцы, начиная со второго и установите выравнивание по центру.

6. Выделите всю таблицу и выполните команду Формат + Границы и заливка. В диалоговом окне установите тип обрамления Сетка, толщину линии - 1,5 пт.

7. Выделите первую строку текста выполните команду Формат + Границы и заливка. Во вкладке Заливка установите тип узора заливки ячейки - 25%.

8. Выделите названия специальностей и выполните команду Таблица + Сортировка, Установите сортировку для 1 столбца по возрастанию.

9. Создайте следующую таблицу в виде табулированного текста (переход между ячейками таблицы осуществляется клавишей Tab, а переход на новую строку таблицы – клавишей Enter):

  Учебная дисциплина Группа Средний балл Всего сдавало отлично хорошо Удовл. Неудовл Неявки
  Гражданское право                
1.   3,88
2.   3,52
3.   3,43
4.   3,52
  ИТОГО   3,59
  Уголовное право                
1.   3,75
2.   3,75
3.   3,58
4.   3,46
ИТОГО   3,64
Средние показатели   3,56

10. Установите курсор в столбец Cредний балл по строке Итого и введите команду Таблица + Формула.В диалоговом окне Формула введите формулу =Average(). Повторите эти действия по второй строке Итого и по строке Средние показатели.

11. С помощью команды Таблица + Формулапросчитайте Итого и Средние показатели для столбца Всего сдавало.В диалоговом окне Формула введите формулу =SUM(Above).

12. Повторите эти действия для столбцов Отлично, Хорошо, Удовл., Неудовл.,Неявки.

13. Преобразуйте набранный текст в таблицу.

14. Добавьте в таблицу верхнюю строку для заголовка.

15. Объедините ячейки в верхней строке и напишите «Сведения об успеваемости студентов экономического факультета за 2000/2001 учебный год»

16. Шрифт в таблице установите 14 пт.

17. Для шапки таблицы установите полужирный шрифт и выравнивание по центру.

18. Задайте ширину второго столбца – 3,5 см.

19. Задайте ширину столбцов 6-10 — 1,8см.

20. Выделите более жирным границы строк ИТОГО как показано в задании.

21. Задайте заливку красным цветом для строки ''Средние показатели''.

22. Скопируйте данную таблицу еще раз в конец документа, для первой таблицы задайте автоформат – Цветной 1, а для второй – Изысканная таблица.

23. Вторую таблицу преобразуйте в текст с разделителем !.

24. Создайте следующую таблицу:

Отчет по правонарушениям

  январь февраль март апрель май июнь Всего
Убийства  
Тяжкие телесные повреждения  
Угон автотранспорта  
Кражи  
Грабежи  
Итого              
Максимальное число убийств  
Минимальное число краж  

25. Просчитайте значения в пустых ячейках таблицы используя вставку формул(Всего, Максимальное, Минимальное).

26. Измените несколько значений в таблице и пересчитайте значение формул.

27. Сохраните файл в папке с именем вашей группы под названием Таблицы_ФИ.(Вместо ФИ укажите полностью свою фамилию и имя).

Контрольные вопросы:

1. Как вставить таблицу в текст?

2. Какие существуют действия для преобразования таблицы?

3. Как выделяются элементы в таблице?

4. Какие свойства таблицы можно изменить?

5. Как необходимо набрать текст для дальнейшего преобразования его в таблицу?

6. Как преобразовать таблицу в текст?

7. Какие типы автоформатов таблиц Вы знаете?

8. Как произвести сортировку элементов таблицы?

9. Как производится ссылка на ячейки таблицы при вводе формулы?

Лабораторная работа №2

Построение, редактирование, форматирование диаграмм в текстовом процессоре Word.

Цель работы – Привить у студентов навыки создания и форматирования диаграмм при оформлении документов Microsoft Word

Лабораторная работа №3


Внешний вид MS Excel. Ввод и редактирование данных. Вставка формул и редактирование данных.

Цель работы - Привить у студентов навыки ввода и редактирования ячеек Microsoft Excel. Привить у студентов навыки ввода формул и функций, а так же форматирования данных в листах Microsoft Excel.

Ввод формул

Чтобы ввести формулу с клавиатуры, надо выполнить следующие действия:

1. Щелкнуть ячейку, в которую необходимо ввести формулу

2. Набрать знак равенства (=)

3. Набрать формулу. Она появится в строке формул.

4. Нажать Enter или щелкнуть «галочку» в строке формул. Excel вычислит результат.

Задание:

1. Запустите Microsoft Excel:

с помощью кнопки Пуск;

2. Рассмотрите внешний вид окна Microsoft Excel.

3. В ячейку С10 введите цифру «1», а в ячейкуD10 цифру«2» Выделите диапазон С10:D10 и протяните маркер заполнения до ячейки Н10.

4. В ячейку С10 введите слово «Январь» и протяните маркер заполнения до ячейки Н10.

5. Используя команду Сервис + Параметры + Списки создайте новый список со следующими элементами:

Убийства

Тяжкие телесные повреждения

Разбой

Грабеж

Угон автотранспорта

Мошенничество

Хулиганство

Кража

6. В ячейку В11 введите слово «Убийства» и протяните маркер заполнения вниз до ячейки В18.

7. В ячейку В19 введите «Итого», в ячейку В20 – «Из них раскрыто».

8. В ячейку В21 скопируйте текст из ячейки В11и вновь протяните марке заполнения вниз до ячейки В28.

9. В ячейку В29 введите «Итого».

10. Выделите диапазон В6:В8 и импортируйте его данные в список.

11. В ячейку G6 введите «Темпы роста» и перетащите маркер заполнения в ячейку G8.

12. В диапазоне С11:Н15 введите следующие данные:

13. В ячейке С16 введите число «5», а в ячейке D16 число «7», выделите диапазон С16:D16 и протяните маркер заполнения до ячейки Н16.

14. В ячейке С17 введите число «8», а в ячейке D17 число «10», выделите диапазон С17:D17 и протяните маркер заполнения до ячейки Н17.

15. В ячейке С18 введите число «12», а в ячейке D18 число «14», выделите диапазон С18:D18 и протяните маркер заполнения до ячейки Н18.

16. Лабораторные работы по информатике - student2.ru В ячейку I10 введите слово «Всего».

17. Используя кнопку Автосумма на панели инструментов заполните столбец «Всего» для заполненных строк таблицы.

18. В стоке «Итого» просчитайте сумму по столбцам.

19. Перед столбцом А вставьте дополнительный столбец. Переставьте столбцы В и А.В результате на экране должна получиться следующая картина (см рисунок 3)

20. Диапазону С11:С29 присвойте имя Правонарушения.

21. В диапазоне С10:I19 каждой строке и столбцу присвоить имена по заголовкам верхней строки и левого столбца.

22. Выделите блоки с помощью поля имени и с помощью функциональной клавиши F5.

Лабораторные работы по информатике - student2.ru

Рисунок 3 Внешний вид окна документа

23. После Лист3 добавьте новый лист.

24. Переименуйте Лист1 и присвойте ему имя «Правонарушения 2004».

25. Переместите Лист2 после Лист4.

26. Удалите Лист3.

27. Сохраните файл под именем Урок1 Excel _ФИ.

28. В ячейку В4 введите функцию СЕГОДНЯ.

29. В ячейку К10 введите слово «Среднее»,в ячейку L10 - слово «Максимальное»,в ячейку М10 введите слово «Минимальное».

30. В столбце К рассчитайте среднее значение цифр соответствующей строки с января по июнь (функция СРЗНАЧ).

31. В столбцах L и M рассчитайте максимальное (функция МАКС), минимальное (функция МИН) значение цифр соответствующей строки с января по июнь, используя имена диапазона ячеек.

32. В ячейку D21 введите формулу = D11*D7 и не закрывая ячейки измените тип ссылки в ячейке D7 на абсолютную.

33. Скопируйте содержимое данной ячейки по вертикали до ячейки D28.

34. Каждую ячейку в полученном вертикальном столбце скопируйте по горизонтали до столбца I.

35. Рассмотрите, как в формулах изменяются относительные и абсолютные ссылки на ячейки при копировании.

36. Для полученных данных рассчитайте строку Итого, столбцы Всего, Среднее, Максимальное, Минимальное.

37. В ячейку С30 введите функцию расчета количества непустых ячеек в диапазоне С1:С29 (функция СЧЕТЗ).

38. В ячейку D30 введите функцию расчета количества ячеек с числами в диапазоне D1:D20 (функция СЧЕТ).

39. На Листе 2 выделите диапазон I7:K7 и поверните текст на 900 и выровняйте его по центру по горизонтали и по вертикали.

40. На листе Правонарушения 2004 выделите диапазон D11:J18 и установите для чисел пользовательский формат ###0"штук". Если в ячейках появятся значки ####, то измените ширину столбцов.

41. Выделите диапазон D10:J10 и поверните текст в этих ячейках на 45°.

42. Для диапазонов C6:D8 и С10:М29 установите вокруг них толстые рамки.

43. Для диапазона J11:J29 установите условное форматирование; выделите красным цветом и полужирным шрифтом те ячейки, значения которых больше или равно 90.

Контрольные вопросы:

1. Как запустить программу Microsoft Excel?

2. Какие существуют способы заполнения и редактирования ячеек?

3. Как выделить смежные и несмежные диапазоны?

4. Как создать и импортировать списки?

5. Как производится автосуммирование строк и столбцов?

6. как перейти между листами в одной рабочей книге?

7. Какие существуют способы ввода формул в ячейку?

8. Как в ячейку ввести функцию?

9. Как задать автоформат выделенному диапазону ячеек?

10. Какие существуют способы форматирования ячеек?

11. Как наложить пользовательский формат на ячейку?

12. Как задать условное форматирование для выделенного диапазона ячеек?

13. Как в формуле сделать ссылку на другой лист?

14. Как в формулах обозначаются абсолютные и относительные ссылки?

Лабораторная работа №4

Лабораторная работа №5

Планирование баз данных.

Перед созданием новой базы данных обязательно необходимо хорошо продумать следующие вопросы:

1 Какие данные будут храниться в БД и как их организовать наилучшим образом? - Это позволит определить, какие потребуются таблицы и какие связи необходимо организовать между ними.

2 Какие действия с данными необходимо будет производить в процессе эксплуатации БД? - это позволит определить, какие потребуются формы.

3 Какие документы необходимо будет выводить на печать? - Это позволит определить, какие потребуются отчеты.

Таблицы и связи между ними представляют собой так называемую модель данных, которая является основой любой БД. В теории БД существуют так называемые правила нормализации данных, которые позволяют устранить избыточность, противоречивость и непоследовательность модели данных.

При проектировании таблиц базы данных рекомендуется:

1 Избегать повторения информации

Если информация повторяется то логичнее разбить информацию в две таблицы, задать ключевые поля и связать таблицы по ключевым полям.

2 Избегать повторяющихся групп

Повторяющаяся группа - это столбцы, которые повторяются в пределах одной и той же строки для хранения нескольких значений данных одного вида.

Например, мы храним таблицу со списком зарегистрированных фирм, и в ней 10 столбцов с наименованиями фирм-учредителей. Но количество учредителей чаще всего меньше 10-ти и поэтому многие поля в этой таблице будут пустыми.

С другой стороны, если когда-нибудь придется зарегистрировать фирму с количеством учредителей больше 10-ти, то придется заводить новый столбец. Если наша таблица связана с другими, и мы уже разработали много форм и отчетов, то такая ситуация повлечет за собой переделку всей базы данных.

3 Каждая таблица должна описывать одну сущность реального мира

Не следует смешивать, например, в одной таблице сведения о сотрудниках фирмы и заключенных ими договорах.

4 Там, где это возможно, следует использовать коды (первичные ключи)

Первичные ключи помогают связывать таблицы.

5 Справочную информацию следует помещать в отдельные таблицы.

Создание таблиц в Access.

Для создания новой таблицы в базе данных необходимо в окне базы данных выбрать объект Таблица, а затем нажать кнопку Создать. В появившемся окне будет предложено выбрать один из следующих способов создания:

6 Режим таблицы

7 Конструктор

8 Мастер таблиц

9 Импорт таблиц

10 Связь с таблицами

Конструктор таблиц.

Чтобы добавить поле, в верхней части окна таблицы в режиме конструктора следует ввести имя поля и определить его тип.

Имя поля должно содержать не более 64 символов и может включать любые комбинации букв, цифр и пробелов, а также специальных символов, за исключением точки, восклицательного знака, надстрочного символа и прямых скобок. Имя не должно начинаться с пробела и содержать управляющие символы.

Тип данных определяет, какого вида данные допускается вводить в поле.

Уникальная метка, называемая ключом, используется для определения каждой записи таблицы. Подобно тому, как номерной знак однозначно определяет автомобиль, ключ определяет запись.

Ключевые поля в таблицах используются для создания межтабличных связей. Чтобы определить ключ, необходимо выделить строку с описанием нужного поля и нажать пиктограмму Ключ.

Для задания свойства поля надо выбрать его в верхней части окна конструктора таблиц и в нижней части окна ввести значения этого свойства или выбрать его из списка.

По окончании описания полей таблицы, необходимо закрыть окно конструктора.

Для наполнения таблицы данными откройте ее в режиме таблицы (двойной щелчок по значку таблицы в окне база данных) и внесите информацию, соответственно типам данных каждого поля.

От того, как новая таблица связана с остальными, зависит, какое из ее полей следует назначить первичным ключом. В теории баз данных известны 4 варианта связей между двумя таблицами, называемых обычно отношениями.

Связь Один-к-одному. Каждой записи первой таблицы соответствует не больше одной записи второй таблицы и наоборот. Соответствие записей устанавливается в результате поиска в поле, являющегося первичным ключом одной из таблиц, значения поля, называемого внешним ключом второй таблицы.

Связь Многие-к-одному. Любой записи второй таблицы может соответствовать любое количество записей первой таблицы, но не наоборот. В этом случае ключевое поле первой таблицы будет внешним ключом, и повторяющиеся значения в нем допускаются.

Связь Один-ко-многим. Первичный ключ первой таблицы (поле, содержащее уникальные значения), связывается с внешним ключом второй таблицы (значения поля могут повторяться). При этом каждой записи первой таблицы может соответствовать несколько записей второй. Можно сказать, что «один-ко-многим» - это «многие-к-одному» наоборот.

Связь Многие-ко-многим. Каждой записи одной таблицы может соответствовать любое количество записей другой таблицы и наоборот. Соответственно, поля обеих таблиц, по которым осуществляется связь, являются внешними ключами и могут содержать повторяющиеся значения.

Создание межтабличных связей.

Для создания межтабличных связей в СУБД MS Access существует команда Сервис – Схема данных, а также на панели инструментов расположена одноименная пиктограмма Схема данных.

В окне схемы данных связи можно создавать путем перетаскивания полей из одной таблицы в другую.

При создании межтабличной связи очень важно, из какой таблицы в какую перетаскивается поле. Поля надо перетаскивать из таблицы со стороны «один» в таблицу со стороны «многие». При этом в окне Изменение связей главная таблица (со стороны «один») окажется слева под заголовком Таблица/запрос, а таблица со стороны «многие» - справа под заголовком Связанная таблица/запрос. При попытке сделать наоборот мы получим сообщение об ошибке.

На созданной в схеме связи следует щелкнуть правой кнопкой мыши, чтобы установить дополнительные параметры:

в окне Изменение связей щелкнуть на кнопке Объединение. Появится окно Параметры объединения. Если необходимо, например, чтобы в дальнейшем при объединении данных таблиц отображались все записи таблицы «Пациенты», независимо от того, имеется ли соответствующая запись в таблице «Посещения», надо выбрать 2-й тип объединения.

В диалоговом окне Изменение связей есть очень полезный флажок – Обеспечение целостности данных. Следует установить его, чтобы Access отказывалась сохранять в подчиненной таблице записи, относящиеся к несуществующей записи в главной таблице.

Щелкните на кнопке Создать, чтобы новая связь появилась в окне Схема данных.

Связи между таблицами в Access можно создавать разными способами. На первых порах удобнее всего использовать команду Вставка - Поле подстановки в режиме конструктора для вызова мастера создания связей.

ЗАДАНИЕ

Лабораторная работа №6

Оптимизация запросов.

1 Задание точных критериев позволяет минимизировать число строк, пересылаемых через сеть. Например, можно выбирать заказы только текущего месяца. Можно создать отдельные запросы «последний месяц», «этот квартал», «последний квартал» для пользователей, нуждающихся в «исторических» данных.

2 В первоначальный запрос целесообразно включать только те поля, которые необходимы для представления самых основных сведений.

3Не следует включать в первоначальные запросы поля типа OLE Object и MEMO.

ЗАДАНИЕ

Работа с запросами

30.В окне База данных активизировать вкладку Запрос и нажать кнопку Создать.

31.Выбрать режим Конструктор и подтвердить выбор.

32.В появившемся окне Добавление таблицы выделить имя таблицы, из которой будет производиться запрос (СТУДЕНТЫ) и выполнить команду Добавить. Список полей этой таблицы должен появиться в окне Запрос на выборку.

33.Закрыть окно Добавление таблицы.

34.В оставшемся окне Запрос на выборку щелкнуть верхнюю левую ячейку, относящуюся к заголовку Поле.

35.В данной ячейке введите имя первого поля создаваемого запроса, например, Фамилия.

36.Аналогичным образом заполнить остальные ячейки первой строки – Имя, Пол, Дата рождения, Группа

37.Установить сортировку по полю Фамилия.

38.В строке Условия отбора внести в нужные поля критерии отбора: в поле Группа - БУА-12 (данные для условия отбора вносить в таком же виде, как они внесены в таблицу)

39.В строке Вывод на экран значок «галочка» означает, что в результате выполнения запроса данное поле будет выводиться на экран.

40.Выполнить команду Запрос – Запуск или использовать соответствующую пиктограмму.

Лабораторная работа №7

MS Access. Создание отчетов

Цель работы: привить у студентов навыки создания отчетов.

ЗАДАНИЕ

Разработка отчета

27.В окне База данных активизировать вкладку Отчеты и щелкнуть на кнопку Создать.

28.С помощью мастера отчетов создать отчет для вывода сведений о студентах группы, выбрать для отчета следующие поля: Номер, Фамилия, Имя, Дата рождения. В качестве источника данных использовать таблицу СТУДЕНТЫ. При создании отчета использовать сортировку по полю Фамилия, вид отчета Табличный, стиль – Строгий. Ввести имя отчета.

Закрыть отчет и выйти в окно База данных.

Для создания отчета, в котором фигурирует информация из различных таблиц базы данных, используют предварительно формированный запрос.

Построить отчет, сформированный на основе созданного запроса Приказ.

6. В окне База данных активизировать вкладку Отчет и нажать кнопку Создать.

7. В окне Новый отчет выбрать Мастер отчетов и источник данных – запрос Приказ.

8. Дальнейшие действия работы с Мастером выполните самостоятельно: Тип представления данных – по таблице СТУДЕНТЫ, уровни группировки – не задавать, осуществить сортировку по группам, внутри каждой группы упорядочить фамилии в алфавитном порядке, вид макета – табличный.

9. Если необходимо сделать какие либо изменения макета отчета, представьте его в режиме Конструктора. Для этого используйте меню Вид – Конструктор или пиктограмму Конструктор.

10.В поле заголовков отчета вставьте дату с помощью команды Вставка – Дата. Отчет должен иметь следующий вид:

ПРОЕКТ ПРИКАЗА

Группа Фамилия Имя Отчество Процент
         

11.Сохранить отчет.

Контрольные вопросы

1. Какие существуют способы создания отчетов?

2. Для чего предназначены отчеты?

3. Чем отличается способ создания форм от создания отчетов?

4. Каким образом можно отредактировать готовый отчет?

5. Можно ли в отчете использовать поля с данными, относящимися к типу Поле объекта OLE?

Лабораторная работа №8

Тема 3 Основные понятия архитектуры Электронно-вычислительная машина

Лабораторная работа №9

Булева алгебра. Логические операции. Формулы и их преобразование.

Цель работы :Изучить логические элементы: конъюнктор, дизъюнктор, инвертор, научить составлять логические схемы из логических выражений, научить вычислять значение логических выражений по логической схеме, научить записывать логические выражения по логическим схемам.

Логический элемент “И”.

На входы А и В логического элемента подаются два сигнала (00, 01, 10 или 11). На выходе получается сигнал 0 или 1 соответствии с таблицей истинности операции логического умножения.

Логический элемент “ИЛИ”.

На входы А и В логического элемента подаются два сигнала (00, 01, 10 или 11). На выходе получается сигнал 0 или 1 в соответствии с таблицей истинности операции логического сложения.

Логический элемент “НЕ”.

На вход А логического элемента подается сигнал 0 или 1. На выходе получается сигнал 0 или 1 в соответствии с таблицей истинности инверсии.

Пример 1.Для вычисления логического выражения: 1 или0 и1 нарисовать схему, отражающую последовательность выполнения логических операций. По схеме вычислить значение логического выражения.

При построении логической схемы необходимо соблюдать порядок выполнения логических операций. Здесь наглядно отражено то, что первой выполняется операция и, затем или.Теперь в порядке слева-направо припишем выходящим стрелкам результаты операций, промежуточные результаты пишем над стрелками:

В результате получилась 1, т.е. «истина».

Пример 2.Дано выражение: не (1 и(0 или 1) и1). Вычислить значение выражения с помощью логической схемы.

Учитывая скобки в выражении, строим логическую схему.

Результат вычисления: 0.

Также вы должны научиться записывать логическое выражение по логической схеме. Как это делается?

Для примера возьмем предыдущую схему.

Анализируем сколько переменных, сколько операций будет содержать выражение. Начинаем с конца схемы, т.е. с последней операции. Так как последний элемент – инверсия, значит отрицаться будет все выражение. Мы видим, что схема содержит конъюнкцию 1, 1 и дизъюнкции 0 и 1. Получается, что выражение выглядит так:

Задание:

1) Пусть а, b, с — логические величины, которые имеют следующие значения: а = истина, b = ложь, с = истина. Нарисуйте логические схемы для следующих логических выражений и вычислите их значения:

а и b;

а или b;

не а или b;

а и b или с;

а или b и с;

не а или b и с;

(а или b) и (с или b);

не (а или b) и (с или b);

не (а и b и с).

2) Построить логические схемы по логическому выражению:

х1 и (не х2 или х3);

х1 и х2 или не х1 и х3;

х4 и (х1 и х2 и х3 или не х2 и не х3).

3) Выполните вычисления по логическим схемам. Запишите соответствующие логические выражения:

1) 2)

4) Дана логическая схема. Построить логическое выражение, со­ответствующее этой схеме. Вычислить значение выражения для

х1 = 0, х2 = 1;

х1 = 1, х2 = 0;

х1 = 1, х2 = 1;

х1 = 0, х2 = 0.

5) Упростить полученное в задаче 4 выражение и построить для него новую логическую схему.

6) Дана логическая схема. Построить соответствующее ей логическое выражение. Вычислить значение выражения для

х1 = х2 = 1, х3 = х4 = 0;

х4 = 1 и любых х1, х2, х3;

х1 = 0, х4 = 0 и любых значениях х2, х3.

7) Упростить полученное в задаче 6 логическое выражение и построить для него новую логическую схему.

8) Дана логическая схема. Построить соответствующее ей логическое выражение.

Вычислить значение выражения для

х1 = х2 = х3 = 1;

х1 = х2 = х3 = 0;

х1 = 0, х3 = 1 и любых значениях х2

9) Упростить полученное в задаче 8 логическое выражение и построить для него новую логическую схему.

Лабораторная работа №10

Лабораторная работа №11

Лабораторная работа №12

Блок-схемы (элементы блок-схем, типы блоков).

Цель:Научить составлять блок-схемы для различных типов алгоритмов.

Лабораторная работа №13

Md имя каталога

Чтобы создать текстовый файл следует ввести команду:

Сору con имя-файла

После ввода этой команды нужно будет поочередно вводить строки файла. В конце каждой строки надо нажимать клавишу Еntеr, а после ввода последней - нажать клавишу F6 и затем Еntеr. Команда copy выведет сообщение 1 file(s) copied (Один файл скопирован)и на диске появится файл с указанным Вами именем.

Для вывода текстового файла, на экран можно использовать команду Туреили copy con. Формат команды:

Type имя-файла

Copy имя-файла con

Для удаления файлов имеется команда del. Формат команды:

Del имя-файла

Если Вы захотите удалить все файлы из каталога, например, с помощью команды del *. *, то DOS спросит Вас:

Rd имя-каталога

Для переименования файлов имеется команда ren (Rename). Формат команды:

Ren имя-файла1 имя-файла2

Параметр имя-файла1 задает имя (или шаблон имен с символами * и ?) переименовываемых файлов, параметр имя-файла2 новое имя (имена) файлов.

Переименовываются все файлы из заданного каталога, подходящие под шаблон, заданный в первом имени файла в команде. Если символы * и ? имеются во втором имени файла в команде, то символы имен файлов на соответствующих позициях не изменяются.

Для копирования файлов имеется команда copy. Формат команды:

Сору имя-файла1 имя-файла2

Move имя-файла имя-каталога

Здесь в имени-файла можно использовать символы * и ? (для перемещения в другой каталог нескольких файлов). При перемещении одного файла в другой каталог возможно пере именование этого файла. Формат команды:

Filefind имя-файла

Задание:

1. Перегрузите компьютер в режиме DOS или запустите программу NC и отключите обе панели.

2. Выведите на экран интерактивный справочник по командам.

3. Очистите экран.

4. Выведите на экран системную дату компьютера. Смените эту дату на 10.12.94 год.

5. Установите сегодняшнюю дату.

6. Выведите на экран системное время. Смените время на 9:12:15.

7. Установите текущее время.

8. Выведите на экран версию DOS.

9. Перейдите на диск D:.

10. Перейдите на диск С:.

11. Перейдите в каталог student, а затем в подкаталог с именем вашей группы (если данного каталога нет, то создайте его).

12. В каталоге с именем вашей группы создайте дерево каталогов согласно схеме:

Лабораторные работы по информатике - student2.ru

13.Создайте текстовые файлы (Текст, который должен быть записан в файл указан в скобках):

а) в каталоге DOOM создайте два текстовых файла zakon1.txt(Истцом может быть только)и zakon2.txt(законный владелец имущества);

б) в каталоге GNR создайте два текстовых файла zakon3.txt (Иск может быть заявлен только к владельцу,) и zakon4.txt (фактически обладающему вещью на момент требования);

14.Просмотрите созданные вами файлы.

15.Склейте текстовые файлы:

а) в каталоге DOOM склейте два текстовых файла zakon1.txtи zakon2.txtрезультат склеивания поместите в файл zakon12.txt

б) в каталоге GNR склейте два текстовых файла zakon3.txt и zakon4.txt результат склеивания поместите в файл zakon34.txt

16.Скопируйте:

а) файл zakon3.txt из каталога GNR в каталог DOOM.

в) файл zakon3.txt из каталога GNR в тот же каталог (в каталог GNR) с именем text.

17.Переименуйте:

а) файл zakon4.txt в каталоге GNR и дайте ему новое имя zakon4.bak

Переместите файл text из каталога GNR в каталог F117.

18.Удалить:

а) файл zakon4.bak из каталога GNR.

в) каталогARS.

19.Скопируйте все файлы с расширением .txt из каталога DOOMв подкаталог F19

20.Запустите операционную систему Windows (команда Win).

Контрольные вопросы:

1. Какая команда используется для вывода на экран интерактивного справочника?

2. Какая команда используется для вывода на экран системной даты и системного времени?

3. Какая команда используется для очистки экрана?

4. Какая команда используется для вывода на экран версии DOS?

5. Какая команда используется для смены вида приглашения DOS?

6. Как сменить диск?

7. Как перейти в каталог?

8. Как просмотреть содержимое текущего каталога?

9. Какая команда используется для создания каталога?

10. Какая команда используется для создания текстового файла?

11. Какая команда используется для просмотра текстового файла?

12. Какая команда используется для копирования файлов и каталогов?

13. Какая команда используется для конкатенации файлов?

14. Какая команда используется для переименования и перемещения файлов?

15. Какая команда используется для удаления файлов и каталога?

16. Как указывается полный путь к файлу или каталогу?

Лабораторная работа №14

Удаление является одной из самых опасных операций на компьютере. Получив сигнал на удаление файла система объявляет занятое им место на диске место свободным и любая операция записи, которая последует за этим сигналом, может безвозвратно погубить файл.

Для включения файла или каталога в группу, необходимо установить курсорную рамку на его имя и нажать клавишу Ins. Имя файла, включенного в группу, будет высвечено желтым цветом. Для исключения файла из группы надо навести курсорную рамку к файлу и снова нажать Ins.

При работе с группой файлов или каталогов в запросах о доступности удаления, копирования, перемещения, переименования не перечисляются их имена, а только указывается количество файлов и каталогов.

Задание:

1. Запустите программу "Norton Commander".

2. Рассмотрите внешний вид экрана программы.

3. Переместите курсорную рамку на последнюю строку панели, а затем на первую строку панели.

4. Переместите курсор на имя файла, а затем на имя каталога и посмотрите как изменяется содержание статус - строки.

5. Сделайте активной другую панель.

6. Измените внешний вид экрана NC, используя клавиши управления панелями:

а) уберите и восстановите обе панели;

б) уберите и восстановите неактивную панель;

в) поменяйте панели местами;

г) уберите и восстановите левую и правую панель;

д) сменить диск на левой и

Наши рекомендации