Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
А4. Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.
Шестнадцать лет служу — такого со мной не бывало.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
2) Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи, при отсутствии глагола-связки.
3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
4) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставляется содержанию первой части.
В1. Определите, какому сложноподчинённому предложению синонимично данное бессоюзное предложение. Напишите союз, который можно поставить между частями этого предложения.
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость, и прямая честь.
________________________________________________________________
С1. Напишите, какую роль играют в речи синтаксические синонимы.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Тест 14. Бессоюзные сложные предложения
Вариант 2
А1. Какое предложение является бессоюзным? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Всем известно и Москва не сразу строилась.
2) Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой и назовёт меня всяк сущий в ней язык.
3) Где мёд там и мухи.
4) Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспоривай глупца.
А2. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Я оглянулся: третьей тройки уже за нами не было.
2) Вспыхнул свет: я зажмурил глаза.
3) Вьюга злится, вьюга плачет, кони чуткие хранят.
4) Будет дождик — будут и грибки.
А3. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.
Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
А4. Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.
Джельсомино запел — в окрестных домах повылетали стёкла.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
3) Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи, при отсутствии глагола-связки.
4) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставляется содержанию первой части.
В1. Определите, какому сложноподчинённому предложению синонимично данное бессоюзное предложение. Напишите союз, который можно поставить между частями этого предложения.
Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.
________________________________________________________________
С1. Напишите, в чём вы видите сходство и различие между союзными и бессоюзными сложными предложениями.
Тест 15. Сложные предложения
С различными видами союзной
И бессоюзной связи
Вариант 1
А1. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) И вот прошло пять веков как умер художник, а творения его живы.
2) В комнате своей он поднимал с пола всё, что ни видел: сургучик, лоскуток бумажки, пёрышко, и всё это клал на бюро или на окошко.
3) В доме все уже легли, но никто не спал, и Наде всё чудилось, что внизу играют на скрипке.
4) Чем шире становился Енисей, тем положе делались берега, утихало течение, река усмирялась, катила воды без шума и суеты.
А2. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Когда Каштанка проснулась, было уже светло и с улицы доносился шум, какой бывает только днём.
2) В начале XIV века происходит разделение функций: законодательная отходит к парламенту, а исполнительная — советникам короля, которые выполняли роль правительства и получали законную силу лишь после клятвы в верности монарху.
3) На тёмном небе начинали мелькать звёзды, и мне показалось, что они гораздо выше, чем у нас на севере.
4) Долго я глядел на него с невольным сожалением, как вдруг едва приметная улыбка пробежала по тонким губам его и, не знаю отчего, она произвела на меня самое неприятное впечатление.
А3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?